Сценарий занятия по профилактике вредных привычек урок-сказка «Как черные братья решили завоевать мир»
урок-сказка «Как черные братья решили завоевать мир» для учащихся 4-5
классов.
Цель: На примерах способствовать формированию у участников навыков критического мышления и осознанию ими отрицательных последствий курения. Объяснить детям, что табачный дым очень вреден, что следует отходить в сторону от курящего человека. Познакомить детей со знаками «Место для курения» и «Не курить!». Познакомить с навыками уверенного поведения через умение отказывать.
Оборудование: Видеомагнитофон; телевизор; запись мультфильма «Ну, погоди» (5 серия); таблица «Курение. 9 кл»; карточки со словами к игре-определению «Девочки-мальчики и черные братья»
Подготовка:
Плакаты: «Курить да пить здоровью вредить»
«Вино да курево в дом – счастье из дома вон!»
Плакат «375 тысяч россиян ежегодно умирают из-за болезней вызванных курением» (Лагутина Сергея – 9-а класс)
Надписи для участников. Карточки со словами.
Картинка – Гномик в комнате, где взрослые курят
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Участники: Автор
фея Болезнь
Колдуны: 1. Старость
2. Дряхлость
3. Алкоголь
4. Никотин
Колдуньи: 1. Горе
2. Плохое настроение
3. Ничегонеделанье
ФЕЯ Здоровье
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня учащиеся 9 класса хотят показать и рассказать вам сказку
«Как черные братья решили завоевать мир»
Автор: С давних пор злые чародеи Алкоголь и Никотин пытаются завоевать людей, чтобы сделать их своими рабами. А началось это давным – давно. Как-то раз в стране Нездоровье, в главном его городе, собрались злые волшебники и феи. Уселись они в огромном тронном зале, который пажи специально испачкали сажей. Играл оркестр из трех слепых сов и пяти раздувающихся от натуги жаб.
(Выходят герои сказки, Фея Болезнь садится в центре, остальные стоят по кругу. Фея взмахнула рукой призывая к вниманию.)
ФЕЯ Болезнь: Мы собрались здесь, дорогие коллеги, чтобы решить один очень важный вопрос. Мне кажется, нам давно настала пора завоевать не только отвратительное царство Здоровье, но и весь мир!
Все – Как верно! Как правильно! Давно пора было это сделать!
ФЕЯ Болезнь – Но сделать это нелегко. Ведь у Здоровья сильная армия, да и людишки просто так, без боя, не сдадутся. Нужно что-то придумать.
(вперед выходят Алкоголь и Никотин в черных плащах, под плащами яркие одежды)
Никотин: Уважаемые дамы и господа! Позвольте нам, двум братьям Алкоголю и Никотину, предложить свой план. Он очень прост.
Алкоголь: Мы первыми отправляемся на завоевание человечества, чтобы сделать самое сложное – поработить людей. Затем мы пригласим и всех остальных, в первую очередь, конечно, наших верных друзей (показывает в сторону болезни, старости, дряхлости).
Ничегонеделанье – А почему вы первыми отправитесь? Вас, страшил в черных плащах, люди сразу разоблачат.
Никотин – Не разоблачат. Посмотрите! (скидывает плащ, а под ним яркая одежда)
Алкоголь – Такими одеяниями мы обманем любого. Ведь мы являемся в образе прекрасного друга, утешающего в печали, веселящего в радости. Пройдет слишком много времени, прежде чем человек догадается, что радужная одежда может быть скрыта черным плащом.
Никотин - А рядом будете стоять вы, наши верные спутники – Болезнь, Горе, Нищета и Дряхлость (колдуны злобно захихикали).
Алкоголь – Для пьянства есть такие поводы:
Поминки, праздник, встреча, проводы,
Крестины, свадьба и развод,
Мороз, охота, Новый год,
Выздоровленье, новоселье,
Печаль, раскаянье, веселье,
Успех, награда, новый чин
А после ---- пьянство без причин!!!
ФЕЯ Болезнь – План мне нравится. Возможно, у него есть недочеты, но они могут быть исправлены в процессе работы. Итак, господа, не будет терять времени. В путь! Желаю удачи. А вы, Плохое настроение и Ничегонеделание будете их сопровождать и всячески помогать.
(все уходят, кланяясь, фея последняя – задумчивая)
Автор: В тот же час черным братьям оседлали коней и выехали из царства в сопровождении своих спутников. Так началась борьба со здоровьем и счастьем людей. Однако мы не должны им поддаваться.
ЧЕМ опасны черные братья? (обсуждение с ребятами…)
(входит фея ЗДОРОВЬЕ сзади крадутся НИКОТИН, Плохое настроение и Ничегонеделание)
РОЛЕВАЯ ИГРА «Умей сказать – НЕТ!»
Автор: Познакомьтесь ребята – это фея Здоровье. Она научит вас, как можно побороть «черных братьев».
ФЕЯ Здоровье: Вы можете столкнуться с человеком, который будет предлагать вам попробовать вещества, опасные для здоровья. В такой ситуации нужно быть очень внимательными и осторожными и уметь решительно и твердо отказаться от знакомства с «черными братьями».
Автор: «Черные братья» могут уверять, что эти вещества не опасны, а от одной пробы ничего страшного не произойдет. Они могут высмеивать и дразнить «слабаком», «малышкой», «маменьким сынком», если вы откажетесь.
ФЕЯ Здоровье: Разве можно назвать «малышом» и «слабачкой» человека, который знает о вреде курения (или других веществ) и не хочет их пробовать? Разве вы согласились бы пробовать на вкус «мухоморы»?
(показывают картинку – Гномик в комнате, где взрослые курят)
I. Автор: Ребята, как гномик должен поступить в этой ситуации? .. (высказываются дети)
ФЕЯ Здоровье: Нужно вежливо попросить взрослых не курить, и если они не перестанут уйти из комнаты. Взрослым не стоит объяснять, почему курить вредно и опасно, они уже знают. Обсудите потом с родителями.
II. Плохое настроение – (подсаживаясь к ребенку, который грустит) – Тебе грустно? Тебя никто не любит, и все тебя обижают? Ну их всех, давай закурим, я тебе расскажу смешную историю и буду с тобой дружить.
Ученик - ….(отвечает)
ФЕЯ Здоровье: Ребята, давайте поможем нашему товарищу избавиться от плохого настроения. Что же можно сделать?
- комплимент
- песня – танцуем «От улыбки хмурый день светлей…»
- а дома можно принять душ…
III. Ничегонеделанье – (подсаживаясь к ребенку, самому не активному) – Да, ну их всех! Надоело! Давай лучше пойдем побродим и (шепотом) покурим от скуки пока никто не видит.
Ученик - ….(отвечает)
Автор: Что можно сделать? Ребята, помогите!
ФЕЯ Здоровье: Нужно читать
- рисовать
- придумывать смешные истории!
Автор: А теперь давайте поговорим о том, что чувствует курящий человек, и что происходит с людьми, которые его окружают.
ФЕЯ Здоровье: Мы сейчас посмотрим с вами фрагмент мультфильма, а потом обсудим то, что увидели (смотрят запись мультфильма «Ну, погоди» (5 серия)).
Автор: Почему Волк взял в рот сразу несколько сигарет? (чтобы напустить побольше дыма)
ФЕЯ Здоровье: Что произошло с Волком, когда он стал курить сразу несколько сигарет? (покраснел, у него закружилась голова, чуть не попал под машину, упал, сильно ударился)
Автор: Почему Заяц в будке стал кашлять, хотя сам не курил? (потому что табачный дым вреден и для тех, кто его вдыхает, когда находится рядом с курящим – раздражает бронхи)
ФЕЯ Здоровье: Какое влияние оказывает табачный дым на человека, когда он курит? (загрязнятся легкие, затрудняется проникновение воздуха в организм, работа сердца. От курения желтеют зубы и появляется плохой запах из рта и т.д. Показ на таблице – использовать плакат «375 тыс. россиян ежегодно умирают от причин связанных с курением»)
Игра-определение «Девочки-мальчики и черные братья»
Автор: Ребята, как вы думаете, какими станут мальчик или девочка, подружившись с «черными братьями»? Выберите из предложенных характеристик те, которые больше всего подходят: (на доску карточки со словами) высокий, стройный, неуклюжий, ловкий, сутулый, сильный, слабый, красивый, желтозубый, …
Никотин: Разве это так опасно, что у тех, кто курит,
Часто легкие похожи на прокопченный мешок?
Ну, подумаешь, что вместе с кровью
к клеткам для дыханья
Поступает непрерывно неприятный, едкий дым.
Пусть при этом очень сложно сердцу – органу-мотору –
Свои важные задачи, не сбиваясь выполнять.
И совсем не важно то, что у курящих очень быстро
Разрушаются порою зубы белые во рту.
Человеку много ль надо?
Пусть их выпадет десяток,
Остальных надолго хватит – что печалиться, грустить?
ФЕЯ Здоровье: Ребята, вы тоже так думаете? Конечно же нет, вы так не думаете!
Выберите из этих карточек (на доску карточки со словами) слова, которые подходят для поклонника табака: внимательный, рассеянный, забывчивый, тугодум, сметливый, несообразительный?
Игра: «Посчитаем?»
Автор: Давайте решим задачку:
«На решение одной задачи уходит 10 минут. Урок длится 40 мин. Каждая выкуренная сигарета увеличивает время решения в 2 раза. Сколько задач за урок успеет решить гномик Здоровячок, который не курит, и гномик Почемучка, который выкурил 2 сигареты?»
фея Болезнь: Ну и что у вас получилось? Ничего это не доказывает! Может ему просто не хотелось их быстро решать!
ФЕЯ Здоровье: Ребята, вы тоже так думаете? (обсуждение)
Ребята, а если бы наш гномик Почемучка просто стоял рядом с курящим человеком, это бы сказалось на скорости решения задачки? (да, пассивное курение)
(плакаты «Не курить!» и «Место для курения»)
Автор: Ребята посмотрите на эти знаки. Видели ли вы их когда-нибудь?
ФЕЯ Здоровье: Где можно встретить такие знаки?
«Не курить!»? – в самолете, в общественном транспорте, в магазине, в кинотеатре
Если видите знак «Место для курения», что нужно делать? – отойти в сторону, чтобы не вдыхать дым.
Автор: Итак, курение – это вредная привычка, говорят, даже приводит к заболеванию «ТАБАКИЗМ» и избавиться от нее трудно. Есть много вредных привычек. Мы сейчас с вами и с феей БОЛЕЗНЬ поиграем в игру «Замени». Пусть фея называет вредные привычки, а мы с вами заменим их на полезные!
Игра: «Замени»
(фея Болезнь вешает на доску карточки, а ребята устно предлагают замену)
Лень – трудолюбие; трусость – храбрость; безделье – труд; курение – спорт, закаливание, ……?????
ФЕЯ Здоровье: Молодцы ребята! Мы справились со всеми вредными привычками!
Д/З Автор: Ребята, надеемся, что сказочка наша вам в жизни пригодится, а вы для нас придумайте и напишите или нарисуйте к следующему уроку по природоведению историю «Как бы вы избавились от черных братьев? Что бы вы сделали, если бы они решили с вами подружиться (только хорошее)?»
Список использованной литературы:
Печатная литература:
1. Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А. Все цвета, кроме черного. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников: Пособие для педагогов. – М.: Вентана-Графф, 2002
2. Иванов, Петров, Сидоров. Книга для учителя. Серия «в помощь образовательному учреждению: профилактика злоупотребления психоактивными веществами»/ составитель серии Г.Н. Тростанецкая, А.А. Гериш – Изд-во «Эфлакс», 2003.
3. Методические рекомендации для учителей общеобразовательных школ по организации профилактической работы с учащимися – Ростов н/Д, 2001
4. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
Веб - документы:
1. ПРОФИЛАКТИКА КУРЕНИЯ: РОЛЬ И МЕСТО ПСИХОЛОГА
А.А. АЛЕКСАНДРОВ, В.Ю. АЛЕКСАНДРОВА М.: Медиа-Сфера, 1996.– Всероссийская виртуальная энциклопедия PORTALUS.RU.mht
Бюллетень «контакт» №16, № 25, 2005г- http://contact.tobinfo.org/p/
</font>
На странице приведен фрагмент.
Автор: Баштанник Наталья Евгеньевна
→ K@tti 12.04.2009 5 56519 4421 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.