Статья "Размышление об электронном учебнике"


Размышления об электронных учебниках



В Петербургские школы пришли электронные учебники и мы (педагоги и родители) должны сделать для себя и для наших детей непростой выбор: какое устройство подойдет моему ребенку лучше, какое устройство удобнее для образовательного процесса, что мы хотим от электронного учебника….

На эти и некоторые другие вопросы я постараюсь ответить в данной статье.


В 2011 – 2012 году лицей, в котором я работаю, принимал участие в Федеральном проекте по апробации электронных учебников. Мне в числе прочих педагогов предстояло протестировать на 6 классах экспериментальную программу обучения с использованием ридера Pocket  Book Pro 912. Поставленное устройство является автономным, независимым от компьютера девайсом, функционально ориентированным на чтение электронных книг. Размер прибора соответствует бумажному формату А4, размер экрана - одному из стандартных книжных форматов.


С самого начала, безусловно, много нареканий вызвало отсутствие возможности передачи цвета, особенно в таких предметах, где важны цветовые характеристики изучаемых объектов (биология, география, история). Вспоминаются черно-белые учебники послевоенной поры наших мам и бабушек. Тем не менее, если акцентировать внимание ребенка на работе с текстом, что сейчас значительно утрачивается при использовании мультимедийного контента (видео, звук), то возможен парадоксальный эффект повышения интереса к текстовым формам образовательного содержания, что будет способствовать формированию привычки к регулярному чтению.


Предпочтение для ежедневной работы я бы отдала классу интерактивных мультимедийных электронных учебников, работающих в отраженном свете, как наиболее отвечающих эволюционному развитию механизма зрительного восприятия информации человека за многие тысячелетия своего развития. Надо отдавать себе отчет, что активные мониторы появились совсем недавно и нет никаких статических данных, хотя бы за 2-3 поколения людей, какая цена этому нововведению для здоровья, особенно детского. Технология E-Ink, на мой взгляд, наиболее перспективна для электронных книг и я бы предпочла работать с учениками с устройствами, реализующими цветное изображение, Ectaco jetBook Color. Наличие передачи цветной информации важно в современных обучающих средах, поэтому я рассматриваю черно-белые ИМЭУ как временный этап, связанный больше с экономикой их производства.


Как родитель я бы обязательно дополнила ежедневный ИЭМУ на технологии E-Ink нетбуком для работы в Глобальной сети в качестве дополнительного устройства для скачивания учебных материалов и размещения их в ИЭМУ, работы в системах дистанционного образования, бурное развитие которых мы наблюдаем в настоящее время.


Идеалом книжной культуры был «человек начитанный». Идеалом информационной культуры, как принято считать, станет «человек, ориентирующийся в потоках информации». Как связаны между собой эти понятия? Очевидно, второе не исключает первого, более того, «начитанность» есть фундамент для способности уверенно ориентироваться в информации. Без первого качества невозможно полноценное развитие второго. Между тем, чтение молодежи начиная с 70-х годов прошлого века становится проблемой во всех развитых странах. Сначала телевизор, а затем мультимедийный компьютер превратили чтение в «маргинальное» занятие для основной массы молодых людей. Таков общий контекст рассмотрения образовательного потенциала Pocket  Book Pro 912. В качестве основной цели применения устройства Pocket  Book Pro 912 рассматривается поддержка процесса обучения. Совершенно очевидно, что уровень качества воспроизведения электронной книги-учебника позволяет безболезненно заменить печатные книги-учебники при работе с ними в школе, тем самым раза в три-четыре разгрузив школьный ранец. Данное положение не требует особого рассмотрения. Важно обратить внимание на менее очевидный, но весьма актуальный момент.


В британском исследовании «Ситуация с чтением» в 2000 году отмечалось, что «те, кто полюбил читать в раннем возрасте, как правило, не расстаются с этой привычкой. И даже если обстоятельства в определенные периоды жизни складываются так, что у них становится меньше времени для чтения, они возвращаются к интенсивному чтению при любой представившейся возможности». Основной функцией устройства в образовательном пространстве следует считать функцию воспитательную. Точнее, функцию воспитания человека «начитанного». Размещение на устройстве комплексной «Мобильной библиотеки школьника», выстроенной на основе рекомендаций библиографов и преподавателей, и содержащей помимо учебной литературы литературу научно-популярную и художественную, психологически создаст критическую массу литературы домашней библиотеки, способной незаметно втянуть в чтение, создать привычку к систематическому чтению. Такого рода мобильную библиотеку можно рассматривать как аналог старинных домашних библиотек дворянских и интеллигентских семей XIX - начала XX вв., среди книжных шкафов которых выросло несколько поколений видных ученых, писателей, деятелей культуры России. Можно предположить, что с точки зрения современного поколения само чтение будет, что называется, «освящено» фактом применения современного компьютерного устройства, перестанет быть маргинальным занятием.


Огорчило то, что в данном устройстве не выполнилось очень важное требование к ИЭМУ: «Наличие горизонтальных связей между учебными материалами по разным предметам, в том числе, реализованных в виде гиперссылок».


Радует, что по гигиеническим требованиям к данному ИМЭУ, подтвержденными соответствующими сертификатами,  устройство приравнено к обыкновенному бумажному учебнику.


Как учитель и как мама могу сказать: не нужно выбирать лучший или идеальный электронный учебник сейчас. Мы находимся в начале долгого пути по модернизации системы обучения. Каждый год высокоточные электронные продукты совершенствуются, а это значит, что в будущем нас ждет много нового и интересного.


Полный текст материала Статья "Размышление об электронном учебнике" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Вышинская Ирина Ивановна  masik-klass
15.01.2018 0 1779 58

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК