Самостоятельные занятия физической культурой


Куклина Зоя Викторовна

Учитель физической культуры
МОУ СОШ №2 г. Пятигорск, Ставропольский край


Занимаемся сами.


Чтобы ученики научились заниматься самостоятельно физическими упражнениями, прежде всего, необходимо дать им определенные знания. Какие именно? Занимающиеся должны знать свои двигательные возможности, физическое развитие, функциональное состояние ор­ганизма в процессе выполнения физических упражнений; методику занятий физическими упражнениями, то есть постановку учебных задач, подбор средств (физических упражнений) и методических приемов, их использование, способы текущего контроля (в частности, за выполнением физических упражнений) и оценки результатов.

Тематика сведений о самостоятельных занятиях должна отвечать возрастно-половым особенностям школьников и соответствовать прохождению тех или иных разделов программного материала Например, в I четверти во время изучения упражнений из раздела легкой атлетики учащимся IV—V классов полезно сообщить сведения о развитии скоростносиловых качеств, а в старших классах сделать акцент на развитии выносливости к бегу разной интенсивности. Подросткам легче овладеть навыками взаимоконтроля, старшеклассники могут эффективнее использовать приемы самоконтроля, Все это надо учитывать при обучении учащихся умению самостоятельно заниматься физиче­скими упражнениями.

Составив примерный круг вопросов по тео­ретическим сведениям, целесообразно создать две картотеки.

В одной из них — известные в практике учебные карточки. Это учебная картотека. В ней все карточки со сведениями по самостоятельным занятиям распределяются по следующим разделам:

учебные задачи, каждая из которых соответствует школьной программе, возрастно-половым особенностям учащихся и учитывает фи­зическую подготовленность детей;

  • средства, то есть физические упражнения с методическим описанием их применения;

  • приемы и способы контроля над нагрузкой;

  • приемы и способы оценки результатов выполнения учебных задач;

  • предполагаемый результат решения задачи (на одно занятие, на целую серию);

  • примерная тематика домашних заданий.

Каждая карточка включает в себя запись одной задачи, одного-двух упражнений, одного-двух приемов контроля и так далее. Привожу примерные записи в карточках.

Раздел I. Учебные задачи:

научиться составлять комплексы утренней гимнастики (карточка 1);

научиться составлять комплексы физических упражнений для развития основных двигательных качеств (каждому качеству — одна задача в отдельной карточке, карточки 2, 3 и т. д.),

научиться технике преодоления горизонталь­ных и вертикальных препятствий (карточка 4).

Раздел II. Средства:

  • повторный бег на 30 м, до 5 повторений (карточка 2);

  • прыжки в длину с разбега, до 15 повторений (карточка 3);

  • медленный бег, до 5 мин. (карточка 4) и т. д.

Раздел III. Контроль над нагрузкой:

  • описание вида контроля: по частоте дыхания, пульса;

  • по внешним признакам утомления;

  • по количеству времени выполнения упражнений.

Раздел IV. Приемы и способы оценки резуль­татов выполнения задач:

  • дается описание приемов оценки по различным критериям. Например, по соответствию техники движений «эталону» (перечень ошибок, рисунок);

  • по сдвигам в физической подготовленности (способом те­стирования с учетом данных специальных таб­лиц).

Раздел V. Предполагаемый результат решения задачи.

В карточке содержатся, например, соответствующие нормативы в беге, прыжках, метаниях.

Раздел VI. Домашние задания.

Описание заданий соответственно намеченных на четверть (на текущий месяц).

Для составления самостоятельного занятия ученики выбирают по заданию учителя такие карточки, которые отвечают теме урока (или целой серии).

Другая картотека — контрольная. Ею должен пользоваться только учитель. Здесь уже каждая карточка содержит весь набор сведений по самостоятельным занятиям — от учебной задачи до задания на дом (в соответствии с той или иной темой урока или серией уроков). Например, карточка 1. Задача — разучить комплекс упражнений на развитие скоростносиловых качеств:

  • средства — семенящий бег и бег с «забрасыванием» согнутой ноги назад до касания пяткой ягодицы;

  • бег подскоками и прыжками (два подскока и прыжок, выпрямившись вверх, затем 3—4 беговых шага, 4—8 высоких прыжков с одной ноги на другую с последующим переходом на ходьбу) — до 2 мин.;

  • прыжки в длину с разбега (до 15 повторений) и т. д.

Кроме описания упражнений в карточке может быть рисунок.

Контроль над нагрузкой — по внешним признакам утомления; по времени по­вторения; по количеству попыток.

Оценка — по соответствию технике выполнения. Предполагаемый результат — выполнение учебного норматива в прыжках в длину с разбега.

Домашнее задание — перечень упражнений для совершенствования в технике прыжка в длину и развития скоростно-силовых качеств и т. п.

Карточки целесообразно составлять на це­лую серию занятий, направленных, например, на улучшение показателей, скажем, во II чет­верти, общей выносливости и т. д.

Таким образом, с одной стороны, у учителя в каждой карточке есть полное описание занятий физическими упражнениями — как эта­лон для ученика; с другой стороны, у школьни­ков на руках карточки с описанием лишь отдельных компонентов.

В зависимости от конкретного содержания контрольной карточки знания оцениваются по типу одного из изложенных выше вариантов. Если серии вопросов не одинаковы по степени трудности, то каждой из них присваивается различное количество оценочных баллов с таким расчетом, чтобы их сумма не превышала 5. Например, I и II серии «Контрольной карточки 2» оцениваются по 2 балла каждая, a III серия — в 1 балл. Если же серии вопросов равноценны по трудности, то за правильные ответы на все вопросы учащемуся выставляется «5», на во­просы двух серий — «4», одной — «3».


Литература:


  1. Ульянов В.И., Комаров Ю.Н., Голиков Л.В., Ярошенко Л.А. Физическая культура: Учебное пособие для студентов ВУЗов. Часть 2. Издательство Пятигорского государственного лингвистического университета – Пятигорск,1999.

  2. Качашкин В.М. Методика физического воспитания. – М., 1980.

  3. Мейксон Г.Б. Самостоятельные занятия учащихся. – М., 1986.


Полный текст материала Самостоятельные занятия физической культурой смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Куклина Зоя Викторовна  Зоя@5701
09.09.2011 1 3116 731

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК