Урок информатики "Электронные калькуляторы"; 10 класс


МБОУ Сосновская СОШ №2






Разработка урока

информатики

в 10 классе


Тема: «Электронные калькуляторы»




Составила:

учитель информатики

МБОУ ССОШ №2

Макарова Н.А.




Цель: сформировать навыки работы на научном, инженерном и обычном Калькуляторе.


Задачи:

Образовательные:

Формировать навыки работы с электронным калькулятором.

Показать назначение и возможности применения электронного калькулятора


Развивающие:

Развитие познавательного интереса.

Развитие у учащихся навыков самоконтроля.

Развитие у учащихся самостоятельности.


Воспитательные:

Содействовать эстетическому воспитанию школьников.


Тип урока:   урок изучения и первичного закрепление новых знаний


Методы обучения: иллюстративно-словесный, практический методы


Формы работы: индивидуальная, групповая формы работы

Литература:

  1. Н.Д. Угринович, учебник "Информатика и информационные технологии", стр. 361

  2. Н.Д. Угринович, практикум, стр. 54-56

Вид урока: комбинированный


Оборудование урока:

  • Проектор, подключенный к демонстрационному компьютеру;

  • Демонстрационный компьютер с загруженными презентациями



План урока:

  1. Организационный момент

  2. Подготовка учащихся к усвоению

  3. Изучение нового материала с его пошаговым закреплением

  4. Индивидуальная практическая работа

  5. Подведение итогов

  6. Информация о домашнем задании








Ход урока:

I. Организационный момент:

Приветствие учащихся.


II. Подготовка учащихся к усвоению

Постановка целей урока.

1. Найти сумму 10+11 в двоичной системе

2. Найти разность 1000-1 в двоичной системе

3. В коробке лежат 64 цветных карандаша. Сообщение о том, что достали белый карандаш, несёт 4 бита информации. Сколько белых карандашей было в корзине?

Как нам облегчить вычисления?

Для этих и других вычислений можно использовать программы, которые называются научными или инженерными калькуляторами.

Сформулируйте тему урока

Тема урока «Электронные калькуляторы»


III. Изучение нового материала с его пошаговым закреплением

  1. Что вы знаете об электронных калькуляторах?

Познакомьтесь с информацией в параграфе 10.1 и выделите основные возможности электронных калькуляторов

  1. Когда удобно использовать электронные калькуляторы?

Такой калькулятор входит в состав Стандартных приложений операционной системы Windows. Именно им вы будете пользоваться для выполнения расчетов в задачах.

  1. Откройте программу Калькулятор и познакомимся с некоторыми приёмами работы с приложением Калькулятор.

Команда Вид позволяет выбрать один из режимов работы Обычный или Инженерный.

  • Рассмотрите эти режимы

  • Какой режим удобно использовать для выполнения Задания:

вычислить log2 2,5.

Калькулятор может вычислять непосредственно только натуральный и десятичный логарифм. Нам не нужен логарифм по основанию два. Поэтому можно использовать следующий приём для вычисления такой логарифмической функции: воспользоваться следующим равенством – log y x = ln x / ln y. Таким образом, замените логарифм частным натуральных логарифмов

  • Предложите алгоритм вычисления выражения


Алгоритм решения: (Составляется учениками на доске)

  • В вести в окно индикатора число 2;

  • Нажать кнопку (вычисление натурального логарифма);

  • Запомнить ответ в памяти, нажав кнопку (запись числа из окна индикатора в память);

  • Очистить окно индикатора (Esc);

  • Ввести в окно индикатора число 2,5;

  • Н ажать кнопку


  • Нажать кнопку (операция деления)

  • Н ажать кнопку (вывод числа из памяти в окно индикатора);

  • Нажать кнопку (получение ответа)


Решите задачу, используя данный алгоритм

Ответ: log2 2,5 = 1,3.

Задание: вычислите и сравните ответы.

Пример

Ответ

Log2 16

4

Log3 27

3

Log4 16

2

Log2 256

8

Log2 11

3,45


  1. С помощью этой программы также можно переводить числа, записанные в двоичной, восьмеричной, десятичной и шестнадцатеричной системах счисления.

Исследуйте, что означают переключатели

Hex (Hexadecimal) - шестнадцатеричная

Dec (Decimal) - десятичная

Oct (Octal) - восьмеричная

Bin (Binary) – двоичная.


Выясните практически алгоритм перевода чисел из шестнадцатеричной системы в десятичную и составьте его на доске


  • Установить переключатель в положение Hex (щелкнув по нему левой кнопкой мыши).

  • Набрать число с помощью мышки или клавиатуры (латинские буквы).

  • Установить переключатель в положение Dec – получим ответ.


IV. Индивидуальная практическая работа

Задание 1.

Поставьте вместо знака ? знак <, > или =.

28510 ? 11D16 (Ответ: 28510 = 28510 )

1111112 ? 11118 (Ответ: 6310 < 58510 )

6С16 ? 1010012 (Ответ: 10810 > 4110 )


Задание 2

Рождение цветка.

П онаблюдаем за рождением цветка: сначала появился один листочек, затем второй … и вот распустился бутон. Постепенно подрастая, цветок показывает нам некоторое двоичное число. Если вы до конца проследите за ростом цветка, то узнаете, сколько дней ему понадобилось, чтобы вырасти.

(Ответ: 100100012=145 дней)


Задание 3

В коробке лежат 6 разноцветных фломастеров. Какое количество информации содержит сообщение, что из коробки достали синий фломастер?

Решение: N = 6, следовательно, I = log2 6. Вычисляем и имеем I = 2,58496 бит.

Ответ: 2,5 бит.


Задание 4.

В таблице приведены номер точки и ее координаты, записанные в различных системах счисления.

Для каждой точки выполните перевод ее координат в десятичную систему счисления и отметьте точку на координатной плоскости. Правильно сделав перевод и соединив последовательно все точки, вы получите некоторый рисунок.

№ точки

х

у

1

138

Е16

2

1102

108

3

112

1002

4

В16

168




Десятичная система

х

у

11

14

6

8

3

4

11

14


Задание 5

Творческое задание

Придумайте свой вариант рисунка на координатной плоскости и составьте для него таблицу координат, представленных в различных системах счисления

Взаимопроверка


Проверка выполнения практической работы и самооценка


V. Подведение итогов

Рефлексия:

- Какое задание было самым интересным?

- С какими трудностями вы столкнулись, выполняя задания?

- Какие задания можете предложить по данной теме?

Оцените работу класса и назовите учащихся, отличившихся на уроке.


VI. Домашнее задание:

  1. Подготовить задачи для калькулятора

  2. §10.1

  3. Тема рефератов «История калькуляторов»

«Виды калькуляторов»



Слайд 1
Электронный калькулятор Урок информатики в 10 классе Автор: Макарова Наталия Анатольевна Место работы: МОУ Сосновская СОШ №2 Должность: Учитель информатики
Слайд 2
1. Найти сумму 10+11 в двоичной системе 2. Найти разность 1000-1 в двоичной системе 3. В коробке лежат 64 цветных карандаша. Сообщение о том, что достали белый карандаш, несёт 4 бита информации. Сколько белых карандашей было в корзине?
Слайд 3
Слайд 4
Алгоритм вычисления выражения log2 2,5 : Ввести в окно индикатора число 2; Нажать кнопку (вычисление натурального логарифма); Запомнить ответ в памяти, нажав кнопку (запись числа в память); Очистить окно индикатора (Esc); Ввести в окно индикатора число 2,5; •Нажать кнопку  Нажать кнопку (операция деления) Нажать кнопку (вывод числа из памяти в окно индикатора); Нажать кнопку (получение ответа)
Слайд 5
Вычислите и сравните ответы
Слайд 6
Задание 1 Поставьте вместо знака ? знак или =. • 28510 ?= 11D16 (Ответ: 28510 = 28510 ) • 1111112 ?< 11118 (Ответ: 6310 < 58510 ) • 6С16 ? > 1010012 (Ответ: 10810 > 4110 )
Слайд 7
Задание 2 Рождение цветка. 100100012=145 дней
Слайд 8
Задание 3 В коробке лежат 6 разноцветных фломастеров. Какое количество информации содержит сообщение, что из коробки достали синий фломастер? N = 6, следовательно, I = log2 6. Вычисляем и имеем I = 2,58496 бит. Ответ: 2,5 бит.

Полный текст материала Урок информатики "Электронные калькуляторы"; 10 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Макарова Наталия Анатольевна  mna
14.11.2011 2 4712 864

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК