Статья "Системы контроля и оценки основных видов речевой деятельности как фактор повышения качества образования в ОУ"


В статье рассматривается вопрос необходимости усовершенствования системы контроля и оценки основных видов речевой деятельности в образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального общего уровня.

Ключевые слова:системы контроля и оценки, основные виды речевой деятельности, ФГОС, образовательные организации, образовательные программы начального общего уровня.

Термины и сокращения:
ОВРД – основные виды речевой деятельности;
ОО – образовательные организации;
СКО – системы контроля и оценки;
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт.

Введение
Одним из ключевых факторов, оказывающих влияние на процессы повышения качества образования, является язык обучения.

Государственным языком Российской Федерации является русский язык. Правовой статус государственного языкаустановлен Федеральным законом «О государственном языке Российской Федерации» от 1 июня 2005 года № 53-ФЗ. Согласно «Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации»[1], «русский язык как государственный язык Российской Федерации является стержнем, вокруг которого формируется российская идентичность, гражданское, культурное, образовательное пространство страны…». Вместе с тем, несмотря на всю значимость русского языка как государственного, в настоящее время состояние обучения русскому языку актуализирует ряд проблем, в частности необходимость разработки эффективной системы контроля и оценки (далее –СКО) основных видов речевой деятельности (далее –ОВРД) в образовательных организациях (далее –ОО). Решение данной проблемы лежит в плоскости решения более широкой проблемы – необходимости совершенствования методической компетентностипедагогических работников по вопросам реализации единых подходов к формированию и оцениванию ОВРД на уровне начального общего образования в соответствии с современными достижениями в области дидактики, методики преподавания, образовательных и информационно-коммуникационных технологий.

Необходимо подчеркнуть, что вфедеральных государственных образовательныхстандартах (далее –ФГОС) именно языковым аспектам уделяется главное внимание при перечислении результатов обучения по музыке, математике, биологии и иным неязыковым предметам. При этом целью образования является не усвоение системы знаний, а становление личности, способной к саморазвитию и непрерывному образованию. Вот как ФГОС определяет личностные характеристики выпускника («портрет выпускника школы»): 

  • «любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
  • осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;
  • креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества;
  • владеющий основами методов познания;
  • мотивированный на творчество и инновационную деятельность;
  • готовый к сотрудничеству, способный осуществлять исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;
  • социально активный, уважающий мнение других, осознающий значение профессиональной деятельности для человека и общества»[2].

То есть ФГОС на уровне государственного документа в качестве одной из ключевых целей начального образования определяет формирование у обучающихся основ умения учиться, принимать решения, ставить цели и следовать им, организовывать собственную деятельность, осуществлять еёконтроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. 

Одним из важнейших факторов, способствующих достижению данной цели и повышению качества образования в целом,является повышение квалификации педагогов и осознание учителем того, из чего складывается готовность младшего школьника к взаимодействию с окружающим миром, в котором главным средством коммуникации является язык.Без овладения русским языком достижение этой цели не возможно. Русский язык обеспечивает развитие мышления, умения анализировать информацию, культуры общения,воображения и т. д. Сказанное определяет глобальную задачу совершенствования процесса подготовки и переподготовки учителей начальной школы, а также необходимость усовершенствования СКО как частный аспект решения данной глобальной задачи. 

Контроль и оценкаОВРД
Под видами речевой деятельности следует понимать различные виды речевых навыков и речевых умений. Как правило, выделяется четыре основных вида речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание) –рецептивные видыречевой деятельности; устная речь и письмо (вместе с письменной речью)– продуктивные виды речевой деятельности[3]. 

Речевая деятельность является основой любой умственной деятельностии средством коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются также в речевой деятельности. 

По мнению С. Курило [4], в процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

  • коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);
  • интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);
  • информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);
  • организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать её, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию)[5]. 

Как видно, ОВРД в той или иной форме включены или представляют собой практически все процессы образовательной деятельности, а также процессы коммуникаций между учениками и педагогами. Реализация ОВРД происходит как во время обучения любой дисциплине, так и на факультативных занятиях, и во внеклассной работе. 

В условиях традиционной начальной школы осуществлялась реализация знаниевой парадигмы образования, то есть упор делался на освоение предметных знаний-умений-навыков. Соответственно, СКО качества ОВРД была либо незначительной, либо ориентированной преимущественно на фиксацию результата в рамках предмета «Русский язык» или иных дисциплин. Усовершенствованная СКО призвана в меньшей степени фиксировать результат и в гораздо большей – предоставлять необходимую обратную связь, которая должна стать основой для повышения квалификации педагогов, уровня образования учеников и качества образовательной деятельности.

Эффективное усовершенствование и внедрение СКО возможно при соблюдении ряда условий. 

  1. Необходимо разработать методы эффективной обратной связи, т. е. пути и механизмы использования массива информации и сведений, полученных в процессе функционирования СКО образовательных достижений, и таким образом усилить диагностический компонент в самой СКО.
  2. СКО результатов необходимо обеспечить максимальную открытость: все участники образовательной деятельности (школьники, педагоги, родители) должны располагать доступом кинформации об ожидаемом уровне образовательных достижений по русскому языку при завершении обучения в начальной школе и по завершениикаждого класса; о возможных способах контроля и оценки известного перечня образовательных достижений.
  3. В СКО результатов обучения русскому языку должны быть представлены два блока: внутренний и внешний. 

Внутренний контроль и оценка позволяют осуществлять системную и оперативную обратную связь и координацию обучения и учения. Важной характеристикой внутренней оценки должна быть её направленность прежде всего на процесс усвоения, а не только на фиксацию конечного результата. Внешний контроль обеспечивает объективность оценки деятельности педагогов, индивидуальных достижений учащихся и т. п. При этом следует подчеркнуть, что одним из главных условий эффективности функционирования общей СКО, включающей два блока, является соблюдение баланса внутренних (текущих, итоговых) и независимых внешних форм контроля и оценки, обеспечивающих как объективность оценки индивидуальных результатов обучения русскому языку, деятельности учителя, школы, так и получение данных о состоянии начального образования в России и тенденциях его изменения. 

Немаловажным компонентом блока внутреннего контроля и оценки является самоконтроль и самооценка образовательных достижений по русскому языку. Младшие школьники должны быть полноправными субъектами контрольно-оценочной деятельности. Контроль и оценка, самоконтроль и самооценка являются важнейшими компонентами учебной деятельности, развитие которой является приоритетной целью начального общего образования. Для развития самоконтроля и самооценки необходима обязательная дополнительная ступень – совместный контроль и оценка, когда субъектом контроля и оценки является учебное сообщество – класс или группа детей. 

4.СКО результатов должна обладать реальными рычагами влияния на возможность улучшения качества образовательной деятельности в начальной школе. 

5.Системе СКО должна быть присуща ориентация на измеряемость достижения.Ориентация на «измеряемость» достижения результатов и разработка «измеряемых» требований к уровню подготовки учащихся существенно влияет на определение учебных целей. Следовательно, для повышения качества образования необходима разработка принципиально новых видов контрольно-измерительных материалов, обладающих возможностью оценить не только репродуктивные виды деятельности,а полный спектр образовательных достижений младших школьников.

6.Залогом эффективного функционирования СКО результатов должна стать цикличность осуществления составляющих её действий. При этом внутри каждого цикла должны присутствовать: 

  • согласование целей контроля и оценки со всей системой обучения;
  • сбор данных, их анализ и интерпретация, принятие на основе результатов анализа необходимых решений, направленных на повышение эффективности обучения.

Заключение
Основополагающей целью модернизации контроля и оценки ОВРД является повышение уровня образовательных достижений каждого ученика в отдельности и качества начального образования в целом. Достижение данной цели представляет собой комплекс разноплановых мероприятий и требует решения целого ряда задач. Следовательно, необходимо разработать план постепенного и последовательного перехода от ситуации, когда субъектом контроля и оценки является учитель, к ситуации, когда младшие школьники являются полноправными субъектами СКО через овладение ими действиями самоконтроля и самооценки. 

В свою очередь, для развития самоконтроля и самооценки необходима обязательная дополнительная ступень – совместный контроль и оценка, когда субъектом контроля и оценки является учебное сообщество – класс или группа детей.При этом наиболее качественно данный план будет реализовываться в том случае, если на уровне внутренней текущей контрольно-оценочной деятельности педагога в неё будут входить дополнительные элементы: контроль – диагностика – коррекция–оценкаобразовательных достижений младших школьников по русскому языку,то есть в широком смысле –процесс модернизации контроля и оценки ОВРД состоит в построении устойчивых и оперативных связей между двумя видами действий: действиями контроля и диагностики причин трудностей младших школьников в изучении русского языка с действиями по устранению этих причин. Контроль овладения результатами эффективен тогда, когда он связан с диагностикой причин ошибок и затруднений учащихся, а коррекция достигает положительных результатов, если основана на чётком знании не только ошибки, но, главное, причины её возникновения.

Материал подготовлен в рамках Государственного контракта «Организация мероприятий по повышению квалификации работников образования по вопросам совершенствования единых подходов к формированию и оцениванию основных видов речевой деятельности учащихся ступени начального общего и основного общего образования в соответствии с ФГОС», выполняемого по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации.

Перечень ссылок

  1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 № 637-р «Об утверждении Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_196947.
  2. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 №19644).– URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255/.
  3. Никитина Е. И. Русская речь. Развитие речи. 9класс. – М. : Дрофа, 2009. – 191 с.
  4. Курилова С. П. «Совершенствование видов речевой деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС». – URL: http://www.rusnauka.com/42_NIO_2014/Pedagogica/5_184966.doc.htm.
  5. Рабочая программа курса «Искусство устной и письменной речи» для ХI класса составлена на основе программы элективного (факультативного) курса для 10–11 классов «Искусство устной и письменной речи» / автор-составитель С. И. Львова // Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений.5–11 классы. Основной курс, элективные курсы / автор-составитель С. И. Львова. – М. : Мнемозина, 2009. – 215 с.

Полный текст материала Статья "Системы контроля и оценки основных видов речевой деятельности как фактор повышения качества образования в ОУ" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ермошкина Е. М., Цыбулько И.П.  rdannye
22.08.2017 0 1297 60
Комментировать

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0