Урок литературы «По страницам пьесы-сказки С.Я. Маршака "Двенадцать месяцев"»


Цели урока:

  • Углубить и продолжить работу по выяснению характеров героев, вырабатывать умение аргументировать свои суждения ссылками на текст;
  • Развивать навыки выразительного чтения,  связную речь, умение  работать с иллюстрациями и соотносить их с содержанием;
  • Содействовать эстетическому воспитанию учащихся.

Оборудование: выставка рисунков-«обложек» и иллюстраций к произведению; декорация к кукольной постановке, кроссворд.

Эпиграф:

Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

А.С. Пушкин

Опережающие задания:

1-ой группе – нарисовать обложку к произведению;

2-ой группе – инсценировать эпизод «Урок королевы»;

3-ей группе – выразительное чтение отрывка по ролям (1 д., 2 к.);

 4-ой группе – составить советы артистам, играющим в этой сцене;

5-ой группе – составить рассказ о зимнем лесе с т.з. очевидца;

6-ой группе – нарисовать костюмы братьев месяцев,

 7-ой группе – составить викторину «Угадай героя по высказываниям».

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя. Обсуждение рисунков-«обложек».

- Наверное, вы согласитесь, что лицо книги – это её обложка. Скажите, какою должна быть обложка, чтобы книгу захотелось взять в руки? (Интересная, яркая,  красивая.)

- Чем же можно заинтересовать читателя? Что изобразить? (Портреты главных героев, иллюстрацию к интересному эпизоду, отразить идею.)

- Давайте посмотрим,  какие обложки создали ребята к сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев». Ученики представляют свои работы. Экспертная группа оценивает, выбирает лучшую обложку.

  1. Объявление темы урока.

       Вот эту книгу нам захотелось взять в руки. Мы открываем её. Но что это? Пустые странички. Заполним их. Воссоздадим сказку. Мы отправляемся в путешествие «По страницам сказки С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев».

  1. Викторина «Угадай героя по высказываниям».

- Кого же мы повстречаем на своём пути? Кто населяет страницы? (Герои, которые в пьесе называются действующими лицами.)

- Проверим, как хорошо вы знаете их. Дома вы готовились к викторине. (Ребята друг другу читают цитаты, отгадывают, о ком идёт речь.)

    4.  Кукольная инсценировка «Урок королевы».

- А как мы узнаем о характерах персонажей? Ведь в пьесе нет авторской характеристики. (О характе6рах персонажей мы узнаём по их по поступкам и действиям.)

- Вспомним ключевые сцены, где проявляются как нельзя лучше характеры действующих лиц. Первая наша остановка «Классная комната королевы во дворце».  Смотрим кукольное представление.

- Докажите, что во время «королевского урока» всё происходит как бы наоборот.

- Каковы результаты такого «ученья»? (Королева издаёт сумасбродный приказ: доставить во дворец подснежников из зимнего леса. И кто-то должен стать жертвой  королевского каприза. Ясно, что человека, отправляющегося в лес для выполнения этого приказа, ждёт гибель. Поэтому старуха с дочерью отправляют падчерицу. Да и как отправляют!)

- Прочитаем  по ролям эту сцену.

5.  Выразительное чтение по ролям.

Но прежде прослушайте советы артистам: как они должны держаться, каким голосом и с какой интонацией читать? (Проверка индивидуального домашнего задания.)

Старуха говорит с падчерицей сурово, властно, в её голосе нет сострадания, жалости. Тон приказной, угрожающий. С дочкой она ласкова, уступчива.

Дочка обращается к своей сестре грубо, требовательно, она не терпит пререканий, насмехается над бедняжкой, пускается в слёзы, чтобы её послушали.

Падчерица говорит ласково, приветливо, пытается по-доброму переубедить.

После прочтения:

- Убедительны были наши актёры, использовали они советы?

-  В отношении каких героинь верна пословица: «Яблоко от яблони недалеко падает»? Обоснуйте свою точку зрения. (У старухи и её дочки много общего. Они подлые, бездушные, привыкли думать о себе, своей выгоде, ненавидят падчерицу, завидуют ей.)

6. Словарная работа.

- На доске записаны слова, соотнесите их с образами  трёх девочек: падчерицей, дочкой, королевой.

     Кроткая, послушная, грубая, злая, дерзкая, капризная, добрая, жестокая, весёлая, бессердечная, своенравная, решительная, трудолюбивая, жадная, приветливая, завистливая, сварливая, сердечная, скромная, ласковая, избалованная, ленивая.

7.  Словесное рисование. Описание зимнего леса с точки зрения очевидца.

    По прихоти жестоких людей падчерица оказывается в зимнем лесу. Как отнесётся к девочке Природа? Ведь лес – это дикий, суровый бор. То наглухо запирается стеной падающего снега от непрошеных гостей, то посылает на них метелицу, то щедро открывает простому и трудолюбивому человеку свои несметные богатства. Лес со всеми обитателями  - это равноправный персонаж пьесы Маршака. И недаром в Японии, где пьеса была экранизирована, её хорошо знают под названием «Лес живёт».

-  Каким вы видите лес, куда попала падчерица? Домыслите, дорисуйте картину из немногословной ремарки. (Проверка индивидуального домашнего задания.)

Просмотр иллюстраций учащихся.

8. Работа с эскизами. Описание костюмов двенадцати месяцев.

    В лесу Природа оказалась более милостивой к падчерице, чем её близкие. Ворон, белка оберегают сироту, на помощь к ней приходят и двенадцать месяцев.

-  Догадайтесь по костюмам, кто его владелец, какой месяц.

Авторы эскизов подробно знакомят со своими работами.

- Почему месяцы-братья помогают девочке? (Из-за уважения к её трудолюбию, скромности, выдержке.) Подтвердите свой ответ текстом.

9.  Разгадывание кроссворда.

   Наша книга почти готова. Есть обложка, иллюстрации, охарактеризованы персонажи, проанализированы основные события. Но без чего немыслима книга? Это слово зашифровано в кроссворде. Зачитываются  отрывки из пьесы,  а  нужное слово пропускается.

  1. « А пока вот тебе этот… Не с пустыми же руками возвращаться тебе от братьев-месяцев». (Сундук)
  2. «Как же я её … буду? Я ещё никого никогда ни о чём не…. Я только умею приказывать. Ведь я королева!» (Просить)
  3.  «Пусть… у тебя три года поживут, дом и двор посторожат. А через три года, если станут посмирнее, приводи под Новый год сюда». (Собаки)
  4. « А чтобы и в самом деле не забыла, вот тебе … на память. Смотри на него и вспоминай меня. Если случится беда, брось его на землю, в воду или в снежный сугроб и скажи…» (Колечко)
 

 

10. Подведение итогов. Рефлексия.

Обращение к эпиграфу урока. (Зло наказывается, добро торжествует.)

- Чему учит сказка? Какие качества осуждаются?

 - Чья работа на уроке понравилась? Какие будут пожелания?

Выставление отметок.

- Кому понравился урок, прикрепите цветок к корзине, нарисованной на доске. (На парте у каждого лежит бумажный цветок подснежника.)

11. Домашнее задание

Составить кроссворд или викторину по сказкам, предложенным для внеклассного чтения.


Полный текст материала Урок литературы «По страницам пьесы-сказки С.Я. Маршака "Двенадцать месяцев"» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кулевич Елена Евгеньевна  Публикатор
Учитель русского языка и литературы, ГОУ Гимназия №5 г. Гродно»
16.05.2016 0 442 71

Скачать материал с сайта


Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0