Рабочая программа по истории; 5 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Каратунская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Апастовского

муниципального района Республики Татарстан

 

 

  

«Рассмотрено»

«Согласовано»

«Утверждаю»

 

на заседании ШМО

Руководитель ШМО

_______ М.Ф.Сиразова

Протокол №1 от 29.08.19 г.

 

Заместитель директора по УВР

 

_______ А.Ф. Файзраханова

Прот. п/с №1 от 291.08.2019 г

Директор школы

______ И.И.Фахрутдинов

 

Приказ № 186 от 31.08.2019 г.

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

по истории для 5 класса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

учитель истории и обществознания

первой квалификационной категории

Гафарова Амина Дамировна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

н. п. жд. ст. Каратун

2019- 2020 учебный год

 

 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа по истории для 5 класса составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. №1897 (с изменениями на 8 апреля 2015 года; с изменениями от 31 декабря 2015г. №1577);

  • Примерной программы по истории, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, авторской программы А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира».

  • Основной образовательной программы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Каратунская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Апастовского муниципального района Республики Татарстан, реализующего федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования на 2017 – 2022 годы.

  • Учебного плана Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Каратунская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Апастовского муниципального района Республики Татарстан на 2019 – 2020 учебный год (утвержденного решением педагогического совета, Протокол №1от 29.08.2019; Приказ № 186 от 31.08.2019 года);

  • Годового календарного учебного графика МБОУ «Каратунская СОШ» на 2019 – 2020 учебный год.

 

Место учебного курса: по учебному плану МБОУ «Каратунская СОШ» на 2019-2020 учебный год на изучение «история» в 5 классе отводится 70 часов: 2 часа в неделю.

 

Освоение образовательной программы по истории завершается промежуточной аттестацией. Её форма определяется на педагогическом совете по итогам 3 четверти проводимой в форме выставления годовой оценки или тестирования.

 

Рабочая программа ориентирована на использование УМК:

1. Вигасин, А. А. История Древнего мира. 5 класс [Текст] : учеб.дляобщеобразоват. учреждений / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. – М. : Просвещение, 2015.

2. Вигасин, А. А. История Древнего мира. 5 класс [Электронный ресурс] : электрон.прил. к учебнику / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. – М. : Просвещение, 2015. – 1 электрон.опт. диск (CD-ROM).

3. Годер, Г. И. История Древнего мира. 5 класс [Текст] : рабочая тетрадь : в 2 ч. Ч. 1. Жизнь первобытных людей. Древний Восток / Г. И. Годер. – М. : Просвещение, 2015.

4. Годер, Г. И. История Древнего мира. 5 класс [Текст] : рабочая тетрадь : в 2 ч. Ч. 2. Древняя Греция. Древний Рим / Г. И. Годер. – М. : Просвещение, 2015


 

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Предметные результаты:

• Определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);

• использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;

• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;

• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;

• давать характеристику общественного строя древнихгосударств;

• объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;

• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.

• видеть проявления влияния античного искусствав окружающей среде;

• высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.

Личностные результаты:

  • мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;

  • заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;

  • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешним и грядущими поколениями.


 

Метапредметные результаты:

  • умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

  • умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

  • способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;

  • овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

  • умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

1) Использование элементов причинно-следственного анализа;

2) Исследование несложных реальных связей и зависимостей;

3) Определение сущностных характеристик изучаемого объекта, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

4) Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

5) Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

6). Подкрепление изученных положений конкретными примерами;

7). Оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

8). Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.


 

Предметные результаты освоения курса истории на уровне основного общего образования предполагают, что у учащегося сформированы:

целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и государств как необходимой основы миропонимания и познания современного общества; о преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов; о месте и роли России в мировой истории;

базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней;

способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности;

умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;

умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;

уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.


 

История Древнего мира (5 класс)

Выпускник научится:

определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до нашей эры, нашей эры);

использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;

проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;

описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;

раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;

объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;

давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.


 

Выпускник получит возможность научиться:

давать характеристику общественного строя древних государств;

сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;

высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.

Содержание учебного предмета

5 класс Всеобщая история

История Древнего мира

Что изучает история. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки.

Первобытность. Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций.

Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира.

Древний Восток

Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона.

Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники). Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон. Военные походы. Рабы. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды.

Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит. Палестина: расселение евреев, Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.

Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи. Персидская держава: военные походы, управление империей.

Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства. Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии.

Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание объединенного государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения (конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена.

Античный мир: понятие. Карта античного мира.

Древняя Греция

Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война. «Илиада» и «Одиссея». Верования древних греков. Сказания о богах и героях.

Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесла. Великая греческая колонизация. Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела.

Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. Афинская демократия при Перикле. Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. Пелопоннесская война. Возвышение Македонии.

Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. Театр. Спортивные состязания; Олимпийские игры.

Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее распад. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира.

Древний Рим

Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Верования древних римлян.

Завоевание Римом Италии. Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия. Установление господства Рима в Средиземноморье. Реформы Гракхов. Рабство в Древнем Риме.

От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти; Октавиан Август. Римская империя: территория, управление. Возникновение и распространение христианства. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.

Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян.

Историческое и культурное наследие древних цивилизаций.

Народы и государства на территории нашей страны в древности


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Тематическое планирование


 

п/п


 

Тема урока


 

Кол-во часов

Дата


 

Примечание

план

Факт.

 

 

Введение (2ч)

 

1

Введение. Что изучает история. Что изучает история. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта.

1

3.09

 

 

2

Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки.

1

7.09

 

 

Раздел I. Жизнь первобытных людей (7 ч)

Первобытные собиратели и охотники (3 ч)

3

Древнейшие люди. Расселение древнейшего человека.

1

11.09

 

 

4

Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. Родовые общины охотников и собирателей.

1

13.09

 

 

5

Представления об окружающем мире, верования первобытных людей.

1

18.09

 

 

Первобытные земледельцы и скотоводы (3 ч)

6

Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения.

1

20.09

 

 

7

От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли. Появление неравенства и знати

1

25.09

 

 

8

Возникновение древнейших цивилизаций.

Древний мир:понятие и хронология. Карта Древнего мира.

1

27.09

 

 

9

Обобщающее повторение
по разделу «Жизнь первобытных людей»

1

2.10

 

 

Раздел II. Древний Восток (20 ч)

Древний Египет (8 ч)

10

Древний Египет.

1

4.10

 

 

11

Условия жизни и занятия населения . Как жили земледельцы и ремесленники в Египте . Рабы.

1

9.10

 

 

12

Управление государством (фараон, чиновники).

1

11.10

 

 

13

Фараон-реформатор Эхнатон. Военные походы.

1

16.10

 

 

14

Религиозные верования египтян. Жрецы.

1

18.10

 

 

15

Искусство Древнего Египта. Храмы и пирамиды.

1

23.10

 

 

16

Познания древних египтян. Письменность

1

25.10

 

 

17

Самостоятельная работа по теме «Древний Египет»

1

30.10

 

 

Западная Азия в древности (7 ч)

18

Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность.

1

8.11

 

 

19

Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона.

1

13.11

 

 

20

Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит.

1

15.11

 

 

21

Палестина: расселение евреев. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания

1

20.11

 

 

22

Израильское царство. Занятия населения.

1

22.11

 

 

23

Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи.

1

27.11

 

 

24

Персидская держава: военные походы, управление империей.

1

29.11

 

 

Индия и Китай в древности (5 ч)

25

Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства.

1

4.12

 

 

26

Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии. Индийские касты

1

6.12

 

 

27

Древний Китай. Религиозно-философские учения (конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена. Чему учил китайский мудрец Конфуций

1

11.12

 

 

28

Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание объединенного государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Первый властелин единого Китая

1

13.12

 

 

29

Обобщающее повторение
по разделу «Древний Восток»

1

18.12

 

 

Раздел III. Древняя Греция (20 ч)

Древнейшая Греция (5 ч.)

30

Античный мир: понятие. Карта античного мира. Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите. Греки и критяне

1

20.12

 

 

31

Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война. Микены и Троя

1

25.12

 

 

32

Поэмы Гомера «Илиада»

1

10.01.18

 

 

33

Поэмы Гомера «Одиссея»

1

15.01

 

 

34

Верования древних греков. Сказания о богах и героях.

1

17.01

 

 

Полисы Греции и борьба с персидским нашествием (7 ч)

35

Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесла.

1

22.01

 

 

36

Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена.

1

24.01

 

 

37

Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела.

1

29.01

 

 

38

Великая греческая колонизация.

1

31.01

 

 

39

Спортивные состязания; Олимпийские игры.

1

5.02

 

 

40

Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков

1

7.02

 

 

41

Контрольная работа по теме Древняя Греция

1

12.02

 

 

Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии (5 ч)

42

Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. В гаванях афинского порта Пирей.

1

14.02

 

 

43

В городе богини Афины

1

19.02

 

 

44

Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Архитектура и скульптура.Быт и досуг древних греков. Театр.

1

21.02

 

 

45

Народы и государства на территории нашей страны в древности

1

26.02

 

 

46

Афинская демократия при Перикле

1

28.02

 

 

Македонские завоевания в IV в. до н. э. (4 ч)

47

Пелопоннесская война. Возвышение Македонии.

Период эллинизма. Македонские завоевания.

1

5.03

 

 

48

Держава Александра Македонского и ее распад.

1

7.03

 

 

49

Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира. В Александрии Египетской

1

12.03

 

 

50

Обобщающее повторение
по разделу «Древняя Греция»

1

14.03

 

 

Раздел IV. Древний Рим (18 ч)

Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 ч)

51

Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Верования древних римлян.

1

19.03

 

 

52

Завоевание Римом Италии.

1

21.03

 

 

53

Римская республика .

1

2.04

 

 

Рим – сильнейшая держава Средиземноморья (3 ч)

54

Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия.

1

4.04

 

 

55

Установление господства Рима в Средиземноморье

1

9.04

 

 

56

Рабство в Древнем Риме

1

11.04

 

 

Гражданские войны в Риме (4 ч)

57

Реформы Гракхов

1

16.04

 

 

58

Восстание Спартака

1

18.04

 

 

59

От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь.

1

23.04

 

 

60

Установление императорской власти; Октавиан Август.

1

25.04

 

 

Римская империя в первые века н. э. (5 ч)

61

Соседи Римской империи

1

30.04

 

 

62

В Риме при императоре Нероне

1

2.05

 

 

63

Возникновение и распространение христианства.

1

7.05

 

 

64

Римская империя: территория, управление.

1

9.05

 

 

65

Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян. «Вечный город» и его жители

1

14.05

 

 

Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи (3 ч)

66

Римская империя при Константине.

1

16.05

 

 

67

Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.

1

21.05

 

 

68

Контрольная работа по курсу истории в 5 классе.

1

23.05

 

 

Итоговое повторение (2 ч)

69

Защита проектов

 

1

28.15

 

 

70

Игра «Семь чудес света».

1

30.05

 

 


 


 


Полный текст материала Рабочая программа по истории; 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гафарова Амина Дамировна  Публикатор
27.10.2019 0 365 11

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Хотите лучше владеть компьютером?
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0