Дидактические игры на уроках труда в начальных классах и их влияние на познавательную активность обучающихся коррекционной школы


Основной задачей школы VIII вида является подготовка детей с ограниченными возможностями здоровья к трудовой деятельности. С самого первого дня обучения в школе активность ребенка нацелена на трудовое, физическое, эстетическое и нравственное воспитание, формирование умственной, коммуникативной, познавательной областей деятельности ребенка, развитие социально-бытовых навыков. С начала обучения педагоги методически включают обучающихся в профориентационную работу. Труд считается фундаментом жизнедеятельности обучающихся в специальной (коррекционной) школе VIII вида.


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

За многие годы сформировались этапы и структура трудовой и профессиональной подготовки воспитанников. Они ориентированы на принципы профессионально-трудовой социализации.  

Существует три этапа реализации профессионально-трудовой направленности обучения школьников.

  • Первый этап – восьмилетнее образование, включающее в себя две ступени (с первого по четвертый классы — пропедевтический период; и с пятого по восьмой классы — общий период трудовой подготовки).
  • Второй этап – третья ступень (девятый класс — обобщающий период).
  • Третий этап – четвертая ступень (десятый (одиннадцатый) классы — углубленная трудовая подготовка).

Мы остановимся более подробно на пропедевтическом периоде пребывания ребенка в школе.

На пропедевтическом периоде основной трудовой направленностью является занимательный труд. С самого первого дня обучения обучающимся прививаются навыки самообслуживания, умение работать по образцу, качественно доводить дело до конца. Уроки труда в коррекционной школе VIII вида имеют коррекционную направленность: на них происходит развитие памяти, внимания, мышления, воображения, мелкой моторики. На этом этапе также проводится профессиональное просвещение: младших школьников знакомят с различными видами ручного труда и с разнообразием профессий.

Основными задачами первого этапа являются выработка у обучающихся позитивного отношения к самообслуживающему труду, привитие санитарно-гигиенических норм, выработка предметно-практической деятельности, умения координировать свои действия. Кроме того, в задачи входит развитие речи, практического и образного мышления, эмоционально-волевой сферы.

Любимой формой деятельности детей младшего школьного возраста является игра. С приходом ребенка в школу, его учебная деятельность только начинает формироваться, соответственно, игровая форма деятельности продолжает преобладать. В игре дети учатся адаптации к незнакомым ситуациям, приобретают опыт коммуникации. Поэтому именно игра так важна для детей в самом начале обучения.

В школе VIII вида в 1-4 классах на уроках трудового обучения широко используются дидактические игры. Они являются одной из форм обучающего воздействия на ребенка. Учитель с помощью дидактической игры создает для ребенка условия, в которых он учится самостоятельно действовать в данной ситуации и с данными предметами. Таким образом, обучающийся приобретает чувственный и собственный действенный опыт. Учащимся в коррекционной школе особенно важно развивать способы ориентировки в окружающем мире. Дидактическая игра служит этой цели. Кроме того, она формирует у обучающегося эмоциональное положительное отношение к заданиям. Это также позволяет реализовывать общеобразовательные, коррекционные и воспитательные задачи.

Само трудовое обучение используется как способ исправления недостатков познавательной деятельности: воображения, наблюдательности, речи, пространственной ориентировки. Наиболее успешно это достигается посредством дидактических игр.

Преимущества использования игры, как формы деятельности младших школьников на уроках труда, на наш взгяд очевидны. Дидактическая игра требует сложной умственной деятельности, поэтому она и способствует осуществлению задач умственного воспитания.

Любая дидактическая игра имеет свои правила, которые создаются педагогами для реализации обучающих, коррекционно-развивающих и воспитательных задач. Поэтому игра является наиболее адекватным и важным путем включения детей младшего школьного возраста в учебную работу.

Поскольку дидактическая игра подразумевает включение фантазии и воображения, то она становится средством повышения настроения обучающегося, а также благоприятно сказывается на проявлении интереса к учебному процессу. Положительные эмоции активизируют деятельность детей, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием произвольного внимания, памяти, ассоциативной деятельности, формирования аналитико-синтетической деятельности. Обучающиеся во время игры учатся сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Это свидетельствует о корригирующей роли дидактических игр.

Кроме того, дидактические игры позволяют осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся на уроке. Учитель дает задания, учитывая индивидуальные возможности учащегося, предлагает на выполнение посильные задания и упражнения, учитывает умственные и психические возможности обучающегося. Это позволяет максимально развивать способности каждого учащегося.

Несомненным является и влияние дидактических игр на нравственное воспитание обучающихся. Во время игры формируются представления о бережном отношении к окружающему миру, о взаимоотношениях с одноклассниками и педагогами, о нормах поведения, о положительных и отрицательных свойствах личности. На уроках трудового обучения дидактические игры также помогают решать воспитательные задачи. В первую очередь речь идет о положительном воспитании к труду. Например, при выполнении такого вида работы, как изготовление игрового материала для группы продленного дня, воспитывается первоначальное трудолюбие, формируется бережное отношение к продуктам труда. Также дидактические игры оказывают влияние на эстетическое воспитание, физическое воспитание. Игра укрепляет коллективные эмоции и переживания, вызывает эмоциональный подъем и хорошее самочувствие.

Дидактические игры способствуют приобретению навыка работы в коллективе. Если при поступлении в школу некоторые из обучающихся не умеют общаться со сверстниками, не владеют навыками коммуникации, то благодаря играм такие дети раскрываются, учатся действовать сообща, учатся умению ждать, соотносить свои действия с действиями одноклассников, стремиться к совместной цели.

Таким образом, для педагога специальной (коррекционной) школы VIII вида игра является одним из инструментов воспитания у обучающихся устойчивого интереса к интеллектуальной деятельности, активизации познавательных способностей, способствующим успешности обучения в целом.

Кроме того, игра способствует расширению возможностей и способностей учеников, в том числе и различных способов самоконтроля и самооценки.

Список литературы:

  1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., - М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 160 с.
  2. Крылова О. Н., Самсонова Л. Ю. Поурочные разработки по трудовому обучению. 1 класс. Учебное пособие – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 223.
  3. Крылова О. Н., Самсонова Л. Ю. Поурочны разработки по трудовому обучению. 2 класс. Учебное пособие – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 254.
  4. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В.В. Воронковой — М.: Школа-Пресс, 1994. —— 416 с.
  5. Н.П. Павлова. Трудовое обучение в 1-3 классах вспомогательной школы: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1988. – 176 с.

Об авторе: Кузьмина Екатерина Александровна, учитель начальных классов, МКОУ «Школа-интернат №92», г. Нижний Новгород.


Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: