Программа организации полевых экологических практикумов; 8 - 10 классы


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждениелицей№8 г. Пермь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа организации полевых экологическихпрактикумов

 

Учебная и исследовательская деятельность школьников 8,10 классов вприроде

наполевыхэкологическихпрактиках.

 

 

 

 

 

Автор:ПаравинаЕленаВалерьевна,

учительгеографии

 

 

 

 

 

Пермь2021г.

Аннотация

Представляемаянижепрограммаэкологическогообразованиядетейсоставлена учителем географии лицея №8 г. Перми, для проведения полевыхпрактик8,10классов(профильная)естественнонаучногопрофилянабазеМАОУ«Лицей№ 8»

Даннаяпояснительнаязапискасодержиткраткуюинформациюобособенностяхпрограммы,ееструктуреисодержании,целяхизадачах,условияхеереализации,основных методах иформах работысучащимися.

Программусоставила –ПаравинаЕ.В.учительгеографии

Дляреализациипрограммыпривлеченыучителяхимии,биологии,географии.

Возрастучащихся.

Программа рассчитана научащихся 8, 10 классов естественнонаучногопрофиля(программа«Зеленаястрана»(профильнаяпрактика)).Принезначительной модификации возможно также применение данной программы,какдля младшихшкольников,так идлядругихпрофилей.

 

Содержаниепрограммы.

Программапредставляетсобойразвернутоеизложениеалгоритмаорганизациипрактическихзанятийпоестественнонаучнымдисциплинам(географии, химии, биологии и экологии) для учащихся 8,10-х классов лицея.Занятияпроводятсявформекраткосрочныхполевыхэкологическихпрактикумов.

Программаможетбытьреализованавлюбыхэкспедицияхипоходахшкольниковвприроду.

Программа рассчитана, на учителей-предметников (географов, биологов,экологов,химиков),имеющихвозможностьижелающихобогатитьпреподавание своих дисциплин изучением реальных объектов в естественныхусловиях существования.

Методической основойпрограммы являются подходы, формы и методыработысдетьми,традиционноприменяемыевобразования-натуралистическийподход иполевыеметодыоценкиприроднойсреды.

 

Сущностьюпредлагаемогоданнойпрограммойподходаявляетсяпроведениесошкольникамикраткосрочныхэкологическихпрактикумов,впроцессе которых дети знакомятся с реальными, живыми объектами природы,учатсясамостоятельнопознаватьявленияипроцессы,происходящиевприроде,изучаютвзаимосвязиживыхинеживыхкомпонентовприроды,атакжевлияние человеческойдеятельности наэкосистемы.

Идеальным при проведении полевых экологических практикумов являетсятакжеблизкоерасположениеприродныхобъектовмикрорайонаНагорный,Индустриальногорайона(особоохраняемаяприроднаятерритории

«Андроновскиепруды»,долинарекиМулянкиидр.).Благодаряэтомупроисходит недостижимое в других условиях погружение учащихся в предмет,вдетях проявляются иные, ранее нераскрытыевозможности.

Такимобразом,программаэкологическихпрактикумовпредставляетсобой не только программу экологического образования, но также и программуэкологического воспитаниядетей.

Для учащихся (8,10 классы) предусмотрено более углубленное изучениеприроды, посредством их вовлечения с самостоятельную исследовательскуюдеятельность.Врамкахэтойпрограммыэкскурсионнаяознакомительнаядеятельность составляет не более 10-15 % учебного времени, остальное времязанимаетпроведениесамостоятельныхмини-исследованийвприроде,основанныхнапримененииактуальныхнаучныхметодовисследования,составлениеписьменногоотчетаили публичногодоклада.

Цельизадачипрограммы.

Главнойцельюданнойпрограммыявляетсявнедрениепрактическихформиметодикпреподаванияестественнонаучныхдисциплин(биологии,химии,географии иэкологии) влицее.

Взадачиданнойпрограммывходит:

  1. разработкасодержанияобразования(обучения)детейнапримереобъектов,существующихвестественныхусловиях;

  2. разработка и адаптация современных методов описания и исследованияобъектовприродыиэкосистемприменительнокпрактикеэкологическогообразования;

  3. разработканепосредственныхприемов(способов)активизациимеханизмов саморазвития и самообразования детей посредством их вовлечениявпрактическуюучебнуюиисследовательскуюдеятельность;

  4. разработка организационных основ использования «натуралистических»методовобучения врамкахучебных программ лицея;

 

Условияреализации.

Программарассчитананаучащихся8,10-хклассовлицеякакдляестественнонаучных потоков, так и для не профильных потоков. При этом, какпоказываетопыт,существенныхразличийвглубине,объемеисложностиизучаемогоматериалаприобученииучащихсяразличныхкатегорийнетребуется-водинаковойстепенидляучащихсякакнепрофильных,такиспециализированных объединений характерен весьма низкий уровень знаний онатурных исследованияприродной среды

Учебные занятия в рамках программы осуществляются, по возможностина базеМАОУ «Лицей № 8»., где учащиеся проходят профильную практикупод руководством учителей предметников.

Занятия в рамках программы проводятся преподавателями, прошедшимиподготовкупопроведениюполевыхработ.

Срокизанятий.

Программарассчитанана1год

В рамках программы предусмотрено проведение летней полевой практики.(Прижеланиипрактикумымогутпроводитьсякруглогодично)Продолжительностьодногосезонногопрактикумапопрограмме«Зеленаястрана.(Профильная практика)» -7дней

Успешностьиинтенсивностьпрохожденияучебногокурсаврамкахданной программы зависит от слаженной работы педагогического коллективаосуществляющегополевуюпрактику.

 

Число учащихся.

Числоучащихся,одновременно проходящихкурсобучения,зависитот

«физических» возможностей места проведения практикумов. С точки зренияоптимальности ведения учебного процесса учебные занятия ведутся в группахпо8-12человекнаодногопреподавателя.

 

Основныеметодыиформыработысдетьми.

Основнымметодическимподходомврамкахданнойпрограммыявляется

«натуралистический» подход - т.е. обучение и воспитание детей в природнойобстановке,напримереживых,«реальных»объектов,существующихвестественных условиях.

Двумяосновнымиформамиобучения,приэтом,являютсяполевыеэкскурсиии самостоятельнаяисследовательскаяработа.

 

Экскурсионная форма обученияпредполагает ознакомление учащихся среальными объектами и явлениями природы- рельефом, почвами, воднымиобъектами, растениями и животными, а также существующими между нимивзаимосвязями в экосистемах.Программасоставленатакимобразом,чтобыохватитьвсёвозможноеразнообразиеэлементовприродыипроанализироватьихфункционированиев

летний период. При этом основной упор на экскурсиях делается на наиболеешироко распространенные объекты и на наиболее типичные и интересные дляпознаниязакономерности ихсуществования.

 

Самостоятельнаяисследовательскаядеятельностьпредполагаетпроведениедетьмиопределенногонаборагеографических,биологическихикомплексныхэкологическихисследований,сиспользованиемзаранееотобранных,адаптированныхметодик.

Изчислаобщепринятыхвнаукеметодов,былоотобранонесколько,сприменением которых возможна наиболее полная характеристика природнойсреды,охватывающихосновныеобъектыприродыиэкологическиегруппыорганизмов.Сиспользованиембазовыхметодикразработаныучебно-исследовательских заданий, более или менее равномерно распределенных понескольким предметам – географии (ландшафтоведение), биологии (зоология иботаника),геоэкологии(экологическиймониторинг),врамкахпрограммы.

Самостоятельнаяисследовательскаяработаучащихсявключает:постановкуцелейизадачисследования,выборметодики,планированиеисследования, сбор материала, его первичную обработку, анализ и осмыслениеполученных данных, написание отчета (статьи, проекта), его защиту на учебно-исследовательскойконференции.

Привыполнениисамостоятельныхисследовательскихработучащиесямогутпользоватьсяметодическимипособиями,которыеявляютсянеотъемлемойсоставнойчастьюпрограммыипозволяют,вобщихчертах,вести исследования самостоятельно. Функцияпреподавателей на этом этапеограничиваетсяконсультациямииобщим«курированием»процессаработы.

Оценказнанийучащихся.

Врамкахпрограммы«Зеленаястрана»(Профильнаяпрактика)оценказнанийиуменийучащихсяпроводитсяввидезачетовиоценок,которыевыставляются в зачетный лист и по итогамдокладов на конференции «научно-исследовательских»работ.Приэтомитоговаяоценкапорезультатамзащиты

проектов(засодержаниеработы,использованиеметодик,правильностьинтерпретациирезультатовивыводов,качестводоклада,оформлениематериаловкзащитеит.п.),являетсяинтегральнойхарактеристикойвсегонаборазнаний,уменийинавыков,полученныхучащимисявтечениевсегопериодаобучения.

 

Апробацияпрограммы.

Программареализуетсяколлективомучителей(географии,биологии,химии и экологии) МАОУ «Лицей № 8» с 2006г.Программа в ее нынешнемвидеформироваласьпостепенно,апредпосылкамикеесозданиюбыли:

  1. Опытполевыхработуавторов,

  2. наличиепреподавателей-профессиональныхбиологов,экологов,химикови географов,

  3. пробудившийсяипостоянновозрастающийинтересшкольниковКсамостоятельному изучению природной среды, получению собственныхрезультатов полевых работ и собственно полученных знаний о природной средеМестом проведения практикумов является микрорайон Нагорный,

ИндустриальногорайонагородаПерми.

Тематическоепланирование.Программа«Зеленаястрана»(Профильнаяпрактика8,10классы)

 

 

Предметы и основные тематические

направленияисследовательскихработ

Лето

(час.)

Всего

(час.)

1.Введение

1

1

2.География(ландшафтоведение)

Съемкаместности

1

1

Геологическиеипочвенныеисследования

2

2

Комплексные исследования на ландшафтном

профиле

2

2

Обработкапробпочввлаборатории

2

2

Итого:

8

8

3.Биология(зоология,ботаника)

Морфологияиопределениерастений,изучение

флорыи фауны

1

1

Экологиярастенийиживотных

2

2

Изучениеназемныхэкосистем

2

2

Итого:

5

5

4.Геоэкология

Обучение оценке качества компонентов

природнойсредыопытнымпутем

1

1

Описаниеприродныхусловийтерритории

2

2

Характеристикаводоемов

1

1

Изучение физико-химических параметров

природныхвод

2

2

Изучениеводныхрастенийиживотных

2

2

Итого:

7

8

Итогопопрограмме:

21

21

 

Распределение учебного времени: теоретические занятия (лекции) - 10 %;планирование исследования - 10 %; знакомство с методиками - 10 %; сбор ипервичная обработка материала - 25 %; анализ результатов - 15 %; подготовкаотчета -15%;

Общийобъемучебныхчасовпопрограмме«Зеленаястрана»(Профильная практика)(8-10 классы) – 21 часов. По 3 часа в день - 7 дней.Общаяпродолжительностьпрограммыполевыхпрактикумов«Зеленаястрана»1 годвдальнейшем практика можетбытьпродленадо2-хлет.

 

Содержаниепрограммы

Теория

  1. Введение.Окурсеиегозадачах-1 час

Организацияработыпоисследованию:ведениедневника,взятиепроб,описаниеобъектовисследования,протоколописания,техникабезопасностиприпроведенииработ,написаниеотчета,реферированиелитературы

  1. География

Съемкаместности.-1 час

Историявозникновениякартиихиспользование.Значениепланаместностивобычнойжизничеловека.Видыкарт,фотографияместности,космическиеснимки.Построениепростейшегопланаместности.Измерениевысотыхолма спомощьюнивелира.

Географическая широта и долгота. Определение на местности, на карте,учебныеигры.Контрольное занятие

ГеологическиеипочвенныеисследованияОпытныйучастокикартографированиенаместности.Оформлениеиописаниепланаопытногоучастка,егозамер,съемка местности. -2час

Комплексные исследования на ландшафтном профиле. - 1 часПочва.Отборпроб.Профиль-1час

Изучениепочвынасвоемопытномучастке:структуры,видапочвы,особенностейееформирования,изучениепрофиля,горизонтовпочвы,водопроницаемости.

Обработка проб почв в лаборатории. Изготовление образцов почв ихопределение.-2часа

Биология(зоологияиботаника)

  1. Морфологияиопределениерастенийиживотных,изучениефлорыифауны -1час

  2. Экологиярастенийиживотных.Описаниесобранныхрастенийпоформе.-2часа

  3. Изучение наземных экосистем. Описание растительности попротоколу,ярусность,виды,доминирующие,вымирающие.2часа

 

Геоэкология(экологическиймониторинг)

  1. Обучение основам постановки опыта: закладка пробных площадок,размеры,описание.1час

Обработка опытных данных: дневниковая запись и ее обработка, занесениеданных вбазуданных,компьютернаяобработкаполученныхданных.

Картаприродныхзониклиматическаякарта.Обучающаяиграпоопределению природных зон и определение по карте климата в разных частяхЗемли.РассматриваютсясезонныеявлениявПермскомкраеивобщемповсему земному шару.Устанавливается в ходе беседы значение фенологическихнаблюденийдлянаукиидля человекаиегохозяйственнойдеятельности.

  1. Описание природных условий территории.Знакомство с природойродного края.2часа

Жизнь в лесу. Описание природы и замер параметров окружающей среды впределах Пермскогокрая

  1. Характеристикаводоема:егоширина,глубина,течение,берега,прозрачность воды, географическое определить местонахождение и занести насвойпланместности.

Гидроэкология,водныеобитателипрудов,рек,речушек,луж.1час

  1. Изучение природных водрек, прудов. Биоиндикация водных экосистем.Используяметодбиоиндикацииобследоватьсамостоятельноодинизприродныхобъектовиописатьего.Рассматриваютсяособенностиприспособленияорганизмовкизменяющимсяусловиямвнешнейсреды.-2часа

  2. Изучение водных растений и животныхВ ходе экскурсии собираютсядомики ручейников, различных организмов- планарий, пиявок личинок стрекоз,водныенасекомые:клопы,жуки,водоросли.

Изучениеводныхрастенийиживотныхприпомощиспециальногооборудование,сбориподсчет,хранениесобранногоматериала.2часа

 

Измерениявнаучно-исследовательскойработе:точность,достоверность,значениеотрицательногорезультатавнауке.

Подготовкаотчета.

Форма отчета, обзор литературы, формирование содержания отчета: главы,части,абзацы.

Изготовление стенда и рекламного бюллетеня по своей работе.Оформлениеколлекционногоматериала.

Выступлениенаконференции,печатьстатьивСМИ,репортажпорадио,телевидению.

 

Предполагаемыерезультатыдеятельностиучащихся.Реализацияобразовательных задач.

В ходе обучения учащихся по этой программе они получат углубленныезнания естественных наук. Показателем успешного прохождения программыпервого уровня обучения – желание продолжать обучение по различным темаместественнонаучнопрофиля.Онисистематизируютзнаниявобластиестественных наук. Учащиеся приобретут умение использовать теоретическиезнанияпоэкологии практически.

 

Учащиесябудут знать:

  • определенияисодержаниеосновныхпонятий:экология,средажизни,экологическийфактор,биологические ритмы,экологическая ниша,;

  • основныесвязивпопуляцияхживыхорганизмов;

  • охарактеревзаимодействиячеловекаиорганизмов,путяхиспособахуменьшениявредноговлияния,

  • обосновныхзакономерностяхдействийэкологическихфакторов,

  • механизмахсезонногоповеденияорганизмов,

  • классификациювсехосновныхтиповивидоввзаимодействийорганизмаиокружающей среды.

Учащиесябудутуметь:

  • приводитьпримерыразличныхвзаимоотношениймеждуорганизмамиивнешней средой,

  • пользоватьсяметодикойдляопределенияиопределятьразличныетипыотношений,

  • описыватьэкологическуюнишуотдельногоорганизма,

  • оцениватьвозможные экологические последствия при исчезновении тогоилииноговидаорганизмов,

  • проводитьпростейшиенаблюденияи измерениясцельюхарактеристикиэкологическойниши организма,

  • фиксироватьрезультатынаблюденийвокружающейсредеиоформлятьэтирезультатыввиде графиков,диаграмм,таблиц.

  • прогнозировать особенностисуществованияорганизмов приизменениисреды.

  • статистическиобрабатыватьрезультатыисследований,

  • узнавать наиболее распространенные растения и животных своейместностии выявлятьихпотребности вресурсах.

 

Результатыповоспитаниюмолодогоученого

Предлагаемаясистемаестественнонаучногообразованияшкольниковобеспечиваетвыполнениетребованийобразовательныхстандартовпоестествознанию,способствуетреализацииобразовательногостандартапоинформатике и ИКТ. И ведет к сознательной профессиональной ориентациишкольника,черезанкетирование вначале занятийивконцегода.

Литература

 

 

    1. АлексинаЕ.Ю.Технологияинтерактивногообучения/Е.Ю.Алексина //География и экология в школе XXI века. - 2007.-№ 8. - С. 55 –56.

    2. Беляева Н.Н.Формирование эмоционально-ценностнойсоставляющей экологического сознания школьников при изучении биологии /Н.Н.Беляева//Педагогическоеобразованиеинаука. -2012.-№ 8.-С.63-66.

    3. ВершининаН.И.Главноевэкологическомвоспитании-экологическаяпрактика/Н.И.Вершинина,Ковалева,Н.А.Нефедьева

//Экологическое образование: до школы, в школе, внешколы.- 2008. - №1.-С.32-34.

    1. Железнякова Ю.В.Учебно-исследовательская деятельность: (опытпроектной технологии на примере химии) / Ю. В. Железнякова //Открытаяшкола. -2010.-№7.- С.35-39.

    2. КучерТ.В.Экологическоеобразованиеучащихсявобучениигеографии:пособиедляучителя/Т.В.Кучер.М.:Просвещение,1990.-127 с.

    3. Миркин Б.М.Ролевые игры по экологии: пособие для учителей / Б.М.Миркин,Л.Г.Наумова. –М.: Устойчивый мир,2000.-270 с.

    4. Савватеева О.А., Спиридонова А.Б., Лебедева Е.Г.Современноеэкологическоеобразование:российскийимеждународныйопыт//Современныепроблемы науки и образования.–2019.– №5.;


Полный текст материала Программа организации полевых экологических практикумов; 8 - 10 классы смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Паравина Елена Валерьева  Публикатор
07.09.2021 0 798 160

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК