Проектная деятельность на уроках информатики


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №2 с УИОП п.Восточный

Омутнинского района Кировской области











Методические разработки компетентностно-ориентированных уроков для 5-11 классов общеобразовательных школ





















Работу выполнила

Попыванова Ольга Александровна,

учитель информатики







2009



Пояснительная записка

В последнее время проектные технологии прочно вошли в учебный процесс и ассоциируются со смелыми и оригинальными начинаниями в области практической деятельности учащихся, с нестандартным и творческим подходом к решению поставленной проблемы или задачи.

Отличают проектный метод от других методов деятельности в учебном процессе:

  1. Наличие значимой проблемы (задачи), требующей исследования для ее решения;

  2. Наличие практической значимости и предполагаемого результата проектной деятельности;

  3. Самостоятельность работы ;

  4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);

  5. Использование исследовательских методов в соответствии с этапами:

  • Определение проблемы, задач исследования;

  • Выдвижение гипотезы их решения;

  • Обсуждение методов исследования;

  • Выбор способа оформления конечных результатов;

  • Сбор, систематизация и анализ материала;

  • Подведение итогов, оформление результатов, презентация;

  • Выводы.

Проектная деятельность невозможна без планирования. Существуют стандартные этапы, которых нужно придерживаться при работе над проектом. Проекты принято классифицировать в зависимости от ряда типологических принципов. Существуют критерии оценки работы учащихся над проектом и правила оформления содержательной части проекта.

Использование в учебном процессе инновационных технологий ориентирует образование на формирование навыков саморазвития, самообразования, поисковой деятельности, коммуникативных умений. Эти технологии строятся на основе проблемного обучения, метода проектов, школьных исследований, деловых игр и другого.

Если рассматривать данные методы в единой цепи, то проектную деятельность на уроках информатики можно поставить во главу угла, а из нее уже вытекают другие методы работы.

Далее выстраивается логическая цепь от звена «Проектная деятельность» к следующим звеньям:

  • Организация межпредметных связей;

  • Трансформация понятия ошибки в учебном процессе. Исследование – это процесс анализа, сравнений, умозаключений, а не путь шаблонных шагов (отступление от которых – ошибки!). В педагогической практике, где используется исследовательский метод, ошибки – неизбежная ситуация на пути исследователя (в разделе курса «Алгоритмизация» ошибки целенаправленно «вводятся»).

В результате использования метода проектов на уроке информатики:

  • Учащиеся получают иной тип знаний. Меньше заученных определений, но более высокий уровень применения полученных знаний при решении практических задач ;

  • Ученики умеют добывать самостоятельно те знания в области информатики, которые актуальны на сегодняшний день;

  • Обучение каждого учащегося идет в оптимальном для него темпе в зависимости от его индивидуальных особенностей. Разрыв в знаниях уменьшается за счет того, что все учащиеся (независимо от способностей) овладевают базовым уровнем знаний.

Результатом использования метода проектов на уроке информатики является интеллектуальная раскрепощенность учащегося, как следствие – его успешность. Понимание роли компьютера как средства обработки информации снимает психологическую зависимость от компьютерных игр. Учащиеся овладевают информационной культурой и культурой здорового образа жизни, которые дают гарантию сохранения здоровья и в детском возрасте, и в будущем во взрослой жизни.

На уроках я часто использую краткосрочные проекты (на один - два урока). Это позволяет заинтересовать детей, максимум отследить знания и умения по теме, дать возможность раскрытию творческого потенциала ребенка.

Очень удобно использовать метод проектов в качестве проверочных и контрольных работ по различным темам.























Урок – проект

«Генеалогическое дерево моей семьи»

(проект выполняется в программе Word)

Цели:

  1. Систематизировать знания текстового редактора Word

  2. Собрать и систематизировать материал об истории своей семьи

  3. Развивать умение анализировать, сравнивать, систематизировать.

Карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Подготовительный

- Дает проектное задание:

Собрать и систематизировать материал об истории своей семьи. Представить этот материал в удобном для восприятия виде

- Выявляет проблемы проекта, помогает в постановке цели и задач проекта

Слушают, записывают задание






Определяют проблемы, ставят цель и задачи

2. Реализация проекта

- проведение исследовательской работы
















- Анализ материала




- Оформление материала в программе Word


Дает задание - собрать материал:

  1. ФИО предков, годы их жизни;

  2. Место рождения, проживания;

  3. Профессия, род занятий;

  4. Если возможно – основные черты характера, таланты, наклонности, привязанности человека;

  5. Количество детей;

  6. Другое


Консультирует учащихся




Консультирует учащихся




Исследуют, собирают, систематизируют материал














На листах бумаги отражают цепочку передачи информации из поколения в поколение

- Выбирают удобное средство в программе Word для создания генеалогического дерева(таблицы, автофигуры, надпись и т.д)

- Создают гипертекстовый документ «Мое семейное дерево» с переходом по ссылке от каждой фамилии в схеме дерева к подробному описанию условий жизни этого предка

- Строят диаграмму «Годы жизни предков». Делают вывод по данному графику

- Создают титульный лист своей работы

3.Демонстрация результатов проекта

- Дает оценку работе учащихся по оформлению и применению средств текстового редактора

- Представляют работы для проверки

4.Защита проекта

- Проводит рефлексию

- Предъявляет требования к защите данного проекта

- Самооценка проведенной работы

- Оценка со стороны одноклассников

- Выводы



























Урок – проект

«Строение компьютера»

Цели:

  1. Систематизировать знания по строению компьютера

  2. Отрабатывать навыки работы с интерактивной презентацией, гиперссылками, видеоматериалами

  3. Развивать информационную, коммуникативную, рефлексивную компетентности

Карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Подготовительный

- Дает проектное задание:

Собрать и систематизировать материал по строению компьютера Представить этот материал в удобном для восприятия виде

- Выявляет проблемы проекта, помогает в постановке цели и задач проекта

Слушают, записывают задание






Определяют проблемы, ставят цель и задачи

2. Реализация проекта

- проведение исследовательской работы













- Анализ материала





- Оформление материала в программе Power Point


Дает задание - собрать материал:

  1. Выбрать структурную часть проекта, которую интереснее всего будет учащемуся исследовать

  2. Найти материал

  3. Собрать материал в единую папку


Консультирует учащихся


Консультирует учащихся




Исследуют, собирают, систематизируют материал











Разбивают материал на части, анализируют его, обрабатывают: делают более доступным для понимания, подбирают иллюстративный материал

Подбирают фон и оформление слайдов, размещают материал, создают гиперссылки на видеоматериал и звуковые файлы

3.Демонстрация результатов проекта

- Дает оценку работе учащихся по оформлению и применению средств интерактивной презентации, содержания работы

- Представляют работы для проверки

- Демонстрирует свою работу

4.Защита проекта

- Проводит рефлексию

- Предъявляет требования к защите данного проекта

- Самооценка проведенной работы

- Оценка со стороны одноклассников

- Выводы

Примеры работ





































Урок – проект

«Биоритмы человека»

(проект проводится при изучении электронных таблиц EXCEL)

Цели:

  1. Систематизировать знания по электронным таблицам EXCEL

  2. Отрабатывать навыки работы с формулами, диаграммами, графиками, надписями в электронных таблицах

  3. Развивать мышление, внимание, умозаключение.

Карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Подготовительный

- Рассказывает легенду:

«В Древнем Китае монахи день за днем вели наблюдение за человеком, записывая параметры его физической активности, умственных способностей и эмоционального состояния. В результате многолетних исследований они пришли к выводу, что эти три функции являются периодическими: с периодами для физической активности 23 дня, эмоциональной – 28 дней и интеллектуальной – 33 дня. Функции человека на момент рождения равны нулю»

Дает проектное задание: просчитать периоды своего эмоционального, физического и интеллектуального циклов каждому.

- Выявляет проблемы проекта, помогает в постановке цели и задач проекта

Слушают, записывают задание
























Определяют проблемы, ставят цель и задачи

2. Реализация проекта

- проведение исследовательской работы











- Анализ материала





- Создание графика биоритмов человека


Дает формулу просчета биологических ритмов

Sin(2(t-t0)/Tr), где t – время (настоящая дата), Tr - - периоды, r – номер периода








Консультирует учащихся






Консультирует учащихся по созданию графика по данным




Записывают формулу,

Прописывают формулы для нахождения каждого периода:

Физический цикл

Sin(2х/23),

Эмоциональный цикл

Sin(2х/28),

Интеллектуальный цикл

Sin(2х/33),

Создают компьютерную модель в среде табличного процессора EXCEL




Вводят личные данные в таблицу, строят график биоритмов на месяц





3.Демонстрация результатов проекта

- Дает оценку работе учащихся по оформлению и применению средств электронной таблицы EXCEL

- Представляют работы для проверки

- Делают выводы

4.Защита проекта

- Проводит рефлексию

- Предъявляет требования к защите данного проекта

- учащиеся выступают в роли психологов – интерпретаторов, анализируя графики биоритмов своих одноклассников.


Примеры работ



















Урок – проект

«Влияние компьютера на здоровье человека»

(проект проводится при изучении мультимедийных

интерактивных презентаций)

Цели:

  1. Систематизировать знания по работе с интерактивной презентацией в программе Power Point

  2. Применить все полученные знания по поиску информации в Интернете, обработке информации, созданию интерактивной презентации

  3. Развивать творческое мышление учащихся, навыки работы с информацией

Карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Подготовительный

- Нацеливает детей на работу:

«В настоящее время почти в каждом доме есть компьютер, поэтому важной проблемой становится сохранение здоровья при работе за компьютером. А как же влияет компьютер на здоровье человека? Попробуйте ответить на этот вопрос сами, исследовав эту тему»


Дает проектное задание:

Исследовать тему влияния компьютера на здоровье человека и создать интерактивную презентацию как результат исследования.

- Выявляет проблемы проекта, помогает в постановке цели и задач проекта













Слушают, записывают задание









Определяют проблемы, ставят цель и задачи

2. Реализация проекта

- проведение исследовательской работы











- Анализ материала




- Создание проектной работы


Сообщает адреса сайтов, где можно найти информацию по теме









Консультирует учащихся






Консультирует учащихся по созданию интерактивных презентаций


Занимаются поиском информации, сбором, сортировкой









Определяются с планом презентации, ее структурой, подбирают иллюстрации.




Работают с эстетическим оформлением презентации, размещением информации и графических объектов




3.Демонстрация результатов проекта

- Дает оценку работе учащихся по оформлению и применению средств интерактивных презентаций в программе Power Point


- Представляют работы для проверки

- Демонстрация работ

4.Защита проекта

- Проводит рефлексию

- Предъявляет требования к защите данного проекта

- учащиеся выступают в роли экспертов – аналитиков по данной теме

Примеры работ













Урок – проект

«Электронный психологический тест»

(проводится при изучении темы «Программирование»)

Цель: организовать создание проекта «Электронный психологический тест»

Задачи:

  1. Систематизировать знания по программированию в среде Паскаль

  2. Отрабатывать навыки составления программ в Паскале

  3. Собрать необходимый материал

  4. Написать программу для подсчета данных по проведенному тесту

  5. Написать программу «Психологический тест» средствами языка программирования Паскаль.

Карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Подготовительный

- Дает проектное задание:

Написать программу «Психологический тест» средствами языка программирования Паскаль.

Предусмотреть в тестирующей программе заставку. В заставке вывести на экран все необходимые комментарии к выполнению теста

- Указания к работе:

1. После каждого неправильного ответа выводится правильный ответ, а после каждого правильного выводится «МОЛОДЕЦ!»

2. Подсчет количества правильных ответов производится по формуле:

К:=К+1

3.На экран выводить фразу, которая соответствует количеству очков





Слушают, записывают задание



Определяют проблемы, ставят цель и задачи



Записывают требования к работе

2. Реализация проекта

- проведение исследовательской работы






- Анализ материала




- Создание проектной работы


Предлагает тесты для выбора

- Уровень вашей самооценки

- Приятно ли с вами общаться и др.


Консультирует учащихся





Консультирует учащихся по созданию программы в среде Паскаль


Выбирают тест для программирования, просчитывают результат теста, создают алгоритм для программирования данного задания


Консультируются с учителем по поводу составленного алгоритма



Пишут программу в тетради, записывают программу в среде программирования Паскаль, корректируют, добиваются работы программы.




3.Демонстрация результатов проекта

- Дает оценку работе учащихся по оформлению и работе программы


- Представляют работы для проверки

- Демонстрация работ

4.Защита проекта

- Проводит рефлексию

- Предъявляет требования к защите данного проекта

- учащиеся проводят тесты в параллельных классах

- учащиеся пишут рецензию на программу одноклассника




























Полный текст материала Проектная деятельность на уроках информатики смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Попыванова Ольга Александровна  Helga6834
30.05.2009 0 3992 2009

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК