Урок и презентация "Как образуются понятия"; 6 класс
Поспелова Галина Васильевна. МОУ «СОШ №20» г. Новомосковска Тульской области.
Учитель информатики. Конспект и презентация урока. 2011 год.
Тема «Как образуются понятия»
6 класс (УМК Л.Л. Босовой)
Цели урока:
систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися на предыдущем уроке;
дать учащимся общее представление об основных логических приемах формирования понятий – анализе, синтезе, сравнении, абстрагировании и обобщении;
закрепить умение строить таблицы и диаграммы на основе имеющейся информации средствами текстового процессора Word.
Задачи:
Образовательные:
закрепить представления учащихся о восприятии окружающих нас объектов, признаках объектов, о понятии и мышлении;
систематизация полученных знаний.
Развивающие:
развитие аналитико-синтезирующего мышления, формирование умений наблюдать, делать выводы, развитие находчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели.
Воспитательные:
воспитание положительного отношения к знаниям, привитие интереса к Информатике, формирование навыков самоорганизации и самоконтроля.
Вид урока: урок закрепления изучаемого материала и выработки практических умений и навыков.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы на уроке: самостоятельная, индивидуальная работа.
Методы: словесный (рассказ), наглядно-иллюстративный, практический.
Оборудование:
Ноутбуки;
Комплекс мультимедиа (ПК, проектор, интерактивная доска);
Презентация 6_2.3.2_ «Как образуются понятия»;
учебники Информатика 6 класс, Босова Л.;
рабочие тетради по информатике для 6 класса, Босова Л.;
файлы-заготовки для выполнения практической работы.
Основные понятия:
анализ;
синтез;
сравнение;
абстрагирование;
обобщение.
Ход урока
1) Актуализация и проверка усвоения изученного материала
Ученики отвечают на вопросы №№ 1-8 стр. 38 учебника:
С помощью чего можно описать любой объект реальной действительности? (С помощью признаков);
Какие признаки объекта считаются существенными? Приведите пример.
Что такое понятие? Приведите примеры понятий, выраженных одним существительным; словосочетанием.
Приведите 2-3 примера слов-омонимов, выражающих различные понятия.
Приведите 2-3 примера слов-синонимов, выражающих одно понятие.
Можно ли выражать понятие существительным во множественном числе?
Чем отличается реально существующий объект от понятия? (реально существующий объект обладает множеством признаков, в понятии отражаются только существенные признаки объекта).
Приведите примеры понятий из повседневной жизни, математики, русского языка, информатики.
2) Объяснение нового материала: Как образуются понятия. § 2.3 (стр.38 – 42).
(Сопровождается показом презентации 6_2.3.2_ «Как образуются понятия»)
В
соответствии с целью урока учащимся
дается только общее представление о
приемах формирования понятий, поэтому
теоретический материал, излагаемый на
этом уроке минимизирован, и как можно
шире закрепляется всевозможными
примерами.
Чтобы ответить на вопросы:
"Что это такое? Кто это такой?",
нужно: сообщить о предмете или о существе
все самое важное. Прежде всего – нужно
рассказать, из чего предмет состоит и
что с ним можно делать (что есть у существа
и что оно может делать).
Например (учитель называет объект, а дети перечисляют его составные части и действия): карандаш (состоит из: оболочки, грифеля, возможно, ластика; можно: рисовать, точить, держать в руке, вертеть,...); велосипед (состоит из: колес, руля, педалей, седла; можно: ездить, рулить, ремонтировать).
Почти
все окружающие нас объекты состоят из
отдельных частей.
Для выделения
отдельных признаков требуется расчленить
целый предмет на его составные части,
отдельные признаки, то есть произвести
анализ.
(Слайд
3).
А
теперь попробуйте, наоборот, «узнать»
предмет по такому описанию учитель
называет составные части и действия
предмета, а дети называют предмет):
состоит
из: корпуса, трубки и диска; можно: снимать
трубку, набирать номер (телефон);
есть:
лепестки, стебель, корень, листья; можно:
сажать, поливать, нюхать, срезать
(цветок).
Мысленное объединение частей
предмета, отдельных его признаков в
единое целое называют синтезом.
(Слайд 4).
«Все познается в сравнении», - гласит народная мудрость.
Сравнение – мысленное установление сходства или различия объектов по существенным или несущественным признакам. (Слайд 5).
Абстрагирование – мысленное выделение одних признаков объекта и отвлечение от других. Чаще всего мы выделяем существенные признаки и отвлекаемся от несущественных. (Слайд 6).
Обобщение – мысленное объединение однородных объектов по какому либо признаку в класс. (класс носителей информации, класс устройств вывода информации, класс животных…). (Слайд 7).
Как же формируются понятия? Сделаем вывод: для выделения отдельных признаков требуется провести анализ, то есть мысленно расчленить целый предмет на его составные части, отдельные признаки, а затем осуществить обратную операцию – синтез (мысленное объединение) частей предмета, отдельных его признаков в единое целое. Для выделения существенных признаков требуется отвлечься (абстрагироваться) от несущественных признаков, которых в предмете очень много. Этому способствует сравнение или сопоставление предметов.
И наконец, понятие формируется на основе обобщения существенных признаков, присущих классу однородных объектов. (Слайд 8)
Демонстрируются слайды 9 – 10, на которых наглядно показано как формируются понятия: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение и обобщение.
3) Физкультминутка.
Известно, что дети быстро утомляются на уроках, поскольку длительное время находятся в статичном положении.
Физкультминутки помогают предупреждению и снятию умственного утомления.
Проводят физкультминутку на 12- 20 минуте от начала урока.
Продолжительность 1-2 минуты.
(Проводится электронная физкультминутка для глаз. Слайды 11 – 12).
4) Практическая работа.
Практическая часть урока состоит из двух частей:
Выполнение заданий №№ 2, 4, 5 (а, г, д), 6, 8, 10 учебника (стр. 40 – 42) с выводом ответов на экран (Слайды 13 – 17);
Выполнение практической работы № 8 «Строим диаграммы» (задание 3, 4) закрепляет навыки представления информации в табличной форме и умение строить диаграммы.
5) Домашнее задание
§ 2.3 (стр. 39 - 42); РТ №11 (с. 45); №17 (с.48)
6) Рефлексия
У каждого ученика на столе карточки (зеленая, желтая, красная). Уходя из класса, нужно оставить на столе учителя одну из них:
Зеленая - Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой работал на уроке получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось на уроке.
Желтая - Урок был интересен, я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно.
Красная - Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не буду выполнять, к ответам на уроке я не был готов.
Литература
Информатика и ИКТ : учебник для 6 класса/ Л. Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 208 с.:ил.- ISBN : 978-5-9963-0092-1..
Уроки информатики в 5-7 классах: Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 320 с.: ил.
http://festival.1september.ru/articles/515029 конспект урока
Материал размещен на сайтах:
http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98657209
http://jgk.ucoz.ru/load/kak_obrazujutsja_ponjatija_6_kl/12-1-0-226
http://www.uchportal.ru/load/17-1-0-13336
http://metodisty.ru/m/files/view/6_2-3-2_kak_obrazujutsya_ponyatiya
http://www.it-n.ru/profil.aspx?cat_no=692&d_no=213386&all=1
На странице приведен фрагмент.
Автор: Поспелова Галина васильевна
→ Васильна0409 27.05.2011 3 9522 1830 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.