Технологическая карта урока математики «Сложение и вычитание смешанных чисел»; 5 класс


Технологическая карта открытого учебного занятия по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел», реализующего УУД

Предмет: Математика Класс: 5

Часов: 2 (первый урок двухурочного цикла)

Авторы УМК: Виленкин Н.Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И.

При проведении урока используются материалы учебного пособия Л.Г. Петерсон, 4 класс, 2 часть, 2013 г.

Тема учебного занятия: Сложение и вычитание смешанных чисел

Тип учебного занятия. Урок усвоения новых знаний. Урок моделирования и преобразования модели. Урок постановки учебной задачи.

Учебная задача – это такая задача, решая которую учащиеся открывают для себя наиболее общий способ действия для целого класса задач.

Постановочный урок – перед учащимися ставится учебная задача, демонстрируется ограниченность старого, освоенного способа действий и начинается поиск нового способа, подходящего к поставленной задаче.

Урок моделирования и преобразования модели - это урок, ведущей дидактической целью которого является обобщение единичных знаний в целое.

Преобразующий характер деятельности обучающихся: исследуют, наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности, то есть пробуждаются к мыслительной деятельности и её планированию.

Преподаватель создает проблемные ситуации – коллизии, создавая ситуацию обобщения на уроке, а так же – учебные ситуации, под которыми подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой обучающиеся с помощью преподавателя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.

Основные понятия: Доля. Дробь. Правильная и неправильная дроби. Смешанное число.

Оборудование урока: ПК, проектор, интерактивная доска, презентации в Power Point, материал для исследовательской работы, учебник.

 

Форма работы: индивидуальная, фронтальная, парная.

 

Учебное занятие проводится по технологии учебных циклов Г.Г. Левитаса - М.Б. Воловича, основанной теории поэтапно-планомерного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Выделяются этапы урока:

  1. Ориентировка учащихся в новом действии.

  2. Организации материального (материализованного) выполнения действия с активизации функции контроля (схема полной ориентировочной основы действия).

  3. Переход к автоматизированному выполнению действия во внутреннем плане через внешнюю социализованную речь в группе (паре).

 

В соответствии с мотивационным требованием технологии осуществляется развлекательная форма подачи материала, что связано с возрастом учащихся.

На уроке соблюдаются принципы здоровьесбережения.:

  • на уроке применяются разные виды учебной деятельности (слушание, практическая работа с таблицей, групповая работа с примерами в игровой форме, обсуждение в парах, математический диктант с самопроверкой);

  • при выполнении разных заданий учащиеся выходят к доске, образуют группы и пары, они не проводят весь урок, сидя за партой;

  • на уроке присутствует несколько моментов эмоциональной разрядки: самопроверка, получение загаданного слова, получение правила в группе в результате совместного обсуждения.

Осуществляется двухурочный цикл (первый урок цикла). Принципиальное строение учебного цикла осуществляется по следующим этапам:

  1. Актуализация знаний, необходимых для усвоения нового материала (математический диктант)

  2. Объяснение материала (осуществляется в результате системно-деятельностного подхода самими учащимися в результате исследовательской работы).

  3. Первоначальное (репродуктивное) закрепление изложенного материала (на основе парной работы на листах исследования).

 

Цели учебного занятия.

Учебная задача.

Активизировать:

    • знания и умения учащихся в оперировании понятиями доля, дробь, правильная и неправильная дроби;

    • навыки в представлении неправильной дроби в виде смешанного числа и смешанного числа в виде неправильной дроби.

Определить:

  • правила сложения и вычитания смешанных чисел;

  • необходимость представления ответа в виде смешанного числа;

  • правило вычитания смешанных чисел, если дробная часть уменьшаемого меньше дробной части вычитаемого.

Сформулировать:

  • алгоритм выполнения сложения и вычитания смешанных чисел.

Методы обучения:

.«Наглядность – это изоморфизм плюс простота». В.Г.Болтянский

 

  • Учебная дискуссия под руководством преподавателя.

  • Метод учебных циклов.

  • Словесно-наглядный метод (по Л.В. Занкову): при посредстве слова преподаватель на основании осуществленного обучаемыми наблюдения наглядных объектов и на базе имеющихся у них знаний ведет обучаемых к осмыслению таких связей в явлениях, которые не могут быть высмотрены в процессе восприятия. Практический смысл наглядности на данном уроке состоит в замене объекта изучения изоморфной его моделью, простой для восприятия обучающихся.

  • Дедуктивный метод: учитель ставит перед учащимися проблемные задания, требующие самостоятельных рассуждений от общих положений и определений к частным выводам и конкретизации для незнакомого материала. Обучающиеся самостоятельно размышляют над фактами и делают доступные выводы и обобщения.

 

Темы,

уроки

Кол-во уроков

Содержание

Характеристика основных видов
деятельности ученика
(на уровне учебных действий)

11. Сложение и вычитание смешанных чисел

 

2 (урок1)

Основное:

Правильные и неправильные дроби. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Деление и дроби. Смешанные числа. Сложение и вычитание смешанных чисел.

Дополнительное:

Представление ответа в виде смешанного числа с правильной дробной частью. Правило вычитания смешанных чисел, если дробная часть уменьшаемого меньше дробной части вычитаемого.

Предметные:

Групповая - обсуждают и выводят в результате исследовательской работы с наглядным представлением смешанных чисел правила сложения и вычитания смешанных чисел.

Фронтальная – запись ответа в виде смешанного числа в виде с правильной дробной частью.

Парная – выполняют задания первичного репродуктивного закрепления на листах с готовой печатной основой.

Моделируют ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения. Осваивают действие с помощью схемы полной ориентировочной основы действия (По П.Я.Гальперину)

Метапредметные:

  • Находят и выбирают удобный способ решения задания;

  • учитывают правило в планировании и контроле способа решения;

  • критически оценивают полученный ответ, осуществляют самоконтроль;

  • вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учёта сделанных ошибок.

Личностные:

  • Объясняют отличия в оценках одной и той же ситуации разными людьми.

  • Проявляют интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности.

  • Понимают предложения и оценки учителей и одноклассников.

  • Дают позитивную самооценку учебной деятельности, понимают причины успеха в учебной деятельности, проявляют познавательный интерес к изучению предмета, к способам решения новых учебных задач.

  • Умеют оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом речевых ситуаций.

 

 

 

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1. Мотивационно-ориентировочная часть

Приветствие. Сегодня у нас гости. Приветствие в сторону гостей вставанием.

Проверка готовности к уроку.

Сегодня мы начнём наш урок с математического диктанта. У нас впереди сложная тема. Я вам ничего рассказывать не буду. Вы мне сами всё расскажете. Для этого вы должны будете выполнить исследовательскую работу. Для этого нам нужно проверить готовность к такой работе. Перед боем обычно проверяют, достаточно ли патронов, ружей и пушек. Математический диктант должен будет дать нам возможность в виде обычной пятибалльной отметки определить уровень готовности к такой работе и проверить наполненность нашего арсенала.

Математический диктант (первый вариант задание а, второй вариант – задание б)

 

  1. Представьте число в виде суммы целой и дробной части:

а) 3 4/5; б) 8 7/10

  1. Запишите число в виде смешанного числа:

а) 4+ 3/17; б) 18+ 27/100

  1. Выделите целую часть из неправильных дробей:

а) 5/4; б) 18/7

  1. а) 9/3; б) 18/6

  2. а) 77/77; б) 77/7

  3. Запишите в виде смешанного числа частные:

а) 7:3; б) 15:4

  1. Запишите частные в виде смешанного числа:

а) 20:7; б) 87:10

  1. Запишите числа в виде неправильной дроби:

а) 3 1/2; б) 5 2/3

  1. Запишите числа в виде дроби со знаменателем 7:

а) 2; б) 4

  1. Запишите числа в виде дроби со знаменателем 11:

а) 3; б) 8

 

Математический диктант – краткая работа контролирующего характера, состоящая чаще всего из 5 или 10 заданий (для оперативности проверки). Обучающиеся получают половинки листа, перегибают их пополам, подписывают обе половинки и записывают ответы на обеих половинках. После окончания диктанта обучающиеся одну половинку листа сдают учителю, другую половинку оставляют себе для самопроверки или взаимопроверки (с соседом по парте). Правильные ответы помечаются плюсами. По количеству плюсов обучающиеся выставляют себе оценку, затем поднимают руку, когда учитель объявляет количество плюсов и соответствующие этому количеству баллы. По качеству работы учитель определяет уровень готовности к уроку. При необходимости объясняя еще раз решение заданий, если качество не высокое.

Критерии для выставления оценки:

10 плюсов – «5»

8, 9 плюсов – «4»

5,6,7 плюсов – «3»

Менее пяти плюсов – «2»


 

- Находят и выбирают удобный способ решения задания;

- учитывают правило в планировании и контроле способа решения;

- критически оценивают полученный ответ, осуществляют самоконтроль;

- вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учёта сделанных ошибок.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 


 

2. Содержательная часть

Исследовательская деятельность на уроке.

Групповая работа.

Группу образуют две соседние парты. Вы получили лист для исследовательской работы. Выполните указанные там задания. Если в группе мнение о правильности выполнения задания расходятся, обращайтесь к учителю.

Выслушивает решение, следит за правильностью формулировок.

Каждая группа получает листок с полной ориентировочной основой деятельности. В дальнейшей работе при необходимости можно воспользоваться этим листом.

 

Далее работа предлагается для пар, которые образуют сидящие за одной партой.

 


 

Учитель обращает внимание обучающихся к примерам на доске.

Чем отличаются эти примера от тех, которые вы так успешно решили?

4 5/9 + 2 4/9 =

8 3/5 + 1 4/5 =

2 - ¼ =

4 - 3 4/9 =

3 1/5 - 1 4/5 =

Учитель показывает на доске схему полной ориентировочной основы действия при решении «сложных» примеров. Указывает на необходимость сохранения подробной записи с системой ориентировочных знаков.


 

 

Учащиеся обсуждают решение заданий, вырабатывают гипотезу о правиле сложения таких чисел. По команде учителя группа делегирует к доске по одному своему представителю. На доске предлагается по одному примеру по количеству групп. Обучающийся решает пример и объясняет своё решение. При этом формулирует правило, выработанное группой. При необходимости можно обратиться к своей группе.


 


 

Поскольку предложено 15 примеров, то для каждой парты есть свой пример для контроля. При наличии интерактивной доски игра «Океанариум» отображается на доску, каждая пара проходит и вписывает полученный ответ в соответствующее место на доске и букву в таблицу. При правильных решениях у всех групп получаются правильные названия рыб и морских животных.


 


 


 


 


 


 

Учащиеся обсуждают в группах. Вырабатывают гипотезу об отличии данных примеров от предыдущих.

ыполняют предложенные задания, следуя схеме полной ориентировочной основе действия.

Обмениваются тетрадями и проверяют решение соседа, уделяя особое внимание наличие схемы ориентировочной основы действия.

 

Анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов.

Строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию.


 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Формировать первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, о ее необходимости в окружающей действительности

Проявляют интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

Дают позитивную самооценку учебной деятельности, понимают причины успеха в учебной деятельности, проявляют познавательный интерес к изучению предмета, к способам решения новых учебных задач.

 

3. Рефлексивно-оценочная часть

Теперь до звонка остается несколько минут.

Скажите же теперь мне и нашим гостям, какова же тема нашего урока?

Что нового вы узнали?

Что вы расскажите маме, когда придете сегодня домой, а она вас спросит, что сегодня в школе было?

Что было самым интересным?

Учитель делает замечания по ответам, поощряя точность формулировок и связанность ответа.

А что скажете маме, если она спросит, какую оценку вам поставили? Никакую?? Ну, тогда поставьте себе сами столько, сколько вы сегодня заработали.

Кто поставил пять, четыре, три? Два???

На доске висит пластиковая ёлочка. Её нужно украсить. Если вы считаете, что всё сегодня поняли, все было интересно и скорее бы опять математика, то украсьте ёлочку красным стикером. Если не всё понял, спрошу дома у мамы, то жёлтый стикер. А если было непонятно, то зелёный.

И обязательно расскажите маме. Урок окончен.


 

Учащиеся называют тему урока «Сложение и вычитание смешанных чисел»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.

 

 


 


Полный текст материала Технологическая карта урока математики «Сложение и вычитание смешанных чисел»; 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Егорова Наталья Александровна  nouvelle9556
20.07.2018 0 787 44

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Читайте новые статьи

Ранее мы писали, что ученики лучше откликаются на те задания, которые вызывают эмоции. Особенно хорошо такими заданиями «разбавить» десятки однотипных заданий, на решение которых уходят часы домашней и классной работы. Почему бы вместо «Двух велосипедистов, выехавших из пункта А в пункт Б» не взять учеников Васю и Колю, выехавших с улиц Ленина и Кирова?

Оставить отзыв к материалу:
Всего: 0