Урок по химии по теме "Общая характеристика неметаллов" для 9 класса


Тема урока:

Общая характеристика неметаллов.


Цели урока:

1). Изучить положение неметаллов в ПС;

2). изучить особенности строения атомов неметаллов;

3). изучить физические свойства неметаллов;

4). рассмотреть ЭО как меру «неметалличности»;

5). развивать общеучебные умения и навыки: умение, работать по плану, умение работать с книгой;

6). развивать умение делать самостоятельные выводы.

Оборудование:

ТСО, презентация, диск «Химия для всех», образцы неметаллов - простых веществ H2, O2, Cl2 (в пробирках с пробками); S, J2, активированный уголь.


Ход урока.


1). Организационный момент.

2). Положение неметаллов в ПС.

Учащиеся определяют, что неметаллы расположены в основном в правом верхнем углу ПС, условно ограниченном диагональю бор-астат. Выделяют самый активный неметалл в ПС – фтор (подтверждают это зависимостью изменения неметаллических свойств по периодам и группам в ПС).

3). Особенности атомного строения элементов - неметаллов.

Несколько учащихся выходит к доске и записывают электронно- графические формулы предложенных учителем атомов- неметаллов (из разных групп ПС). Далее учитель ставит вопрос: какие общие особенности строения атомов-неметаллов можно выделить? Сравните их строение с атомами- металлов.

Учащиеся вместе с учителем выделяют основные критерии, дают им характеристику, выводы записывают в тетрадь:

- Небольшой атомный радиус (в сравнении с радиусами атомов-металлов одного с ними периода).

- Большее число электронов на внешнем уровне (4-8 е).

- Элементы-неметаллы расположены только в главных подгруппах, значит, происходит заполнение электронами только внешнего

энергетического уровня.

- Для атомов-неметаллов характерны высокие значения ЭО.

Учитель задает вопрос: что такое электроотрицательность?

Электроотрицательность – это свойство атомов химических элементов поляризовать химическую связь, оттягивать к себе общие электронные пары (мера неметалличности, т.е. чем более электроотрицателен данный химический элемент, тем ярче выражены неметаллические свойства).

Учитель знакомит учащихся со значениями ЭО элементов.

4). Характеристика простых веществ неметаллов.

Для неметаллов – простых веществ характерна ковалентная неполярная химическая связь (в сравнении: металлы – простые вещества образованы за счет металлической связи!). В отличие от металлов простые вещества- неметаллы имеют большее многообразие свойств. Вопрос учащимся: в чем причина разнообразия физических свойств у неметаллов? (Такое разнообразие свойств является следствием образования неметаллами двух типов кристаллических решеток: атомной и кристаллической). Учащиеся вспоминают простые вещества- неметаллы с этими видами кристаллических решеток.

При обычных условиях неметаллы имеют сразу три вида агрегатных состояний (а у металлов?):

а). Газы – H2, O2, O3, N2, F2, Cl2;

б). жидкость – Br2;

в). твердые вещества – модификации серы, фосфора, кремния, углерода и др.

Также у неметаллов богаче и спектр цветов: красный – у фосфора, красно-бурый – у брома, желтый – у серы, желто-зеленый – у хлора, фиолетовый – у паров йода (а у металлов?).

Элементы – неметаллы более способны, по сравнению с металлами, к аллотропии.

Учитель: что такое аллотропия?

Аллотропия – это способность одного и того же химического элемента образовывать несколько простых веществ.

Учитель: приведите известные вам примеры аллотропии у неметаллов.

Каковы причины аллотропии неметаллов? (Аллотропия неметаллов является следствием: разных типов кристаллических решеток и разной

структуры кристаллических решеток, а также разного состава молекул

аллотропных модификаций ( О2 и О3).

Вместе с учителем учащиеся смотрят видео строения аллотропных модификаций С (алмаза и графита).

5). Закрепление материала. Учащиеся выполняют тестовую работу.

6). Оценки и домашнее задание.

Проверочная работа по теме

« Общая характеристика неметаллов ».

Вариант Ι

у ченика ( цы )

1.Только из неметаллов состоит: а) главная подгруппа VΙΙ группы; б) побочная подгруппа VΙΙΙ группы; в) побочная подгруппа VΙΙ группы; г) главная подгруппа VΙ группы.

2. Для атомов неметаллов характерны: а) только положительные степени окисления; б) только отрицательные степени окисления; в) только нулевые степени окисления;

г) различные степени окисления.

3. Высшую степень окисления азот проявляет в оксиде:

а) N2O5; б) NO2; в) NO; г) N2O.

4. Между двумя атомами неметаллов может возникнуть:

а) металлическая связь; б) ковалентная связь; в) ионная связь; г)водородная связь.

5. Атом кислорода образует аллотропную модификацию в виде:

а) озона; б) ксенона; в) азота; г) протона.

6. Для простых веществ неметаллов характерны:

а) атомные кристаллические решетки; б) молекулярные кр. решетки;

в) металлические кр. решетки; г) неметаллические кр. решетки.

Проверочная работа по теме

« Общая характеристика неметаллов ».

Вариант ΙΙ

у ченика( цы )

1. В состав главной подгруппы V группы входят:

а) один неметалл; б) два неметалла; в) три неметалла; г) четыре неметалла.

2. В главных подгруппах Периодической системы химических элементов с увеличением заряда ядра радиус атомов , как правило:

а) уменьшается; б) увеличивается; в) не изменяется; г) изменяется периодически.

3. Какой ряд элементов содержит только символы неметаллов:

а) H,Li,Na,K; б) B,Al,Ga,In; в) O,S,Se,Te; г) P,As,Sb,Bi.

4. Высшую степень окисления, равную семи, проявляет:

а) сера; б) кислород; в) хлор; г) углерод.

5. Формула вещества с ковалентной полярной химической связью:

а) SO3; б) I2; в) P4; г) NaCl.

6. Атом кислорода образует аллотропную модификацию:

а) по структуре кристаллической решетки; б) по количественному составу; в) по качественному составу; г) по агрегатному состоянию.

Слайд 1
Тема урока: Общая Общая характеристика характеристика неметаллов. неметаллов. 99 класс класс Автор: Зайцева Галина Александровна учитель химии Муниципальное общеобразовательное учреждение «Сланцевская средняя общеобразовательная школа №3»
Слайд 2
Цели урока : . ● Рассмотреть положение неметаллов в ПСХЭ. ПСХЭ ● Рассмотреть особенности электронного строения атомов неметаллов. ● Изучить физические свойства неметаллов. ● Повторить понятия электроотрицательности (ЭО) и аллотропии. Оборудование: Образцы неметаллов, презентация, диск «Химия для всех».
Слайд 3
План урока: ● Определение положения неметаллов в ПС. ● Особенности атомного строения элементов-неметаллов. ● Характеристика простых веществ неметаллов. ● Аллотропия и ЭО (повторение). (повторение ● Закрепление материала.
Слайд 4
Положение неметаллов в ПСХЭ.
Слайд 5
Особенности атомного строения элементов-неметаллов. ● Небольшой атомный радиус (в сравнении с радиусами атомов-металлов одного с ними периода). Si ) ) ) Br+35 ) ) ) ) +14 2 8 6 2 8 18 7 ● Большее число электронов на внешнем уровне N )) (4-8 е). +7 2 5 ● Элементы-неметаллы расположены только в главных подгруппах, значит, происходит заполнение электронами только внешнего As ) ) ) ) энергетического уровня. +33 2 8 18 5 Cl +17 ) ) ) 2 8 7 ● Для атомов-неметаллов характерны высокие значения ЭО. Se ) ) ) ) +34 2 8 18 6
Слайд 6
Электроотрицательность – это свойство атомов химических элементов поляризовать химическую связь, оттягивать к себе общие электронные пары (мера неметалличности, т.е. чем более электроотрицателен данный химический элемент, тем ярче выражены неметаллические свойства). H Si P C S Br Cl N O F усиление ЭО
Слайд 7
Относительные электроотрицательности элементов.
Слайд 8
Характеристика простых веществ неметаллов. ХАРАКТЕРНЫ ТРИ АГРЕГАТНЫХ СОСТОЯНИЯ ( ПРИ Н.У. ) ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ПРОСТЫХ ВЕЩЕСТВ - НЕМЕТАЛЛОВ РАЗНООБРАЗНАЯ ЦВЕТОВАЯ ПАЛИТРА ШИРОКИЙ СПЕКТР ТЕМПЕРАТУРЫ ПЛАВЛЕНИЯ от 3800º С ( графит) до -210 º С ( N2 )
Слайд 9
H H22 Br2 С
Слайд 10
ЦВЕТОВАЯ ПАЛИТРА. АЗОТ ХЛОР Й О Д ФОСФОР КРАСНЫЙ СЕРА БРОМ
Слайд 11
? ? В чем причина разнообразия физических свойств у неметаллов ? ?
Слайд 12
Такое разнообразие свойств является следствием образования неметаллами двух типов кристаллических решеток: МОЛЕКУЛЯРНОЙ АТОМНОЙ Р ● ● Р Р Р Кристалл белого фосфора (Р4 ) ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● Кристаллы алмаза ( С )
Слайд 13
Что такое аллотропия? Аллотропия – это способность одного и того же химического элемента образовывать несколько простых веществ.
Слайд 14
Каковы причины аллотропии неметаллов?
Слайд 15
Аллотропия неметаллов является следствием: Разных типов кристаллических решеток и разной структуры кристаллических решеток Разного состава молекул аллотропных модификаций ( О2 и О3).
Слайд 16
Типы кристаллических решеток АТОМНАЯ МОЛЕКУЛЯРНАЯ ● Белый фосфор (Р4) ● Алмаз (С) ● Графит (С) ● Кислород (О2) ● Азот ( N2) ТЕТРАЭДРИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА АТОМНОЙ РЕШЕТКИ СЛОИСТАЯ СТРУКТУРА АТОМНОЙ РЕШЕТКИ
Слайд 17
А Л М А З
Слайд 18
Слайд 19
Г Р А Ф И Т
Слайд 20
Слайд 21
Закрепление материала. 1. Выполните задания на карточках, выданные учителем.
Слайд 22
Спасибо за внимание!
Слайд 23
Источники материалов: 1.Габриелян О.С. Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.(базовый) - М.: Дрофа, 2007. 2. Габриелян О.С., Методическое пособие. Химия. 8-9 класс. - М.: Дрофа, 2008. 3. Габриелян О.С., Настольная книга учителя. Химия. 9 класс. - М.: Дрофа, 2007. 4. CD-ROM "Химия для всех". 5. http://vodko.info/vakansii.shtml 6.http://www.pozdravlenii.ru/publ/professionalnye/s_ dnem_khimika/83

Полный текст материала Урок по химии по теме "Общая характеристика неметаллов" для 9 класса смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Зайцева Галина Александровна  Кинг7878
03.12.2011 2 18162 3127

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК