Разработка урока(ов) + презентация "Файл и файловая система"


Цель:

  • сформировать понятие файл, папка, полное имя файла, путь к файлу, файловая система, расширение файла;
  • повторить понятия долговременная память, дорожка, сектор;
  • воспитать информационную культуру обучающихся по теме «Файл и файловая система».

Требования к знаниям и умениям:

Учащиеся должны знать:

  • определения понятий файл, папка, файловая система, форматирование (полное, быстрое);
  • для чего важно упорядочивать информацию.

Учащие должны уметь:

  • определять тип файла по расширению;
  • определять полный путь к файлу, составлять дерево файловой системы.

Источники информации:

1)А.С. Башлаков. Урок №13 «Файлы и файловая система».

http://www.klyaksa.net/htm/kopilka/uroki1/13.htm

2)Ермакова Ирина, учитель информатики «Обобщающий урок — игра «Лото» по теме «Файл и файловая система».

http://www.rusedu.info/Article867.html

3)Соколова О.Л. Универсальные поурочные разработки по информатике: 10 класс — М.: ВАКО, 2008, с.247

  1. Файловая система UNIX

http://rus-linux.net/MyLDP/BOOKS/burk/Part4.htm

5)Расширения файлов различных форматов (Справочник):

http://open-file.ru/

6)Википедия «Файловая система»

http://ru.wikipedia.org/wiki/ФС

7)Википедия «Форматирование диска»

http://ru.wikipedia.org/wiki/Форматирование_диска

8)Угринович Н.Д. Информатика: Учебник для 7 класса / Н.Д. Угринович — 5-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

9)Степанов А.Н. Архитектура вычислительных систем и компьютерных сетей. - СПб.: Питер, 2007.

10)Восстановление данных после форматирования

http://comprofit.ru/article/price.php?id_article=152&id_page=26

Материалы по теме:

1)Что такое и как она работает

 http://www.coderpost.net/index.php?name=Pages&op=page&pid=35

2)Справочник типов файлов

http://open-file.ru/

Материал для учителя (примерный конспект уроков).

На прошлом уроке мы с вами говорили об устройствах хранения информации, в частности об устройствах долговременного хранения информации. Давайте назовем эти устройства.

Мы с вами сказали, что информация на этих устройствах хранится долго, даже при отключении устройств от источника электроэнергии, но не рассмотрели вопрос: а как именно осуществляется хранение? В виде чего? Дать ответ на этот вопрос — задача нашего с вами сегодняшнего урока. Давайте подумаем: а как хранится информация, например, на жестком диске? Как осуществляется доступ к ней? Как компьютер отличает разные виды информации (текстовой, звуковой, видео и т.д.) между собой?

Все программы и данные хранятся в долговременной памяти компьютера в виде файлов.

Можно дать определение:

Файл -  это программа или данные, имеющие имя и хранящиеся в долговременной памяти [8].

Имя файла — это некая последовательность символов, которая состоит из собственно имени файла и расширения. Имя и расширение разделяются точкой.

Имя_файла.Расширение

Пользователь должен стремиться задавать имена файлов таким образом, чтобы он сам или другие люди, которые будут работать с этими файлами, уже по названию, не открывая, могли понять содержание файла. Документ, в котором говорится о предоставлении очередного отпуска сотруднику Иванову М.М. не стоит называть «Документ1» или «Документ448». Как вы думаете, почему? Как бы вы назвали такой документ? На мой взгляд, оптимальное название может быть «Иванов М.М., Отпуск».

В именах файлов недопустимо использовать знаки: * \ / : ?  “ < >  |

В современных версиях операционных систем Windows, Linux возможно использование русских букв в именах файлов. В Windows регистр букв не имеет значения в имени файлов, в Linux/Unix имеет (то есть буквы «С» и «с» разные). Количество символов в имени файла ограничено каким-то количеством в зависимости от системы. Не стоит злоупотреблять слишком большим количеством символов (около 200 и более).

Расширение файла — последовательность символов, добавляемая к имени файла. Оно предназначено для определения пользователем или программным обеспечением типа файла.

Давайте вспомним основные типы файлов и перечислим самые распространенные расширения файлов этих типов [5].

Тип файла

Расширение

Текстовый

txt, rtf, doc, docx, odt

Графический

bmp, jpeg, jpg, gif

Аудио

mp3, aac, mid

Видео

avi, divx, flv, mov, mpeg, wmv

Интернет-страницы

htm, html, asp, php

Архивы

zip, rar, 7z, tar, tgz

Исполняемые (файлы программ)

bat, bin, com, app, exe,

Системные файлы

sys

Файлы шрифтов

ttf, otf, fnt, fon

Тексты программ (исходный код, скрипты)

pas, bas, vbp (Visual Basic)

3D-изображения

off (3D-Объект)

Форматирование дисков.

Для того чтобы на диске можно было хранить файлы, его нужно предварительно отформатировать, то есть создать структуру доступа к данным. В процессе форматирования на диске выделяются концентрические дорожки, которые в свою очередь делятся на секторы [8].

Дорожкой диска называется кольцевая область рабочей поверхности диска, содержащая последовательность битов, записанных на его рабочую поверхность за один полный оборот диска. Ширина дорожки составляет 5-10 мкм в зависимости от модели диска. Каждая дорожка имеет свой собственный номер, нумерация дорожек начинается с нуля. Группа дорожек, имеющих один и тот же номер, но расположенных на разных рабочих поверхностях, образует цилиндр.

Из-за того, что длины дорожек, находящихся на различном удалении от центра диска различны, а количество битов на всех дорожках одинаково, плотность записи битов на различных дорожках различна. Чем ближе дорожка к центру, тем выше плотность записи.

Дорожка состоит из секторов (обычно фиксированной длины). Между двумя соседними секторами дорожки всегда имеется пустой межсекторный интервал. Это необходимо для технической реализации записи данных. Каждый сектор, как и дорожка, имеет свой номер, однако номера секторов начинаются с единицы. Стандартный сектор дорожки содержит 512 байт данных. Перед записанными в секторе данными находится преамбула, представляющая собой специальный код, позволяющий считывающей головке выполнить синхронизацию перед началом чтения или записи. В частности, в преамбуле находится порядковый номер, по которому опознается нужный сектор. Из-за малых размеров бита и высокой плотности данных существует большая вероятность ошибки при чтении/записи данных. Поэтому  в каждый сектор включаются также контрольные биты кода Хемминга или более развитого кода Рида - Соломона, которые обеспечивают исправление ошибок. Общая длина сектора вместе с преамбулой, информационными и контрольными битами составляет 571 байт. Многие производители дисков указывают в характеристиках диска его полную емкость, как будто весь сектор может быть занят информационными битами и нет ни контрольных битов кода Хемминга. Из-за этого емкость диска на его маркировке и емкость, показываемая операционной системой, не совпадают — последняя меньше примерно на 15% [9].

В процессе форматирования диск разбивается на две области: область хранения файлов и каталог. Если провести аналогию диска с книгой, то область хранения файлов соответствует содержанию книги, а каталог — ее оглавлению. Книга состоит из страниц, а диск — из секторов, поэтому каталог диска содержит имена файлов, указания на номера начальных секторов на диске, объемы файлов, а также даты и время их создания.

Существует два различных вида форматирования дисков: полное и быстрое.

Полное форматирование включает в себя разметку диска на дорожки и секторы, поэтому все хранившиеся на диске файлы уничтожаются.

Быстрое форматирование производит лишь очистку каталога диска. Данные при этом сохраняются, и существует возможность их восстановления с помощью специальных программных средств [8]. Вероятность успешного восстановления данных зависит от объёма файлов, фрагментированности, а также от того, в каких объёмах производилась запись на диск после форматирования [10].

Задание с выборочным вариантом ответа [8]:

  1. Файл — это:

а) данные в оперативной памяти;

б) программа или данные на диске, имеющее имя;

в) программа в оперативной памяти;

г) текстовый документ, распечатанный на принтере.

На каждом носителе информации могут храниться сотни и тысячи файлов. Для упорядочивания большого количества файлов на дисках созданы папки (каталоги, директории), в которых можно хранить другие папки и файлы. Папка, которая хранится в другой папке, называется вложенной, а система организации папок и файлов, в которых есть вложенные, называется иерархической файловой системой (многоуровневой). Файловая система вообще — система организации файлов и каталогов.

Каждый диск имеет логическое имя, обозначаемое латинской буквой с двоеточием (A: , C:). Корневая папка (корень) — папка самого верхнего уровня.

Путь к файлу — это перечисление вложенных друг в друга папок, начиная с корневой, и имя  файла. Корневая папка — это логический диск.

Для работы с файлами на компьютере созданы специальные программы — файловые менеджеры. Эти программы позволяют выполнять следующие основные операции с файлами:

  • копирование;
  • перемещение;
  • удаление;
  • переименование.

 


Полный текст материала Разработка урока(ов) + презентация "Файл и файловая система" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Пашкова Екатерина Ивановна  Екатерина_Пашкова
учитель информатики, МОУ СОШ №43 г. Н.Новгорода
23.06.2010 24 12563 3366
Комментировать

Читайте новые статьи

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 22
avatar
22 мишка7487 • 23:33, 14.05.2012
В материалах урока не нашёл для какого это класса разработка.А так , очень грамотная презентация,ничего лишнего.Молодец!
avatar
Здравствуйте, коллеги! Большое спасибо за отзывы!
avatar
20 эверест23 • 03:44, 14.08.2011
Доступно! Наглядно! Понятно! Нужно! Спасибо!!!
Татьяна
avatar
19 Tatiana_Vitalevna • 15:36, 28.02.2011
Спасибо, хороший материал!
avatar
18 Стрелец3190 • 19:52, 12.11.2010
Любую презентацию можно подпраить на свой вкус, главное материал хорош и полный. Спасибо.Очень пригодилась для поготовки к уроку.
avatar
16 Sidorova • 13:58, 23.10.2010
Спасибо за урок.Материал полный и не плохая презентация
Сидорова Н.М.
avatar
15 NatAlex200606 • 20:05, 22.10.2010
Спасибо огромное за материал.презентация пригодилась.
avatar
14 Zarina5206 • 16:14, 17.10.2010
Большое спасибо за материал к уроку. Вы мне очень помогли!
avatar
13 КиктенкоНВ • 14:22, 13.10.2010
Спасибо за работу!
PS: На 2-3 слайдах по клику мыши можно добавить ответы.Я конечно извиняюсь, но на 7 слайде не работает анимация.
Когда я делаю презентацию, то изначально беру пустые слады, чтобы небыло лишних текстовых вставок.
Еще раз спасибо!
avatar
Странные вещи говорите: у меня нет вообще текстовых полей. И анимация работала. Нужно перепроверить.
avatar
12 svetarad686555 • 06:57, 02.10.2010
Работа хорошая, поможет при подготовке к уроку. Спасибо.
С днем Учителя! Примите самые искренние поздравления с этим самым человечным праздником!

Душою красивы и очень добры,
Талантом сильны Вы и сердцем щедры.
Все Ваши идеи, мечты о прекрасном,
задумки, уроки не будут напрасны!
Вы к детям дорогу сумели найти,
Пусть ждут Вас успехи на этом пути!

avatar
11 Олеся • 07:06, 21.09.2010
Спасибо, хорошая разработка
avatar
10 карина • 13:49, 18.09.2010
спасибо за урок
avatar
8 razumov • 08:13, 31.07.2010
Презентация понравилась. Однако есть несколько замечаний.
Слайд 2. Под №3 лучше разместить фото CD или DVD-диска, а не привода с диском.
Слайд 6. Текст программы можно набрать и в Блокноте, поэтому надпись Текст программы требует пояснения, например, как это сделано в Материалах к уроку.
Слайд 9. Корневую папку заменить (или рядом изобразить) на обратный слеш (\). Надписи Папка заменить на любые другие, написанные прописными буквами, например, КЛАСС (иначе это воспринимается как явная подсказка).
Слайды 10-11. Размещение жесткого диска около корневого каталога (а тем более последующее их выделение прямоугольником) не совсем корректно: вложенные папки и файлы находятся на том же жестком диске.
Слайд 13. А разве так ссылки на источники изображений можно оформлять? Тем более, что на слайде 11 представлены изображения не только комплектующих...
avatar
9 K@tti • 13:25, 31.07.2010
Спасибо. Я посмотрю.
avatar
6 helen1974 • 09:53, 23.07.2010
Хорошо продуманная работа. Не придерёшься. Спасибо! Дальнейших успехов!!!
avatar
7 K@tti • 10:11, 23.07.2010
Спасибо)
avatar
Материал обновлен 19.07.2010 г.
avatar
3 Сергеев_ЕВ • 17:53, 13.07.2010
А я хочу покритиковать...
Слайд №5. Эффекты на объектах Прямоугольник 6, 7, 8 и 9. Перенаправьте появление сверху вниз - будет лучше!
Слайд №6. Файлы с расширением doc и docx - ДВОИЧНЫЕ! Хоть и содержат в себе текстовые ДОКУМЕНТЫ, но структура файлов совсем не текстовая!
Слайд№10. Супер! Только появление лучше сделать по клику
А в целом - очень хорошее качество презентации! Респект!
avatar
4 K@tti • 18:13, 13.07.2010
>> А я хочу покритиковать...
Сергеев_ЕВ, правильно, спасибо.

Спасибо, посмотрю, что можно придумать.

avatar
1 Ирина Поверина • 11:00, 12.07.2010
Огромное спасибо за урок! Доступно, наглядно, интересно, просто ЗДОРОВО!!!
avatar
2 K@tti • 11:44, 12.07.2010
Спасибо большое за отзыв. Я недавно перечитывала урок, кое-что можно изменить, но, думаю, что любой учитель сам сориентируется.
Также планирую сделать вопросы по теме, но все пока некогда(