Литературная гостиная "Серебряный век русской культуры"






Литературная гостиная

«Серебряный век русской культуры в литературе и живописи»
Цели:

  1. Познавательная: более подробно ознакомить учащихся с основными художественными стилевыми направлениями в литературе и живописи, увидеть отображение истории в искусстве.

  2. Обучающая: научить учащихся работать в группах, взаимодействовать друг с другом при подготовке нового материала, выступать самим и слушать выступающего.

  3. Воспитательная: усилить взаимопонимание среди одноклассников, повысить социальную значимость каждого учащегося, научить понимать прекрасное.

Тип мероприятия: внеклассное, работа в группах.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийная установка.

Подготовка: класс делится на 8 групп. Каждая группа получает задание подготовить материал и презентацию по определенному стилевому направлению в литературе или живописи. Выступление группы не должно превышать 5-7 минут. Капитаны команд оценивают подготовительную работу каждого участника своей команды самостоятельно.

Мероприятие организовывается как литературная гостиная. Поэтому каждая группа готовит скатерть, свечи и чай.

Распределение тем по группам.

Литература.

Живопись

1.Критический реализм

1.Реалилзм «Товарищество художественных передвижных выставок».

2.Имажинизм. Акмеизм.

2.Импрессионизм.

3.Символизм.

3.Символизм «Голубая роза». Модерн «Мир искусства»

4.Футуризм.

4.Авангардизм. Абстракционизм. Примитивизм. «Бубновый валет». «Ослиный хвост».



Ход мероприятия.

Вступительное слово учителя. Звучит тихо мелодия Рахманинова. Музыка Стравинского и Скрябина звучит фоном на протяжении всего мероприятия. Горят свечи. Столы накрыты к чаепитию. Для более полного погружения в атмосферу начала XX века школьную форму необходимо заменить соответствующими костюмами.

Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами постараемся воссоздать атмосферу литературных гостиных и художественных выставок рубежа XIX-XX веков, периода, который вошел в историю как Серебряный век русской культуры.

Эпоха серебряного века - это судьбоносное время в истории нашей страны. Время, когда вихри революций и войн проносились по бескрайним просторам России и врывались в жизнь каждого человека. Кто-то с восторгом принял грядущие перемены, кто-то был категорически не согласен и был вынужден покинуть родину. Свои переживания, свое видение этих событий люди искусства отразили в своих произведениях.

Литераторы и художники различных стилевых направлений создавали творческие объединения. Поэты читали стихи на художественных выставках, а художники выставляли свои картины в литературных гостиных. Символизм, реализм, футуризм были ярко выражены как в литературе, так и в живописи.

Вот и мы сегодня объединились в 4 группы. Первая группа представляет критический реализм в литературе и живописи. Вторая группа – акмеизм, имажинизм и импрессионизм. В третью группу объединились господа футуристы и авангардисты. Ну а символисты и модернисты образовали четвертую группу.

Мы внимательно послушаем выступления друг друга, познакомимся с творчеством всех художественных объединений и проведем викторину.

В конце XIX века и в литературе и в живописи преобладает реализм, поэтому первым нас познакомят со своим творчеством господа литераторы-реалисты.

Учитель предоставляет слово команде реалистов.

Выступление сначала команды литераторов, затем художников.


Учитель: поэт-сатирик Саша Черный о появлении совершенно нового направления в искусстве со свойственным ему юмором рассказал в стихотворении «Рождение футуризма»

Художник в парусиновых штанах,

Однажды сев случайно на палитру,

Вскочил и заметался впопыхах:

«Где скипидар? Давай скорее – вытру!»

Но, рассмотревши радужный каскад,

Он в трасе творческой интуитивной дрожи

Из парусины вырезал квадрат

И … учредил салон «Ослиной кожи»

Выступление команды Авангардизм. Футуризм. Абстракционизм. Примитивизм.

Учитель: Система эстетики символистов, их философские

устремления вызревали в годы политической реакции, наступившей после разгрома революционного народничества. Это была эпоха общественного застоя, эпоха торжества обывательщины – смутное, тревожное безвременье.

В те годы дальние, глухие,

В сердцах царили сон и мгла:

Победоносцев над Россией

Простер совиные крыла,–

писал впоследствии об этой эпохе Блок.


Выступление команды символистов и модернистов.

Учитель: Акмеизм объединил поэтов, различных по идейно-художественным установкам и литературным судьбам. В этом отношении акмеизм был, может быть, ещё более неоднородным, чем символизм. Общее, что объединяло акмеистов, – поиски выхода из кризиса символизма. Имажинисты заявляли, что главной целью творчества является создание образа. Импрессионисты стремились запечатлеть мгновение. Все эти художественные направления объединяло стремление передать красоту окружающего мира.

Выступление команды акмеистов, имажинистов и импрессионистов.


Учитель: спасибо всем командам. Анализ выступления команд.

Ну и в заключение нашей встречи обещанная викторина.

Викторина готовится учителем в виде презентации. Презентация прилагается.

Музыкальное сопровождение команды подбирают самостоятельно, в соответствии с заданной темой или учитель может воспользоваться файлами из приложения.


Слайд 1
«Серебряный век русской культуры в литературе и
Слайд 2
Установите соответствие: Направление Представители 1.Символизм В.Маяковский 2.Акмеизм 3.Имажинизм 4.Футуризм 1 2 А) 3 Б) А.Блок В)Н. Гумилев Г) С.Есенин 4
Слайд 3
«Прогулка. Влюбленные» М.Шагал «Девушка с персиками» В.Серов « Смерть комиссара» К.Петров-Водкин «Царевна Лебедь» М.Врубель
Слайд 4
В.Серов А.Ахматова В.Маяковский М.Цветаева М.Шагал С.Есенин
Слайд 5
Реализм К.Коровин Авангардизм А.Бенуа Символизм И.Репин Модерн М.Врубель Импрессионизм Н.Рерих
Слайд 6
… Мне нравится, что вы больны не мной, Мне нравится, что я больна не вами,  Что никогда тяжелый шар земной  Не уплывет под нашими ногами. М.Цветаева Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым… С.Есенин
Слайд 7
 Асфальт – стекло. Девушка пела в  церковном хоре Иду и звеню. Леса и травинки – О всех усталых в сбриты. чужом краю, На север с юга О всех кораблях, ушедших в море, идут авеню, на запад с востока – О всех, забывших радость свою. стриты. В.Маяковский А.Блок

Полный текст материала Литературная гостиная "Серебряный век русской культуры" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Павлова Лариса Юрьевна  павлор
25.08.2015 1 3374 524

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
Всего: 1
avatar
1 марьем-доча • 10:28, 24.10.2016
спасибо огромное