Урок «Восприятие, истолкование, оценка лирического стихотворения как вид работы. На примере стихотворения Ф.И. Тютчева "От жизни той..."»


Конспект урока

Тема: «Восприятие, истолкование, оценка лирического произведения на примере стихотворения Ф.И.Тютчева «От жизни той, что бушевала здесь…»

От жизни той, что бушевала здесь,

От крови той, что здесь рекой лилась,
Что уцелело, что дошло до нас?
Два-три кургана, видимых поднесь...
Да два-три дуба выросли на них,
Раскинувшись и широко и смело.
Красуются, шумят,- и нет им дела,
Чей прах, чью память роют корни их.
Природа знать не знает о былом,
Ей чужды наши призрачные годы,
И перед ней мы смутно сознаем
Себя самих - лишь грезою природы.
Поочередно всех своих детей,
Свершающих свой подвиг бесполезный,
Она равно приветствует своей
Всепоглощающей и миротворной бездной.

17 августа 1871

Цель урока – дать первичные навыки анализа стихотворения, что является необходимым навыком во время работы с поэтическими текстами на уроках, при подготовке к олимпиадам по литературе (в старших классах одно из заданий – анализ стихотворения), а также к ЕГЭ.

План урока

  1. Обозначение темы как одного из видов литературоведческого анализа. Определение требований и навыков.
  2. Анализ стихотворения по заданному плану.
  3. Подведение итогов работы.

Ход урока

А. Вступительная часть. Комментарии учителя. Основные требования и правила работы с поэтическим текстом. терминологический минимум. Толкование формулировки темы, которое базируется на безусловном владении учащимися определенной суммой знаний, в т.ч. понимании лирики как особого рода литературы.

Б. Анализ стихотворения Ф.И.Тютчева «От жизни той, что бушевала здесь…». Форма работы – диалог между учителем и учениками, вопросно-ответная система.

а) Литературоведческая и терминологическая подготовка

Вопросы

Возможные ответы, комментарии

- Что такое лирика как род литературы? Каковы особенности лирического познания мира?

 

Дополнительный вопрос:

А нужно ли это, важно ли это в наш рациональный век?

 

 

- Какова роль поэта в человеческом обществе?

 

- Почему личное мироощущение поэта становится общим достоянием?

 

- Автор и герой стихотворения совпадают?

 

 

 

 

 

 

- Почему же так велико воздействие именно поэтического слова?

 

 

 

Особенностью лирики является не рациональное, интеллектуальное осмысление действительности, а эмоциональное, настроенческое, чувственное.

 

В зависимости от ответов учитель должен подчеркнуть необходимость в любой ученической работе этой личной оценки, заинтересованности, увлеченности темой.

 

Поэт – создатель настроения, выразитель состояния души.

 

Настоящий поэт всегда затрагивает те темы, те вопросы, которые называются «вечными», и делает это так, что его слова становятся словами многих.

 

Нет. Существует специальный термин – лирический герой. Стихотворение становится общим достоянием именно потому, что в лирическом герое – не только автор, но и какое-то общее мироощущение близких по духу людей. (См. баллады В.Высоцкого).

Хотя, безусловно, в творчестве многих поэтов, особенно 20 века, граница между авторским «я» и лирическим героем размыта (В.Маяковский, С.Есенин, Н.Гумилев и др.).

 

Дело в лаконичности, яркости художественных образов, обращении напрямую к душе, в особенностях развития лирического сюжета, в рифме, ритме и т.д.

Подведение итогов. Все, сказанное выше, может играть роль вступления, например, в экзаменационной работе (последняя част ЕГЭ по литературе), а также быть использовано в любой работе, посвященной оценке лирического стихотворения.

б) Чтение стихотворения Ф.И.Тютчева. Попытка определить основной мотив и эмоциональный настрой (в т.ч. и в связи с общим мировоззрением автора). Каково общее ощущение и восприятие от прочитанного?

При истолковании любого стихотворения можно пойти двумя путями:

- пояснять, комментировать последовательно, строфа за строфой;

- говорить о стихотворении в целом, выделяя главное на данном этапе анализа.

Если идти по второму пути, то учащиеся в процессе анализа должны ответить на три вопроса:

- Что хотел сказать автор?

- Зачем он это сказал?

- Как он это сказал?

То есть речь идет о теме, идейном содержании и художественных средствах.

- Итак, о чем говорит автор в стихотворении, какова его тема?

Найти ключевые слова, которые эту тему очерчивают.

 

- Зачем автор поднимает эту тему, что он хочет заявить?

 

- Каков жанр этого стихотворения?

 

 

 

 

 

 

- В стихотворении повествуется о неком историческом факте. Является ли он центром стихотворного сюжета?

 

 

- На чем строится лирический сюжет?

 

 

-  Какова оценка этого противопоставления (найти в тексте)?

 

- Как выглядит человек в этом противостоянии?

 

- Как понимаются приведенные слова?

 

- Но неужели «жизнь, что бушевала здесь», и впрямь бесполезна?

Найти слово, которое опровергает это.

 

- Какие чувства вызывает у автора подобное положение дел?

 

 Эти слова – природа, память, мы (люди, «человеки»). Тема сосуществования природы и человека

 

 

 

Природа вечна, а человек мал и мелок по сравнению с ней.

 

Размышление, вернее фрагмент размышления (стихотворение без экспозиции. Автор говорит «здесь», не уточняя где.

Комментарий: если ученик знает, пусть излагает историю создания стихотворения. это может сделать и учитель.

 

 

 

Нет. Историческое событие может быть особо важным в эпическом произведении (романе, поэме, повести). В лирике главное – эмоциональное осмысление события, движение чувств. Это называется лирическим сюжетом.

 

На противопоставлении мира природы и человеческой жизни, мира материального и мира духовного.

 

Это трагическое противостояние. В нем побеждает природа: «Природа знать не знает о былом», «Всепоглощающая бездна»

 

«Призрачные годы» (о человеческой жизни), «греза природы».

 

Человеческая жизнь – временная , преходящая в масштабах вселенной.

 

«Подвиг бесполезный».

 

 

 

 

 

Восхищение человеком. Лирический сюжет построен на понимании сложности и трагичности мироустройства. Человек смертен, он песчинка, «память» о нем «роют корни дуба». Но он, порождение природы, смеет поднять голову, муравей смеет встать вровень со слоном.

Вера в человека.

Итак, до сих пор говорилось о теме и идее стихотворения. Но необходимо сказать и о том, как удалось автору донести до читателя свое миропонимание.

- Как, какими художественными средствами оперирует автор?

 

 

 

 

- На какой знак препинания следует обратить внимание?

 

 

- Каковы особенности рифмы?

 

 

- В первой части какая часть речи подчеркивает единоборство человека и природы?

 

- Есть ли там эпитеты и определения?

 

 

- А что преобладает во второй части?

 

 

 

- Какие знаки препинания подчеркивают основную мысль автора о смирении перед законом природы и восхищении человеком?

Прежде всего, это особенности композиции: довольно частое у Тютчева деление на описательную часть и последующие размышления по поводу (см. «Фонтан»).

 

Между первой и второй частью «тире», в данном случае знак противопоставления.

 

Две первые строфы – кольцевая рифма, 3 и 4 – перекрестная.

 

Глаголы: бушевала, лилась, красуются, шумят, а также причастия и деепричастия.

 

Нет. У не одухотворенной человеком природы один закон – действие.

 

Определения. Потому что размышление – это оценка происходящего.

 

Начало стихотворения – риторический вопрос, многоточие (неясность, неопределенность, сомнения).

Финал – точка (осознание неизбежности и жизнеутверждающий знак)

 

Были заданы три вопроса (что, зачем, как написано) и даны ответы на них. В результате ученики должны попытаться прийти к определенным выводам и согласовать их с мировоззрением Тютчева, чьей настольной книгой был «Апокалипсис», а любимым эпитетом – «роковой».

В. В качестве заключения могут быть предложены несколько вариантов:

- сопоставление личных оценок, взглядов учащихся после прочтения и анализа стихотворения на поднятую поэтом проблему;

- попытку увидеть и показать вневременность и современность данного произведения, т.к. он написано на экзистенциальную, «вечную» тему. Личное впечатление автора от исторического факта обращается в философское размышление о величии природы и вере в человека.

Стихотворение минорное, но благодаря мастерству поэта вселяет уверенность в нужность, необходимость каждой человеческой жизни и Человека вообще.


Полный текст материала Урок «Восприятие, истолкование, оценка лирического стихотворения как вид работы. На примере стихотворения Ф.И. Тютчева "От жизни той..."» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кузнецова Наталья Николаевна  Публикатор
учитель русского языка и литературы, ГБОУ СОШ № 1948 "Лингвист-М" г. Москвы
06.11.2015 0 776 201
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0