Серия уроков по информатике на тему "Основы алгоритмизации" для 5-6 классов


34


МАОУ «Лицей математики и информатики»













«Элементы алгоритмизации»

разработка уроков по информатике и ИКТ для 5 класса









Автор: Гераськина Ирина Юрьевна

Место работы: МАОУ ЛМИ

Г. Саратов

Должность: учитель информатики и ИКТ














Г. Саратов



Урок 1 Алгоритм, его свойства и форма записи

Цели урока:

  1. ввести понятия алгоритм, исполнитель, СКИ, среда исполнителя,

  2. освоить свойства алгоритма и способы описания алгоритма,

  3. закрепить полученные знания на задачах,

  4. развить внимательность

Оборудование: проектор, компьютер, презентация.

Тип урока: урок формирований новых знаний

Ход урока.

  1. Организационный момент (2 мин.)

(Учащиеся готовятся к уроку, стоя приветствуют учителя.)

- Здравствуйте! Садитесь! Сегодня мы начнем изучать новую большую тему «Алгоритмизация», запишем определение алгоритма, разберем его свойства и узнаем, как его можно представить. Для закрепления материала выполним ряд заданий.

  1. Объяснение нового материала (20 мин.)

- Сейчас запишите в тетрадь тему урока «Алгоритм, его свойства и форма записи» (слайд 2)

Далее объяснение нового материала проводится с помощью презентации. Учитель сообщает новую информацию ученикам и показывает презентацию, а учащиеся записывают основные понятия и свойства со слайдов в тетрадь.

Слайд 3. Определения алгоритма, исполнителя, система команд исполнителя (СКИ), среда исполнителя.

Слайд 4. Свойства алгоритма: дискретность, понятность, точность, результативность, массовость.

Слайд 5. Способы описания алгоритма: словесный, графический, программный.

  1. Закрепление нового материала. (25 мин)

- А теперь ручки все отложили и устно выполним следующее задание

Задание 1. Назовите исполнителей следующих видов работы:

    • Уборка мусора во дворе;

    • Обучение детей в школе;

    • Вождение автомобиля;

    • Ответ у доски;

Сформулируйте СКИ для каждого из этих исполнителей, назовите среду каждого исполнителя.

Возможные варианты:

Виды работ

исполнители

СКИ

Среда исполнителя

Уборка мусора во дворе

дворник

Взять веник, подмести двор, собрать мусор в ведро, вынести мусор

двор

Обучение детей в школе

учитель

Объяснение нового материала, проверка полученных знаний, пояснение того, что осталось не понятным, закрепление материала

класс

Вождение автомобиля

водитель

Нажать педаль, поворачивать руль, смотреть на дорогу, завести машину, остановить машину

улица

Ответ ученика


ученик

Встать, вспомнить, ответить, сесть

класс

Задание 2 (Игра «Робот»).

- Молодцы с первым заданием справились, а теперь поиграем в игру «Робот» Один из учеников будет выполнять роль робота, а все остальные будут им управлять (сидя за партами). Я назову действие, которые требуется выполнить. А вы по очереди называть команды «роботу» для достижения конкретной цели. В процессе игры может выясниться, что некоторые команды «робот» не может выполнить (например, если перед началом действия «робот» сидел за столом и за командой встать следует команда «иди к доске», то стол помешает движению «робота») или не понимает (например, «роботу» говорят взять предмет, а он не знает, где этот предмет). В этом случае он издает необычный звук (гудок). Если названа непонятная или недоступная команда, то ученик исправляет свою ошибку сам и меняется ролями с «роботом».

Действия: подойти к окну, съесть конфету, стереть с доски. (Действия называются по одному)

Пояснение: При управлении «роботом», который должен «стереть с доски», получится приблизительно такая последовательность команд:

      • встать;

      • выйти из-за стола;

      • сделать столько-то шагов в определенном направлении (чтобы дойти до доски);

      • взять тряпку;

      • сотри слово (команда выполняется столько раз, сколько на доске слов);

      • положи тряпку на место;

      • повернись влево (или вправо);

      • сделай столько-то шагов (чтобы подойти к своему стулу);

      • сядь на свое место.

При управлении «роботом», который должен «съесть конфету», получится приблизительно такая последовательность команд:

  • взять конфету;

  • развернуть конфету;

  • положить конфету в рот;

  • встать;

  • выйти из-за стола;

  • сделать столько-то шагов в определенном направлении (чтобы дойти до урны);

  • выбросить фантик;

  • сделай столько-то шагов в определенном направлении (чтобы подойти к своему стулу);

  • сядь на свое место.

При управлении «роботом», который должен «подойти к окну», получится приблизительно такая последовательность команд:

    • встать;

    • выйти из-за стола;

    • сделать столько-то шагов в определенном направлении (чтобы подойти к окну);

    • влево;

    • влево;

    • сделай столько-то шагов в определенном направлении (чтобы подойти к своему стулу);

    • сядь на свое место.

- Поиграли? Теперь поря и поработать.

Задание 3. Напишите алгоритм сбора портфеля. Продумай СКИ. Укажите способ описания алгоритма, число шагов, исполнителя и среду исполнителя.

Пояснение: учащиеся записывают алгоритм в тетради. У учеников получатся разные алгоритмы. После выполнения задания они сравниваются, делаются замечания, и отмечается, какой из алгоритмов наиболее полно составлен. Кроме этого учитель поясняет, как правильно записать словесный алгоритм (Сначала записывается название алгоритма, а затем действия в виде нумерованного списка, заключенные в слова начало и конец). Один из способов выполнения задания:

Алг СОБЕРИ ПОРТФЕЛЬ

начало

        1. возьми пенал

        2. открой пенал

        3. возьми ручку и карандаш

        4. положи в пенал ручку и карандаш

        5. закрой пенал

        6. возьми портфель

        7. открой портфель

        8. возьми учебники и тетради

        9. положи в портфель пенал, учебники и тетради

        10. закрой портфель

конец

Способ описания алгоритма – словесный. Число шагов – 10. Исполнителя – человек. Среда исполнитель - помещение.

- А теперь посмотрите на слайд (слайд 6). Прочитайте и выполните задание в тетради.

Задание 4. Пройти по заданному стрелками пути: . Продумай СКИ. Укажите способ описания алгоритма, число шагов, исполнителя и среду исполнителя.

Решение:





















































































Способ описания алгоритма – графический. Число шагов – 38. Исполнителя – человек. Среда исполнитель – клетчатое поля.

- Задание все выполнили. Теперь сравните получившиеся рисунки. (Один из учеников отвечает на вопросы из задания).

  1. Итог урока (3 мин.).

- Итак, что нового вы сегодня узнали?... (Учащиеся перечисляют, что для них было в новику)

- Открыли дневники и записали домашнее задание: §3.1, §3.2, §3.3; выучить определения; составить свой алгоритм для достижения какой-либо цели.

Все записали? Подайте дневники на оценки. На этом наше занятие закончено.

Урок 2 Алгоритмические задачи. Блок-схема

Цели урока:

  1. определить степень подготовки учащихся к данному уроку,

  2. расширить знания учащихся о формах записи алгоритмов,

  3. развить логическое мышление, аккуратность.

Оборудование: проектор, компьютер, презентация, тест в электронном виде

Тип урока: комбинированный

Ход урока.

  1. Организационный момент (2 мин.)

(Учащиеся готовятся к уроку, стоя приветствуют учителя.)

- Здравствуйте! Садитесь! Сегодня я проверю, как вы дома выучили определения, затем решим несколько задач и «познакомимся» с блок-схемой.

  1. Проверка домашнего задания (4 мин.)

- А сначала проверим, для достижения какой цели вы составили дома алгоритм. (Учащиеся зачитывают цели и самые интересные обсуждаются)

  1. Проверка знаний (10 мин)

- Молодцы! С задачей справились, а теперь посмотрим как вы разобрались с теорией. Присаживайтесь за компьютеры и открывайте документ «тест 1в» или «тест 2в» в зависимости от того, какой у вас находится на компьютере. (Учащиеся отвечают на вопросы тестов за компьютерами по вариантам (2 варианта). За тест оценка ставится сразу.) Ответы.

1 вариант: 1 конечная последовательность шагов в решении задачи, приводящая от исходных данных к требуемому результату; 2 алгоритм; 3 кулинарный рецепт; 4 блок-схема; 5 исполнитель; 6 сканер; 7 Человек разрабатывает алгоритм. Компьютер управляет работой связанных с ним технических устройств по выполнению алгоритмов. Исполнитель управляет работой связанных с ним технических устройств по выполнению алгоритмов. Человек исполняет алгоритм Исполнитель четко и безошибочно выполняет алгоритмы, составленные из команд, входящих в его СКИ. 8 информативность; 9 получение конкретного результата за конечное число шаг.

2 вариант: 1 конечная последовательность шагов в решении задачи, приводящая от исходных данных к требуемому результату; 2 инструкцию по пользованию телефонным аппаратом; 3 алгоритмом; 4 команды, которые исполнитель умеет выполнить; 5 на конкретного исполнителя; 6 принтер; 7 Человек разрабатывает алгоритм. Компьютер управляет работой связанных с ним технических устройств по выполнению алгоритмов. Исполнитель управляет работой связанных с ним технических устройств по выполнению алгоритмов. Человек исполняет алгоритм Исполнитель четко и безошибочно выполняет алгоритмы, составленные из команд, входящих в его СКИ. 8 результативность, массовость, конечность, дискретность, детерминированность (понятность); 9 разбиение алгоритма на команды.

  1. Решение задач (15 мин)

- Дома вы подготовились хорошо. Сейчас откройте тетради, запишите сегодняшнее число и тему урока «Алгоритмические задачи. Блок схема» (слайд 7). А теперь приступим к задачам. (Используется презентация. Каждая задача записана на отдельном слайде, т.к. ее решение обсуждается.)

Задача 1. (устно (слайд 8)). Кузнечик прыгает на заданное число вдоль числовой оси, над каждым делением которой находится буква.

ИТЛНАГЕСХРКОЧФМЦЯ

О 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16



Система команд Кузнечика:


+<число>

Кузнечик прыгает на указанное число единиц вправо

-<число>

Кузнечик прыгает на указанное число единиц влево

!

Кузнечик запоминает букву, над которой находится

Какие слова будут составлены в результате выполнения Кузнечиком программ, приведенных в таблице? Определите для Кузнечика программы, с помощью которых он соберет слова, приведенных в таблице?


Начальное положение

Программа

Результат

Решение

1

1

+12!-2!-2!+5!-10!


ФОРМА

2

4

-4!+3!+10!-2!-2!-2!+5!-10!+11!-15!+16!


ИНФОРМАЦИЯ

3



алгоритм

0, +4!-2!+3!-6!-2!-9!+1!+13!

4



схема

0, +7! +1!-2!+8!-10!

Пояснение: При выполнение этого задания необходимо учесть, что в пунктах 3 и 4 в зависимости от начального положения программа будет отличаться от приведенного решения первой командой. В решении приведен вариант, когда начальное положение равно 0, если оно будет равно, например, 5, то первая команда в третьей строке будет -1, а сама программа иметь вид: -1!-2!+3!-6!-2!-9!+1!+13!.

Задача 2. (слайд 9) Старик должен переправить на лодке через реку волка, козу и капусту. Лодка может выдержать старика и одного «пассажира». В каком порядке старик перевезет «пассажиров»? Не забудьте, что волк может съесть козу, а коза – капусту. Укажите способ описания алгоритма, число шагов, исполнителя и среду исполнителя.

Пояснение: учащиеся составляют алгоритм в тетради. Некоторые ученики читают получившиеся алгоритмы. После чего замечают, что у этой задачи 2 варианта решения.

Решение:

1 способ

2 способ

начало

    1. старик перевез козу

    2. старик вернулся

    3. старик перевез волка

    4. старик вернулся с козой

    5. старик оставил козу и перевез капусту

    6. старик вернулся

    7. старик перевез козу

конец

начало

  1. старик перевез козу

  2. старик вернулся

  3. старик перевез капусту

  4. старик вернулся с козой

  5. старик оставил козу и перевез волка

  6. старик вернулся

  7. старик перевез козу

конец

Способ описания алгоритма – словесный. Число шагов – 7. Исполнителя – старик. Среда исполнитель – река.

Задача 3. (слайд 10) Как разделить поровну между двумя семьями 12 л. хлебного кваса, находящегося в двенадцатилитровом сосуде, воспользовавшись для этого двумя пустыми сосудами: восьмилитровым и трехлитровым? Опишите возможный план действий

Пояснение: учащиеся составляют алгоритмы в тетради. Кто первый сделает, тот показывает решение.

Решение: 1 способ (словесный)

начало

      1. наполнить 3-литровый сосуд из 12-литрового;

      2. вылить квас из 3-литрового сосуда в 8-литровый;

      3. наполнить 3-литровый сосуд из 12-литрового;

      4. вылить квас из 3-литрового сосуда в 8-литровый

конец

2 способ (графический, возможно, что у учащихся будут другие виды)

Задача 4. (слайд 11) По каналу один за другим идут пароходы «Обь» и «Восток». Навстречу им идут один за другим пароходы «Мир» и «Енисей». Канал такой ширины, что два парохода в нем разойтись не могут. Но с одной стороны канал имеет расширение, в котором может поместиться один пароход.

Как можно пароходам разойтись и продолжить свой путь? Изобразите решение в виде схемы.

Пояснение: учащиеся составляют алгоритмы в тетради. Кто первый сделает, тот показывает решение.

Решение: В соответствии с названиями и направлениями обозначим пароходы О, В, М и Е. Тогда возможный вариант решения можно будет представить так:

  1. Объяснение нового материала (7 мин.)

- Теперь ответьте на вопросы:

  1. Какой способ описания алгоритма в этой задачи использовали? (графический).

  2. Какие виды графического способа вы знаете? (блок-схема)

  3. Как вы думаете, что такое блок-схема? (Учащиеся пытаются ответить на этот вопрос)

- Молодцы, а теперь спешите со слайда (слайд 12) определение блок-схемы и таблицу с геометрическими фигурами, которые используются для построения блок-схем.

  1. Практическая работа (5 мин).

- Записали? Тогда в текстовом редакторе Word с помощью автофигур построите геометрические фигуры и стрелки, которые необходимы для построения блок-схем и внесите в низ название этих фигур. А прежде чем присесть за компьютеры подайте мне дневники для выставления оценок.

  1. Итог урока (2 мин.)

- Кто работу выполнил откройте дневники и запишите домашнее задание (записано на доске): §3.3; повторить определения; решить задачу.

Задача. Два мальчика и два взрослых должны переправиться на другую сторону реки на плоту, который выдерживает либо двух мальчиков, либо одного мальчика и одного взрослого. Как осуществить переправу? Найдите несколько способов решения этой задачи. Составьте алгоритмы в таблице, используя обозначения: 1м – один мальчик; 2м – два мальчика; 1в – один взрослый; или - направление.

Решение:

№ шага

1 способ

2 способ

3 способ

1

1м, 1в ®

1м, 1в ®

2

¬

¬

¬

3

1м, 1в ®

1м, 1в ®

4

¬

¬

¬

5

1м, 1в ®

1м, 1в ®

Урок 3 Линейный алгоритм

Цели урока:

  1. ввести понятие линейного алгоритма;

  2. выработать навык по составлению блок-схем.

Оборудование: проектор, компьютер, презентация

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Ход урока.

  1. Организационный момент (2 мин.)

(Учащиеся стоя приветствуют учителя.)

- Добрый день, присаживайтесь. Откройте тетради я проверю как вы сделали домашнюю работу.

  1. Визуальная проверка домашнего задания (3 мин.)

  2. Объяснение нового материала (17 мин.)

- С домашней задачей справились. Сегодня мы с вами разберем один из видов алгоритма и научимся составлять блок-схемы. Для начала ответьте на вопросы:

  1. Что называется алгоритмом? (Алгоритм – это последовательность действий, которые должен выполнить исполнитель для достижения конкретной цели. Алгоритм состоит из шагов – отдельных законченных действий.)

  2. Что такое блок-схема? (Блок-схема – форма записи алгоритма, при которой для обозначения различных шагов алгоритма используются специальные геометрические фигуры, внутри которых записываются действия.)

- Запишите сегодняшнее число и тему урока «Линейные алгоритмы».

Показывается слайд № 14. Дается определение линейного алгоритма, показывается его графическое изображение и словесное описание на конкретном примере. Говорится о его основном свойстве: в линейном алгоритме действия выполняются последовательно, т.е. друг за другом. Определение и словесное описание алгоритма учащиеся записывают в тетрадь, а блок-схему учатся строить в текстовом редакторе MS Word.

В месте с учащимися на доске разбирается решение задачи: Найти периметр треугольника со сторонами a=3, b=5, c=8. Составьте словесный алгоритм и блок-схему в текстовом редакторе MS Word.

Решение.

начало

  1. введите a=3, b=5, c=8;

  2. вычислить m:=a+b;

  3. вычислить P:=m+c;

  4. вывести Р;

конец





  1. Закрепление нового материала.(20 мин)

- Для усвоения данной темы вам надо для каждой из 5 задач (слайд 15) составить блок-схему в тетради, а затем для задач 1 и 2 реализовать блок-схему на компьютере в MS Word. Кто сделал первую задачу, поднял руку. Я проверю ее, а затем приступаете ко второй.

Задачи:

Задача 1. Пете захотелось чаю. Он вскипятил в чайнике воду, положил в чашку пакетик заварки, налил туда кипяток, добавил две чайные ложки сахара, размешал их ложкой и с удовольствием выпил свой чай. Оформите алгоритм действий Пети в виде блок-схемы.





Р

начало

конец

вскипятил в чайнике воду

положил в чашку заварки

налил в чашку кипяток

добавил сахара

размешал сахар

выпил чай

ешение















Задача 2. Найти площадь прямоугольника со сторонами a=3 см, b=4 см.

Решение

начало

а=3, b=4

S:=a*b

конец

S











Задача 3. Найти периметр прямоугольника, если a=6, b=4.

Р

начало

a=6, b=4

n:=a+b

P:=2*n

конец

P

ешение













Задача 4. Найти скорость пешехода V, если известны путь S и время T.

Решение

начало

S, T

V:=S/T

конец

V












Задача 5. Найти значение у=3х+5, если х=5.

Р

начало

x=5

n:=3*x

y:=n+5

конец

y

ешения:
















  1. Итог урока (3 мин.)

- Итак, задачи сделали, ручки отложили и ответили что называется линейным алгоритмом?

- Открыли дневники и записали домашнее задание: §2.1, §2.2. Выучить определение. Придумайте две задачи по теме «Линейный алгоритм». Напишите условие задач, составьте блок-схемы, укажите исполнителя и его среду.

Подайте дневники на оценки. На этом наше занятие закончено.

Урок 4 Разветвляющий алгоритм

Цели урока:

  1. ввести понятие разветвляющего алгоритма;

  2. разить аккуратность,

  3. выработать навык по составлению блок-схем.

Оборудование: проектор, компьютер, презентация

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Ход урока.

  1. Организационный момент (2 мин.)

- Здравствуйте, присаживайтесь. Сегодня мы с вами разберем еще один вид алгоритма – это разветвляющийся алгоритм и решим задачи по данной теме.

  1. Проверка домашнего задания (5 мин.)

- Что вам было заданно на дом на прошлом занятии? (Выучить определение, придумать и решить задачи)

- Что называется алгоритмом? (Алгоритм – это последовательность действий, которые должен выполнить исполнитель для достижения конкретной цели. Алгоритм состоит из шагов – отдельных законченных действий.)

- Что называется линейным алгоритмом? (Алгоритм, в котором команды выполняются в порядке их записи, то есть последовательно друг за другом, называется линейным.)

По выбору учителя некоторые ученики зачитывают составленные дома задачи, показывают решение.

  1. Объяснение нового материала (20 мин.)

- Запишите сегодняшнее число и тему урока «Линейные алгоритмы».

Показывается слайд № 16.

начало

Подойти к телефону

возьми трубку

набери номер

конец

положи трубку

друг ответил?

да

нет

поговори с другом

Дается определение разветвляющего алгоритма, показывается его графическое изображение и словесное описание на конкретном примере. Определение и словесное описание алгоритма учащиеся записывают в тетрадь, а блок-схему учатся строить в текстовом редакторе MS Word. После этого вместе с учащимися на доске разбирается решение задачи: Составьте алгоритм разговора по телефону с другом.

Решение:

начало

    1. подойди к телефону, перейти к шагу 2

    2. возьми трубку, перейти к шагу 3

    3. набери номер, перейти к шагу 4

    4. друг ответил? Если да, то перейти к шагу 5,

иначе перейти к шагу 6

    1. поговори с другом, перейти к шагу

    2. положи трубку

конец






  1. Закрепление нового материала (15 мин).

- Для усвоения данной темы вам надо решить 5 задач (слайды 17-18) в тетради, а затем для задач 4 и 2 реализовать блок-схему на компьютере в MS Word. Кто сделал первую задачу, поднял руку. Я проверю ее, а затем приступаете ко второй.

Задачи:

Задача 1. Внимательно рассмотрите блок-схему. Сформулируйте признак, о котором в ней идет речь. Составьте словесный алгоритм.


Решение:

Признак: если натуральное число оканчивается 0, то оно делится на 10.

начало

    1. записать натуральное число, перейти к шагу 2

    2. записанное число оканчивается на 0? Если да, то перейти к шагу 3, иначе перейти к шагу 4

    3. число делится на 10

    4. число не делится на 10

конец

Задача 2. Определите правильный порядок действий при входе в метро и составьте блок-схему.

Шаги алгоритма: прохожу через турникет; дожидаюсь разрешенного сигнала; покупаю магнитную карту; иду к кассе; вставляю магнитную карту в автомат; есть ли магнитная карта?

Решение:


н

конец

вставляю магнитную карту в автомат

дожидаюсь разрешенного сигнала

начало

Есть ли магнитная карта?

да

нет

покупаю магнитную карту

ачало

  1. есть ли магнитная карта?,

если да, то перейти к шагу 4,

иначе перейти к шагу 2

  1. иду к кассе, перейти к шагу 3

  2. п

    иду к кассе

    окупаю магнитную карту,

п ерейти к шагу 4

  1. вставляю магнитную карту в автомат,

перейти к шагу 5

  1. дожидаюсь разрешенного сигнала,

перейти к шагу 6

  1. п

    прохожу через турникет

    рохожу через турникет

конец





Задача 3. Составьте блок-схему перехода на другую улицу на перекрестке со светофором.









Р ешение:
















Задача 4. Ученик на экзамене получает оценку Х. Составьте блок- схему для определения сдал ли ученик экзамен.

Р

начало

конец

Экзамен сдан

Экзамен не сдан


Х>2

Х

да

нет

ешение:











Задача 5. Определите, является ли данный четырехугольник квадратом. Составить алгоритм.

Решение:

начало

конец

Четырехугольник является квадратом

Все стороны равны?

да

нет

Есть прямой угол?

да

нет
























  1. Итог урока (3 мин.)

- Итак, задачи сделали, ручки отложили и ответили что называется разветвляющимся алгоритмом?

- Открыли дневники и записали домашнее задание:§2.1, §2.2. Решить задачу: Оформите в виде блок-схемы и словесного алгоритма признак делимости натурального числа на 3.





Решение: Признак: если сумма всех цифр в записи натурального числа делится на 3, то и само число делится на 3.

начало

    1. записать натуральное число, перейти к шагу 2

    2. сумма цифр записанного числа делится на 3?

Если да, то перейти к шагу 3,

иначе перейти к шагу 4

    1. число делится на 3

    2. число не делится на 3

конец

нет

начало

Х

Сумма цифр делится на 3?

конец

Число делится на 3

Число не делится на 3

да




















Урок 5 Составление разветвляющих алгоритмов

Цели урока:

  1. выработать навык по составлению алгоритмов,

  2. развить аккуратность.

Оборудование: проектор, компьютер, презентация

Тип урока: Урок закрепления и совершенствования знаний.

Ход урока.

  1. Организационный момент (2 мин.)

(Учащиеся стоя приветствуют учителя.)

- Добрый день, присаживайтесь. Сегодня мы с вами повторим тему «Алгоритм ветвления» и научимся их применять на практике.

  1. Проверка домашнего задания (5 мин.)

А сейчас один из вас по желанию на доске покажет свою домашнюю работу, а остальные откройте тетради я пройду и просмотру как вы сделали домашнюю работу.

  1. Фронтальный опрос (5 мин)

(После проверки задачи на доске учитель задает вопросы классу)

Вопросы:

  1. Что такое алгоритм? (Алгоритм – это последовательность действий, которые должен выполнить исполнитель для достижения конкретной цели.)

  2. Кого или что называют исполнителем алгоритмов? (Исполнитель – это объект, умеющий выполнять определенный набор действий.)

  3. Какие формы записи алгоритмов вам известны? (Словесный, графический, программный.)

  4. Какие алгоритмы называются линейными? (Алгоритмом, в котором команды выполняются в порядке их записи, то есть последовательно друг за другом, называется линейным.)

  5. Какая форма организации действий называется ветвлением? (Алгоритм, в котором выполнение команд изменяется в зависимости от некоторых заранее установленных условий, называется разветвляющимся.)

  1. Решение задач (30 мин)

- Запишите сегодняшнее число и тему урока «Составление разветвляющих алгоритмов». (Учитель показывает презентацию со слайда 19). Теперь приступим к решению задач. (На каждом слайде записано по одной задачи. Сначала разбирается первая задача, затем учащиеся решают ее в тетрадях, а кто первый сделал правильно, решение показывает на доске. В се остальные учащиеся сверяют решение. После этого приступают ко второй задачи, и т.д.)


Задача 1. (слайд 20) Для того чтобы успешно ориентироваться на местности, нужно знать следующее:

  1. если в ясный полдень стать спиной к солнцу, то впереди будет север, позади — юг, справа — восток, слева — запад;

  2. если в ясную полночь найти на небе Полярную звезду, то север будет находиться по направлению к ней;

  3. если на местности есть отдельно стоящее дерево, то сторона, с которой его ветви короче, является северной;

  4. если на местности есть муравейник, то сторона, с которой он более пологий, является южной;

  5. если на местности есть пень, то сторона, с которой у него годовые кольца шире, является южной;

  6. если на местности есть камень, то сторона, с которой он покрыт мхом, является северной.

Оформите данный алгоритм ориентирования на местности в виде блок-схемы.





Решение

Задача 2. (слайд 21)Петя и Коля играют в следующую игру. Петя задумывает натуральное число, не превосходящее 8. Коля должен это число отгадать. Он может задавать Пете вопросы, допускающие только ответы «да» ил «нет». Коля старается за наименьшее число вопросов отгадать число, задуманное Петей. Его стратегия основана на делении числового интервала пополам и выяснении, в какой из половин находится зад манное число.

Пользуясь этой стратегией, внесите недостающие записи в схему.

Решение

Задача 3. (слайд 22) Имеется четыре арбуза различной массы. Как, пользуясь чашечными весами без гирь, путем не более пяти взвешиваний расположить их в порядке возрастания масс? Опишите последовательность действий в виде нумерованного списка.

Решение. Алгоритм взвешивания:

    1. сравним по весу первую пару арбузов,

    2. сравниваем по весу вторую пару арбузов,

    3. сравниваем более тяжелый арбуз из первой пары с более тяжелым арбузом из второй пары – это позволяет найти самый тяжелый арбуз,

    4. сравниваем более легкий арбуз из первой пары с более легким арбузом из второй пары – это позволяет найти самый легкий арбуз,

    5. сравниваем два оставшихся арбуза – в зависимости от результатов взвешивания они получают 2-е и 3-е места.

Задача 4. (слайд 23) В коробке лежат 5 бриллиантов, из которых один природного происхождения, остальные — его копии, изготовленные в лаборатории. Массы искусственных бриллиантов одинаковы, масса природного немного меньше. Продумайте план действий для нахождения природного бриллианта за минимальное число взвешиваний на чашечных весах без гирь. Запишите свои рассуждения, используя связку «если ..., то ...»...

Решение: Разложим бриллианты на три кучи: 2+2+1. взвесим первые две кучки. Если они равны, то оставшийся бриллиант будет природным. В противном случае повторить взвешивание для более легкой пары. Минимальное число взвешивания 2.








  1. Итог урока (3 мин.)

- Молодцы. Хорошо сегодня поработали. Откройте дневники. Домашнее задание записано на доске. Перепишите его и подайте дневники на оценки.

Домашнее задание §2.1, §2.2. Для задачи 4 составить блок-схему.

Решение.

начало

Разложить бриллианты на три кучи

взвесить первые две кучки

оставшийся бриллиант природный

Взвесить более легкую пару

Они равны?

да

нет

Самый легкий бриллиант

природный

конец
















Урок 6 Циклический алгоритм

Цели урока:

  1. ввести понятия циклического алгоритма, тела цикла, параметр цикла;

  2. закрепить полученные знания на примерах,

  3. выработать навык по составлению блок-схем;

Оборудование: проектор, компьютер, презентация.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Ход урока.

  1. Организационный момент (2 мин.)

(Учащиеся стоя приветствуют учителя.)

- Здравствуйте, присаживайтесь. Сегодня мы с вами разберем еще один вид алгоритма и научимся применять его на практике.

  1. Визуальная проверка домашнего задания (4 мин.)

А сейчас один из вас по желанию на доске покажет свою домашнюю работу, а остальные откройте тетради я пройду и просмотру как вы сделали домашнюю работу.

  1. Объяснение нового материала (20 мин.)

- Запишите сегодняшнее число и тему урока «Циклический алгоритм».

Учитель показывает в презентации слайды № 24, 25. Дается определения циклического алгоритма, тела цикла, параметр цикла. На конкретном примере показывается его графическое изображение и словесное описание, а также разъясняются понятия: тело цикла, параметр цикла. Определения и словесное описание алгоритма учащиеся записывают в тетрадь, а блок-схему строят в текстовом редакторе MS Word. После этого вместе с учащимися на доске разбирается решение задачи: Составьте алгоритм работы автомата по продаже банок «Pepsi». Шаги: посмотреть цену; опустить монету; подойти к автомату; набралась нужная сумма? достать деньги; взять банку; нажать кнопку.

Р

начало

подойти к автомату

посмотреть цену

конец

достать деньги

опустить монету

набралась нужная сумма?

да

нет

нажать кнопку

взять банку

ешение
:

Начало

  1. подойти к автомату;

  2. посмотреть цену;

  3. достать деньги;

  4. опустить монету;

  5. набралась нужная сумма?,

если да, то переходим к шагу 6,

иначе переходим к шагу 3

  1. нажать кнопку;

  2. взять банку;

конец







  1. Закрепление нового материала. (15 мин)

- Для усвоения данной темы вам надо решить 4 задачи (слайды 26-27) в тетради, а затем для задач 1 и 2 реализовать блок-схему на компьютере в MS Word. Кто сделал первую задачу, поднял руку. Я проверю ее, а затем приступаете ко второй.

Задачи:

Задача 1. Составить алгоритм сортировки 150 слов на существительные и не существительные. Тело цикла обведи цветным карандашом. Шаги алгоритма: 1. взято 150 слов? 2. это слово – существительное; 3. взято слово; 4. отвечает на вопросы кто? что? 5. это слово – не существительное.




Р

начало

да

нет

взято слово

это слово – существительное

конец

отвечает на вопросы кто? что?

это слово – не существительное

взято 150 слов?

да

нет

ешение

















Задача 2. Руслан учит наизусть четверостишие, заданное по литературе. Он один раз прочитывает четверостишие и пытается воспроизвести его по памяти. Так он будет делать до тех пор, пока не расскажет четверостишие без единой ошибки. Запишите действия Руслана в виде блок-схемы.

Р

начало

конец

Прочитал четверостишие

Воспроизвел четверостишие

Рассказал без единой ошибки?

да

нет

ешение













Задача 3. Однажды бабушка попросила Машу помочь собрать ягоды крыжовника. Девочка взяла лукошко и подошла к большому колючему кусту. Она осторожно срывала ягоду и опускала ее в лукошко. Так Маша делала до тех пор, пока на кусте не осталось ни одной ягоды. Из этих ягод сварили очень вкусное варенье. Запишите действия Маши в виде блок-схемы.

Р ешение



















Задача 4. В узком и очень длинном желобе находятся 8 шариков, четыре черных слева и четыре белых чуть-чуть большего диаметра справа. В средней части желоба в стенке имеется небольшая ниша, в которой может поместиться один черный или один белый шарик. Два любых шарика могут расположиться рядом поперек желоба только в том месте, где находится ниша. Левый конец желоба закрыт, а в правом конце есть отверстие, через которое может пройти черный шарик, но не может пройти белый. Вынимать шарики из желоба не разрешается. Как выкатить из желоба все черные шарики?

Решение

Следует четырежды повторить следующую группу действий:

    1. закатить в нишу ближайший к ней черный шарик,

    2. перекатить все шарики в левую часть желоба,

    3. выкатить черный шарик из ниши,

    4. перекатить все шарики в правую часть ниши,

    5. выкатить черный шарик из желоба.

  1. Итог урока (3 мин.)

- Откройте дневники. Запишите домашнее задание: §2.1, §2.2; для задачи 4 составить блок-схему.

Подайте дневники на оценки.

Решение домашней задачи:

Урок 7 Алгоритмы в литературе

Цели урока:

  1. выработать навык по составлению блок-схем;

  2. показать связь информатики и литературы;

  3. развить память и внимательность учащихся;

  4. сформировать устойчивый интерес к предмету

Оборудование: компьютер, листочки с действиями

Тип урока: Урок закрепления и совершенствования знаний

(Перед уроком на доске записываются отрывки из стихотворений для задания 3 и приклеиваются листочки с записанными действиями для задания 1. К этому уроку двое учащихся учат отрывки из сказок Пушкина, где есть структура ветвления)

Ход урока.

  1. Организационный момент (2 мин.)

(Учащиеся стоя приветствуют учителя.)

- Здравствуйте, присаживайтесь. Сегодня мы с вами повторим все виды алгоритмов, проверим, как вы усвоили пройденный материал за последние несколько уроков, познакомимся с «новым» видом задач и продолжим составлять блок-схемы.

  1. Визуальная проверка домашнего задания (4 мин.)

А сейчас один из вас по желанию на доске покажет свою домашнюю работу, а остальные откройте тетради я пройду и просмотру как вы сделали домашнюю работу.

  1. Фронтальный опрос (10 мин.)

(После проверки задачи на доске учитель задает вопросы классу)

Вопросы:

    1. Что такое алгоритм? (Алгоритм – это последовательность действий, которые должен выполнить исполнитель для достижения конкретной цели.)

    2. Какие виды алгоритмов вам известны? (линейный, разветвляющий, циклический.)

    3. Какие алгоритмы называются линейными? (Алгоритмом, в котором команды выполняются в порядке их записи, то есть последовательно друг за другом, называется линейным.)

    4. Какая форма организации действий называется ветвлением? (Алгоритм, в котором выполнение команд изменяется в зависимости от некоторых заранее установленных условий, называется разветвляющимся.)

    5. Какие алгоритмы называются циклическими? (Алгоритмом, в котором некоторая группа команд выполняется несколько раз в зависимости от заданной величины (параметра цикла), называется циклическим.)

    6. Какие формы записи алгоритмов вам известны? (Словесный, графический, программный.)

  1. Диктант по карточкам (5 мин)

- А теперь проведем диктант по карточкам. Для этого сядьте по одному за парту, приготовьте листочки, запишите на них свою фамилию и цифры от 1 до 12 – это номера слайдов. Я включу презентацию («карточки») в автоматическом режиме. Вы на листочках напротив номер указывают, что изображено на слайде. Если на слайде изображен элемент блок-схемы, то пишется его назначение. Если изображена блок-схема, то напротив номера должно быть указанно, к какому типу алгоритмов она относится. Если учащиеся видят ошибку в блок-схеме, то должны записать слово «ошибка». После окончания диктанта листочки сдаются. (Презентация показывается 2 раза, чтобы учащиеся проверили свои ответы)

Ответы:


  1. Действие

  2. Начало и конец алгоритма

  3. Ввод и вывод данных

  4. Проверка условия

  5. Направление выполнения алгоритма

  6. Циклический алгоритм

  7. Линейный алгоритм

  8. Разветвляющийся алгоритм

  9. Циклический алгоритм

  10. Ошибка

  11. Ошибка

  12. 20


После диктанта задается вопрос учащимся: Где мы встречаемся с алгоритмами? Они перечисляют: в математике, дома, на улице, в литературе и д.т.

- Сегодня мы с вами будем составлять алгоритмы по литературным произведениям. Запишите сегодняшнее число и тему урока «Алгоритмы в литературе»

  1. Решение задач (25 мин)

Задание 1. (Читает учитель) На доске висят листочки, где записаны действия, которые нужно было выполнить, чтобы приготовить блюдо. Вспомните название сказки, из которой взяты эти действия, кто готовил еду и что было приготовлено. Оформите в виде блок-схемы алгоритм приготовления блюда по мотивам русской народной сказки.

Пояснение. Учащиеся вспоминают, что сказка называлась «Каша из топора», а кашу готовил солдат. Потом один из учеников на доске располагает в определенной последовательности в виде блок-схемы действия (записанные на листах) солдата при приготовлении каши. Остальные учащиеся делают в тетради, решение сверяется.

Р

начало

конец

Вымыть топор

Опустить топор в котел

Налить воды

Поставить на огонь

Посолить

Добавить крупу

Добавить масло

ешение:


















Задание 2. (Читает учитель) Запишите с помощью блок-схем следующие пословицы:

  • Болен — лечись, а здоров — берегись;

  • Поспешишь — людей насмешишь.

Пояснение. Учащиеся 1 варианта составляют блок-схему для первой пословицы, а учащиеся второго варианта - для второй пословицы на компьютерах в MS Word. Учитель у каждого проверяет работу.

Решение:


начало

конец

лечись

берегись

болен??

да

нет

начало

конец

Людей насмешишь

поспешишь?

да

нет

начало

конец

Людей насмешишь

поспешишь?

да











- Структура «ветвления» встречается не только в пословицах, но и в сказках А.С. Пушкина. Это докажут сейчас ваши товарищи. (Двое учащихся зачитывают отрывки из сказок А.С. Пушкина и указывают, где приводится структура «ветвление»)



Отрывки из сказок:

А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

«Кабы я была царица, —

Говорит одна девица, —

То на весь крещёный мир

Приготовила б я пир». —

«Кабы я была царица, —

Говорит её сестрица, —

То на весь бы мир одна

Наткала я полотна». —

«Кабы я была царица, —

Третья молвила сестрица, —

Я б для батюшки-царя

Родила богатыря».

А. С. Пушкин. Сказка о золотом петушке.

Коль кругом все будет мирно,

Так сидеть он будет смирно;

Но лишь чуть со стороны

Ожидать тебе войны,

Иль набега силы бранной,

Иль другой беды незванной,

Вмиг тогда мой петушок

Приподымет гребешок,

Закричит и встрепенется

И в то место обернется.

Задание 3. (Читает учитель) Составьте блок-схему по отрывку из стихотворения известных поэтов, записанных на доске.

В. Маяковского. Что такое хорошо и что такое плохо.

- Если ветер

крыши рвет,

если

град загрохал, -

каждый знает –

это вот

для прогулок

плохо.

Г. Остер. Вредные советы.

Если друг на день рождения

Пригласил тебя к себе,

То оставь подарок дома –

Пригодится самому…

Если вдруг дадут орехи,

Ссыпь их бережно в карман,

Но не прячь туда варенье –

Трудно будет вынимать.

Пояснение. Учащиеся составляют блок-схемы в тетради, кто первый сделает правильно, показывает решение на доске. Все остальные сверяют.

Решение:


Задание 4. (Читает учитель). Вспомните русскую народную сказку «Иван-царевич и Серый Волк». Составьте блок-схему для выбора маршрута по надписям на придорожном камне. По какой ветви пошел Иван-царевич?

Пояснение. Учащиеся вспоминают, что на камне было написано: «Направо поедешь – себя спасать, коня потерять. Налево поедешь – коня спасать, себя потерять. Прямо поедешь – женату быть». Иван-царевич пошел по пути «Направо поедешь – себя спасать, коня потерять». После этого составляют блок-схемы в тетради, кто первый правильно составит, показывает решение на доске. Все остальные сверяют.

Решение.

Задание 5. (Читает учитель) Вспомните русскую народную сказку «Колобок». Какой вид алгоритма ей соответствует. Составьте блок-схему.

Пояснение. Вариантов решения это задачи может быть несколько. Несколько решений учащиеся могут показать на доске для сравнения.

Решение. Циклический алгоритм.

  1. Итог урока (3 мин.).

- Откройте дневники. Запишите домашнее задание: записать и решить интересную задачу на составление алгоритма. Выставляются оценки.

Урок 8 Конкурс задач

Цели урока:

  1. закрепить ЗУНы учащихся по решению задач;

  2. повысить интерес к предмету.

Оборудование: компьютер, 3 диплома, таблица для оценок

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Ход урока.

  1. Организационный момент (1 мин.)

(Учащиеся стоя приветствуют учителя.)

- Здравствуйте, присаживайтесь. Сегодня мы с вами проведем конкурс задач

  1. Игра (35 мин.)

(Учитель объясняет правила игры)

Ход игры. Каждому ученику было заданно дома придумать интересную задачу на составление любого вида алгоритма. На уроке первый ученик из списка в журнале выступает в роли учителя. Он зачитывает свою задачу, которую составил дома, а все остальные учащиеся ее решают. «Учитель» контролирует решение данной задачи и первым пяти ученикам, решивших задачу выставляет оценку за решение в таблицу, приведенную ниже. Затем второй ученик из списка журнала выступает в роли учителя, зачитывает свою задачу, проверяет, как ее решили другие учащиеся, и выставляет оценки в ту же таблицу. И так до тех пор, пока каждый не выступит в роли учителя. Когда все задачи будут решены, подводится итог. (Учитель контролирует объективность выставления оценок)


Фамилия

оценки

Задача 1

Задача 2

Задача 3

Итоговая

1.






2.






3.






….







  1. Итог урока (9 мин.)

    1. Выставляются оценки (находятся оценки как среднее арифметическое всех полученных оценок за задачу).

    2. Ученики все вместе выбирают самую интересную задачу; самую сложную задачу; самую интересную и сложную задачу.

    3. Вручаются грамоты за самую интересную задачу; самую сложную задачу; самую интересную и сложную задачу.

Домашнее задание повторить все определения по теме «Алгоритмизация».

Урок 9 Повторение по теме «Алгоритмизация»

Цели урока:

  1. углубить и закрепить ЗУН по теме «Алгоритмизация»

Оборудование: компьютер, проектор, презентация

Тип урока: Комбинированный урок

Ход урока.

  1. Организационный момент (2 мин.)

(Учащиеся стоя приветствуют учителя.)

- Здравствуйте, присаживайтесь. Сегодня мы повторим все, что прошли по теме «Алгоритмизация» и подготовимся к контрольной работе.

  1. Фронтальный опрос (10 мин.)

(Учитель задает вопросы к классу)

Вопросы:

    1. Что такое алгоритм? (Алгоритм – это последовательность действий, которые должен выполнить исполнитель для достижения конкретной цели.)

    2. Кого или что называют исполнителем алгоритмов? (Исполнитель – это объект, умеющий выполнять определенный набор действий.)

    3. Какие формы записи алгоритмов вам известны? (Словесный, графический, программный.)

    4. Какие алгоритмы называются линейными? (Алгоритмом, в котором команды выполняются в порядке их записи, то есть последовательно друг за другом, называется линейным.)

    5. Какая форма организации действий называется ветвлением? (Алгоритм, в котором выполнение команд изменяется в зависимости от некоторых заранее установленных условий, называется разветвляющимся.)

    6. Какие алгоритмы называются циклическими? (Алгоритмом, в котором некоторая группа команд выполняется несколько раз в зависимости от заданной величины (параметра цикла), называется циклическим.)

    7. Какими свойствами должен обладать алгоритм? (Дискретность, понятность, точность, результативность, массовость)

  1. Решение задач (30 мин)

(После опроса учащиеся решают задачи в тетрадях, записанные на слайдах № 28-29, а 1 и 2 записаны на доске. По желанию учителя один из учеников решает задачу у доски, объясняя. После решения всех задач, учащиеся составленные блок-схемы строят в текстовом редакторе MS Word)


Задача 1. Составить словесный алгоритм нахождения периметра и площадь квадрата со стороной А.

Решение начало

  1. введите А;

  2. вычислить S:=А*А;

  3. вычислить P:=4*А;

  4. вывести S, Р;

конец

Задача 2. Для вычисления значения функции составьте словесный алгоритм.

Решение начало

  1. введите х, в;

  2. вычислить s:=2*х;

  3. вычислить p:=s+5;

  4. вычислить с:=в-2;

  5. вычислить у:=р/с;

  6. вывести у;

конец


Задача 3. Задуманы числа А, В. Если А меньше В, то из А вычесть В, в противном случае – в А умножить на 3. Составьте алгоритм решения данной задачи.



Р

начало

конец

У:=А-В

У:=А*3

А<В

У

А, В

да

нет

ешение













Задача 4. В треугольнике АВС АВ=18 см, ВС на 3 см меньше АВ, АС в 3 раза меньше АВ. Чему равен периметр треугольника АВС? Составьте блок-схему

Р

начало

АВ=18

ВС:=АВ-3

АС:= АВ\3

конец

P

Р:=АВ+ВС+АС

ешение














Задача 5. Золушка приготовила две корзины и стала разбирать из мешка фасоль, если фасоль попадалась белая, то она клала в правую корзину, а остальную в левую корзину. Составьте блок-схему.

Решение




Положила в левую корзину


Фасоль белая?

да

нет

Положила в правую корзину

начало

конец

Приготовила корзины

Достала из мешка фасоль

Фасоль закончилась?

да

нет














Задача 6. Петя вошел в сад, подошел к яблоне, сорвал яблоко и положил его в корзину. Мальчик собирает яблоки столько, пока на яблоне не останется ни одного яблока или корзина не будет полной.



Решение




Яблоки закончились?

нет

да

да

начало

Вошел в сад

Сорвал яблоко

конец

Корзина полная?

нет










  1. Итог урока (3 мин.)

Выставляются оценки. Домашнее задание: повторить все определения, просмотреть все решенные задачи в тетради по теме «Алгоритмизация» .

Урок 10 Контрольная работа

Цели урока:

  1. выявление степени усвоения учащимися изученного материала;

Оборудование: компьютер

Тип урока: урок контроля знаний умений и навыков

Ход урока.

  1. Организация учащихся на проведение работы (5 мин.)

(Учащиеся стоя приветствуют учителя.)

- Здравствуйте, присаживайтесь. Открыли тетрадь и записали сегодняшнее число, Контрольная работа. На доске записаны задания. Задания 1 - 3 выполните в тетради. Задания 4, 5 выполнить в текстовом редакторе Word, сохраните документ в папку 6 класс под своей фамилией. (Учитель делит класс по вариантам)

  1. Выполнение работы (37 мин)


1 вариант

    1. Запишите определение алгоритма.

    2. Запишите определение разветвляющего алгоритма.

    3. Составить словесный алгоритм нахождения скорости пешехода. Путь 6 км он прошел за 2 часа.

    4. Задумано число Х. Если оно больше 10, то прибавить к нему 2, в противном случае – умножить на 2. Составьте алгоритм решения данной задачи.

    5. Составьте алгоритм работы робота по сортировке белых и красных шариков. Белые шарики класть на лево, красные – направо.



2 вариант

  1. Запишите, какими свойствами должен обладать каждый алгоритм.

  2. Запишите определение циклического алгоритма.

  3. Составить словесный алгоритм нахождения периметра и площади прямоугольника со сторонами А и В.

  4. Задумано число В. Если оно меньше 4, то умножьте его на 3, в противном случае – вычтите 3. Составьте алгоритм решения данной задачи.

  5. Составьте алгоритм работы робота по сортировке кубиков и шариков. Кубики робот складывает в коробку, шарики – в корзину


Решение.


1 вариант

  1. Алгоритм – это последовательность действий, которые должен выполнить исполнитель для достижения конкретной цели.

  2. Алгоритм, в котором выполнение команд изменяется в зависимости от некоторых заранее установленных условий, называется разветвляющимся.

  3. начало

  1. вводим s=6, t=2;

  2. вычислить v=s:t;

  3. вывести v;

конец

  1. начало

    конец

    У:=Х+2

    У:=Х*2

    Х>10

    У

    Х

    да

    нет













5.























2 вариант

  1. Дискретность, понятность, точность, результативность, массовость.

  2. Алгоритмом, в котором некоторая группа команд выполняется несколько раз в зависимости от заданной величины (параметра цикла), называется циклическим.

  3. начало

  1. вводим А, В;

  2. вычислить S:=А*В;

  3. вычислить m:=A+B;

  4. вычислить Р:=2*m;

  5. вывести S, P;

конец

  1. начало

    конец

    У:=В*3

    У:=В-3

    В<4

    У

    В

    да

    нет













5

начало

Берем объект

Взят шарик?

да

нет

Кладем в корзину

Кладем в коробку

Объекты остались?

да

нет

конец

.






















  1. Итог урока (3 мин)

Сдаются тетради. Домашнее задание (записано на доске): повторить §3.1, §3.2, §3.3

Источники:

        1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ, 2005.

        2. Иванова И. А. Информатика. 6 кл.: Практикум. - Саратов: Лицей, 2005.

        3. Босова Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ, 2006.






















вручается

учащемуся МОУ «Лицея математики и информатики»

_____________________________________

за самую интересную задачу




Саратов 200__





















вручается

учащемуся МОУ «Лицея математики и информатики»

_____________________________________

за самую сложную задачу




Саратов 200__



Полный текст материала Серия уроков по информатике на тему "Основы алгоритмизации" для 5-6 классов смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гераськина Ирина Юрьевна  IrinaG
03.02.2011 2 9166 1391

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК