Урок и презентация "Как образуются понятия"; 6 класс


Поспелова Галина Васильевна. МОУ «СОШ №20» г. Новомосковска Тульской области.

Учитель информатики. Конспект и презентация урока. 2011 год.

Тема «Как образуются понятия»

6 класс (УМК Л.Л. Босовой)


Цели урока:

  • систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися на предыдущем уроке;

  • дать учащимся общее представление об основных логических приемах формирования понятий – анализе, синтезе, сравнении, абстрагировании и обобщении;

  • закрепить умение строить таблицы и диаграммы на основе имеющейся информации средствами текстового процессора Word.

Задачи:

Образовательные:

  • закрепить представления учащихся о восприятии окружающих нас объектов, признаках объектов, о понятии и мышлении;

  • систематизация полученных знаний.

Развивающие:

  • развитие аналитико-синтезирующего мышления, формирование умений наблюдать, делать выводы, развитие находчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели.

Воспитательные:

  • воспитание положительного отношения к знаниям, привитие интереса к Информатике, формирование навыков самоорганизации и самоконтроля.

Вид урока: урок закрепления изучаемого материала и выработки практических умений и навыков.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы на уроке: самостоятельная, индивидуальная работа.

Методы: словесный (рассказ), наглядно-иллюстративный, практический.

Оборудование:

  • Ноутбуки;

  • Комплекс мультимедиа (ПК, проектор, интерактивная доска);

  • Презентация 6_2.3.2_ «Как образуются понятия»;

  • учебники Информатика 6 класс, Босова Л.;

  • рабочие тетради по информатике для 6 класса, Босова Л.;

  • файлы-заготовки для выполнения практической работы.


Основные понятия:

  • анализ;

  • синтез;

  • сравнение;

  • абстрагирование;

  • обобщение.







Ход урока


1) Актуализация и проверка усвоения изученного материала


  1. Ученики отвечают на вопросы №№ 1-8 стр. 38 учебника:

  1. С помощью чего можно описать любой объект реальной действительности? (С помощью признаков);

  2. Какие признаки объекта считаются существенными? Приведите пример.

  3. Что такое понятие? Приведите примеры понятий, выраженных одним существительным; словосочетанием.

  4. Приведите 2-3 примера слов-омонимов, выражающих различные понятия.

  5. Приведите 2-3 примера слов-синонимов, выражающих одно понятие.

  6. Можно ли выражать понятие существительным во множественном числе?

  7. Чем отличается реально существующий объект от понятия? (реально существующий объект обладает множеством  признаков, в понятии отражаются только существенные признаки объекта).

  8. Приведите примеры понятий из повседневной жизни, математики, русского языка, информатики.



2) Объяснение нового материала: Как образуются понятия. § 2.3 (стр.38 – 42).

(Сопровождается показом презентации 6_2.3.2_ «Как образуются понятия»)


В соответствии с целью урока учащимся дается только общее представление о приемах формирования понятий, поэтому теоретический материал, излагаемый на этом уроке минимизирован, и как можно шире закрепляется всевозможными примерами.
Чтобы ответить на вопросы: "Что это такое? Кто это такой?", нужно: сообщить о предмете или о существе все самое важное. Прежде всего – нужно рассказать, из чего предмет состоит и что с ним можно делать (что есть у существа и что оно может делать).

Например (учитель называет объект, а дети перечисляют его составные части и действия): карандаш (состоит из: оболочки, грифеля, возможно, ластика; можно: рисовать, точить, держать в руке, вертеть,...); велосипед (состоит из: колес, руля, педалей, седла; можно: ездить, рулить, ремонтировать).

Почти все окружающие нас объекты состоят из отдельных частей.
Для выделения отдельных признаков требуется расчленить целый предмет на его составные части, отдельные признаки, то есть произвести
анализ. (Слайд 3).

А теперь попробуйте, наоборот, «узнать» предмет по такому описанию учитель называет составные части и действия предмета, а дети называют предмет):
состоит из: корпуса, трубки и диска; можно: снимать трубку, набирать номер (телефон);
есть: лепестки, стебель, корень, листья; можно: сажать, поливать, нюхать, срезать (цветок).
Мысленное объединение частей предмета, отдельных его признаков в единое целое называют
синтезом. (Слайд 4).

«Все познается в сравнении», - гласит народная мудрость.

Сравнение – мысленное установление сходства или различия объектов по существенным или несущественным признакам. (Слайд 5).

Абстрагирование – мысленное выделение одних признаков объекта и отвлечение от других. Чаще всего мы выделяем существенные признаки и отвлекаемся от несущественных. (Слайд 6).

Обобщение – мысленное объединение однородных объектов по какому либо признаку в класс. (класс носителей информации, класс устройств вывода информации, класс животных…). (Слайд 7).

Как же формируются понятия? Сделаем вывод: для выделения отдельных признаков требуется провести анализ, то есть мысленно расчленить целый предмет на его составные части, отдельные признаки, а затем осуществить обратную операцию – синтез (мысленное объединение) частей предмета, отдельных его признаков в единое целое. Для выделения существенных признаков требуется отвлечься (абстрагироваться) от несущественных признаков, которых в предмете очень много. Этому способствует сравнение или сопоставление предметов.

И наконец, понятие формируется на основе обобщения существенных признаков, присущих классу однородных объектов. (Слайд 8)

Демонстрируются слайды 9 – 10, на которых наглядно показано как формируются понятия: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение и обобщение.



3) Физкультминутка.

  • Известно, что дети быстро утомляются на уроках, поскольку длительное время находятся в статичном положении.

  • Физкультминутки помогают предупреждению и снятию умственного утомления.

  • Проводят физкультминутку на 12- 20 минуте от начала урока.

  • Продолжительность 1-2 минуты.

(Проводится электронная физкультминутка для глаз. Слайды 11 – 12).


4) Практическая работа.


Практическая часть урока состоит из двух частей:

  1. Выполнение заданий №№ 2, 4, 5 (а, г, д), 6, 8, 10 учебника (стр. 40 – 42) с выводом ответов на экран (Слайды 13 – 17);

  2. Выполнение практической работы № 8 «Строим диаграммы» (задание 3, 4) закрепляет навыки представления информации в табличной форме и умение строить диаграммы.


5) Домашнее задание


§ 2.3 (стр. 39 - 42); РТ №11 (с. 45); №17 (с.48)





6) Рефлексия

У каждого ученика на столе карточки (зеленая, желтая, красная). Уходя из класса, нужно оставить на столе учителя одну из них:

  • Зеленая - Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой работал на уроке получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось на уроке.

  • Желтая - Урок был интересен, я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно.

  • Красная - Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не буду выполнять, к ответам на уроке я не был готов.





Литература

  1. Информатика и ИКТ : учебник для 6 класса/ Л. Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 208 с.:ил.- ISBN : 978-5-9963-0092-1..

  2. Уроки информатики в 5-7 классах: Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 320 с.: ил.

  3. http://festival.1september.ru/articles/515029 конспект урока




Материал размещен на сайтах:

http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98657209

http://jgk.ucoz.ru/load/kak_obrazujutsja_ponjatija_6_kl/12-1-0-226

http://www.uchportal.ru/load/17-1-0-13336

http://metodisty.ru/m/files/view/6_2-3-2_kak_obrazujutsya_ponyatiya

http://www.it-n.ru/profil.aspx?cat_no=692&d_no=213386&all=1



Слайд 1
Слайд 2
Почти все окружающие нас объекты состоят из отдельных частей. Анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и обобщение – основные логические приёмы формирования понятий.
Слайд 3
Анализ Мысленное разделение объекта на составные части или выделение признаков объекта. Когда ребенок разбирает игрушку, он проводит своеобразный анализ – ему интересно, как устроена игрушка.
Слайд 4
Синтез Мысленное соединение в единое целое частей объекта или его признаков, полученных в процессе анализа. Ребенок, собирающий игрушку из ее частей, проводит своеобразный синтез.
Слайд 5
Сравнение Мысленное установление сходства или различия объектов по существенным или несущественным признакам.
Слайд 6
Абстрагирование Мысленное выделение одних признаков объекта и отвлечение от других. Чаще всего мы выделяем существенные признаки и отвлекаемся от несущественных. Существенные •Цвет и форма ствола, •Цвет и форма листьев Несущественные •Возраст •Высота •Месторасположение
Слайд 7
Обобщение Мысленное объединение однородных объектов. Класс – это совокупность объектов, выделенных по какому-либо признаку. Примеры классов: класс устройств ввода информации; класс животных и т.д.
Слайд 8
Вывод: Для выделения отдельных признаков требуется произвести анализ, т.е. мысленно расчленить целый предмет на его составные части или отдельные признаки; а затем осуществить обратную операцию - синтез (мысленное объединение) частей предмета или отдельных его признаков в единое целое. Для выделения существенных признаков требуется отвлечься (абстрагироваться) от несущественных признаков, которых в любом предмете очень много. Этому способствует сравнение или сопоставление предметов. Понятие формируется на основе обобщения существенных признаков, присущих классу однородных объектов.
Слайд 9
1. 4. 3. Формирование понятия Сравнение Анализ Абстрагирование Принтер Web-камера Монитор 2. Синтез Микрофон Системный блок Клавиатура Мышь Колонки Сканер
Слайд 10
5. Обобщение
Слайд 11
Электронная физминутка для глаз «Крошка Енот» Галкина И.А. учитель начальных классов МОУ «Водоватовская СОШ» Арзамасского района, Нижегородской области
Слайд 12
Слайд 13
Задачи: • Какое из понятий «последовательность» или «множество» аналогично понятию «класс»? • На столе стояло 3 стакана с вишней. Оксана съела один стакан вишни. Сколько стаканов осталось? 3 (стаканы Оксана не ела) • Зажгли 7 свечей, 2 из них погасли. Сколько свечей осталось? 2 (погасшие свечи остались) • Чем кончается день и ночь? буквой Ь • Чем кончается лето и начинается осень? О
Слайд 14
• Без языка живет, не ест и не пьет, а говорит и поет. РАДИО • Моря есть – плавать нельзя, дороги есть – ехать нельзя, земля есть – пахать нельзя. Что это? ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА • Выходили 12 молодцев, выносили 52 сокола, выпускали 365 лебедей. Что это? ГОД
Слайд 15
Найди закономерность и продолжи последовательность: • а, б, в, г, д, …е, ё, ж, з, и…(алфавит) • а, в, д, ё,… з, й, л, н, п…(нечётные буквы) • Анна, Борис, Валентина, Геннадий,… Дарья. е, у, ш, р, ё…(16,5,20,25,17,6,21,26,18…) • о, д, т, ч, п,… • Москва, Абакан, Норильск, Киев,… Воркута.
Слайд 16
Решите задачу: Катя, Соня, Галя и Тамара родились 2 марта, 17 мая, 2 июля, 20 марта. Соня и Галя родились в одном месяце, а дни рождения Гали и Кати обозначаются одинаковыми числами. Назовите дату рождения каждой девочки. Катя родилась 2 июля Соня – 20 марта Галя – 2 марта Тамара – 17 мая
Слайд 17
Какие числа закодированы кругом, треугольником, квадратом и прямоугольником, если верны приведённые ниже равенства: : 9 = + = 7 = 8 = 6 3 * = 162 = 2 9 - = = 54
Слайд 18
Домашнее задание §2.3 (стр. 39-42) РТ №11 (с. 45); №17 (с.48)
Слайд 19
Слайд 20
Источники 1.Информатика и ИКТ : учебник для 6 класса/ Л. Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 208 с. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. http://www.stihi.ru/pics/2010/10/25/7487.jpg колокольчик http://pedsovet.su/load/244-1-0-3886 физкультминутка http://img11.nnm.ru/3/9/b/e/c/39bec16b3a7b608f62dd633d5117362e.jpg в школу http://www.stroy-gid.ru/doma/img/velikan22.jpg дом http://www.trozo.ru/wp-content/uploads/2010/03/1318.jpg выкройка кота http://www.otoys.ru/picturesNew/lego/LG-3181_2.jpg лего http://2.imgbb.ru/9/c/6/9c67014c7dfd456ee9136ace8579e584.jpg конструктор http://img-2007-11.photosight.ru/27/2432683.jpg пазл http://desc.cnt.itdelo.com/images/6580841.jpg машинка http://s008.radikal.ru/i306/1012/f8/c45eae2f04a9.jpg сходство http://img-fotki.yandex.ru/get/13/dvprosvetov.0/0_534a_d6385cc_L.jpg берёза http://informatiku.ru/wp-content/uploads/2009/10/sem3.JPG устройства ввода http://i020.radikal.ru/0805/99/2b34d7e66743.jpg птицы http://o6oi.ru/main.php/31546-6/6.jpg свечи http://uti-puti.com.ua/img/b/1607_0.jpg загадки http://img-fotki.yandex.ru/get/5905/valenta-mog.51/0_60f1e_f38bda6a_orig.jpg кукла1 http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2/64/322/64322272_023334056.png кукла 2 http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1/62/465/62465537_1281262197_11.png куклы http://news.mail.ru/pic/49/5a/800033_450_528_source.jpg кукла3
Слайд 21
Учитель информатики МОУ «СОШ № 20» г. Новомосковск Тульская область, 2010 г.

Полный текст материала Урок и презентация "Как образуются понятия"; 6 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Поспелова Галина васильевна  Васильна0409
27.05.2011 3 7073 1785

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
Всего: 3
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
3 Екатерина_Пашкова • 14:52, 16.06.2016
Материал обновлен.
avatar
2 scorpioncchic • 14:30, 12.10.2013
Спасибо за хороший материал. Очень красочно. С удовольствием использую.
avatar
1 Evgeny • 11:36, 11.06.2011
Свидетельство №2081