Презентация по обществознанию "Групповая дифференциация и лидерство" для 10 класса



Слово “стиль” - греческого происхождения. Первоначально оно означало

стержень для писания на восковой доске, а позднее употреблялось в значении

почерк”. Отсюда можно считать, что стиль руководства – своего рода

почерк” в действиях менеджера


|Стиль |Авторитарный |Демократический |Либеральный |

|управления

| | | |

|Природа |Сосредоточение всей |Делегирование |Снятие лидером с |

|стиля |власти и |полномочий с |себя |

| |ответственности в |удержанием ключевых |ответственности и |

| |руках лидера |позиций у лидера |отречение в пользу |

| | | |группы или |

| |Личное установление |Принятие решений |организации |

| |целей и выбор |разделено по уровням|Предоставление |

| |средств их |на основе участия |группе возможности |

| |достижения | |самоуправления в |

| | |Коммуникации |желаемом для группы|

| |Коммуникационные |осуществляются |режиме |

| |потоки идут |активно в двух |Коммуникации |

| |преимущественно с |направлениях |строятся в основном|

|

| верху | |по горизонтали |

|Сильные |Внимание срочности и|Усиление личных |Позволяет начать |

|стороны |порядку, |обязательств по |дело так, как это |

| |предсказуемость |выполнению работы |видится без |

| |результата |через участие в |вмешательства |

| | |управлении |лидера |

|Слабые |Сдерживается |Требует много |Группа может |

|стороны |индивидуальная |времени на принятие |потерять |

| |инициатива |решений лидера |направление |

| | | |движения и |

| | | |уменьшить скорость |

| | | |без вмешательства |

| | | |

Три теории лидерства.

В современной социальной психологии существует три подхода к изучению

лидерства. И я хотела бы проверить одну из них. Я выбрала «теорию черт

лидера». Влияют ли черты личности лидера на его положение в группе (его

статус) или его личностные качества не играют роли совсем? Этот вопрос меня

очень заинтересовал.

«Теория черт лидера» исходит из того, что лидерами люди рождаются. Ряд

врожденных свойств и характеристик индивида (сила и подвижность нервных

процессов, экстравертированность, способность к эмпатии—сочувствию, ярко

выраженные эвристические и интеллектуальные способности), как утверждают

сторонники этой теории, позволяют ему занять господствующее положение в

любой ситуации и взять на себя роль ведущего, т. е. лидера.

В жизни имеется сколько угодно случаев, когда лица, отмеченные сильной

волей, интеллектом и другими достоинствами, так и не стали лидерами. По

данным Е. Дженнингс, почти в каждой группе есть члены, превосходящие

лидеров по уму, способностям, однако они не имеют статуса лидера.

В 50-х годах «теорию черт лидера» сменила концепция

«лидерства как функции группы»

(Р. Крачфилд, Д. Креч, Г. Хоманс), а также «теория

лидерства как функции ситуации» {Р. Бейлс, Т. Ньюком, А. Харе).

Теория «лидерства как функции группы» исходила из того, что феномен

лидерства есть результат внутригруппового развития, все члены группы в той

или иной степени участники этого процесса, а лидер—это член группы с

наибольшим статусом, который наиболее последовательно придерживается норм и

ценностей группы.

Третья точка зрения—«теория лидерства как функции ситуации» — в

настоящее время самая распространенная. Наблюдения над тем, как одни и те

же лица в разных группах могут занимать разное положение, играя в них

различные социальные и межличностные роли (ребенок может быть лидером среди

ребят своего двора и «отвергаемым» в классе; учитель может быть лидером в

своем коллективе и «ведомым» в семье и т.д.), привели исследователей к

выводу, что лидерство — это не столько функция личности или группы, сколько

результат сложного и многопланового влияния различных факторов и ситуаций.

Слайд 1
Групповая дифференциация и лидерство Павлова Анеля Васильевна учитель истории МОУ «СОШ №12»
Слайд 2
в группе протекают процессы дифференциации (от лат. differentia — разность) межличностного взаимодействия и выделения лидеров — членов малой группы, имеющих определенное влияние на различные стороны ее жизни. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ - — РАЗДЕЛЕНИЕ ГРУППЫ НА УЧАСТНИКОВ, ЗАНИМАЮЩИХ РАЗЛИЧНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В
Слайд 3
Положение определяется с помощью социометрии: • «звезды» и «лидеры»; • «приятные» и «предпочитаемые»; • «пренебрегаемые»; • «изолированные»; • «отверженные».
Слайд 4
Факторы, приводящие к групповой дифференциации Формальная группа • личные качества людей, связанные с умением общаться, чувством юмора и т. п. Неформальная группа • организаторские качества (умение спланировать и организовать работу, правильно распределить обязанности, осуществлять координацию действий).
Слайд 5
термин «лидерство» заимствован из английского языка, в котором не различаются понятия «лидер» и «руководитель». ЛИДЕРСТВО — ОТНОШЕНИЯ ДОМИНИРОВАНИЯ И ПОДЧИНЕНИЯ, ВЛИЯНИЯ И СЛЕДОВАНИЯ В СИСТЕМЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ. ЛИДЕРСТВО — ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОВЕДЕНИЯ КАКОГО-ТО ЧЛЕНА ГРУППЫ, ПОЛЬЗУЮЩЕГОСЯ НАИБОЛЬШИМ ВЛИЯНИЕМ НА ДРУГИХ. ЛИДЕРСТВО — ЭТО КОНКРЕТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ЛИЧНОСТИ КАК ИНИЦИАТОРА И ОРГАНИЗАТОРА ГРУППОВЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ. ЛИДЕРСТВО — ЭТО СИСТЕМА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ГРУППЕ, КОГДА ОДИН ЧЕЛОВЕК ВЫСТУПАЕТ С ИНИЦИАТИВОЙ И БЕРЕТ НА СЕБЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ДЕЙСТВИЯ ГРУППЫ И ИХ ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ, А ДРУГИЕ ГОТОВЫ СЛЕДОВАТЬ ПРЕДЛОЖЕННОЙ ИНИЦИАТИВЕ И ПРИКЛАДЫВАТЬ ДЛЯ ЭТОГО ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ
Слайд 6
ЛИДЕРСКИЕ РОЛИ Инструментальный лидер социально-эмоциональный (экспрессивный) • Обладает наибольшими знаниями и компетентностью, необходимыми для решения групповых задач и достижения целей. • роль включает действия, направленные на организацию группы для достижения цели деятельности, решение поставленной перед группой задачи. • влияет на эмоциональную атмосферу группы благодаря способности выражать интересы, мнения, настроения группы, уменьшать напряжение в ней. • способен откликаться на переживания других, понимать эти переживания, находить время для сочувствующей беседы.
Слайд 7
ЛИДЕРСКИЕ РОЛИ Л. И. Уманский (1921—1983 гг.) Классификация лидерских ролей на основе функций, реализуемых лидерами. • лидеры-инициаторы, лидеры-эрудиты, лидеры-генераторы эмоционального настроя, лидерыумельцы, • лидеры-организаторы и лидерыдезорганизаторы.
Слайд 8
формальное лидерство — процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности; неформальное лидерство — процесс влияния на людей при помощи своих способностей, умений или других ресурсов
Слайд 9
Слайд 10
СТИЛИ ЛИДЕРСТВА • Лидер-демократ ориентируется на мнение группы, часть полномочий делегирует другим членам группы; • Авторитарный лидер - устанавливает жесткую дисциплину, навязывает свое мнение; • Лидер-анархист не предъявляет требований, не настаивает, группа не организована, разобщена, функциональные обязанности в ней распределяются хаотично.
Слайд 11
уровень социальнопсихологического развития группы (класса) • Чтобы определить этот уровень, важно получить ответы на вопросы: • соответствуют ли сложившиеся в группе деловые отношения основной цели группы? • Насколько развиты личные отношения между учащимися? • Ущемляются ли чьи-либо интересы? • Соблюдаются ли законы и нормы морали, принятые в обществе?
Слайд 12
Важный показатель уровня развития класса как малой группы — процесс принятия общих решений. • как протекает обсуждение? • как принимается итоговое решение? • как ведут себя те, кто не согласен с ним? • могут ли они открыто заявить о своей позиции? • как на их протест (скрытый или открытый) реагирует большинство группы?
Слайд 13
Проверьте себя • 1) В чем проявляется дифференциация малой группы? • 2) Кого называют лидером? • 3) Являются ли синонимами слова «лидер» и «лидерство»? • 4) Какие лидерские роли и стили принято выделять? • 5) Что представляет собой школьный класс как малая группа? • 6) Что дают развитию личности различные объединения учащихся?
Слайд 14
Какие стили лидерства проявляются в каждом из вариантов поведения лидера? • а) Лидер принимает решение единолично и объявляет его группе. б) Стоящую перед группой проблему лидер обсуждает с некоторыми (со всеми) членами группы по очереди, затем сам принимает решение и объявляет его группе. в) Лидер обсуждает проблему со всей группой вместе, а затем сам принимает и объявляет группе решение. г) Лидер обсуждает проблему со всей группой вместе. Решение принимается согласованное, совместное. д) Лидер обсуждает проблему с некоторыми членами группы, а затем поручает всей группе выработать и принять решение без его непосредственного участия.
Слайд 15
Литератара: Боголюбов Л.Н. Обществознание 10 класс, М., «Просвещение», 2009 г. Интернет-ресурсы: http://www.pribylov.ru/bip/leaders_styles.html http://vicodinka.livejournal.com/1229542.html http://www.ref.by/refs/68/16178/1.html

Полный текст материала Презентация по обществознанию "Групповая дифференциация и лидерство" для 10 класса смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Павлова Анеля Васильевна  xxl
12.05.2011 0 10947 1927

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК