Статья "Размышление об электронном учебнике"


Размышления об электронных учебниках



В Петербургские школы пришли электронные учебники и мы (педагоги и родители) должны сделать для себя и для наших детей непростой выбор: какое устройство подойдет моему ребенку лучше, какое устройство удобнее для образовательного процесса, что мы хотим от электронного учебника….

На эти и некоторые другие вопросы я постараюсь ответить в данной статье.


В 2011 – 2012 году лицей, в котором я работаю, принимал участие в Федеральном проекте по апробации электронных учебников. Мне в числе прочих педагогов предстояло протестировать на 6 классах экспериментальную программу обучения с использованием ридера Pocket  Book Pro 912. Поставленное устройство является автономным, независимым от компьютера девайсом, функционально ориентированным на чтение электронных книг. Размер прибора соответствует бумажному формату А4, размер экрана - одному из стандартных книжных форматов.


С самого начала, безусловно, много нареканий вызвало отсутствие возможности передачи цвета, особенно в таких предметах, где важны цветовые характеристики изучаемых объектов (биология, география, история). Вспоминаются черно-белые учебники послевоенной поры наших мам и бабушек. Тем не менее, если акцентировать внимание ребенка на работе с текстом, что сейчас значительно утрачивается при использовании мультимедийного контента (видео, звук), то возможен парадоксальный эффект повышения интереса к текстовым формам образовательного содержания, что будет способствовать формированию привычки к регулярному чтению.


Предпочтение для ежедневной работы я бы отдала классу интерактивных мультимедийных электронных учебников, работающих в отраженном свете, как наиболее отвечающих эволюционному развитию механизма зрительного восприятия информации человека за многие тысячелетия своего развития. Надо отдавать себе отчет, что активные мониторы появились совсем недавно и нет никаких статических данных, хотя бы за 2-3 поколения людей, какая цена этому нововведению для здоровья, особенно детского. Технология E-Ink, на мой взгляд, наиболее перспективна для электронных книг и я бы предпочла работать с учениками с устройствами, реализующими цветное изображение, Ectaco jetBook Color. Наличие передачи цветной информации важно в современных обучающих средах, поэтому я рассматриваю черно-белые ИМЭУ как временный этап, связанный больше с экономикой их производства.


Как родитель я бы обязательно дополнила ежедневный ИЭМУ на технологии E-Ink нетбуком для работы в Глобальной сети в качестве дополнительного устройства для скачивания учебных материалов и размещения их в ИЭМУ, работы в системах дистанционного образования, бурное развитие которых мы наблюдаем в настоящее время.


Идеалом книжной культуры был «человек начитанный». Идеалом информационной культуры, как принято считать, станет «человек, ориентирующийся в потоках информации». Как связаны между собой эти понятия? Очевидно, второе не исключает первого, более того, «начитанность» есть фундамент для способности уверенно ориентироваться в информации. Без первого качества невозможно полноценное развитие второго. Между тем, чтение молодежи начиная с 70-х годов прошлого века становится проблемой во всех развитых странах. Сначала телевизор, а затем мультимедийный компьютер превратили чтение в «маргинальное» занятие для основной массы молодых людей. Таков общий контекст рассмотрения образовательного потенциала Pocket  Book Pro 912. В качестве основной цели применения устройства Pocket  Book Pro 912 рассматривается поддержка процесса обучения. Совершенно очевидно, что уровень качества воспроизведения электронной книги-учебника позволяет безболезненно заменить печатные книги-учебники при работе с ними в школе, тем самым раза в три-четыре разгрузив школьный ранец. Данное положение не требует особого рассмотрения. Важно обратить внимание на менее очевидный, но весьма актуальный момент.


В британском исследовании «Ситуация с чтением» в 2000 году отмечалось, что «те, кто полюбил читать в раннем возрасте, как правило, не расстаются с этой привычкой. И даже если обстоятельства в определенные периоды жизни складываются так, что у них становится меньше времени для чтения, они возвращаются к интенсивному чтению при любой представившейся возможности». Основной функцией устройства в образовательном пространстве следует считать функцию воспитательную. Точнее, функцию воспитания человека «начитанного». Размещение на устройстве комплексной «Мобильной библиотеки школьника», выстроенной на основе рекомендаций библиографов и преподавателей, и содержащей помимо учебной литературы литературу научно-популярную и художественную, психологически создаст критическую массу литературы домашней библиотеки, способной незаметно втянуть в чтение, создать привычку к систематическому чтению. Такого рода мобильную библиотеку можно рассматривать как аналог старинных домашних библиотек дворянских и интеллигентских семей XIX - начала XX вв., среди книжных шкафов которых выросло несколько поколений видных ученых, писателей, деятелей культуры России. Можно предположить, что с точки зрения современного поколения само чтение будет, что называется, «освящено» фактом применения современного компьютерного устройства, перестанет быть маргинальным занятием.


Огорчило то, что в данном устройстве не выполнилось очень важное требование к ИЭМУ: «Наличие горизонтальных связей между учебными материалами по разным предметам, в том числе, реализованных в виде гиперссылок».


Радует, что по гигиеническим требованиям к данному ИМЭУ, подтвержденными соответствующими сертификатами,  устройство приравнено к обыкновенному бумажному учебнику.


Как учитель и как мама могу сказать: не нужно выбирать лучший или идеальный электронный учебник сейчас. Мы находимся в начале долгого пути по модернизации системы обучения. Каждый год высокоточные электронные продукты совершенствуются, а это значит, что в будущем нас ждет много нового и интересного.


Полный текст материала Статья "Размышление об электронном учебнике" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Вышинская Ирина Ивановна  masik-klass
15.01.2018 0 564 27

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Читайте новые статьи

Ранее мы писали, что ученики лучше откликаются на те задания, которые вызывают эмоции. Особенно хорошо такими заданиями «разбавить» десятки однотипных заданий, на решение которых уходят часы домашней и классной работы. Почему бы вместо «Двух велосипедистов, выехавших из пункта А в пункт Б» не взять учеников Васю и Колю, выехавших с улиц Ленина и Кирова?

На наш сайт поступил вопрос от родителя: "Мой ребенок учится в первом классе. Когда дети пишут прописи или просто работают в тетрадках, учитель заставляет выделять орфограммы в слове другим цветом шариковой ручки. Для написания одного слова ребенок несколько раз меняет ручки (синяя, зеленая). Правильное это обучение?". Ответ дает учитель математики, пользователь нашего сайта. 

Оставить отзыв к материалу:
Всего: 0