Опыт работы с детьми ОВЗ учителя Н.В. Кондратьевой


В государственном специальном коррекционном образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате 8 вида №16 воспитывается 360 учащиеся, из них 2/3 из общего числа это дети-инвалиды.       

В штате имеется преподаватель физической культуры, преподаватель ЛФК и АФК, инструктор по физической культуре.

Занятия проводятся в спортивном зале, в специально оборудованном  зале ЛФК и на современной спортивной площадке.

В школе проводится целенаправленная работа по адаптивной физической культуре и спорту.

Основным направлением АФК является формирование двигательной активности, как биологического и социального факторов воздействия на организм и личность человека.

Исходя из того, что наши дети имеют комплексный характер нарушений, их неоднородность, в школе создана программа по лечебной реабилитации и адаптивной физической культуре.

 Целью этой программы являются:

  • нормализация физического состояния и коррекция механизмов психической защиты;
  • помощь целенаправленным воздействиям, раскрытие резервных возможностей;
  • предупреждение отставания в психомоторном развитии через совершенствования в координации движений, улучшения деятельности внутренних органов и систем.

Для более эффективного образовательного процесса разработана программа и планирование по предмету «Азбука здоровья» и лечебная физкультура.

Тематика каждого занятия согласуется с классными руководителями, логопедами, психологами, родителями в течение всего учебного года. Ведущим  в АФК для детей с нарушением в развитии является коррекционно-развивающее направление.

Коррекционная направленность отражает главное назначение того или иного упражнения, что позволяет сделать целенаправленный подбор упражнений для занятий с учетом индивидуальных нарушений в двигательной и психической сфере учащегося.

Например, такие естественные упражнения, как ходьба и бег обладают огромными возможностями для коррекции и развития координации движений, ориентировки в пространстве, воспитания чувства ритма, согласованности действий, равновесия. Развития возможностей и т.д.

Принципиальной новизной методического подхода являются средства АФК, которые способствуют развитию учащегося в сфере воспитания и усвоения интеллектуальной информации, пространственно-временной ориентации, реакции на изменения ситуации, оперативного решения коррекционно-педагогических задач.

С целью эффективной реализации АФК широко используются различные средства. Средствами адаптивной физкультуры являются физические упражнения, естественно-средовые силы природы и гигиенические факторы.

В соответствии с педагогическими задачами их можно объединить в группы:

  • упражнения, связанные с перемещением тела в пространстве;
  • упражнения на развитие силы, выносливости, быстроты, ловкости;
  • упражнения на восстановление подвижности в суставах, опороспособности, профилактика нарушений зрения;
  • корригирующие упражнения;
  • общеразвивающие упражнения;
  • упражнения на формирование правильной осанки;
  • упражнения на профилактику и лечение плоскостопия;
  • упражнения на коррекцию телосложения, укрепления мышц спины, живота, рук, плечевого пояса, ног;
  • упражнения на расслабление;
  • статические, динамические упражнения;
  • упражнения на мелкую моторику;
  • тренажеры;
  • различные модули;
  • различный спортивный инвентарь;
  • музыкальное сопровождение: ритмика, танец;
  • упражнения со стихами, загадками, счетом, анализирующие познавательную деятельность;
  • упражнения, направленные на развитие  и коррекции восприятия, воображения, зрительной и слуховой памяти, внимания;
  • упражнения на развитие и коррекцию способностей: согласованности движения рук, ног, головы, туловища, согласованности движений с дыханием;

Принципиальной новизной методического подхода являются коррекционно-развивающие игры. Игры благотворно способствуют восстановлению утраченного здоровья, укреплению всех систем организма, сердечнососудистой, дыхательной, пищеварительной, сенсорной и других. С помощью игры у детей корректируется, и развиваются восприятие, логическое мышление. Внимание, воображение, память, моторика, речь, умственная активность, а, следовательно, познавательная деятельность в целом.

Особая ценность подвижных игр заключается в возможности одновременного воздействия на моторную и психическую сферы учащихся с нарушениями в развитии. Быстрая смена игровых ситуаций предъявляет повышенные требования к подвижности нервных процессов, быстроте реакции и нестандартности действий, когда привычные заученные движения оказываются неэффективными.

При подборе методов, средств, а также при подборе спортивного оборудования нужно учитывать особенности психомоторного недоразвития детей, трудности восприятия учебного материала. Детям на физкультурных занятиях должно быть, прежде всего, интересно и не последнюю роль в создании захватывающей атмосферы занятия играет оборудование, особенно нестандартное.

Применение нестандартных пособий вносит разнообразие в физические занятия, позволяет шире использовать знакомые упражнения. Такое оборудование объединяет адаптивную физкультуру с игрой, что создает условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности.

Перечень дополнительного нестандартного оборудования, используемого на занятиях АФК:

ВЕСЕЛЫЕ ПОГРЕМУШКИ

Можно использовать для общеразвивающих упражнений на занятиях физкультурой. Погремушки придают упражнениям характер конкретных заданий (поднять, положить, погреметь). 

Цель: Развиваются мышцы плечевого пояса, рук и спины.
Материалы: Баночки из-под лимонада, камушки или монетки.

РАЗНОЦВЕТНЫЕ ПЛАТОЧКИ

Используются для ОРУ.

Платочки придают упражнениям характер конкретных заданий (махать, отпустить, поднять).

Материалы: Яркие шелковые ткани. 

МЯГКИЕ ОБРУЧИ

Использование: Можно использовать для прыжков, игр и забав.
Цель:  Упражнения развивают координацию движений, прыгучесть, ловкость, укрепляют мышцы ног.

Материал: Ткань.

КАНАТ ЗМЕЯ

Использование: Для перешагивания, перепрыгивания, построение в шеренгу, колонну, ходьба «змейкой», для игр и забав.

Цель: Развитие координации движения.

Материал: Яркие цветные ткани, канат.

МАССАЖНЫЕ ДОРОЖКИ

Использовать для массажа ступней, ходьба с целью профилактики плоскостопия.
Цель: Стимулирует работу внутренних органов. Развивает координацию движений, равновесие.

Материалы: Разнообразные дорожки из плотных тканей с наполнителями: камушки, горох, пуговицы, поролон, канаты.

 

СПОРТИВНАЯ КАРУСЕЛЬ

Использование: в ОРУ, играх.

Цель: Развивать ловкость, координацию движений.

Материал: обруч, цветные ленты.

Успешная реализация целей, задач АФК позволяет сделать выводы:

  • Коррекционное направление АФК с проблемными учащимися во взаимодействии с курсами программы ЛФК обеспечивает физическое, познавательное, коммутативное, психическое развитие учащихся.
  • Обучение учащихся с нарушениями в развитии по АФК и курсами программ АФК в условиях специальной (коррекционной) школы – это эффективный путь успешной коррекции нарушений и интеграции детей в общество.

Применяемые с лечебной целью физические упражнения просты и доступны для выполнения. Не вызывают побочного действия, а проводимые в игровой форме становятся более привлекательными, повышают эмоциональное состояние ребенка, его возможности, способствуют профилактике и устранению имеющихся нарушений опорно-двигательного аппарата.

Врачами школы регулярно и своевременно проводится диагностирование учащихся с целью формирования групп, нуждающихся в ЛФК.

В ГОУ школе-интернате №16 используются различные формы занятий по физическому воспитанию учащихся с нарушением интеллекта. Но самым важным является урок. На уроке решаются образовательные, воспитательные, лечебно-оздоровительные задачи.

Учитель подбирает специальные упражнения, придав им комплексный характер.

Внеклассная работа по физическому воспитанию в нашей школе представляет собой систему организованных занятий физическими упражнениями, проводимых учителем во внеурочное время. В школе постоянно работают спортивные секции, в которых охвачены все возрастные группы.

Учащиеся успешно принимают активное участие в спартакиадах Пушкинского района среди лиц с ограниченными возможностями.

Участвуют в соревнованиях, спортивных праздниках, фестивалях, организованных Специальным Олимпийским комитетом Санкт-Петербурга и добиваются достойных результатов.

Литература

Частные методики адаптивной физкультуры /Под общ. ред. проф. Л. В.   Шапковой – М.: Сов. Спорт, 2009.

Коррекционные и подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии /Под общ. ред. проф. Л. В. Шапковой.

Б.Егоров. «Оздоровительно-воспитательная работа с ослабленными детьми». Журнал «Дошкольное воспитание». 2001год.

М.Рунова. «Корригирующая лечебная гимнастика». Журнал «Дошкольное воспитание». 1999год, №12.

Л.Фомина. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду». Москва: Просвещение,1984год

Т.Е.Харченко Организация двигательной деятельности в детском саду М.: «Детство-пресс» 2010год.


Полный текст материала Опыт работы с детьми ОВЗ учителя Н.В. Кондратьевой смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кондратьева Наталья Владимировна  Kondrateva
учитель АФК, Школа-интернат № 16 Пушкинского района Санкт-Петербурга
19.02.2015 0 1821 266
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0