Проект "Безопасные краски"


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2

Свердловская область, г. Красноуральск

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Безопасные краски

 

Направление: социокультурное

Секция: современные технологии в социально-культурной сфере

Вид учебной проектной работы: творческий проект

 

 

 

 

 

Работу выполнила:

Самчук Софья Ивановна

МБОУ СОШ №2 ,3 «А» класс,

 

Руководитель:

Ирмухамбетова Улжан Урумбаевна,

учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2023г.


 

Содержание


 


 

Введение 03

  1. Теоретическая часть

    1. История возникновения красок 05

1.2Состав красок 08

2. Практическая часть

2.1Изготовление красок в домашних условиях 09

Заключение 12

Список использованных источников и литературы 13

Приложения


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

Введение

 

Актуальность выбранной темы исследования.  Все дети любят рисовать. И я не являюсь исключением. Творчество - это отражение душевной работы. Это занятие позволяет мне расслабиться и отдохнуть после школьных уроков.   Я так увлекаюсь, что забываю обо всем на свете.

Я очень люблю рисовать разными красками:  акварелью, гуашью, масляными красками. Эти краски можно купить в любом магазине канцелярских товаров. И современные художники так и поступают.  

Перед первым сентября мы с мамой отправились за покупками. В магазине меня поразило  разнообразие красок для рисования. Я задумалась. Давным-давно, когда не было магазинов и краски не изготавливали на заводах, где же художники  их брали ? Мне стало интересно : как появились краски? Какая краска была самой первой?  Можно ли изготовить экологически чистые краски в домашних условиях?  Я решила найти ответы на эти вопросы.   Определила   тему моего исследования«Безопасные краски»

Цель исследования – создание экологическичистых красок самостоятельнов домашних условиях.

Задачи исследования:

1)Отыскать в книгах, интернете и других источниках материал по теме исследования.

2) Попробовать получить краски в домашних условиях.

3)Сравнить краски, сделанные дома с купленными в магазине.

4) Провести социологический опрос среди детей по теме исследования.

5)Нарисовать рисунки, используя домашние краски.

Гипотеза:  возможно ли изготовить краски в домашних условиях.

Объектом моего исследования стали краски, сделанные в домашних условиях.

Предметом – процесс их изготовления в домашних условиях.

Во время исследования использовала методы:наблюдение,анкетирование, опыт, сравнение.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

1.Теоретическая часть.

1.1. Из истории возникновения красок.

История возникновения красок уходит своими корнями глубоко в историю человечества, в те стародавние времена, когда по земле бродили мамонты, а древние люди обитали в пещерах. Правда, назвать то, что использовалось для рисования тогда красками довольно сложно. Для их изготовления применялись подручные природные материалы — растения, древесина, различные ископаемые, минералы и т.д.

Яркие минералы притягивали взор наших далеких предков. Именно тогда человек догадался растирать такие вещества в порошок и, добавляя некоторые элементы, получать первые в истории краски. Цветная глина также шла в ход. Рисовали они на стенах пещер и скал. Считается, что самым древним из обнаруженных наскальных рисунков уже более 17 тысяч лет! При этом живопись доисторических людей довольно хорошо сохранилась.

Шло время, и человечество открывало для себя новые виды и способы производства красок. Примерно пять тысяч лет назад появилась киноварь – ртутный минерал, придающий краске алый цвет.

Краски более высокого качества стали использоваться примерно за две тысячи лет до нашей эры. Любопытно то, что такая краска одновременно появилась в двух совершенно разных, удалённых друг от друга местах — на территории Древнего Египта и в Южной Америке, у племён майя. Эти цивилизации применяли краску для отправления различных обрядов и проведения церемоний. Помимо этого, краску наконец стали использовать по своему традиционному назначению — для покрытия разных объектов и сооружений. Для изготовления красок использовались природные компоненты, только краска уже изготавливалась в практически промышленных масштабах. В качестве сырья применяли растения определённых видов и различных моллюсков – хищный моллюск с фиолетовой железой – добываемая из них пурпурная универсальная краска имела большую ценность.

Китайской цивилизации принадлежит пальма первенства в создании бумаги. Здесь же, за Великой Китайской стеной, появились лёгкие акварельные краски. В их состав, помимо красящих веществ и масел, входят мёд, глицерин и сахар.

Средневековье подарило миру масляные краски. Их преимуществом стали большая стойкость и надёжность, а также сравнительно малое время высыхания. Основой для таких красок служат натуральные растительные масла: ореховое, маковое, льняное и другие.

В России историю красок изучают по иконам. Наиболее ранними красками были:

  • «чернило копчёное»

  • голубая лазурь

  • киноварь

  • зелёные яри

  • белила

  • «творёное» золото.

Из-за уникальных особенностей производства разных красок не обошлось без исторических казусов. «Тайная вечеря», созданная знаменитым средневековым мастером Леонардо да Винчи, начала разрушаться ещё при жизни художника. Это произошло потому, что масляные краски на основе растительных жиров были смешаны с красками на основе разведённого в воде яичного белка. Химическая реакция, возникшая при этом, помешала надёжности покрытия и сохранности картины.

Ситуация начала меняться в начале 18 века. Немецкий химик по фамилии Дисбах занимался улучшение качества красной краски. Но однажды учёный получил вместо ожидаемого алого цвета краску оттенка, очень близкого к ультрамариновому. Это открытие можно считать революцией в производстве красок. Новую краску назвали «берлинской лазурью».

Однако существовало одно немаловажное обстоятельство, которое значительно понижало популярность искусственных красок. Компоненты, используемые в их составе, нередко были вредны или даже смертельно опасны для здоровья человека.

Массовое производство красок было начато менее двух веков назад. Раньше все краски изготовляли вручную: растирали в порошок минералы, смешивали их со связующими веществами. Такие краски не хранились долго. Уже спустя сутки они становились непригодными для использования.

На заре развития лакокрасочной промышленности в продаже были и готовые к непосредственному использованию краски, и сырьё для их ручного изготовления, так как многие люди придерживались консервативных взглядов и делали краски «по-старинке». Но с развитием промышленности и новых технологий готовые краски постепенно вытеснили ручное производство. С развитием лакокрасочной промышленности краски становились всё лучше и безопаснее для использования.

В последнее время возвращается спрос на натуральные краски. Скорее всего, это связано с их экологичностью и безопасностью благодаря входящим в состав природным компонентам.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Состав красок

В любой краске можно выделить 4 компонента: красящий пигмент, связующие вещества, растворитель,  наполнитель. Каждый из этих компонентов влияет на свойства краски.

В качестве связующих элементов используются клеи животного или растительного происхождения, смолы, углеводороды, которые можно растворить в воде или в маслах, твердеющие масла, различные полимеры.

В красках эти вещества играют роль пленкообразователей. То есть при высыхании краски, именно благодаря связующим, образуют на поверхности прочную пленку, удерживающую в своем составе пигменты и наполнители.

Растворители нужны для того, чтобы краски были менее вязкими, их было проще набирать на кисточку и наносить на окрашиваемую поверхность. Выбор растворителя зависит от того, какое связующее использовано в краске, как правило, в этой роли выступают вода, масла, спирты, кетоны, эфиры и другие углеводород (Приложиение1).

Наполнители вводятся в состав красок с целью модификации их текстуры и матовости. Также не обойтись без наполнителей при изготовлении термостойких красок, в том числе и тех, что применяются в гончарном деле для росписи изделий.

В настоящее время почти все краски делают в лабораториях или на заводах с использованием химических элементов. Поэтому некоторые краски даже ядовиты, например, красная киноварь из ртути.


 


 


 


 


 

2. Практическая часть.

2.1. Изготовление экологически чистых красок в домашних условиях.

Интересно, а мои одноклассники делали дома краски сами? Прежде, чем начинать эксперимент, я провела анкетирование в классе (Приложение 2).

В классе 27 человек. На мой вопрос «Любите ли Вы рисовать?» большинство ребята ответили положительно. Они любят рисовать и мелками, и карандашами и фломастерами. Но большинство ребят отдают предпочтение краскам (Приложение 3).

На вопрос: «Как Вы думаете, можно ли делать краски дома?» большая часть моих одноклассников ответили «да».

Анкетирование показало, что мои ребята из класса знают, что придает цвет домашним краскам. Это и сок свеклы, моркови, зелени и разных ягод, зеленка уголь.

Эксперимент1

План эксперимента:

1.Очистить сырьё от посторонних примесей.

2.Измельчить сырьё в порошок, если это необходимо.

3.Просеять порошок, или выжать сок.

4.Смешать сырьё со связующим веществом так, чтобы не было комочков.

Для приготовления таких красок нам понадобится :

  • 200 грамм пшеничной муки.

  • 200 мл. холодной воды( мед, яйцо, клей)

  • 1 ст. ложка растительного масло,

  • 4 ст. ложки соли.

  • красители (свекла, морковь, зелёнка, кофе, виноград),мелки цветные.

  • блендер.

Готовим связующее вещество (основу) для краски. Нужно смешать муку с солью, добавить воды и растительное масло. Тщательно всё размешать с помощью блендера, чтобы не было комочков.

Затем приступаем к приготовлению красящих элементов.

Для оранжевой краски- мелко измельчаем на блендере морковь, отжимаем сок через марлю или сито.

  Для красной или розовой – тоже самое проделываем со свеклой.

Для зеленой краски понадобится выжатый сок из укропа.

Для краски фиолетового цвета я отжала сок из винограда темного сорта.

А чтобы получился синий цвет, берём тот же сок из винограда и добавляем щепотку питьевой соды.

Для коричневой краски я использовала растворимый кофе.

Когда все красители для краски готовы, берём основу и разливаем по стаканчикам. Затем в каждый стаканчик добавляем , приготовленные нами красители, тщательно перемешиваем. Можно приступать к рисованию!

Результат эксперимента:

 В целом, структура краски получилась нежной, однородной. Краска легко захватывалась кистью, ею можно было рисовать. Краски необходимо хранить в холодильнике, не более двух дней.(Приложение 4)

Эксперимент 2

Ингредиенты:

  • Цветные мелки;

  • Вода.

Мелки измельчаем, добавляем немного воды и получаем цветные краски. Ими можно рисовать не только на бумаге, но и на стекле.

Рисовать такими красками можно не только традиционными кисточками, но и палочками, соломкой, пальцами и ладошками.

Полученные краски имеют как преимущества, так и недостатки: экологически чистые, имеют естественные цвета, трудоемки и их неудобно хранить. Но главное преимущество подобных красок – с какого возраста мы бы их не использовали, можем быть абсолютно уверены в том, что они абсолютно безвредны – ведь мы точно знаем, что входит в состав красок.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Заключение.

Моя исследовательская работа позволила мне:

-узнать, как и когда появились краски;

- выявить, ингредиенты, которые придадут цвет краске в домашних условиях;

-попробовать себя в роли художника и выполнить рисунки, приготовленными мною красками.

А также в ходе эксперимента мне удалось получить экологически чистые краски различных цветов и оттенков.

Своими исследованиями я поделилась с ребятами из класса.

Мне было интересно исследовать и проводить опыты, потому что поняла, что в природе много тайн, которые она открывает только любознательным!

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Список использованных источников и литературы

1. Учебник Всеобщая история 5 класс А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая (2014 год)

2.Орлова – Иконопись М.: Белый город, 2004.

3.Алексеева В. В. Что такое искусство? – М.: Советский художник, 19

4. Бродская Н. Импрессионизм. Открытие света и цвета.-М.: Аврора,2009

5. И. М. Титова «Вещества и материалы в руках художника», М., 2001 г.

7.  Энциклопедия для детей: Искусство. Часть 2.- М.: Аванта +, 2005.

 


 


 


 


 


 


 


 


 

Приложение 1

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Приложение 2

Вопросы для анкетирования.

 

1.Любите ли Вы рисовать?

2.Если да, то чем? (краски, карандаши или другое)

3.Как вы думаете, можно ли сделать краски дома?

4.Что может придать цвет домашним краскам?

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Приложение 3

Результаты анкетирования

 


 

 


 


 

 


 


 

 


 


 


 

Приложение 4

 

Клей

мёд

яйцо

вода

1)Морковь

Светло- оранжевый

Оранжевый

Жёлтый

Жёлтый

 

густая

густая

вязкая

жидкая

2)Свёкла

Фиолетовый

Розово-серый

Светло- фиолетовый

Сиреневый

 

густая

густая

вязкая

жидкая

3)Мел

Белый

Светло- бежевый

Бежевый

Белый

 

густая

густая

вязкая

жидкая

4)Кофе

Светло-коричневый

Бежевый

коричневый

Коричневый

 

густая

сильно густая

вязкая

жидкая

5)Желток

Бежевый

Жѐлтый

светло-жѐлтый

Светло- жѐлтый

 

густая

густая

вязкая

жидкая

6)Вишня

Бордовый

розовый

розовый

фиолетовый

 

густая

густая

вязкая

жидкая

7)укроп

Светло-зеленый

зеленый

болотный

Светло-зеленый

 

густая

Сильно густая

вязкая

жидкая


 


 

Слайд 1
Проектно-исследовательская работа на тему: «Безопасные краски» Автор: Самчук Софья 3 «А» класс, Руководитель: Ирмухамбетова У.У. учитель нач. кл.
Слайд 2
Цель исследования–создание экологически чистых красок самостоятельно в домашних условиях.
Слайд 3
В соответствии с целью поставили перед собой следующие задачи: 1)Отыскать в книгах, интернете и других источниках материал по теме нашей работы. 2) Попробовать получить краски в домашних условиях. 3) Сравнить краски, сделанные дома с купленными в магазине. 4) Провести социологический опрос среди детей по теме исследования. 5) Нарисовать рисунки, используя домашние краски.
Слайд 4
Гипотеза: предположение, возможно ли изготовить краски в домашних условиях. Объектом моего исследования стали краски, сделанные в домашних условиях. Предметом – процесс их изготовления в домашних условиях.
Слайд 5
Во время исследования использовала методы:  наблюдение,  анкетирование,  опыт,  сравнение.
Слайд 6
Немного из истории История красок началась вместе с появлением человека. До нашего времени сохранились первобытные рисунки, выполненные углём и сангиной (глиной). Средневековые художники тоже готовили краски сами, смешивая порошки пигментов и жиры. Такие краски нельзя было хранить дольше одного дня, так как при контакте с воздухом они окислялись и затвердевали.
Слайд 7
Разные связующие вещества дают разные краски с разными названиями. Мы предположили, какие краски могут получиться на их основе. Название Вода Клей Акварель + + Гуашь + + Масляная Темпера Масло Яйцо + + + Была еще одна краска, очень стойкая, но рецепт ее приготовления утерян. Это энкаустика – краска, замешанная на воске. «Фаюмский» портрет (энкаустика)
Слайд 8
Вопросы для анкетирования. 1.Любите ли Вы рисовать? 2.Если да, то чем? (краски, карандаши или другое) 3.Как вы думаете, можно ли сделать краски дома? 4.Что может придать цвет домашним краскам?
Слайд 9
Результаты анкетирования
Слайд 10
План эксперимента 1.Очистить сырьё от посторонних примесей. 2.Измельчить сырьё в порошок, если это необходимо. 3.Просеять порошок, или выжать сок. 4.Смешать сырьё со связующим веществом так, чтобы не было комочков.
Слайд 11
Связующие вещества
Слайд 12
Красители
Слайд 13
Результаты экспериментов
Слайд 14
 
Слайд 15
 
Слайд 16
Заключение Моя исследовательская работа позволила мне: -узнать, как и когда появились краски; - выявить, ингредиенты, которые придадут цвет краске в домашних условиях; -попробовать себя в роли художника и выполнить рисунки, приготовленными мною красками. А также в ходе эксперимента мне удалось получить экологически чистые краски различных цветов и оттенков. Своими исследованиями я поделилась с ребятами из класса. Мне было интересно исследовать и проводить опыты, потому что поняла, что в природе много тайн, которые она открывает только любознательным!

Полный текст материала Проект "Безопасные краски" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ирмухамбетова Улжан Урумбаевна  Публикатор
17.03.2023 0 767 29

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК