ПРОГРАММА раздельного обучения по предмету "Физическая культура" в 5 - 9 классах


Краснослободцева Лилия Ириковна, учитель физической культуры 1 квалификационной категории муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 11 с углублённым изучением отдельных предметов Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан»

Пояснительная записка
Раздельное обучение по предмету «Физическая культура» относят к здоровьесберегающим технологиям: оно позволяет регулировать нагрузку в зависимости от пола, чтобы, с одной стороны, добиться хороших результатов в учебе, а с другой – избежать переутомления.
Настоящая программа раздельного преподавания физической культуры предназначена для мальчиков и девочек, учащихся 5-9 классов школы.
В процессе раздельного освоения учебного предмета «Физическая культура» достигается оздоровительный эффект, восстанавливается и повышается умственная и физическая работоспособность обучающихся. Овладение предметом связано с изучением учащимися своих психофизических возможностей, формированием знаний, двигательных и методических умений и навыков. На их основе формируются способы физкультурной и спортивной деятельности, используемые для физического и связанного с ним интеллектуального и психического самосовершенствования.
Своеобразие данной программы заключается в следующем:
Разделение обучающихся на занятиях физической культурой на группу мальчиков и группу девочек.
Программа состоит из двух взаимосвязанных разделов: теоретического и практического. Усвоение теоретического раздела программы предполагается на специальных теоретических уроках, смысл которых заключается в том, чтобы создать у учащихся целостное представление о физической культуре как виде общей культуры общества, позволяющий выработать устойчивый интерес у обучающихся к двигательной деятельности.
В программу введён раздел «Элементы туризма и познания родного края», способствующий более целенаправленно реализовывать полученные знания по «Физической культуре» в конкретных жизненных ситуациях в полевых условиях, формировать интерес к познанию и красоте родного края, бережному обращению с природой, теснее интегрировать их с другими предметами.
Для определения уровня физической подготовки у обучающихся даны ориентировочные оценочные показатели.


5 класс (девочки)
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ: ОСНОВЫ ЗНАНИЙ О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Понятие физической культуры личности и её связь с культурой общества. Возникновение занятий физическими упражнениями. Физическая культура в странах Древнего Востока, Древней Греции и Рима. Первые Олимпийские Игры.

II. ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ: РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
- ГИМНАСТИКА
Перестроение из колонны по одному в колонну по два, четыре дроблением и сведением, а также обратно разведением и слиянием.
Комплексы общеразвивающих упражнений с предметами и без предметов.
Лазание по канату в три приёма; перелезание через препятствия.
Упражнения в равновесии: ходьба по бревну большими шагами, приставными шагами, выпадами; ходьба на носках; повороты на носках, приседания, соскоки прогнувшись.
Акробатические упражнения: кувырок вперёд, назад; стойка на лопатках.
Опорный прыжок (козёл в ширину, 90-100 см): вскок в упор присев, соскок прогнувшись.
Висы и упоры: вис согнув ноги, завесом двумя, на согнутых руках, согнув ноги; на гимнастической стенке вис прогнувшись, подтягивание в висе.
Комбинации из ранее изученных упражнений.
Развитие двигательных качеств – гибкости, координации, силы,скоростно – силовых.
- ЛЁГКАЯ АТЛЕТИКА
Низкий старт и стартовый разгон; бег 60 м; бег до 2 км.
Прыжки в высоту способом «перешагивание»; в длину с разбега способом «согнув ноги» - акцент на последние шаги разбега.
Метание малого мяча с шага способом «из-за спины через плечо»; метание в горизонтальные и вертикальные цели.
Развитие двигательных качеств – быстроты, выносливости, выносливости, скоростно – силовых.
- СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ
Подвижные игры.
Баскетбол. Стойка игрока, передвижения, остановка прыжком; ловля и передача мяча двумя руками от груди на месте и в движении; ведение мяча правой и левой рукой; бросок мяча двумя руками от груди с места с отражением от щита. Учебная игра.
Волейбол. Стойка игрока (высокая, средняя, низкая), передвижения и перемещения: шагом, бегом, прыжком, приставным шагом; верхняя передача мяча; индивидуальная передача мяча над собой – сверху, снизу.
Развитие двигательных качеств в играх – координации, ловкости, выносливости.
ЭЛЕМЕНТЫ ТУРИЗМА И ПОЗНАНИЯ РОДНОГО КРАЯ
Особенности пешего, водного, лыжного, горного, велосипедного туризма.
Элементы топографии: условные знаки; рисование карты с использованием условных знаков.
Личное снаряжение. Обвязка, карабины, основная верёвка, альпеншток.
Развитие двигательных качеств – координации, ловкости, выносливости.
- ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА
Попеременный двухшажный ход. Подъём наискось «полуёлочкой». Торможение «плугом». Повороты. Передвижение на лыжах до 2 км.
Развитие двигательных качеств – выносливости.

КОНТРОЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
«5» «4» «3»
БЕГ, 30 М (С) 5,4 5,7 6,3
БЕГ, 60 М (С) 10,8 11,4 12,2
БЕГ 1000 М 5.50 6.50 7.50
БЕГ 1500 М 8.10 8.30 9.00
ПРЫЖОК В ДЛИНУ С МЕСТА (СМ) 180 160 140
ПРЫЖОК В ВЫСОТУ (СМ) 95 90 80
ЧЕЛНОЧНЫЙ БЕГ 4Х9 М 11,4 11,8 12,0
ПОДТЯГИВАНИЕ ИЗ ВИСА ЛЁЖА (РАЗ) 16 12 7
НАКЛОН ВПЕРЁД ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ СИДЯ (СМ) +12 +9 +6
МЕТАНИЕ МЯЧА 150 Г (М) 17 15 12
БЕГ НА ЛЫЖАХ 1 КМ 7.30 8.00 8.30

5 класс (мальчики)
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ: ОСНОВЫ ЗНАНИЙ О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Понятие физической культуры личности и её связь с культурой общества. Возникновение занятий физическими упражнениями. Физическая культура в странах Древнего Востока, Древней Греции и Рима. Первые Олимпийские Игры.
II. ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ: РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
- ГИМНАСТИКА
Перестроение из колонны по одному в колонну по два, четыре дроблением и сведением, а также обратно разведением и слиянием; строевой шаг.
Комплексы общеразвивающих упражнений с предметами; на гимнастической стенке .
Лазание по канату в три приёма; перелезание через препятствия.
Акробатические упражнения: кувырки вперёд и назад слитно; стойка на лопатках.
Опорный прыжок (козёл в ширину, 90-100 см): вскок в упор присев, соскок прогнувшись ноги врозь.
Висы и упоры: висы согнувшись и прогнувшись; подтягивание в висе; поднимание прямых ног в висе.
Комбинации из ранее изученных упражнений.
Развитие двигательных качеств – гибкости, координации, силы, скоростно-силовых.
- ЛЁГКАЯ АТЛЕТИКА
Низкий старт, бег 60 м; бег до 2 км.
Прыжки в высоту способом «перешагивание»; в длину с разбега способом «согнув ноги» акцент на последние шаги разбега.
Метание малого мяча с шага способом «из-за спины через плечо»; метание в горизонтальные и вертикальные цели.
Развитие двигательных качеств – быстроты, выносливости, выносливости, скоростно-силовых.
- СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ
Подвижные игры.
Баскетбол. Стойка игрока, передвижения, остановка прыжком; ловля и передача мяча двумя руками от груди на месте и в движении; ведение мяча правой и левой рукой; бросок мяча двумя руками от груди с места с отражением от щита. Учебная игра.
Футбол. Бег (без мяча) с изменением направления, змейкой, восьмёркой (с изменяющейся скоростью передвижения); бег с чередованием передвижения лицом и спиной вперёд; ускорения, старты из различных положений; удары по мячу (по неподвижному и катящемуся внутренней стороной стопы, средней частью подъёма); ведение мяча; остановка мяча подошвой. Учебная игра.
- ЭЛЕМЕНТЫ ТУРИЗМА И ПОЗНАНИЯ РОДНОГО КРАЯ
Особенности пешего, водного, лыжного, горного, велосипедного туризма.
Элементы топографии: условные знаки; рисование карты с использованием условных знаков.
Личное снаряжение. Обвязка, карабины, основная верёвка, альпеншток.
Развитие двигательных качеств – координации, ловкости, выносливости.
- ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА
Попеременный двухшажный ход.
Поворот в движении переступанием.
Подъём наискось «полуёлочкой».
Торможение «плугом».
Передвижение на лыжах до 2 км.
Развитие двигательных качеств – выносливости.
Учебные нормативы
по освоению навыков, умений, развитию двигательных качеств

КОНТРОЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
«5» «4» «3»
БЕГ, 30 М (С) 5,2 5,5 6,2
БЕГ, 60 М (С) 10,6 11,2 11,8
БЕГ 1000 М 5.15 6.15 7.15
БЕГ 1500 М 7.50 8.10 8.30
ПРЫЖОК В ДЛИНУ С МЕСТА (СМ) 185 165 145
ПРЫЖОК В ВЫСОТУ (СМ) 100 90 80
ЧЕЛНОЧНЫЙ БЕГ 4Х9 М 11,0 11,2 11,4
ПОДТЯГИВАНИЕ (РАЗ) 5 4 2
НАКЛОН ВПЕРЁД ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ СИДЯ (СМ) +9 +6 +3
МЕТАНИЕ МЯЧА 150 Г (М) 27 20 17
БЕГ НА ЛЫЖАХ 1 КМ 7.00 7.30 8.00

6 класс (девочки)
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ: ОСНОВЫ ЗНАНИЙ О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Двигательный режим как условие формирования физической культуры личности. Составные элементы двигательного режима. Роль физических упражнений в формировании осанки и скелетной мускулатуры. Режим нагрузок и отдыха: контроль и самоконтроль за физической нагрузкой.
Спортивные сооружения, оборудование, инвентарь для занятий физическими упражнениями. Выбор спортивной одежды для занятий физическими упражнениями, инвентаря и гигиенические требования к ним.
II. ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ: РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
- ГИМНАСТИКА
Упражнения в равновесии: повороты на носках в полуприседе; из стойки поперёк соскок прогнувшись.
Акробатические упражнения: два кувырка вперёд слитно; «мост» из положения стоя с помощью; горизонтальное равновесие на одной ноге с различным положением рук.
Опорный прыжок (козёл в ширину, 100-110 см): ноги врозь.
Висы и упоры: наскок прыжком в упор на нижнюю жердь; соскок с поворотом; размахивание изгибами; вис лёжа, вис присев.
Комбинации из ранее изученных упражнений.
Развитие двигательных качеств – гибкости, координации, силы, скоростно-силовых.
- ЛЁГКАЯ АТЛЕТИКА
Бег 60 м с максимальной скоростью; стартовый разгон и переход на бег по дистанции; бег 2 км.
Прыжки в высоту способом «перешагивание»; в длину – отталкивание в сочетании с полётом в «шаге».
Метание малого мяча на дальность с четырёх шагов разбега; метание мяча в горизонтальную цель 1м х 1м.
Развитие двигательных качеств – быстроты, выносливости, выносливости, скоростно-силовых.
- СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ
Подвижные игры.
Баскетбол. Комбинации из основных элементов техники передвижений: ловля и передача мяча двумя руками от груди на месте; ведение мяча в высокой, низкой стойке на месте, ведение мяча с изменением высоты отскока шагом, бегом; бросок мяча в движении после ведения. Учебная игра.
Волейбол. Перемещение приставным шагом (боком, лицом и спиной вперёд); приём и передача мяча сверху двумя руками в парах на месте и после перемещения вперёд; приём мяча снизу двумя руками на месте; подача нижняя прямая с 3-6 м от сетки. Двухсторонняя игра по упрощённым правилам
Развитие двигательных качеств в играх – координации, ловкости, выносливости.
- ЭЛЕМЕНТЫ ТУРИЗМА И ПОЗНАНИЯ РОДНОГО КРАЯ
Топографические знаки. Виды спортивного ориентирования, контрольные пункты.
Вязка узлов (прямой, булинь, схватывающий, встречный, восьмёрка, проводник, стремя, двойной проводник).
Укладка рюкзака. Туристический бивак.
Учебные соревнования: бег по азимуту, заданному направлению; с преодолением препятствий - переправа по заранее уложенному бревну с использованием перил; игры с использованием верёвки.
Развитие двигательных качеств – координации, ловкости, выносливости.

- ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА
Одновременный двухшажный ход; бесшажный ход.
Подъём «ёлочкой».
Торможение и поворот упором.
Прохождение дистанции 2 км.
Игры: «Остановка рывком», «С горки на горку», «Эстафета с передачей палок» и др.
Развитие двигательных качеств – выносливости.
Учебные нормативы
по освоению навыков, умений, развитию двигательных качеств

КОНТРОЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
«5» «4» «3»
БЕГ, 30 М (С) 5,3 5,4 6,1
БЕГ, 60 М (С) 10,4 10,8 11,4
БЕГ 1000 М 5.40 6.40 7.40
БЕГ 1500 М 8.00 8.20 8.40
ПРЫЖОК В ДЛИНУ С МЕСТА (СМ) 185 165 145
ПРЫЖОК В ДЛИНУ С РАЗБЕГА (СМ) 300 260 220
ПРЫЖОК В ВЫСОТУ (СМ) 100 95 80
ЧЕЛНОЧНЫЙ БЕГ 4Х9 М 11,0 11,6 12,0
ПОДТЯГИВАНИЕ ИЗ ВИСА ЛЁЖА (РАЗ) 17 13 8
НАКЛОН ВПЕРЁД ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ СИДЯ (СМ) +13 +10 +7
МЕТАНИЕ МЯЧА 150 Г (М) 20 17 14
БЕГ НА ЛЫЖАХ 2 КМ 14.30 15.00 15.30

6 класс (мальчики)
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ: ОСНОВЫ ЗНАНИЙ О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Двигательный режим как условие формирования физической культуры личности. Составные элементы двигательного режима. Роль физических упражнений в формировании осанки и скелетной мускулатуры. Режим нагрузок и отдыха: контроль и самоконтроль за физической нагрузкой.
Спортивные сооружения, оборудование, инвентарь для занятий физическими упражнениями. Выбор спортивной одежды для занятий физическими упражнениями, инвентаря и гигиенические требования к ним.
II. ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ: РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
- ГИМНАСТИКА
Строевой шаг; размыкание, смыкание на месте.
Общеразвивающие упражнения на гимнастической скамейке.
Акробатические упражнения: два кувырка вперёд слитно, кувырок в сторону; «мост»; горизонтальное равновесие на одной ноге с различным положением рук.
Опорный прыжок (козёл в ширину, 100-110 см): ноги врозь.
Лазание по канату в два приёма.
Висы и упоры: брусья - подъём переворотом в упор толчком одной махом другой; упор на предплечьях; упор на руках; передвижение в упоре, размахивание в упоре.
Развитие двигательных качеств – гибкости, координации, силы, скоростно-силовых.
- ЛЁГКАЯ АТЛЕТИКА
Бег 60 м с максимальной скоростью; стартовый разгон и переход на бег по дистанции; бег с равномерной скоростью по слабопересечённой местности до 10 – 15 минут; бег 2 км.
Прыжки в высоту способом «перешагивание»; в длину с разбега способом «согнув ноги» – отталкивание в сочетании с полётом в «шаге».
Метание малого мяча на дальность с четырёх шагов разбега; метание мяча в горизонтальную цель 1м х 1м.
Развитие двигательных качеств – быстроты, выносливости, выносливости, скоростно-силовых.
- СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ
Баскетбол. Комбинации из основных элементов техники передвижений: ловля и передача мяча двумя руками от груди на месте; ведение мяча в высокой, низкой стойке на месте, ведение мяча с изменением высоты отскока шагом, бегом; бросок мяча в движении после ведения. Учебная игра.
Футбол. Приём и передача мяча подъёмом с места и в движении; ведение мяча носком. Учебная игра.
Развитие двигательных качеств в играх – координации, ловкости, выносливости.
- ЭЛЕМЕНТЫ ТУРИЗМА И ПОЗНАНИЯ РОДНОГО КРАЯ
Топографические знаки. Виды спортивного ориентирования, контрольные пункты.
Вязка узлов (прямой, булинь, схватывающий, встречный, восьмёрка, проводник, стремя, двойной проводник).
Укладка рюкзака. Туристический бивак.
Учебные соревнования: бег по азимуту, заданному направлению; с преодолением препятствий - переправа по заранее уложенному бревну с использованием перил; игры с использованием верёвки.
Развитие двигательных качеств – координации, ловкости, выносливости.

- ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА
Одновременный двухшажный ход; бесшажный ход.
Подъём «ёлочкой». Подъём скользящим шагом.
Торможение и поворот упором.
Прохождение дистанции 2 км.
Игры: «Остановка рывком», «С горки на горку», «Эстафета с передачей палок» и др.
Развитие двигательных качеств – выносливости.
Учебные нормативы
по освоению навыков, умений, развитию двигательных качеств

КОНТРОЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
«5» «4» «3»
БЕГ, 30 М (С) 5,1 5,4 6,1
БЕГ, 60 М (С) 10,0 10,6 11,2
БЕГ 1000 М 5.00 6.00 7.00
БЕГ 1500 М 7.30 7.50 8.10
ПРЫЖОК В ДЛИНУ С МЕСТА (СМ) 190 170 150
ПРЫЖОК В ДЛИНУ С РАЗБЕГА (СМ) 320 300 260
ПРЫЖОК В ВЫСОТУ (СМ) 105 100 85
ЧЕЛНОЧНЫЙ БЕГ 4Х9 М 10,8 11,0 11,2
ПОДТЯГИВАНИЕ (РАЗ) 6 4 2
НАКЛОН ВПЕРЁД ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ СИДЯ (СМ) +9 +6 +4
МЕТАНИЕ МЯЧА 150 Г (М) 30 25 18
БЕГ НА ЛЫЖАХ 2 КМ 14.15 14.45 15.15
7 класс (девочки)
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ: ОСНОВЫ ЗНАНИЙ О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Физическая культура и здоровье человека: слагаемые здоровья; здоровье и профессиональный успех, роль спортивных игр в укреплении здоровья человека. Выбор товаров и услуг ориентированных на здоровье. Культура потребления медицинских услуг.
Гигиенические факторы как средство физического совершенствования человека: закаливание и его оздоровительное значение, основные закаливающие процедуры (солнцем, водой, воздухом).
Правила безопасности при занятиях физическими упражнениями, на соревнованиях и спортивных играх.
II. ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ: РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
- ГИМНАСТИКА
Общеразвивающие упражнения с гимнастическими палками, скакалками, мячами.
Упражнения в равновесии (бревно): пробежка; прыжки на одной ноге; расхождение при встрече.
Акробатические упражнения: кувырок назад в полушпагат; «мост» - поворот направо, налево в упор стоя на колене и в упор присев.
Опорный прыжок (козёл в ширину, 105 - 110 см): ноги врозь.
Висы и упоры: махом одной толчком другой подъём переворотом в упор на нижнюю жердь; передвижение в висе.
Комбинации из ранее изученных упражнений.
Развитие двигательных качеств – гибкости, координации, силы, скоростно-силовых.
- ЛЁГКАЯ АТЛЕТИКА
Бег с переменной скоростью 2000 м; бег в среднем теипе в течение 10 – 12 минут;
Прыжки в высоту способом «перешагивание»; в длину с разбега способом «согнув ноги» – движение рук и ног в полёте.
Метание малого мяча на дальность с 4 – 6 шагов разбега.
Развитие двигательных качеств – быстроты, выносливости, выносливости, скоростно-силовых.
- СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ
Подвижные игры.
Баскетбол. Поворот на месте; ведение мяча в высокой, низкой стойке в движении по прямой; ведение мяча с изменением направления и скорости; передача мяча одной рукой от плеча; бросок мяча в движении после ловли. Учебная игра.
Волейбол. Передача мяча сверху двумя руками через сетку; приём мяча снизу двумя руками после перемещения вперёд; подача нижняя прямая. Двухсторонняя игра по упрощённым правилам.
Футбол. Бег с чередованием передвижения лицом и спиной вперёд; ускорения, старты из различных положений; удары по мячу (по неподвижному и катящемуся внутренней стороной стопы, средней частью подъёма); ведение мяча; остановка мяча подошвой.
Развитие двигательных качеств в играх – координации, ловкости, выносливости.
- ЭЛЕМЕНТЫ ТУРИЗМА И ПОЗНАНИЯ РОДНОГО КРАЯ
Охрана природы в туристических походах. Костры.
Применение веревок и узлов в походе. Бухтование верёвки, вязка узлов на время и количество.
Правила соревнований по туристическому многоборью; учебные соревнования: бег по азимуту, веерный бег, по выбору; эстафетный бег по карте, преодоление препятствий – подъём, спуск, траверс, с использованием альпенштока, верёвки.
Развитие двигательных качеств – координации, ловкости, выносливости.
- ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА
Одновременный одношажный ход.
Преодоление бугров и впадин при спуске с горы.
Поворот на месте махом.
Прохождение дистанции до 3,5 км.
Игры: «Гонка с преследованием», «Гонка с выбыванием» и др.
Развитие двигательных качеств – выносливости.
Учебные нормативы
по освоению навыков, умений, развитию двигательных качеств

КОНТРОЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
«5» «4» «3»
БЕГ, 30 М (С) 5,2 5,5 6,2
БЕГ, 60 М (С) 10,3 10,6 11,2
БЕГ 1000 М 5.30 6.30 7.30
БЕГ 1500 М 7.30 8.00 8.30
ПРЫЖОК В ДЛИНУ С МЕСТА (СМ) 190 170 150
ПРЫЖОК В ДЛИНУ С РАЗБЕГА (СМ) 310 270 230
ПРЫЖОК В ВЫСОТУ (СМ) 105 95 85
ЧЕЛНОЧНЫЙ БЕГ 4Х9 М 10,8 11,0 11,5
ПОДТЯГИВАНИЕ ИЗ ВИСА ЛЁЖА (РАЗ) 17 14 9
НАКЛОН ВПЕРЁД ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ СИДЯ (СМ) +15 +11 +8
МЕТАНИЕ МЯЧА 150 Г (М) 23 18 15
БЕГ НА ЛЫЖАХ 2 КМ 14.00 14.30 15.00
7 класс (мальчики)
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ: ОСНОВЫ ЗНАНИЙ О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Физическая культура и здоровье человека: слагаемые здоровья; здоровье и профессиональный успех, роль спортивных игр в укреплении здоровья человека. Выбор товаров и услуг ориентированных на здоровье. Культура потребления медицинских услуг.
Гигиенические факторы как средство физического совершенствования человека: закаливание и его оздоровительное значение, основные закаливающие процедуры (солнцем, водой, воздухом).
Правила безопасности при занятиях физическими упражнениями, на соревнованиях и спортивных играх.
II. ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ: РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
- ГИМНАСТИКА
Выполнение команд: «Пол – оборота направо!», «Пол – оборота налево!», «Короче шаг!», «Полный шаг!».
Общеразвивающие упражнения с малыми, набивными мячами; гимнастическими палками; лазании.
Акробатические упражнения: кувырок вперёд в стойку на лопатках; стойка на голове с согнутыми ногами.
Опорный прыжок (козёл в ширину, 110 - 115 см): согнув ноги.
Лазание по канату с помощью ног.
Висы и упоры: подъём переворотом в упор толчком двумя; передвижение в висе; размахивание в упоре на предплечьях; махом назад соскок.
Развитие двигательных качеств – гибкости, координации, силы, скоростно-силовых.
- ЛЁГКАЯ АТЛЕТИКА
Бег с переменной скоростью 2000 м; бег в среднем темпе в течение 15 – 20 минут;
Прыжки в высоту способом «перешагивание»; в длину с разбега способом «согнув ноги» – движение рук и ног в полёте.
Метание малого мяча на дальность с 4 – 6 шагов разбега.
Развитие двигательных качеств – быстроты, выносливости, выносливости, скоростно-силовых.
- СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ
Подвижные игры.
Баскетбол. Поворот на месте; ведение мяча в высокой, низкой стойке в движении по прямой; ведение мяча с изменением направления и скорости; передача мяча одной рукой от плеча; бросок мяча в движении после ловли. Учебная игра.
Футбол. Удар по катящемуся мячу, неподвижному мячу внутренней и внешней частью подъёма; ведение мяча правой, левой ногой поочерёдно внутренней и внешней частью подъёма; жонглирование мяча. Учебная игра.
Волейбол. Стойка игрока, передвижения и перемещения; приём и передача мяча сверху двумя руками в парах на месте и после перемещения вперёд; приём мяча снизу двумя руками на месте; нижняя прямая подача.
Развитие двигательных качеств в играх – координации, ловкости, выносливости.
- ЭЛЕМЕНТЫ ТУРИЗМА И ПОЗНАНИЯ РОДНОГО КРАЯ
Охрана природы в туристических походах. Костры.
Применение веревок и узлов в походе. Бухтование верёвки, вязка узлов на время и количество.
Правила соревнований по туристическому многоборью; учебные соревнования: бег по азимуту, веерный бег, по выбору; эстафетный бег по карте, преодоление препятствий – подъём, спуск, траверс, с использованием альпенштока, верёвки.
Развитие двигательных качеств – координации, ловкости, выносливости.
- ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА
Одновременный одношажный ход.
Преодоление бугров и впадин при спуске с горы.
Поворот на месте махом.
Прохождение дистанции до 3,5 км.
Игры: «Гонка с преследованием», «Гонка с выбыванием» и др.
Развитие двигательных качеств – выносливости.
Учебные нормативы
по освоению навыков, умений, развитию двигательных качеств

КОНТРОЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
«5» «4» «3»
БЕГ, 30 М (С) 5,0 5,3 6,0
БЕГ, 60 М (С) 9,8 10,4 11,1
БЕГ 1000 М 4.50 5.50 6.50
БЕГ 1500 М 7.00 7.30 8.00
ПРЫЖОК В ДЛИНУ С МЕСТА (СМ) 200 180 160
ПРЫЖОК В ДЛИНУ С РАЗБЕГА (СМ) 340 310 270
ПРЫЖОК В ВЫСОТУ (СМ) 110 105 90
ЧЕЛНОЧНЫЙ БЕГ 4Х9 М 10,6 10,9 11,1
ПОДТЯГИВАНИЕ (РАЗ) 7 5 3
НАКЛОН ВПЕРЁД ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ СИДЯ (СМ) +8 +6 +3
МЕТАНИЕ МЯЧА 150 Г (М) 34 27 21
БЕГ НА ЛЫЖАХ 2 КМ 14.00 14.30 15.00

8 класс (девушки)
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ: ОСНОВЫ ЗНАНИЙ О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Понятие о физическом упражнении, их взаимосвязь с физическим трудом, влияние на достижении успехов в трудовой и учебной деятельности. Деление физических упражнений на развитие физических способностей, скоростных, силовых, выносливости, координации движений, быстроты реакции, ловкости, гибкости, комплексных качеств. Режим нагрузок и отдыха: контроль, самоконтроль за физической нагрузкой.
Спортивные игры и развитие двигательных способностей. Организация и проведение спортивных игр: состав команд, продолжительность игр, обязанности игроков, терминология.
II. ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ: РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
- ГИМНАСТИКА
Выполнение команд: «Прямо !»
Общеразвивающие упражнения с гантелями (вес до 2-х кг).
Упражнения в равновесии (бревно): горизонтальное равновесие (продольно); ходьба со взмахом ног; прыжки с ноги на ногу; соскок прогнувшись в сторону, из упора стоя на колене в стойку боком к бревну.
Акробатические упражнения: кувырок вперёд с одной ноги на одну, назад согнувшись.
Опорный прыжок (конь в ширину, 110 см): прыжок боком с поворотом на 90*.
Висы и упоры: размахивание изгибами; из упора на нижней жерди опускание вперёд в вис присев; из виса присев на нижней жерди махом одной и толчком другой в вис прогнувшись с опорой о верхнюю жердь; вис лёжа на нижней жерди ; сед боком на нижней жерди; соскок.
Комбинации из ранее изученных упражнений.
Развитие двигательных качеств – гибкости, координации, силы, скоростно-силовых
- ЛЁГКАЯ АТЛЕТИКА
Низкий старт на 60 м. Бег с переменной скоростью до 3 км; эстафета встречная, техника передачи эстафетной палочки на месте, при ходьбе, медленном беге.
Прыжки через скакалку; в высоту способом «перешагивание»; в длину с разбега.
Метание малого мяча на дальность с разбега.
Развитие двигательных качеств – быстроты, выносливости, выносливости, скоростно-силовых.
- СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ
Баскетбол. Ведение мяча с изменением направления и скорости ведущей и неведущей рукой; ловля и передача мяча в движении; бросок мяча от груди двумя руками, одной рукой с места; защитные действия мяча; перехват мяча. Учебная игра.
Волейбол. Техника передачи мяча сверху, снизу; техника приёма мяча; подача верхняя прямая; приём мяча после подачи. Учебная игра.
Футбол. Приём и передача мяча на месте и в движении; ведение мяча. Учебная игра.
Развитие двигательных качеств в играх – координации, ловкости, выносливости.
- ЭЛЕМЕНТЫ ТУРИЗМА И ПОЗНАНИЯ РОДНОГО КРАЯ
Питание в походе. Приготовление пищи в походных условиях.
Преодоление завалов, лесных зарослей, заболоченных участков. Организация и наведение навесной переправы.
Поиск объектов по легенде, по описанию, с помощью карты.
Развитие двигательных качеств – координации, ловкости, выносливости.
- ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА
Одновременный одношажный ход – стартовый вариант.
Коньковый ход.
Торможение и поворот плугом.
Прохождение дистанции 4 км.
Игры: «Гонка с выбыванием» и др.
Развитие двигательных качеств – выносливости.
Учебные нормативы
по освоению навыков, умений, развитию двигательных качеств

КОНТРОЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
«5» «4» «3»
БЕГ, 30 М (С) 5,1 5,4 6,0
БЕГ, 60 М (С) 10,0 10,4 11,2
БЕГ 1000 М 5.20 6.20 7.20
БЕГ 2000 М 11.00 12.40 13.50
ПРЫЖОК В ДЛИНУ С МЕСТА (СМ) 190 170 155
ПРЫЖОК В ДЛИНУ С РАЗБЕГА (СМ) 340 310 270
ПРЫЖОК В ВЫСОТУ (СМ) 110 100 90
ЧЕЛНОЧНЫЙ БЕГ 4Х9 М 10,6 11,0 11,5
ПОДТЯГИВАНИЕ ИЗ ВИСА ЛЁЖА (РАЗ) 16 14 9
НАКЛОН ВПЕРЁД ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ СИДЯ (СМ) +17 +13 +9
МЕТАНИЕ МЯЧА 150 Г (М) 25 20 17
БЕГ НА ЛЫЖАХ 3 КМ 20.00 21.00 23.00

8 класс (юноши)
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ: ОСНОВЫ ЗНАНИЙ О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Понятие о физическом упражнении, их взаимосвязь с физическим трудом, влияние на достижении успехов в трудовой и учебной деятельности. Деление физических упражнений на развитие физических способностей, скоростных, силовых, выносливости, координации движений, быстроты реакции, ловкости, гибкости, комплексных качеств. Режим нагрузок и отдыха: контроль, самоконтроль за физической нагрузкой.
Спортивные игры и развитие двигательных способностей. Организация и проведение спортивных игр: состав команд, продолжительность игр, обязанности игроков, терминология.
II. ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ: РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
- ГИМНАСТИКА
Выполнение команд: «Прямо !»; повороты в движении.
Общеразвивающие упражнения с гантелями (вес до 2-х кг), на тренажёрах.
Акробатические упражнения: кувырок назад в упор стоя ноги врозь; длинный кувырок; стойка на голове и руках.
Опорный прыжок (козёл в длину, 110 – 115 см): согнув ноги.
Лазание по канату на скорость.
Висы и упоры: вис согнувшись; вис прогнувшись; из виса на подколенках через стойку на руках опускание в упор присев; подъём махом назад и сед ноги врозь.
Комбинации из ранее изученных упражнений.
Развитие двигательных качеств – гибкости, координации, силы, скоростно-силовых.
- ЛЁГКАЯ АТЛЕТИКА
Низкий старт на 60 м. Финиширование плечом. Бег с переменной скоростью до 3 км. Эстафета встречная, техника передачи эстафетной палочки на месте, при ходьбе, медленном беге.
Прыжки через скакалку; в высоту способом «перешагивание»; в длину с разбега.
Метание малого мяча на дальность с разбега, по движущейся цели.
Преодоление небольших вертикальных (без опоры) и горизонтальных препятствий
Развитие двигательных качеств – быстроты, выносливости, выносливости, скоростно-силовых.
- СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ
Баскетбол. Ведение мяча с изменением направления и скорости ведущей и неведущей рукой; ловля и передача мяча в движении; бросок мяча от груди двумя руками, одной рукой с места; защитные действия мяча; перехват мяча. Учебная игра.
Футбол. Удары правой, левой по катящемуся, неподвижному мячу различными способами с различными напрвлениями, скоростью; удары по воротам; жонглирование мяча ногой, головой на количество раз. Учебная игра.
Волейбол. Техника передачи мяча сверху, снизу; техника приёма мяча; подача верхняя прямая, нижняя прямая; приём мяча после подачи. Учебная игра.
Развитие двигательных качеств в играх – координации, ловкости, выносливости.
- ЭЛЕМЕНТЫ ТУРИЗМА И ПОЗНАНИЯ РОДНОГО КРАЯ
Питание в походе. Приготовление пищи в походных условиях.
Преодоление завалов, лесных зарослей, заболоченных участков. Организация и наведение навесной переправы.
Поиск объектов по легенде, по описанию, с помощью карты.
Развитие двигательных качеств – координации, ловкости, выносливости.
- ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА
Одновременный одношажный ход – стартовый вариант.
Коньковый ход.
Торможение и поворот плугом. Спуски с поворотом. Преодоление крутых спусков в низкой стойке.
Прохождение дистанции 4 км.
Игры: «Гонка с выбыванием» и др.
Учебные нормативы
по освоению навыков, умений, развитию двигательных качеств

КОНТРОЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
«5» «4» «3»
БЕГ, 30 М (С) 4,9 5,2 5,9
БЕГ, 60 М (С) 9,6 10,2 11,0
БЕГ 1000 М 4.40 5.30 6.30
БЕГ 2000 М 10.00 10.40 11.40
ПРЫЖОК В ДЛИНУ С МЕСТА (СМ) 210 190 170
ПРЫЖОК В ДЛИНУ С РАЗБЕГА (СМ) 380 340 300
ПРЫЖОК В ВЫСОТУ (СМ) 115 105 95
ЧЕЛНОЧНЫЙ БЕГ 4Х9 М 10,4 10,7 11,0
ПОДТЯГИВАНИЕ (РАЗ) 8 6 3
НАКЛОН ВПЕРЁД ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ СИДЯ (СМ) +10 +8 +5
МЕТАНИЕ МЯЧА 150 Г (М) 38 33 24
БЕГ НА ЛЫЖАХ 3 КМ 18.00 19.00 20.00

9 класс (девушки)
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ: ОСНОВЫ ЗНАНИЙ О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Организация и содержание занятий физическими упражнениями (урок, спортивная тренировка). Влияние занятий физическими упражнениями на основные системы организма.
Утомление и переутомление: способы поддержания оптимального состояния организма.
Врачебный контроль за занимающимися физической культурой. Правила самостоятельного выполнения упражнений, способствующих развитию выносливости.
II. ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ: РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
- ГИМНАСТИКА
Общеразвивающие упражнения в парах.
Упражнения в равновесии (бревно): прыжки на одной; полуприсед; сед углом.
Акробатические упражнения: равновесие на одной, выпад вперёд, кувырок вперёд.
Опорный прыжок (конь в ширину, 110 см): прыжок боком.
Висы и упоры: вис прогнувшись на нижней жерди с опорой ног о верхнюю; переход в упор на нижнюю жердь.
Комбинации из ранее изученных упражнений.
Упражнения с гантелями, на тренажёрах.
Развитие двигательных качеств – гибкости, координации, силы, скоростно-силовых.
- ЛЁГКАЯ АТЛЕТИКА
Бег до 4 км. Бег с преодолением препятствий высотой 40-80 см (с опорой). Старт бегуна, принимающего эстафету. Передача эстафетной палочки на прямой и на повороте. Бег по повороту.
Прыжки в высоту способом «перешагивание», в длину с разбега – подбор индивидуального разбега.
Метание малого мяча на дальность с разбега по коридору 10 м.
Развитие двигательных качеств – быстроты, выносливости, выносливости, скоростно-силовых.
- СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ
Баскетбол. Комбинации из основных элементов техники передвижения и владения мячом: ловля и передача мяча от груди двумя руками; ведение мяча правой и левой рукой; вырывание и выбивание мяча. Учебная игра.
Волейбол. Приём мяча снизу после подачи. Прямая верхняя подача. Передача мяча снизу после подачи. Сочетание перемещений и приёмов. Учебная игра по основным правилам.
Футбол. Ведение мяча правой и левой ногой различными способами. Остановки мяча. Удары по мячу прямым подъёмом, полуподъёмом, внутренней стороной стопы. Учебная игра по упрощённым правилам.
Развитие двигательных качеств в играх – координации, ловкости, выносливости.
- ЭЛЕМЕНТЫ ТУРИЗМА И ПОЗНАНИЯ РОДНОГО КРАЯ
Виды естественных препятствий. Страховка и самостраховка.
Оказание первой доврачебной помощи и способы транспортировки пострадавшего.Страховочная система.
Развитие двигательных качеств – координации, ловкости, выносливости.

- ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА
Одновременный бесшажный ход.
Одновременный одношажный ход, одновременный двухшажный ход.
Переход с одновременного на попеременный ход.
Коньковый ход.
Спуски со склонов с поворотами. Спуски со склонов с торможением.
Прохождение дистанции 5 км.
Развитие двигательных качеств – выносливости.
Учебные нормативы
по освоению навыков, умений, развитию двигательных качеств

КОНТРОЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
«5» «4» «3»
БЕГ, 30 М (С) 5,0 5,3 5,9
БЕГ, 60 М (С) 9,8 10,2 10,8
БЕГ 1000 М 5.10 6.10 7.10
БЕГ 2000 М 10.20 12.00 13.00
ПРЫЖОК В ДЛИНУ С МЕСТА (СМ) 195 175 160
ПРЫЖОК В ДЛИНУ С РАЗБЕГА (СМ) 410 370 310
ПРЫЖОК В ВЫСОТУ (СМ) 115 100 90
ЧЕЛНОЧНЫЙ БЕГ 4Х9 М 10,4 10,8 11,0
ПОДТЯГИВАНИЕ ИЗ ВИСА ЛЁЖА (РАЗ) 15 13 10
НАКЛОН ВПЕРЁД ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ СИДЯ (СМ) +17 +13 +9
МЕТАНИЕ МЯЧА 150 Г (М) 28 21 17
БЕГ НА ЛЫЖАХ 3 КМ 19.30 20.00 21.30

9 класс (юноши)
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ: ОСНОВЫ ЗНАНИЙ О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Организация и содержание занятий физическими упражнениями (урок, спортивная тренировка). Влияние занятий физическими упражнениями на основные системы организма.
Утомление и переутомление: способы поддержания оптимального состояния организма.
Врачебный контроль за занимающимися физической культурой. Правила самостоятельного выполнения упражнений, способствующих развитию выносливости.

II. ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ: РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
- ГИМНАСТИКА
Переход с шага на месте на ходьбу в колонне и в шеренге; перестроения из колонны по одному в колонны по два, по три, по четыре в движении.
Общеразвивающие упражнения с гантелями (вес до 2-х кг), на тренажёрах.
Акробатические упражнения: из упора присев силой стойка на голове и руках; стойка на руках толчком двумя (обозначить); длинный кувырок с трёх шагов разбега.
Опорный прыжок (козёл в длину, 115 см): согнув ноги.
Лазание по канату без помощи ног.
Висы и упоры: подъём в упор переворотом махом и силой; подъём махом вперёд в сед ноги врозь.
Комбинации из ранее изученных упражнений.
Упражнения на с гантелями, зспандерами, на тренажёрах.
Развитие двигательных качеств – гибкости, координации, силы, скоростно-силовых
- ЛЁГКАЯ АТЛЕТИКА
Бег до 4 км. Бег с преодолением препятствий высотой 40-80 см. Старт бегуна, принимающего эстафету. Передача эстафетной палочки на прямой и на повороте. Бег по повороту.
Прыжки в высоту способом «перешагивание», в длину с разбега – подбор индивидуального разбега.
Метание малого мяча на дальность с разбега по коридору 10 м.
Развитие двигательных качеств – быстроты, выносливости, выносливости, скоростно-силовых.
- СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ
Баскетбол. Комбинации из основных элементов техники передвижения и владения мячом: ловля и передача мяча от груди двумя руками; ведение мяча правой и левой рукой; вырывание и выбивание мяча. Учебная игра.
Футбол. Различные сочетания приёмов техники ведения мяча с техникой владения

Полный текст материала ПРОГРАММА раздельного обучения по предмету "Физическая культура" в 5 - 9 классах смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Краснослободцева Лилия Ириковна  Likkka
07.01.2010 0 17729 2107

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК