Конспект урока информатики "Применение табличного процессора Excel для графического решения уравнений n-ой степени" для учащихся 10 класса


Учитель математики – информатики

МОУ Иловлинской СОШ №1

Иловлинского муниципального района

Волгоградской области

Белозор Оксана Анатольевна


Тема урока: «Применение табличного процессора EXCEL для графического решения уравнений n – ой степени»


Тип урока: урок - закрепление изученного

Вид: урок – практикум.

Технология: проблемно- исследовательская технология.

Оборудование: компьютерный класс, оснащенный современной техникой и лицензированным программным обеспечением. На компьютере должна быть установлена операционная система Windows 9х или выше и пакет Microsoft Office,. Раздаточный материал.


ЦЕЛИ УРОКА:

  1. Формирование умений и навыков, носящих в современных условиях общенаучный и обще интеллектуальный характер.

  2. Развитие у школьников теоретического, творческого мышления, а так же формирование операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений.

  3. Научить школьников применять современное программное обеспечение в решении нестандартных задач.

ЗАДАЧИ УРОКА:

  1. Воспитательная- развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры.

  2. Учебная- изучить и закрепить основные навыки работы с электронными таблицами..

  3. Развивающая - развитие алгоритмического мышления, расширение кругозора.

ПЛАН УРОКА

  1. Краткий инструктаж по технике безопасности в компьютерном классе.

  2. Фронтальный опрос для проверки уровня подготовленности учащихся к усвоению нового материала.

  3. Объяснение нового материала и самостоятельная работа учащихся на компьютерах.

  4. Распечатка отчетов по практикуму.

  5. Тест, с самопроверкой.

  6. Выставление оценок

  7. Домашнее задание.


ХОД УРОКА

1.Органиционный момент.

2.Мотивационное начало урока. Постановка цели урока.

Учитель: Здравствуйте ребята! Сегодня мы проводим практическое занятие по электронным таблицам в компьютерном классе. Для обеспечения безопасной работы какие необходимо знать и выполнять правила:

  • Нельзя самостоятельно без разрешения учителя , включать и выключать компьютеры;

  • Нельзя касаться тыльной стороны компьютера и проводов;

  • Нельзя работать мокрыми руками и во влажной одежде;

  • Нельзя нажимать клавиши ручкой или карандашом;

  • Нельзя ходить по классу, вставать со своего места;

  • В случае неисправности компьютера или при обнаружении запаха гари – подозвать учителя.

3.Фронтальный опрос.

Учитель: На прошлом теоретическом занятии мы изучали и говорили о дополнительных возможностях EXCEL. На дом были даны вопросы исследовательского характера . Давайте обратимся к ним ( по одному ученику выходят к доске и отвечают):

  1. Для чего нужна программа Excel ?

  2. Как вы понимаете термин «деловая графика» ?

  3. Какими возможностями для создания деловой графики обладает Excel ?

  4. При помощи какой команды меню можно построить диаграммы и графики в Excel ?

  5. Как задать автоматическое вычисление в таблице значений ячеек по определенной формуле?

  6. Каким образом можно занести формулу в несколько ячеек, т.е. скопировать ее ?

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ:

Для чего нужна программа Excel ?

Ученик

ОТВЕТ: Для создания таблиц, графиков и диаграмм. Показывает таблицу, график, диаграмму, созданную в Excel.



Как вы понимаете термин «деловая графика» ?

Ученик

ОТВЕТ: Под этим термином обычно понимают графики и диаграммы, наглядно представляющие динамику развития того или иного производства, отрасли и любые другие числовые данные.

Ответ демонстрируется на примере.

Какими возможностями для создания деловой графики обладает Excel ?

Ученик

ОТВЕТ: С помощью его богатой библиотеки диаграмм можно составлять диаграммы и графики разных видов: гистограммы, столбчатые, графики и др., их можно снабжать заголовками и пояснениями, можно задавать цвет и вид штриховки в диаграммах, печатать их на бумаге, измеряя размеры и расположение на листе, и вставляя диаграммы в нужное место листа.

Ответ демонстрируется на рисунках или на компьютере.

При помощи какой команды меню можно построить диаграммы и графики в Excel ?

Ученик

ОТВЕТ: С помощью кнопки вызова Мастера диаграмм. Ответ демонстрируется на компьютере.

Как задать автоматическое вычисление в таблице значений ячеек по определенной формуле?

Ученик

ОТВЕТ: Внести знак «=», затем активизировать нужную ячейку и вводить соответствующие знаки арифметических операций. Контролировать ввод формулы можно, используя окно ввода формулы.

Ответ демонстрируется на примере.

Каким образом можно занести формулу в несколько ячеек, т.е. скопировать ее ?

Ученик

ОТВЕТ: Нужно установить курсор на нижнем правом маркере ячейки (курсор должен принять вид маленького черного крестика) и протянуть его до последней ячейки в нужном диапазоне.




4.Изложение нового материала.

Учитель: Мы с вами повторили данные вопросы. А как вы думает, для чего нам нужны они ?

Ученик

ОТВЕТ: для изучения сегодняшней темы.

Учитель: Тема сегодняшнего урока «применение табличного процессора Excel для графического решения уравнений n – ой степени». В этом ме будут помогать ученики – консультанты:

1 Консультант по математике и 2 Консультант по информатике.

1 Консультант

Из курса математике нам известно , что корнями уравнения являются значения точек пересечения графика функции с осью абсцисс. Для начала вспомним виды уравнений :

Y=KX+B – линейное

Y=AX2+BX+C – квадратичное

Y=X3 – кубическое

Если мы решаем систему уравнений , то ее решениями будут координаты точек пересечения графиков функций. Этот метод нахождения называется ГРАФИЧЕСКИМ. Для нахождения корней системы уравнений графическим методом рассмотрим систему

Преобразуем данную систему в приведенную

Далее в системе координат строим функции Y=X2 и Y=2X+9

Точки пересечения графиков и будут решением данной системы.

2 Консультант

(проводится одновременно с работой учеников на компью-терах синхронно с учеником – консультантом).

С помощью программы Excel можно строить практически любые графики.

Для оценки решений воспользуемся диаграммой , на которой отобразим графики обеих функций. Сначала построим таблицу:

  • Первая строка – строка заголовок. Далее для построения этой таблицы использовались следующие формулы:

  • При заполнении столбца А: в ячейку А2 заносится начальное значение аргумента х= -10 , для автоматического заполнения всего столбца нужно в ячейку А3 занести формулу А2+1 и скопировать ее до ячейки А23;

  • При заполнении столбца В в ячейку В2 заносится формула А2*А2, которая затем копируется до ячейки В23;

  • При заполнении столбца С в ячейку С2 заносится формула 2*А2+9, и так же копируется до ячейки С23.


С помощью мастера диаграмм видно выберем тип диаграммы ТОЧЕЧНАЯ и построим черновую диаграмму первоначальной оценки решения.

На диаграмме видно , что оба графика имеют точки пересечения - эти координаты этих точек и есть решения системы. Так как шаг изменения аргумента был достаточно велик , то мы получим приближенные значения решений. Решением системы будут координаты точек пересечения графиков : Х1=4,2 ; У1=4,8 ; Х2=4,2 ; У2= 17,5.

Таким образом , мы видим , что используя программу Excel , можно графически решить практически любое уравнение.

У вас индивидуальные карточки , начнем работу по ним. У кого будут затруднения я буду помогать.

5. Выполнение индивидуальных заданий.

Индивидуальные задания целесообразно подбирать таким образом, чтобы каждый учении к мог проявить свои знания - т.е. их обязательно нужно сделать дифференцированными. Для составления индивидуальных заданий мы воспользовались учебниками по алгебре.

на интервале [-4;4]

на интервале [-3;3]

на интервале [-3;3]

на интервале [-4;4]

на интервале [-3;3]


6. Распечатка отчетов по практикуму и выставление оценок.

Учитель: После выполнения каждый учащийся должен распечатать таблицы и графики своего задания и получить оценку за работу. При выставлении оценки я буду учитывать и мнение учащегося – консультанта.


7. Тест по данной теме с самопроверкой.

Задание №1

Какие адреса имеют указанные ячейки

Задание №2

Введите адрес активизированной ячейки.

Задание №3

Какой клавишей нужно воспользоваться при вводе данных, чтобы:

  1. Ввести данные

  2. Ввести формулу

  3. Удалить введенные данные

= x

1 2 3

Задание № 4

Для того, чтобы напечатать таблицу поперек листа, нужно установить флажки 1, 2, 3 или 4 ?

Задание №5

С помощью какой клавиши меню выполняются следующие операции:

  1. Загрузка таблицы с диска

  2. Вычисление суммы столбца

  3. Вызов мастера диаграммы

  4. Создание нового листа

  5. Запись таблицы на диск

1 2 3 4 5

Задание №6

Укажите какими цифрами обозначены:

ШКОЛА

1. Область диаграммы

2. Область построения

3. Область легенды

4. Область заголовка




Самопроверка

За каждый правильный ответ - 5 баллов,

за неправильный ответ - 0 баллов

«5» - 105 баллов

«4» - 100 – 80- баллов

«3» - 75 – 50 баллов

«2» - ниже 50 баллов

1. A3, F14,C1, E4, I11,J6

2. A1, F17

3. 1.2

2.3

3.1

4. 2

5.

  1. 2

  2. 4

  3. 5

  4. 1

  5. 3

6.

  1. 4

  2. 3

  3. 2

  4. 1

8. Домашнее задание

Проанализировать и проверить свои индивидуальные задания и оформить отчеты в тетради.

Литература:

- А.Г.Мордкович. Алгебра. 7 класс. Учебник. Часть 2.Москва. Мнемоза. 2003

- Н.Угринович. Информатика и информационные технологии 10-11 класс. Москва. Бином. Лабораратория знаний. 2005

- Л.А.Анеликова. Тесты. Информатика и информационные технологии 6 – 11. Дрофа 2007 г

Материал скачан с сайта Интернет-сообщества учителей http://pedsovet.su/ - тысячи материалов для учителей


Полный текст материала Конспект урока информатики "Применение табличного процессора Excel для графического решения уравнений n-ой степени" для учащихся 10 класса смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Белозор Оксана Анатольевна  oksana1
09.04.2010 0 5543 1071

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК