«Методическая разработка проведения Урока письма в четвёртом классе начальной школы».


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лиманская средняя общеобразовательная школа № 1»






Номинация: ЛИНГВИСТИКА (русский и иностранные языки)

Название работы: «Методическая разработка проведения Урока письма в четвёртом

классе начальной школы».





Авторы работы:

Косматова Тамара Викторовна, 1949г.р.,

учитель начальных классов,

Астраханская область,

п. Лиман, ул. Комсомольская, 27,

тел. 89093760124;

Чаплыгина Елена Васильевна,1982 г.р.,

учитель начальных классов,

Астраханская область,

п.Лиман, ул. Кирова,17,кв.12,

тел. 89608536779,

эл.почта elenatrush@mail.ru













Лиман 2009

Пояснительная записка.

«Подлинное красноречие не нуждается ни в колокольном звоне, чтобы созывать народ, ни в полиции, чтобы поддерживать порядок» Эмерсон.

Как ни были важны чувства, эмоции, отношения людей, но общение предполагает не только и не столько передачу эмоциональных состояний, сколько передачу информации. Содержание информации передается при помощи языка, т. е. принимает вербальную или словесную форму, которая может выражаться так же в письменной форме.

Вряд ли можно сомневаться в том, что знания основ письменного искусства необходимо каждому, кто участвует в общественной жизни. Детальность человека, профессия которого связана или не связана с постоянным произнесением речей, чтением лекций, докладов, просто немыслима без основательных знаний принципов и правил письменной речи.

Как своеобразное произведение искусства, письменная речь может воздействовать одновременно и на чувства, и на сознание. Если действует только на способность логического восприятия оценки явлений, не затрагивая чувственной сферы человека, она не способна производить сильное впечатление. Мастерство речи состоит в умелом использовании общих форм человеческого мышления: логической и образной. Идея речи, ее содержание доходит до сознания через эмоциональную сферу. Задача состоит в том, чтобы воздействовать на чувства читателей. Сильное чувство, переживание человека всегда затрагивают и разум, оставляя неизгладимые впечатления. Речь есть нечто большее, чем механически производимый ряд звуков, который выражает мимолетные наблюдения и настроения, занимающие в данную минуту того, кто говорит. Речь — это человек в целом.

Актуальность. На современном этапе развития общества, когда человек для общения всё чаще использует телефон, компьютер, т. е. средства, которые заставляют в целях экономии использовать меньше слов, предложений и реже выходить на связь. А, следовательно, человек не развивает, не пополняет свой словарный запас, не использует речь в её вышеназванном назначении. Слово является средством передачи информации, но не всегда происходит её полная передача от одного человека другому. При устной передачи информации частично искажается её смысл, частично происходит её потеря, при письменном изложении сведений это исключается.

Мы предлагаем методику обучения составлению письма, которая будет реализована на нескольких уроках по развитию речи в сочетании с основными программными темами.

Цель:

  • формирование умения поддерживать письменный диалог;

  • развивать умение строить логически обоснованное, правильное в языковом отношении высказывание;

  • осознание значения письменной речи в жизни каждого человека.

Для реализации намеченных целей будем использовать следующие задачи:

  • исправление недостатков речевого развития;

  • развитие эстетического и культурного восприятия;

  • обогащение словарного запаса, грамматического строя речи;

  • совершенствование коммуникативной адаптации;

  • обучение правильному построению вопросов и ответов на вопросы;

  • формирование навыка построения литературно правильного текста, несущего информацию автора о себе и объектах его окружающих;

  • развивать потребность: увидеть, запомнить, рассказать.

Уроки письма.

На первом уроке мы рекомендуем познакомить детей с историей возникновения письма, используя следующий диалог:

- Ребята, как мы с вами узнаём новости, информацию, события, которые происходят в мире?

- Ответы детей.

- Давайте пофантазируем, подумаем, предположим, как могли узнать новости люди, не имея телефона, телевизора, радио, телеграфа и т.п.

- Ответы детей.

Учитель может провести ознакомительную беседу, используя следующий текст:

В древности для передачи новостей существовало несколько способов — дым костров, сигнальные огни, устное сообщение. Потом для передачи важных сообщений стали посылать пеших и конных гонцов. С появлением письменности гонцы стали доставлять письма. В России X в. каждый крестьянин определенное число дней в году должен был бесплатно предоставлять княжеским гонцам лошадь с повозкой. Такой налог назывался «повоз».

В XIII в. была организована ямская гоньба: гонцы скакали от одного населенного пункта к другому, передавая сообщение из рук в руки как эстафету. Спустя еще 300 лет на Руси появился Ямской приказ — специальная служба, доставлявшая сообщения в разные концы страны. В 1665 г. были открыты первые регулярные почтовые маршруты между крупными городами России, письма стали доставляться не только в учреждения, но и частным лицам.

В 1653 г. впервые появился почтовый ящик. Его изобрел француз Ренуар де Виллайс. В XVI—XVII вв. письма доставляли почтовыми каретами. С 1830 г. на смену каретам пришли железные дороги, первые почтовые вагоны, в которых попутно сортировали письма по станциям.

В 1840 г. в Англии Р. Хилл изобрел почтовую марку: теперь почтальонам не нужно было разыскивать адресата лично, чтобы взять с него плату за пересылку. Писем стали посылать намного больше, а плата за пересылку уменьшилась.

Однако, во время Великой Отечественной Войны все марки были отменены, и письма солдаты отправляли , сложив листочек треугольником (показать, дать детям попробовать сложить).

Здесь следует дать ребятам домашнее задание.1) Отыскать домашнюю переписку.2) Выбрать интересное, понравившееся письмо.

На втором уроке важно 1)Выставка домашней переписки. Чтение отрывков из писем. Беседа по прочитанному.2) Привести примеры переписки писателей прошлых веков для развития познавательного интереса, для знакомства с жизнью и бытом предков, с особенностями их речи, с досугом. Например:

А. Н. ГОНЧАРОВУ 3 мая 1830 г. Из Москвы в Полотняный завод1

Милостивый государь,

Афанасий Николаевич!

С чувством сердечного благоговения обращаюсь к Вам, как главе семейства, которому отныне принадлежу. Благословив Ната­лию Николаевну, благословили Вы и меня. Вам обязан я больше жизнию. Счастие Вашей внучки будет священная, моя цель и все, чем могу воздать Вам за Ваше благодеяние.

С глубочайшим уважением, преданностию и благодарностию

честь имею быть,

милостивый государь,

Вашим покорнейшим

слугою

Александр Пушкин,

3 мая 1830.

Москва.

3)После даём ребятам задания по тексту (для обогащение словарного запаса, грамматического строя речи):

1.Найти и выписать обращение.

2. Замени обращения прошлых лет на современные.

3.Выпиши устаревшие слова.



4)Провести беседу по картине И.Е. Репина «Пушкин на лицейском экзамене» для развития эстетического и культурного восприятия.

Третий урок целесообразно посвятить беседе с учащимися о том, как важно развивать в себе способность наблюдать и находить для всего виден­ного, для своих впечатлений названия, т. е. слова (исправление недостатков речевого развития). Материал для этой беседы дает статья Ал. Горловского «Секрет счастливого человека»2, отрывки из которой приводятся ниже.

Как часто мы самонадеянно полагаем, что нашего словарного запаса нам хватает в избытке. Были бы чувства, а уж слова-то най­дутся! (...)

Но оказывается, человек, не умеющий назвать, все равно, что не видит. Даже если он и сумеет заметить что-то необыкновенное, его память, оказавшаяся без слов, все разно, как рваный бредень, не удержит в себе никаких впечатлений.

Но откуда взять слова? Откуда черпаются знания? Ответ вроде бы ясен: конечно же, прежде всего из книг. К. Паустовский думал иначе: в сотню раз важнее книг сознательный интерес к обыденной" жизни, той самой, что окружает тебя.

Мир этот только поверхностному взгляду кажется простым и до конца знакомым. На самом деле он не исчерпаем. Полагать иначе не просто ошибочно, но губительно, особенно для человека с небольшим жизненным опытом. Страшно, когда едва повзрослевшие ребята думают, будто не оста­лось для них в жизни никаких тайн, ничего неизвестного. Наивность, удивле­ние — для них признаки «дурного тона». И не замечают они, как обволакива­ет их это самомнение, и мир постепенно тускнеет: исчезают те радости, откры­тия, которыми так богато и поэтому счастливо детство, из-за чего каждый день казался неудержимо стремительным и ярким.

Это детское умение изумляться, видеть мир заново, свежо и не­обычно — непременное свойство не только художественного таланта, но и вообще человеческого отношения к жизни.

Но как удивляться? Где тот золотой ключик, которым открывается за­ветная дверца изумления?

Таким ключиком может быть только пристальное и вдумчивое внимание. Вот где всё зависит от тебя, от твоей воли, твоего желания.

На четвёртом уроке начинается подготовка к написанию письма «Хочу рассказать тебе о своём родном крае». Чтение стихотворения П. Богданова «Любите землю»:

Родную землю надо всю любить,

А не одни красивые пейзажи.

Где нету и травинки малой даже,-

И ту нельзя любовью обделить.

И ту гниющую в болотистой глуши,

И ту, что вся потрескалась от зноя,

Люби!

Приди, трясину осуши,

И напои пески живой водою.

Твоей любовью преображена,

Чтоб вся земля цвела и колосилась,

Чтоб и сама она потом дивилась,

Какой прекрасной

Может быть она!

Беседа по стихотворению, где мы выясняем с детьми, какой должна быть любовь к природе (бескорыстной, действенной….).

Для создания письма, включающего описание местности целесообразно провести со школьниками экскурсию, для знакомства с объектами описания, совершенствования коммуникативной адаптации, для развития потребности: увидеть, запомнить, рассказать.

К экскурсии подготовить заранее тест-мониторинг, по которому дети работают во время экскурсии.













З десь даём задание вспомнить, повторить названия исследуемых объектов, подобрать к ним диалектический синоним (цапля-чапура, бриз-моряна, тамарикс-жудавильник, лох – серебристый - феник), обозначить эпитеты и образные выражения к объектам описания.















На пятом уроке - упражнения по обогащению словаря.

1.Объясните значения слов и словосочетаний, опираясь на фотографии и воспоминания по экскурсии: окрестность, территория, панорама, краеведческий, животноводство, полупустыня, горизонт, тамарикс, лох - серебристый, обелиск, аллея, обнаружен, расположен, открывается, установлен, сохранился, находится.

2.Составьте словосочетания из данных слов: является, известен, обнаружен, сосредоточено, достопримечательность, традиции, Например: природная достопримечательность, традиции наших предков…

На шестом уроке - проводим устную работу по составлению рассказа о себе с опорой на опыт по следующей таблице (формирование навыка построения литературно правильного текста, несущего информацию автора о себе и объектах его окружающих):

Опора на предыдущий опыт

Мероприятия

Детский опыт, впечатления, знания.

  • вспоминаем летние поездки, экскурсии,

  • мониторинг.

Опыт учителя

  • презентации (Заказник степной, фазанарий, экскурс по Лиману, культура родного края),

  • м

    Карточка №3



    Экскурсия

    Окрестность

    Заповедник

    Оздоровительный лагерь

    Бэровские бугры

    Настроение

    Поездка




    Карточка №2



    Экскурсия

    Окрестность

    Заповедник

    Оздоровительный лагерь

    Бэровские бугры

    Настроение

    Поездка




    ониторинг (листовка-отчёт об исследуемом материале),карточки с опорными словами, например:

Карточка №1



Экскурсия

Окрестность

Заповедник

Оздоровительный лагерь

Бэровские бугры

Настроение

Поездка

Климат





На седьмом уроке разрабатываем план написания письма. По схеме:

  1. Приветствие (здравствуйте, добрый день, привет …)


  1. Вопросы к адресату (Как поживаешь? Как здоровье? Как у тебя дела?)


  1. Ответы на вопросы из письма адресата.


  1. События, о которых хочется рассказать.




  1. Пожелания ( Напиши мне о…., Пришли….., Передай……Сообщи…..)


  1. Прощание ( до свидания, целую, жду, люблю)

Составление примерных писем своим друзьям.

Чтение своих писем вслух, исправление ошибок в построении письма.























Выводы.

В ходе реализации программы нами были достигнуты следующие результаты:

  • возросла потребность: увидеть, запомнить, рассказать;

  • сформировался навык построения литературно правильного текста, несущего информацию автора о себе и объектах его окружающих;

  • сократились недостатки речевого развития:

  • учащиеся составили письма, одно из которых прислали на конкурс (письмо Степаненко Дарьи);

  • развитие эстетического и культурного восприятия (фотографии сделанные детьми во время экскурсий, текст писем, составленных учащимися);

  • обогатился словарный запас;

  • дети стали больше общаться друг с другом и пишут письма – записки.





















Содержание.

  1. Пояснительная записка…………………………………………….2

  2. План программы……………………………………………………4

  3. Выводы…………………………………………………………….12





















1 Пушки А.С. Собрание сочинений в десяти томах. Девятый том. М.: изд-во «Правда», 1981.

2 послесловие в кн.: Паустовский К. Г. Поэтическое изучение. Повести. Рассказы. Письма /Сост. Ал. Горловский. М., 1976, с. 423—424.


12



Полный текст материала «Методическая разработка проведения Урока письма в четвёртом классе начальной школы». смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Чаплыгина Елена Васильевна  dfytxrf
30.03.2011 1 3402 674

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК