Система уроков по теме: "Системы счисления"


Урок №1.
9а, 9б, 9в.
Тема: Представление числовой информации в компьютере.
Цель: Изучение и первичное закрепление знаний о представлении числовой информации в компьютере.
Задачи:
Образовательная:
1. Ввести определения понятий (система счисления, непозиционная система счисления, позиционная система счисления, основание системы счисления).
2. Уметь переводить число из десятичной системы счисления в любую другую.
Развивающая:
1. Развить познавательный интерес к предмету.
2. Развивать умения обобщать, делать выводы.
Воспитывающая: Воспитать умения слушать учителя и одноклассников.
Тип урока: Изучение нового материала.
Методы:
1. Наглядно-иллюстративный (презентация, карточки)
2. Рассказ
3. Упражнения
Формы:
1. Работа в парах
2. Самостоятельная работа
Средства: компьютеры (11 шт), проектор, презентация, карточки, доска, фломастеры, файлы с информацией по темам «Системы счисления», «Непозиционные системы счисления», «Позиционные системы счисление», «Биты и байты»).
План урока:
1. Организационный момент – 1 мин
2. Актуализация знаний – 1 мин
3. Объяснение нового материала – 19 мин
4. Первичное закрепление знаний – 1 мин
5. Практикум – 16 мин
6. Итог урока – 1 мин
7. Инструктаж к домашнему заданию – 1 мин

Ход урока:
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учеников
Организационный момент Приветствие. Представление. Приветствуют учителя.
Актуализация знаний Сообщение темы. Постановка цели.

Как же представлена информация в компьютере? Записывают число и тему в тетрадь.
Объяснение нового материала 1. Восьми учащимся дается задание: прочитать предлагаемую информацию в учебнике, выделить главное и рассказать, что он изучил так, чтобы весь класс его понял.
1. «Системы счисления» - 2 чел.
2. «Непозиционные системы счисления» - 2 чел.
3. «Позиционные системы счисление» - 2 чел.
4. «Биты и байты» - 2 чел
Все остальные читают сжатую информацию по всем этим темам.
2. Выслушивает ответы учеников, уточняет, дополняет.

3. Заполнение таблицы №1. (карточка с таблицей) Делятся на пары. Читают информацию.

Отвечают, остальные дополняют, задают вопросы. Записывают понятия в тетрадь.
Заполняют таблицу.
Первичное закрепление знаний Фронтальный опрос по основанию системы счисления.
Подведем итог:
1. Познакомились с понятием система счисления, основание системы счисления.
2. Системы счисления бывают позиционными и непозиционными.
3. Для хранения информации в памяти компьютера используется двоичная система счисления. 0 и 1 называются двоичными цифрами или битами. 8 бит=1 байт Отвечают.

Ученики подводят итог своих ответов.
Практикум 1. Раздает карточки с алгоритмом перевода числа из десятичной системы счисления в любую другую.
2. Показывает перевод числа из десятичной системы счисления в двоичную.
(25(10)=х(2),
130(10)=х(2),
18(10)=х(8),
150(10)=х(8),
32(10)=х(16),
166(10)=х(16)).
3. Задание: запишите год своего рождения. В какой системе счисления? Переведите это число в двоичную, троичную, восьмиричную и шестнадцатиричную систему счисления. Знакомятся с алгоритмом.

Записывают пример в тетрадь

Выполняют задание.
Итог урока Рефлексия.
Продолжи предложение
Сегодня на уроке я узнал/а … (слайд презентации)
Учитель обобщает. Подводят итог
Инструктаж к домашнему заданию Раздать карточки с числами.
Д/з: учебник § 45 (прочитать, знать понятия), перевести число (каждому свое) в 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 16 системы счисления. Записывают в дневник Д/з. Задают вопросы.

Приложение
Карточка:
Алгоритм перевода числа из десятичной системы счисления в любую другую систему:
1. Десятичное число последовательно делится на основание другой системы до тех пор, пока частное не окажется меньше основания.
2. Запись получившегося числа осуществляется справа на лево.
3. Цифрами числа будут являться остатки от деления, начиная с последнего частного.

Карточки Д/з.
1. 345
2. 346
3. 347
4. 348
5. 349
6. 350
7. 351
8. 352
9. 353
10. 354
11. 355
12. 356
13. 357
14. 358
15. 359
16. 360
17. 361
18. 362
19. 363
20. 364
21. 365
22. 366

Таблица систем счисления

Десятичная Двоичная Восьмиричная Шестнадцатиричная
0 0000 0 0
1 0001 1 1
2 0010 2 2
3 0011 3 3
4 0100 4 4
5 0101 5 5
6 0110 6 6
7 0111 7 7
8 1000 10 8
9 1001 11 9
10 1010 12 А
11 1011 13 B
12 1100 14 C
13 1101 15 D
14 1110 16 E
15 1111 17 F

Урок №2.
Класс: 9а,9б,9в.
Тема: Перевод чисел из одной системы счисления в другую.
Цель: Углубить и расширить знания о переводе чисел из одной системы счисления в другую.
Задачи:
Образовательная: Уметь переводить число из одной системы счисления в любую другую.
Развивающая: Развить логическое мышление, внимательность при выполнении задания.
Воспитывающая:
Тип урока: комбинированный
Методы:
Формы:
Средства: проектор, презентация, доска, фломастеры.
План урока:
1. Организационный момент – 1 мин
2. Актуализация знаний – 1 мин
3. Объяснение нового материала – 19 мин
4. Первичное закрепление знаний – 1 мин
5. Практикум – 16 мин
6. Итог урока – 1 мин
7. Инструктаж к домашнему заданию – 1 мин

Ход урока:
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учеников
Организационный момент Приветствие. Приветствуют.
Проверка домашнего задания Слайд: Фронтальный опрос
Продолжить предложение
1. Система счисления – это …
2. Основание системы счисления – это …
3. Системы счисления бываю …
4. В троичной системе счисления основание равно …
5. Позиционная система счисления отличается от непозиционной … Отвечают на вопросы

Актуализация знаний В каком виде представлена числовая информация в памяти компьютера?
Как перевести число из десятичной системы счисления в любую другую?

Отвечают на вопросы
Объяснение нового материала 1. Повторить перевод чисел из десятичной системы счисления в любую другую.
25(10)=х(2)
32(10)=х(2)
25(10)=х(8)
80(10)=х(8)
36(10)=х(16)
269(10)=х(16)
299(10)=х(16)
2. Перевод чисел из любой системы счисления в десятичную систему счисления.
Слайд: х(s)=A(0)S^0+ A(1)S^1+ A(2)S^2+…
101011(2)=х(10)
1101(2)=х(10)
75(8)=х(10)
11(8)=х(10)
25(16)=х(10)
А1(16)=х(10)
10001100(2)=х(16)
28(8)=х(16)
3. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью таблицы.
1001(2)=х(8)
11001(2)=х(8)
110111(2)=х(8)
10001(2)=х(16)
10110(2)=х(16)
11100010101(2)=х(16)
101111(2)=х(16)
143(8)=х(2)
34(16)=х(2)=х(8) Записывают в тетрадь.
Первичное закрепление знаний 1. Научились переводить число из десятичной системы счисления в любую другую и обратно.
2. Научились переводить число из одной системы счисления в другую с помощью таблицы (8, 16-ая системы) Подводят итог урока
Практикум Слайд: Самостоятельная работа (в это время учитель проверяет вторую часть домашнего задания).
Вариант №1
58(10)=х(2)
45(10)=х(16)
10(10)=х(8)
101100(2)=х(10)
1001(2)=х(10)
124(8)=х(10)
1В(16)=х(10)
10000101(2)=х(8)
12С(16)=х(2)=х(8)
Вариант №2
53(10)=х(2)
47(10)=х(16)
12(10)=х(8)
100110(2)=х(10)
1010(2)=х(10)
126(8)=х(10)
1С(16)=х(10)
10000011(2)=х(8)
12D(16)=х(2)=х(8)
Вариант №3
55(10)=х(2)
43(10)=х(16)
14(10)=х(8)
101010(2)=х(10)
1100(2)=х(10)
127(8)=х(10)
1Е(16)=х(10)
10010001(2)=х(8)
12A(16)=х(2)=х(8) Выполняют задание.
Итог урока Научились и закрепили умения перевода числа из одной системы счисления в другую. Записывают в дневник Д/з. Задают вопросы.
Инструктаж к домашнему заданию Д/з: выполнить задание по карточке.

Урок №3.
Класс: 9а, 9б, 9в.
Тема: Арифметические действия в системах счисления. Арифметические действия и перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью программы «Калькулятор».
Цель: Углубить и расширить знания об арифметических действиях в разных системах счисления.
Задачи:
Образовательная:
Уметь выполнять арифметические действия в разных системах счисления.
Уметь переводить число из одной системы счисления в другую с помощью программы «Калькулятор».
Уметь производить арифметические действия в разных системах счисления (двоичной, восьмеричной, десятичной, шестнадцатеричной).
Развивающая: Развить внимание, память.
Воспитывающая: воспитать умения работать самостоятельно
Тип урока: изучение нового материала
Методы: беседа, метод иллюстраций, компьютерный практикум.
Формы: работа в парах.
Средства: компьютеры (11 шт), карточки для компьютерного практикума и домашнего задания, доска, фломастеры.
План урока:
1. Организационный момент – 1 мин
2. Актуализация знаний – 1 мин
3. Объяснение нового материала – 23 мин
4. Первичное закрепление знаний – 1 мин
5. Практикум – 12 мин
6. Итог урока – 1 мин
7. Инструктаж к домашнему заданию – 1 мин

Ход урока:
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учеников
Организационный момент Приветствие. Приветствуют учителя.
Актуализация знаний В каком виде представлена числовая информация в памяти компьютера?
Для чего используются системы счисления?
Отвечают на вопросы.
Объяснение нового материала Изложение нового материала блоками:
1. Сложение
2. Вычитание
3. Умножение
Записывает правила сложения, вычитания, умножения.
Приводит примеры. Последний пример учащиеся выполняют самостоятельно. Слушают. Записывают в тетрадь. Решают.
Первичное закрепление знаний Выполнить:
1101(2)+10010(2)=
10011(2)-1111(2)=
11101(2)*101(2)= Выполняют задание
Практикум Объясняет алгоритм выполнения арифметических действий в разных системах счисления с помощью программы «Калькулятор» Выполняют задание по карточке. Записывают ответ.
Итог урока Мы познакомились с различными системами счисления, научили переводить число из одной системы счисления в другую, производить арифметические действия в разных системах счисления. На следующем уроке будет проведена проверочная работа по теме «Система счисления» Слушают учителя.
Инструктаж к домашнему заданию Повторить изученное. Выполнить задание по карточке. ( Раздать карточки) Записывают в дневник Д/з. Задают вопросы.

Урок №4.
Класс: 9а, 9б, 9в.
Тема: Зачет по теме «Системы счсления».
Цель: Определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками по теме «Системы счисления».
Задачи:
Образовательная:
Проверить знания учащихся по теме «Представление числовой информации в памяти компьютера».
Проверить умение переводить число из одной системы счисления в другую, производить арифметические действия в разных системах счисления.
Развивающая: Развить память, внимательность, усидчивость.
Воспитывающая: Воспитать умения работать самостоятельно. Воспитать собранность и аккуратность.
Тип урока: урок контроля, оценки и коррекции знаний.
Методы: упражнения, тест
Формы: Индивидуальная
Средства: компьютеры (11 шт), карточки 22 варианта, доска, фломастеры, тест «Системы счисления, программа «Краб 2».
План урока:
1. Организационный момент – 1 мин
2. Актуализация знаний – 3 мин
3. Проверка знаний – 34 мин
4. Итог урока – 2 мин

Ход урока:
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учеников
Организационный момент Приветствие.
Приветствуют учителя.
Актуализация знаний Мы прошли тему «Системы счисления». Сегодня у нас урок проверки знаний.
Объяснение хода урока: 2 вида работы: тест и практическая работа.
Записываем в тетрадь для практических работ число и тему: «Зачет по теме «Системы счисления»».
1 вариант рассаживаются за компьютеры выполняют тест, далее возвращаются за стол и выполняют практическую работу. 2 вариант сначала выполняют практическую работу потом тест.
Критерии оценки:
90%-100% - «5»
75%-90%- «4»
60%-75%- «3»
Ниже 60 %-«2»
Слушают учителя. Записывают тему в тетрадь.
Проверка знаний Раздает карточки с заданием (15 заданий).
Выставление оценок за тест. Выполняют практическую работу и тест.
Итог урока Результаты будут подведены на следующем уроке. Слушают учителя.

Полный текст материала Система уроков по теме: "Системы счисления" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Костюченко Наталья Владимировна  nata04
01.07.2009 0 31939 5423

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК