Самоанализ внеклассного мероприятия «Вологда литературная»; 9 класс


Самоанализ внеклассного мероприятия «Вологда литературная»

(9 класс)


Общие характеристики мероприятия

Название: Вологда литературная.

Цели

Образовательные: 1) дать учащимся представление о том, кто входит в число вологодских писателей; 2) восстановить в памяти учащихся, какие места в Вологде связаны с именами писателей и поэтов; 3) дать общее представление о биографии и творчестве некоторых из наиболее известных вологодских писателей (К.Н. Батюшков, Н.М. Рубцов, В.А. Гиляровский, В.Т. Шаламов, В.И. Белов); 4) познакомить учащихся с некоторыми произведениями вологодских писателей (О.А. Фокиной, Н.А. Клюева, С.С. Орлова, Леты Югай).

Воспитательные: 1) воспитывать патриотизм, любовь к родному краю; 2) воспитывать чувство гордости за выдающихся земляков; 3) воспитывать интерес к вологодской литературе.

Развивающие: развивать логического мышление, внимание, память, читательскую интуицию.

Класс: 11.

Форма мероприятия: викторина.

Участники: 4 команды по 6 человек; ведущий (учитель); помощник ведущего, который собирает листочки с ответами (один из учащихся); жюри (приглашенные учителя литературы).

Время и место проведения. Продолжительность мероприятия – 45 минут; мероприятие проводится в классном помещении.

Оборудование: проектор, экран для проектора, колонки для воспроизведения звука; презентация; 4 набора карточек для ответов (по одному на команду); справка для жюри; лист оценивания для жюри; таблички с перечислением членов команд (4); табличка «Жюри»; распечатки рисунков для схемы на доске.

План мероприятия

  1. Организационный момент – 2 мин.

  2. Вступительное слово учителя – 3 мин.

  3. Викторина – 36 мин.

а) разминка – 4 мин.

б) «По улицам Вологды» – 5 мин.

в) «По литературным местам» – 6 мин.

г) «Персоналии» – 9 мин.

д) «С книгой в руках» – 8 мин.

е) «Литература и музыка» – 4 мин.

4. Подведение итогов викторины – 4 мин.

Целенаправленность

Мероприятие «Вологда литературная» направлено на расширение кругозора школьников в области литературного краеведения. Мы стремились выбрать тему, которая, во-первых, была бы непосредственно связана с жизненным опытом учащихся и, во-вторых, предполагала бы углубление их знаний в области литературы. Обращение к биографиям и творчеству вологодских писателей соответствует этим требованиям. С фамилиями вологодских писателей и поэтов, цитатами из произведений этих авторов школьники сталкиваются постоянно (названия улиц Вологды; памятники; песни на слова вологодских поэтов и др.). При этом вологодская литература почти не изучается на уроках, поэтому учащиеся слабо ориентируются в ней. Кроме того, обращение к краеведческому материалу позволяет реализовать такие задачи как воспитание патриотизма, любви к своей малой родине, чувства гордости за выдающихся земляков.

При выборе формы мероприятия мы учитывали тот факт, что учащиеся данного класса с удовольствием включаются в различные игры, имеющие элемент состязательности, проявляют при этом активность и любознательность. Поэтому мы решили провести мероприятие в форме викторины.

Мероприятие «Вологда литературная» было органично включено в систему классных часов краеведческой тематики. Такие классные часы проводятся у класса раз в 1–2 месяца. На предыдущих занятиях школьники выступали с сообщениями, посвященными землякам – героям Великой отечественной войны, истории Вологды и др.

Содержание и форма

Для мероприятия была выбрана форма викторины, интересная для учащихся в силу их возрастных и индивидуальных особенностей.

При выборе содержания мероприятия мы учитывали следующее.

А. По всей видимости, чаще всего школьники соприкасаются с фактами литературной жизни Вологды через названия улиц, памятники писателям и места, связанные с писателями, песни на слова вологодских поэтов.

Б. Мероприятие предполагало обзорный характер, должно было так или иначе охватить наиболее известных вологодских писателей.

Мы стремились сделать содержание мероприятия доступным и увлекательным для школьников. Это достигалось за счёт следующего: 1) обращение к жизненному опыту учащихся; 2) использование средств наглядности (презентация; книжная выставка); 3) постоянная смена видов деятельности; 4) работа со стихотворными текстами; 5) обращение к произведениям одного из современных молодых авторов (Лета Югай). Давая краткие справки к ответам на вопросы викторины, мы сообщили школьникам много новой информации. В то же время мы опирались на жизненный опыт учащихся и знания, полученные на уроках литературы.

При составлении вопросов викторины мы старались сделать их интересными и увлекательными для учащихся. Вопросы были разного уровня сложности, имели как репродуктивный, так и эвристический и исследовательский характер.

Методика проведения

Мероприятие «Вологда литературная» проводилось на основе презентации. Викторине предшествовала краткая беседа о вологодской литературе и о необходимости иметь хотя бы общее представление об основных вологодских писателях. В игре участвовало четыре команды, две по 6 человек и две по 7 человек. Ответы на вопросы викторины команды записывали на специальных листочках, которые сдавали помощнику ведущего (один из учащихся). Помощник передавал ответы жюри. После этого мы объявляли ответ на вопрос, при необходимости давали краткую биографическую или историческую справку. Использование игрового метода способствовало повышению интереса школьников к теме мероприятия. Кроме того, как было сказано выше, этот метод привлекает учащихся данного класса. Выбранная форма мероприятия, а также характер вопросов и заданий позволили поддерживать активность и самостоятельность участников на протяжении всего мероприятия.

Викторина состояла из нескольких конкурсов, последовательность которых (карта мероприятия) была начерчена на доске.

1. «Разминка». Учащимся предлагалось прослушать песню «Я буду долго гнать велосипед…» (ансамбль «Самоцветы») и вспомнить, на стихи какого вологодского поэта она написана (Н.М. Рубцов; вспомнили 2 команды). Мы предполагали, что такое задание позволит школьникам, во-первых, отдохнуть после шести уроков и, во-вторых, настроит их на разговор о литературе. Результат в основном совпал с нашим ожиданием, однако на третьей минуте песни учащиеся начали отвлекаться, разговаривать между собой. Возможно, следовало сократить песню или дать командам ещё одно задание по ней.

После песни мы попросили учащихся вспомнить известных им вологодских писателей и поэтов. Школьники назвали немногих – Н.М. Рубцова, К.Н. Батюшкова, С.С. Орлова, О.А. Фокину и некоторых других. Несмотря на это задание вызвало прилив энтузиазма. Затем мы назвали некоторых других фамилия, попутно сообщив, каких писателей вообще называют вологодскими и рассказав о различии в территориях Вологодской области и Вологодской губернии. Однако рассказ получился довольно сухим, команды, настроившиеся на соревнование, отвлекались.

2. «Улицы Вологды». Конкурс был тесно связан с жизненным опытом учащихся и вызвал у них интерес. В среднем команды назвали по 4–5 улиц, все вспомнили улицы Батюшкова и Рубцова.

3. «По литературным местам». Конкурс также был связан с жизненным опытом школьников, вызвал интерес и оживленные споры.

4. «Персоналии». Конкурс предполагал знание основных сведений о биографии Н.М. Рубцова, К.Н. Батюшкова, В.А. Гиляровского, В.Т. Шаламова, В.И. Белова. В проведении конкурса можно отметить следующие недостатки: 1) в обсуждении участвовали не все члены команд; 2) команды неоднократно меняли свои ответы и просили повторить уже названные учителем факты биографии писателей. Возможно, лучше было дать распечатку с биографиями и попросить соотнести эти биографии с фамилиями писателей.

5. «С книгой в руках». Конкурс предполагал наличие основных навыков стилистического анализа текста или развитую литературную интуицию. Учащимся нужно было выбрать из четырёх стихотворений то, которое принадлежит определённому поэту, ориентируясь на стиль его произведений (сборники были выданы). Мы старались подобрать для этого задания стихотворения поэтов, не похожих друг на друга по художественной манере (О.А. Фокина, Н.А. Клюев, С.С. Орлов, Лета Югай). Тем не менее задание вызвало затруднения. Кроме того, в обсуждении участвовали не все члены команд, так как на команду был выдан один сборник поэта и один набор стихотворений.

6. «Литература и музыка». В этом конкурсе мы обратились к кинематографу и предложили учащимся назвать фильм, в котором прозвучала песня, написанная на стихотворение К.Н. Батюшкова. Хотя кадр из этого фильма был приведён на слайде, школьники не справились с заданием и сказали, что не слышали песню раньше. Тем не менее представляется, что последний конкурс был выбран удачно, так как дети с удовольствием послушали музыку и отдохнули от интеллектуальных конкурсов.

После завершения викторины жюри подвело итоги, которые вызвали споры между командами. Вероятно, следовало знакомить команды и с промежуточными результатами, чтобы возникало меньше вопросов о количестве баллов.

С нашей точки зрения, содержание и методика проведения соответствовали требованиям к необходимому уровню знаний учителя и педагогической грамотности. Была создана доброжелательная атмосфера, соответствующая теме классного часа. В то же время следует больше внимания обратить на поддержание дисциплины.

Результативность

Можно говорить о том, что цели мероприятия были достигнуты. Мы познакомили школьников с фактами биографии и особенностями творчества наиболее известных вологодских поэтов, назвали улицы и памятные места, связанные с именами вологодских авторов. Викторина вызвала явный интерес детей, что проявилось в виде бурного обсуждения в командах, живой включённости в игру. Особенно привлекли учащихся конкурсы, непосредственно связанные с их жизненным опытом («Разминка», «Улицы Вологды», «Памятные места»).

В целом мероприятие «Вологда литературная» вызвало у школьников положительный эмоциональный отклик, о чем свидетельствуют их высказывания после мероприятия и общий настрой во время его проведения.

Можно назвать следующие положительные черты проведённого мероприятия.

А. Познавательная значимость содержания мероприятия; обращение к фактам, не включённым в школьную программу, но встречающимся в повседневной жизни вологжанина.

Б. Соответствие выбранной темы возрастным и индивидуальным особенностям учащихся, интересное содержание, сочетающее в себе доступность, новизну и опору на уже имеющиеся знания.

В. Использование различных по характеру заданий, имеющих разную степень сложности.

Г. Органичное включение мероприятия в систему классных часов краеведческой тематики.

Д. Положительный эмоциональный настрой школьников во время мероприятия, интерес, который вызвало у них обсуждаемое, доброжелательная атмосфера во время классного часа.

Е. Поддержание высокого уровня самостоятельности и активности учащихся во время проведения мероприятия.

Ж. Наличие вспомогательного материала для проведения викторины (наборы карточек для ответов (по одному на команду); справка для жюри; лист оценивания для жюри; таблички с перечислением членов команд; табличка «Жюри»; распечатки рисунков для схемы на доске). Это способствовало созданию психологического настроя на мероприятие.

В то же время в проведении мероприятия может быть выявлен ряд недостатков.

А. От учащихся не требовалась предварительная подготовка, в результате чего не был создан предварительный психологический настрой на мероприятие.

Б. Для тех учащихся, которые имели слабое представление о вологодской литературе, мероприятие оказалось информационно перегруженным; возможно, целесообразнее было бы посвятить его творчеству одного писателя.

В. Не был продуман способ проведения конкурсов «Персоналии» (воспринимать информацию на слух оказалось сложно) и «С книгой в руках» (следовало дать как минимум три книги и три набора стихотворений на каждую команду).

Г. Не было предусмотрено объявление предварительных результатов, поэтому после сообщения итогов викторины у команд возникли вопросы о том, почему у них то или иное количество баллов.

Д. Учителю не всегда удавалось установить необходимую дисциплину, выдержать время, отводимое командам на размышление.

Е. В ходе проведения мероприятия не было обращения к книжной выставке.

Таким образом, при дальнейшем проведении подобных мероприятий необходимо учитывать следующее.

А. Продумывать предварительную подготовку учащихся к мероприятию.

Б. Продумывать способ проведения всех конкурсов, учитывая особенности восприятия информации и количество человек в команде.

В. Тщательнее следить за временем, отводимым командам на размышление.

Г. Предусматривать предварительное объявление результатов.

В дальнейшем работа с классом по выбранной теме может быть продолжена. Ряд классных часов можно посвятить творчеству отдельных вологодских писателей (Н.М. Рубцова, В.Т. Шаламова, К.Н. Батюшкова, В.И. Белова и др.). Темой отдельного мероприятия может послужить современная литературная жизнь Вологды. Кроме того, в рамках занятий по литературному краеведению могут быть организованы экскурсии в литературные музеи, пешие экскурсии по городу, встречи с современными вологодскими писателями.



Полный текст материала Самоанализ внеклассного мероприятия «Вологда литературная»; 9 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ганичева Светлана Алексеевна  Публикатор
29.10.2016 0 11165 340

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК