Рабочая программа по обществознанию 6 класс


Рабочая программа по обществознанию в 6 классе на 2009г.-2010г.
Пояснительная записка

Рабочая программа составлено в соответствии с программой, разработанной в полном соответствии с обязательным минимум содержания курса «Обществознания» под редакцией А.И. Кравченко и Е.А. Певцова.
Цель обучения: формирование интереса и положительной мотивации школьников к изучению предметов гуманитарного цикла, а также способствовать реализации возможностей и интересов учащихся.
В процессе учебы будут решаться следующие задачи:
• Познакомить учащихся с понятием «общество», «природа». «коллектив», «личность».
• Почувствовать себя частью общества и его будущим
• Научит выявлять отличительные черты характера.
• Использовать сильные стороны своего характера в своей деятельности.
• Понять, что они не одни, что вокруг них есть люди, которые тоже хотят уважительного отношения к себе.
• Привить любовь к Родине.
• Дать знания о здоровом взаимоотношении между людьми.
В рабочей программе в соответствии с требованиями программы запланированы следующие виды контроля: тесты, контрольная и самостоятельная работы. Цель: повышение общекультурного уровня учащихся.
Программа рассчитана на 34 часов.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС:
Программа:
Программы общеобразовательных учреждений: История, обществознание 5-11 классы. Под. ред. Соколова Л.А., М.: Просвещение 2007г.
Учебник:
Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 6 класса – М.:ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.
Методическое оснащение:
Обществознание. 6 класс: поурочные планы по учебнику А.И.Кравченко, Е.А.Певцовой / авт.-сост. Н.С.Кочетов. – Волгоград: Учитель, 2008.

Для реализации программы в полном объеме на 1-е полугодие предусмотрены часы резерва (4ч.).

Содержание рабочей программы

Глава I ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК

Тема 1. Что такое общество?
Понятие «общество». Общество как исторический результат естественно складывающихся взаимоотношений людей. Обще¬ственная жизнь. Роль общества и общественной жизни в станов¬лении человека. Изменение содержания понятия «общество» на протяжении человеческой истории. Соотношение понятий «страна», «государство» и «общество». Разнообразие значений понятия «общество».
Общество — целостный социальный организм. Четыре глав¬ные сферы общественной жизни: экономическая, политиче¬ская, социальная, духовная. Содержание каждой из сфер обще¬ственной жизни. Взаимосвязь сфер общественной жизни, их постоянное изменение и развитие.
Основные понятия темы: общество; общественная жизнь; страна; государство; сферы общественной жизни: экономиче¬ская, политическая, социальная, духовная.

Тема 2. Происхождение и развитие человека
Способность к прогрессу как отличительная черта человека. Роль коллективной трудовой деятельности в выделении челове¬ка из животного мира, его превращении в существо обществен¬ное, социальное. Человек — биосоциальное существо.
Совершенствование орудий труда. Появление речи. Разви¬тие мышления человека. Изменение форм объединения древ¬них людей. Переход от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству. Появление ремесла как результат разделения труда. Превращение культуры во вторую среду существования человека.
Основное понятие темы: человек — биосоциальное существо.

Тема 3. Исторические ступени развития общества
Выделение ступеней развития общества по способу добыва¬ния средств существования и форм хозяйствования. Общество охотников и собирателей. Общество огородничества как пере¬ходная форма хозяйствования от добывания готовых природ¬ных продуктов к выращиванию продуктов окультуренных. Об¬щество земледельцев и скотоводов. Аграрное общество. Инду¬стриальное общество. Информационное (постиндустриальное) общество. Социальный процесс.
Основные понятия темы: аграрное общество; индустриаль¬ное общество; информационное (постиндустриальное) обще¬ство; социальный процесс.

Тема 4. Современное общество
Современное производство. Научно-техническая револю¬ция. Современные средства транспорта и связи. Информа¬ционная революция. Глобальная компьютерная сеть — Интер¬нет. Состав современного общества. Мегаполисы — символы нашего времени.
Мировое сообщество. Проблемы современного общества.
Основные понятия темы: научно-техническая революция; информационная революция; Интернет; мировое сообщество.

Тема 5. Человечество как сумма поколений
Поколение. Взаимоотношение поколений в разные истори¬ческие эпохи. Предки, современники и потомки. Культура. Культурная память поколений. Материальная и духовная куль¬тура. Культурное наследие.
Основные понятия темы: поколение; культура; культурное наследие.

Тема 6. Человек, общество, природа
Взаимосвязь и взаимодействие человека, общества и природы. Биосфера. Изменение взаимодействия человека, общества и при¬роды в различные исторические эпохи. Экологический кризис. Планетарный масштаб современного экологического кризиса.
Основные понятия темы: биосфера; экология; экологиче¬ский кризис; охрана природы.

Глава II ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА

Тема 7. Что такое экономика?
Происхождение понятия «экономика». Сущность экономи¬ки. Экономика как главное условие и основной источник обес¬печения жизни и деятельности людей. Потребности. Блага. Производство. Ограниченность ресурсов. Невосполнимые ре¬сурсы. Экономика как способ рациональной организации хо¬зяйственной деятельности. Организация производства. Затра¬ты производства. Производитель. Потребитель.
Основные понятия темы: экономика; потребности; блага; производство; затраты производства; производитель; потреби¬тель.

Тема 8. Рынок
Рынок как система экономических отношений, связанных с обменом товаров и услуг между продавцами и покупателями. Торговля. Зависимость рыночной цены от количества произве¬денных товаров и спроса на них. Деньги как всеобщее средство обмена. Роль денег для измерения рыночной стоимости раз¬личных товаров и услуг. Деньги как средство платежа. Банки.
Основные понятия темы: рынок; обмен; рыночная цена; деньги; банк; вклад.

Тема 9. Что такое предпринимательство и бизнес?
Предпринимательство. Предприниматель. Бизнес; его раз¬новидности: производственный, финансовый, страховой; круп¬ный, средний, мелкий. Наиболее распространенные формы ор¬ганизации бизнеса: единоличное предприятие; товарищество; акционерное общество. Фирма. Условия успешного бизнеса. Этапы организации бизнеса. Капитал.
Основные понятия темы: предпринимательство; бизнес; фирма; капитал.

Тема 10. Домашнее хозяйство
Домашнее хозяйство семьи. Семейная экономика. Семей¬ный бюджет. Доходы и расходы. Основные источники семейно¬го бюджета. Обязательные и произвольные расходы. Сбаланси¬рованный семейный бюджет. Дефицит бюджета.
Неравенство доходов семей. Прожиточный минимум. Ма¬лоимущие семьи и государственная социальная помощь.
Основные понятия темы: домашнее хозяйство; семейный бюджет; доходы; расходы; прожиточный минимум; государ¬ственная социальная помощь.

Тема 11. Экономическая деятельность подростков
Труд детей в разные исторические эпохи. Современная «мо¬лодежная экономика». Российское законодательство об эконо¬мической деятельности несовершеннолетних. Распростране¬ние ответственности родителей за действия своих несовершен¬нолетних детей в экономической сфере.
Проблема карманных денег подростков. Личный бюджет подростка.
Основные понятия темы: молодежная экономика; карман¬ные деньги.

Тема 12. Труд с точки зрения закона
Право на труд. Всеобщая декларация прав человека о праве на труд. Положения Конституции Российской Федерации о том, что труд граждан является свободным. Сущность безрабо¬тицы. Гарантии государства защиты от безработицы.
Регулятор трудовой деятельности — Трудовой кодекс Рос¬сийской Федерации. Начальный возраст трудоустройства. Особые условия заключения трудового договора с несовер¬шеннолетним. Трудовая книжка. Права и обязанности работ¬ника и работодателя. Условия расторжения трудового договора Продолжительность рабочего времени. Право на отдых. Пенсионный возраст.
Особенности правового регулирования труда несовершен¬нолетних.
Основные понятия темы: право на труд; безработица; работо¬датель; работник; трудовой договор; трудовая книжка; заработ¬ная плата; пенсия.

Глава III СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА

Тема 13. Социальная структура общества
Общество как система. Социальные группы: малые и большие. Социальное неравенство. Богатые. Бедные. Средний класс зажиточных людей. Крайняя бедность — нищета.
Основные понятия темы: социальная группа; малая группа; большая группа; социальное неравенство.

Тема 14. Семья
Семья — малая социальная группа. Функции семьи в обществе. Создание семьи. Семейные отношения. Брак как форма отношений между мужчиной и женщиной, одобряемая обще¬ством. Законодательная охрана брака и семьи.
Основные понятия темы: семья; брак.

Тема 15. Правила и нормы поведения в обществе
Социальные нормы. Привычки. Обычаи и традиции. Мане¬ры поведения. Этикет. Обряд. Нравы как особо оберегаемые, высокочтимые обществом массовые образцы действий. Табу. Ценности. Религиозные нормы. Правовые нормы.
Основные понятия темы: социальные нормы; обычаи; тради¬ции; этикет; обряд; нравы; ценности; нравственность.

Глава IV ПОЛИТИКА И ПРАВО

Тема 16. Государство и граждане
Государство — фундамент политической сферы общества. Функции государства. История возникновения ранних госу¬дарств. Развитие государств в различные исторические эпохи.
Демократические и недемократические государства. Мо¬нархия. Республика. Главные признаки государства: единая территория; суверенитет; аппарат управления; налоги; наличие законов; гражданство или подданство.
Гражданство и граждане. Федеральный закон Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации». Паспорт. Государственные символы: Государственный герб; Государ¬ственный флаг; Государственный гимн. Государственные сим¬волы современной России. Государственный язык. Светский характер Российского государства.
Основные понятия темы: государство; демократические го¬сударства; недемократические государства; монархия; респу¬блика; гражданство; гражданин; паспорт; государственные символы.

Тема 17. Право на службе человека
Право. Различные источники выражения права. Норматив¬ные правовые акты. Юридический закон как нормативный правовой, имеющий особую юридическую силу. Постановле¬ния. Договор. Юридическая ответственность. Преступления. Уголовная ответственность за преступления.
Основные понятия темы: право; юридический закон; юриди¬ческая ответственность; преступления.

Тема 18. Конституция — Основной закон страны
Конституция как главный закон государства. История воз¬никновения и развития Конституции. Конституция Россий¬ской Федерации 1993 года. Конституция — закон прямого дей¬ствия. Структура современной Конституции Российской Феде¬рации. Государственное устройство России. Президент РФ — глава государства. Федеральные собрания (Совет Федерации, Государственная Дума) - Парламент России. Депутаты. Прави¬тельство Российской Федерации — высший орган системы ис¬полнительной власти. Принцип разделения властей (законода¬тельной, исполнительной, судебной). Местное самоуправление.
Основные понятия темы: Конституция; президент; депутаты; разделение властей.

Тема 19. Право и правопорядок
Законность. Закон един для всех. Правопорядок. Органы охраны правопорядка, их структура и функции: органы вну¬тренних дел, суды, прокуратура. Адвокат.
Основные понятия темы: законность; правопорядок.

Тема 20. Как защититься от несправедливости
Суд и правосудие. Суды общей юрисдикции (районные, го¬родские или областные, мировые). Арбитражные суды. Кон¬ституционный суд. Способы защиты от несправедливости. За¬прещение самосуда.
Основное понятие темы: правосудие.

Глава V ДУХОВНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА (3 часа)

Тема 21. Наука и образование
Сущность науки. Зарождение науки. Условное деление наук на естественные, общественные, гуманитарные и технические. Сферы и методы исследования общественных наук. Образова¬ние, его значение в жизни людей. Функции образования. Само¬образование. Самовоспитание. Право на получение образова¬ния как одно из конституционных прав граждан Российской Федерации.
Основные понятия темы: наука; общественные науки; обра¬зование; самообразование; знание.
Тема 22. Мораль
Мораль как норма, регулирующая поведение человека в об¬ществе. Соотношение морали и права. Общественное мнение людей. Нравственные ценности. Влияние религии на нрав¬ственность человека.
Основные понятия темы: мораль; моральный поступок; амо¬ральный поступок.
Тема 23. Идеал и ценности
Идеал как образец, высшая цель стремлений. Материали¬сты и идеалисты. Общечеловеческие ценности. Конфликт цен¬ностей. Три этапа нравственного развития человека: 1) человек не совершает дурных поступков из-за страха наказания; 2) не совер¬шает их, поскольку дорожит мнением членов группы, в которой находится; 3) поведение человека определяется принципами, ко¬торыми он руководствуется независимо от мнения группы.
Основные понятия темы: идеал; идеалист; идеализация.

Глава VI РЕБЕНОК В ОБЩЕСТВЕ
Тема 24. Ребенок в семье
Детство: сущность, хронологические рамки, стадии. Отно¬шение к детям в разные исторические эпохи. Воспитание детей у разных народов. Воспитание в разные исторические периоды.
Основное понятие темы: детство.
Тема 25. Взаимоотношения детей и родителей
Роль семьи в формировании личности ребенка. Четыре ос¬новных метода воспитания — решения принимаются: 1) исклю¬чительно родителями; 2) совместно родителями и детьми; 3) на основе последнего слова подростка; 4) то родителями, то деть¬ми, а иногда совместно.
Конфликты между детьми и родителями: причины, пути ре¬шения.
Основные понятия темы: дети; родители.

Тема 26. Ребенок в школе
История школьного обучения. Современная школа. Три ступени школы Российской Федерации: начальное общее обра¬зование, основное общее образование, среднее (полное) обра¬зование. Общедоступность и бесплатность получения гражда¬нами России общего среднего образования. Обязательность по¬лучения основного общего девятилетнего образования. Роль школы в воспитании детей.
Основные понятия темы: общедоступность и бесплатность по¬лучения образования; обязательность получения образования.
Тема 27. Друзья и ровесники
Дружба. Отношения дружбы. Верность. Основные понятия темы: дружба; верность

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса обществознания учащиеся должны
знать:
• Основные понятия и термины;
• Основные черты всех сфер жизни общества;
• О характере взаимоотношения между подростком и остальными социальными группами;
• Свои права и обязанности;
уметь:
• применять полученные знания для решения задач познавательного и практического характера;
• получать социальную информацию из разнообразных источников;
• ориентироваться в учебнике с помощью оглавления, работать с текстом, находить ответы на вопросы.
иметь представление:
• о социальной, экономической, политической, духовной сферы жизни общества

Перечень литературы и средств обучения

1. Программы общеобразовательных учреждений: История, обществознание 5-11 классы. Под. ред. Соколова Л.А., М.: Просвещение 2007г.
2. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 6 класса – М.:ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.
3. Обществознание. 6 класс: поурочные планы по учебнику А.И.Кравченко, Е.А.Певцовой / авт.-сост. Н.С.Кочетов. – Волгоград: Учитель, 2008.
4.Аминов A.M. Деловая игра «Права ребенка» // Преподавание истории и обществознания в школе. 2001. № 9. С. 31—34.
5.Аминов A.M. Деловая игра «Гражданином быть обязан» // Пре¬подавание истории и обществознания в школе. 2003. № 8. С. 40-44.
6.Баранов П.А., Воронцов А.В. Проблемные, познавательные и тестовые задания по праву //Преподавание истории и обще¬ствознания в школе. 2003. № 4. С. 17—24.
7.Бахмутова Л.С. О планировании уроков обществознания // Преподавание истории и обществознания в школе. 2002. № 2. С. 22-26.
8.Бенку И.В. Учебно-методический комплекс издательства «Русское слово» по обществознанию. М., 2005.
9.Духовно-нравственные основы семьи. Этика и психология семейной жизни: Хрестоматия для учителя: В 3 ч. М., 2001.

Автор: Ткачева Анна Александровна  Ткачева
МБОУ СОШ № 36
Красноярский край, г. Норильск, ул. Бауманская, д 22а
11.11.2009 3 79056 7494

Скачать материал с сайта



Читайте новые статьи
Популярные статьи
Другие новости
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 3
avatar
3 Helendom • 12:56, 25.01.2011
Спасибо, ваш материал, действительно, может формировать интерес и положительную мотивацию школьников к изучению обществознания, способствовать реализации возможностей и интересов учащихся.
avatar
2 Настя • 22:08, 26.12.2010
Это мне очень помагло!)))
avatar
1 Максим • 17:11, 09.11.2010
не плохо

Новости образования и науки: