Самоанализ урока литературы в 9 классе


Данный материал содержит самоанализ урока, который создавался перед аттестацией учителя.

Урок проведен в 9 классе. В классе 19 человек (из них  9 мальчиков и 10 девочек).Всех учащихся можно поделить на три группы: учащиеся с высоким, средним и низким уровнем мотивации.  Согласно диагностике  уровня обученности (по П.И. Третьякову)  в классе 5 учеников имеют  5 уровень обученности, 7 учащихся - 4 уровень обученности, 4 ученика - 3 уровень и 3 ученика - 2 уровень. Большинство учащихся способно работать в хорошем темпе в течение всего урока. Психологический климат в классе хороший, на уроках атмосфера взаимопонимания и доверия. 

Тема урока: «Чацкий в системе образов комедии»

Это 6 урок из 8 запланированных по теме А.С. Грибоедов «Горе от ума». Содержание темы в большей степени связано с художественным восприятием учащимися комедии «Горе от ума» и обращением к их жизненному опыту. В этом-то и особенность, которая позволяет реализовать важнейший дидактический принцип связи урока с жизнью. На последующих уроках запланирована работа с критической литературой и подготовка к написанию сочинения. Таким образом, каждый последующий урок опирается на ранее усвоенные знания.

Цель и задачи поставлены в соответствии с требованиями программы, с учетом возрастных особенностей учащихся и психологических основ процесса обобщения и систематизации: 

ЦЕЛИ УРОКА:Раскрыть влияние героев комедии на художественный образ Чацкого через

  1. активизацию раннее полученной информации о героях комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
  2.  приемы новаторства А.С. Грибоедова в области литературного языка

ЗАДАЧИ УРОКА:
Образовательные: 

  • формирование навыков работы с драматическим произведением;
  • создать условия для формирования ключевых компетенций:
  • коммуникативной (устной) компетенции;
  • учебно-познавательной (планирование познавательной деятельности; нахождение, переработка, использование информации для решения учебных задач);
  • информационной (поиск и сбор информации, ее переработка и передача).

Развивающие:

  • развитие навыков анализа и синтеза;
  • развитие умения выделять главное; 
  • развивать культуру речи при выступлениях;
  • способствовать обогащению словарного запаса учащихся;
  • развивать мышление, связную речь, внимание, память;
  • выдвигать гипотезы, искать доказательства, проверять правильность решения проблемы;
  • навыки делового партнерского общения, монологической и диалогической речи, артистические умения.

Воспитательная:

  • совершенствование уважительного отношения к русской литературе;
  • формирование эстетического вкуса;
  • воспитание организованной личности;
  • формирование культуры речи.  

Проведенный урок изучения художественного текста соответствует всем современным программным требованиям. Он спроектирован с учётом содержания примерной программы и обязательного минимума содержания общего образования по литературе. Важнейшей задачей организации такого урока являлось усвоение, систематизация и обобщение знаний через анализирование художественного текста. Основным источником систематизации и обобщения знаний для учащихся был учебник, текст комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», различные средства наглядности и дидактические раздаточные материалы.

В соответствии с типом урока была выбрана следующая структура:

  1. Организационный момент (1 мин);
  2. Актуализация и целеполагание  (12 мин);
  3. Обобщение и систематизация (26 мин);
  4. Рефлексия (5 мин);
  5. Постановка домашнего задания (1 мин).

Этапы урока логически связаны между собой. На всех этапах использовалась компьютерная презентация. 

Исходя из темы урока «Чацкий в системе образов комедии» - на этапе актуализации учащиеся были распределены на 4 команды. С целью систематизации полученных ранее знаний каждой команде по очереди задавались вопросы мини-игры на знание текста комедии «Горе от ума». Для оценки своих знаний ребятам был предложен «Маршрутный лист», в котором отражены основные этапы деятельности учащихся на уроке.Учащимися совместно с учителем были выделены цели урока.Каждый ученик определил собственные цели и записал их к себе в тетрадь.

Чтение учащимися наизусть монологов (монолог Чацкого «А судьи кто?»,  монолог Фамусова «Петрушка, вечно ты с обновкой…») помогало развитию монологической речи и  артистических умений.

На начальном этапе обобщения и систематизации учащиеся совместно с учителем с помощью приема КЛАСТЕР систематизировали имеющиеся знания о центральном герое комедии. Далее учащимся были предложены задания на карточках, которые способствовали развитию следующих умений:

  • умения выделять главное;
  • умения обобщать информацию;
  • выдвигать гипотезы, искать доказательства, проверять правильность решения проблемы;
  • делового партнерского общения;
  • умения точно и кратко высказываться о личности героя, используя как простые, так и сложные синтаксические конструкции.

Таким образом, знания не сообщались в готовом виде, а приобретались учащимися в ходе самостоятельной работы. 

Схожесть заданий для групп помогала выработать целостное представление о героях произведения, на основе разных точек зрения критиков и выступающих у учащихся сформировалось свое отношение к комедии и её героям.

После выполненной кропотливой работы группы поочередно выступали с краткими ответами на поставленные вопросы, приводя аргументы и выражая свое отношение по данному вопросу. Происходило обсуждение. Другие группы задавали вопросы по методике приёма «Толстые и тонкие вопросы», высказывали свое мнение, что в свою очередь помогало отработке навыка:

  • аналитического цитирования (введение цитат в высказывания);
  • применению знаний в измененной ситуации; 
  • умению строить высказывания и соотносить их с жизнью.

На этапе рефлексии учащиеся обсудили и обобщили главные проблемы и мысли о героях в сравнении с современностью. Также им было предложено составить синквейн. Таким образом, учащиеся поделились своими  впечатлениями от произведения и проделанной ими работы. В течение данного этапа учащиеся слушали интересные мысли товарищей,формировали окончательное представление о произведении.

Этап постановки домашнего задания содержал в себе разъяснения по содержанию и способу выполнения домашнего задания. Оно состояло из двух частей: теоретической и практической.Теоретическая - составить кроссворд по творчеству А.С. Грибоедова (не менее 15 слов).Практическая - инсценировать один из эпизодов комедии «Горе от ума».

Структура урока построена с учётом использования активных форм организации познавательной деятельности – групповой работы, которая позволяет обеспечить активное участие каждого в продвижении материала.   

Формирование коммуникативной компетенции выполнялось через использование следующих методов и приемов: публичное выступление, групповая форма работы, учебный диалог, обмен мнениями, обсуждение проблемной ситуации, анализ текста.

Формирование учебно-познавательной компетенции: метод гипотез, проблемная ситуация, целеполагание, рефлексия.

Формирование информационной компетенции: работа со справочной литературой.

Разнообразие видов деятельности и формы организации работы учащихся: фронтальная, групповая и индивидуальная, способствовали активизации познавательной деятельности учащихся, поддержанию их интереса к содержанию урока.

Все задания давались в деятельностной форме. Использование разнообразных заданий   способствовало развитию мыслительной деятельности, которая необходима для дальнейшего обучения и повышения эффективности образовательного процесса.

Хорошая психологическая атмосфера на уроке поддерживалась благодаря заинтересованности учащихся ходом урока, созданию проблемной ситуаций, сотрудничества с учениками.

Итак, по итогам урока поставленные цель и задачи были выполнены следующим образом:

  • обучающая: было дано представление о комедии, взгляды критиков на произведение ученики обсуждали сначала в группах, а потом при межгрупповом общении, что способствовало выработке своей точки зрения на произведение. Позиция учеников была осмыслена в ходе урока. Таким образом, каждый ученик, поработав на уроке в группе или выполняя индивидуальные задания, выступая с ответом, усвоил тему. 
  • развивающая: в ходе урока ученики по предложенным заданиям работали в группах, общались как внутри групп, так и осуществляя межгрупповое общение. Они выдвигали и отстаивали свою точку зрения, слушали мнение других, задавали вопросы, вступали в диалог, развивая диалогическую речь, достигая умения инициировать учебное взаимодействие с учителем и одноклассниками. Выступая с ответами, ученики развивали монологическую речь. Таким образом, каждый ученик либо выступал с устным ответом, либо готовил индивидуальное задание, либо активно работал в группе. 
  • воспитательная: толерантность складывается из терпимого доброжелательного отношения к другим людям и их труду, умения прислушиваться и уважать мнение других, даже если оно противоположно вашему. Этому на уроке, научились ребята, работая в группах, осуществляя межгрупповую работу, выполняя творческие задания. Перед учащимися ставилась цель общаться культурно, слушая друг друга.

Таким образом, все поставленные цели и задачи выполнены, у каждого ученика проверена степень их достижения в индивидуальном порядке – это зафиксировано в их индивидуальных маршрутных листах.


Полный текст материала Самоанализ урока литературы в 9 классе смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Окулова Екатерина Викторовна  КДС
20.08.2017 0 1341 130
Комментировать

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0