Развитие речи. История образования слов от имён создателей тех предметов, которые они обозначают. 2 класс (часть 2, продолжение)


ГОУСОШ № 509 г. Санкт-Петербурга

Учитель начальных классов Смирнова Наталья Андреевна


Предмет «Обучение связной письменной речи. Моя письменная речь»

2 класс (1 – 4)

Тема урока: Знакомство с историей происхождения определённой группы слов, названия которых были образованы от имён создателей тех предметов, которые они обозначают. Составление словосочетаний и предложений с этими словами.

Цели урока: - познакомить учащихся с происхождением некоторых иностранных слов;

- учить детей употреблять новые слова в активной речи.

Задачи:


  • Образовательные:

- обогащать активный словарь учащихся: познакомить детей с происхождением таких слов, как Бешамель, Наполеон, Оливье, пралине, Бефстроганов, Жилет, макинтош, Галифе, Френч, боливар, Батист, Саксофон, Дрезина, домино;

- учить учащихся составлять словосочетания и предложения с изученными словами.

  • Развивающие:

Развивать:

- слуховое и зрительное внимание,

- память,

-творческое воображение,

- логическое мышление,

- речь,

- умение оценивать своё настроение.

  • Воспитательные:

Воспитывать:

-умение слушать учителя и товарищей, не перебивая,

- аккуратность,

- любовь к родному языку, к слову.


Оборудование к уроку:

- мультимедийная доска;

- презентация к уроку;

- карточки с новыми словами,

- «чёрный ящик» с такими предметами одежды, как плащ, брюки, шляпа;

- нарисованное на ватмане изображение вазы со стебельками, без цветов;

- наличие красного, жёлтого и синего цветка из бумаги на каждого учащегося;

- резиновая игрушка, при нажатии на которую издаётся писк.



План урока:

30 с

1 мин

3 мин

5 мин

4 мин

1 мин 30 с

2мин

3 мин

2 мин 30 с

5 мин

1 мин

5 мин

5 мин

5 мин

1 мин 30 с


Итого: 45 мин




  1. Организационный момент урока.

  2. Объявление темы урока.

  3. Изучение нового материала.

  4. Работа над лексическим и грамматическим строем языка.

  5. Работа над словообразованием

  6. Физминутка.

  7. Игра «Чёрный ящик». Работа с загадками.

  8. Работа над новой темой (продолжение)

  9. Повторение и закрепление пройденного материала.

  10. Работа над лексическим и грамматическим строем языка (продолжение)

  11. Работа над новой темой (продолжение)

  12. Закрепление пройденного на уроке. Самостоятельная работа учащихся.

  13. Закрепление пройденного на уроке.

  14. Работа над грамматическим строем языка. Самостоятельное составление предложений учащимися.

  15. Итог урока. Домашнее задание. Рефлексия.



При этом работа с мультимедийной доской занимает 13 мин, что не превышает положенных 15 мин в начальной школе.









п\п

Название этапа урока; задачи.

Содержание этапа урока.

Время, запланированное на проведение данного этапа

Презентация (слайд)

Наглядность, оборудование, музыкальный ряд (помимо презентации)

Примечания


1.

Организационный момент урока.


Развитие

слухового и зрительного внимания,

памяти,

творческого воображения.


У: - Дорогие ребята, сегодня мы с вами отправляемся в новое путешествие по Стране слов вместе с нашим общим знакомым – мальчиком Сашей. Пристегните ремни, как и всегда, мы полетим на нашем сказочном самолёте.

30 с

Слайд 1



2.

Объявление темы урока.


Развитие творческого воображения, слухового внимания.


У: - Дело в том, что Саше приснился странный сон: как он попадает в Страну слов, входит в большой яркий, красочный дом, отворяет тяжёлые дубовые двери, а там, за большим деревянным столом сидят Бефстроганов, Бешамель, Пралине, Оливье, и вдруг, они поворачивают голову, видят Сашу, встают и кланяются ему. Вот Саша и решил разобраться, в чём же тут дело.

У: - А почему некоторые из вас улыбнулись? (Дети отвечают, что это названия некоторых блюд).

У: - Вы считаете, что ему снились блюда? А я вам скажу, что ему снились люди. А вот фамилии этих людей и дали название известным вам вкусным блюдам.

- Давайте разбираться, как и почему это случилось.


1 мин


Слайд 2 – белый












Слайд 3



(чтобы не отвлекать внимание детей)



3.



3.1.

Изучение нового материала.


Обогащение словаря учащихся.


Развитие зрительного и слухового внимания.





У: – Жители волшебной Страны слов советуют сначала нам отправится во Францию, на маленькие старинные улочки. Вот Саша уже здесь.


У: - Здесь раньше, более 200 лет назад жил французский полководец – Наполеон.

У: - О Наполеоне Вы ещё многое узнаете на других уроках. А сейчас нас интересует его треуголка, точнее – головной убор.

У: - Как ни странно, именно эта треуголка заинтересовала уже намного позже, чем её носил сам полководец, не жителей Франции, а жителей России, спустя 100 лет после окончания войны между Россией и Францией одна из фирм выпустила в продажу многослойное пирожное в форме треугольника, напоминавшего треуголку Наполеона.

У: - Уже позже по этому же рецепту стали печь торты, и название для них не изменилось. Теперь и торты, и пирожные из многослойного теста носят название Наполеон.


3 мин:



1 мин




Слайд 4









(Щелчок)


(Щелчок)











(Щелчок)





(Щелчок)


3.2.

Обогащение словаря учащихся.


Развитие зрительного и слухового внимания.


И снова обратимся к Франции. Намного раньше, чем жил Наполеон, почти 600 лет назад, Францией правил король Людовик XIV.

И его гофмейстер, а в переводе на современный язык – служащий, который управлял дворцовым хозяйством и штатом придворных, маркиз Бешамель продиктовал своему повару рецепт нового соуса.

Соус и по сей день носит название Бешамель, по имени его создателя.


30 с

Слайд 5





(Щелчок)





(Щелчок)


(Щелчок)

3.3.

Обогащение словаря учащихся.


Развитие зрительного и слухового внимания.


У: - Тот же самый французский король Людовик XIV как-то посетил заболевшего маршала Плесси-Прале-на, кондитер маршала подал к столу приготовленный поджаренный и обсахаренный миндаль

- Лакомство пришлось королю по вкусу и стало известным под именем хозяина дома – Пралине.

- А сейчас такое имя носит сорт вкуснейшего пирожного.


30 с

Слайд 6






(Щелчок)



(Щелчок)


(Щелчок)

3.4.

Обогащение словаря учащихся.


Развитие зрительного и слухового внимания.


У: - А вот шеф-повар Люсьен Оливье в прошлом веке в Москве открыл ресторан парижской кухни под названием «Эрмитаж».

- И в этом ресторане он придумал новый рецепт салата, который пришёлся по вкусу всем посетителям.

- С тех пор салат называется именем самого повара. А за рубежом он известен как русский салат.


30 с

Слайд 7






(Щелчок).




(Щелчок).



(Щелчок).


3.5.

Обогащение словаря учащихся.


Развитие зрительного и слухового внимания.


У: - А вот эти мелконарезанные кусочки мяса


в соусе называются Бефстроганов.


Откуда же такое сложное название? Оказывается всё очень и очень просто: жил в России такой граф по фамилии Строганов

и очень он любил вкусную еду. Его любимое блюдо и было названо в честь него самого. В переводе с французского языка «беф» - означает «говядина», а «бефстроганов» - не что иное, как «говядина по-строгановски». И ничего мудреного оказывается, нет.


30 с

Слайд 8


(Щелчок)



(Щелчок)






(Щелчок)


4.

Работа над лексическим и грамматическим строем языка.



Развивать умение составлять словосочетания, подбирая к существительным подходящие по смыслу прилагательные.



Развитие памяти, слухового и зрительного внимания, логического мышления и речи учащихся.


У: - Мы познакомились с 5 блюдами, название которых произошло от имени их создателей.

- Кто может назвать эти названия? (Дети называют слова: Наполеон, Бешамель, Пралине, Бефстроганов, Оливье).

У: - Теперь вы знаете, что обозначают эти слова. Составьте с каждым из них словосочетания, так, чтобы эти слова в ваших словосочетаниях были главными и запишите их в тетрадь.


(Далее дети зачитывают получившиеся словосочетания, идёт коллективное обсуждение записанного, обсуждается на сколько точно подобраны прилагательные).


5 мин

Слайд 9 - белый




На доске появляются карточки с теми словами, которые называют дети.

(чтобы не отвлекать внимание детей)


5.

Работа над словообразованием



Развитие творческого мышления, логики и речи учащихся.


У: - Кто может назвать своё любимое блюдо? (выслушиваются ответы детей).

У: - А теперь пофантазируйте, и измените что-нибудь в традиционном рецепте приготовления этого блюда: добавьте туда что-нибудь такое, чего обычно не добавляют, но вам кажется, что вкус это не ухудшит, а лишь улучшит. (Выслушиваются ответы детей).

У: - Теперь вы являетесь автором этого блюда. Как оно теперь будет называться? (Дети фантазируют и высказывают свои предложения).


4 мин




6.

Физминутка.


Развитие координации речи с движением.


У: - О каком количестве блюд мы поговорили? (О пяти).


Давай присядем столько раз,
Сколько слов было у нас.
Сколько слов было у нас,
Столько мы подпрыгнем раз.


1, 5 мин.




7.

Игра «Чёрный ящик». Работа с загадками.



Развитие слухового внимания, логического мышления.


У: - Но не только блюдам достались названия от имён и фамилий людей. А вот чему ещё, вы узнаете, угадав, что лежит в чёрном ящике.


У: - Для этого вам предстоит отгадать загадки:


Ношу на голове поля,

Но это вовсе не земля.


(шляпа)

___________________________________________

Я как зонт – не промокаю,
От дождя вас защищаю,
И от ветра вас укрою,
Ну, так что же я такое?


(плащ)

_____________________________________

Папа с мамой на работе…
Вдруг заехала к нам тётя.
Чтоб отец мог мной гордиться,
Я решил принарядиться.
Рассмешил я тётю Нину –
Сунул две ноги в штанину.
Вот это – цирковые трюки!
Так я одел однажды … (БРЮКИ).


У: - Вы правильно отгадали загадки (учитель достаёт из чёрного ящика все 3 предмета). – Как эти предметы можно назвать одним словом? (одежда).

- Значит теперь у нас речь пойдёт об одежде.



2 мин

Слайд 10





Слайд 11 - белый





Чёрный ящик, внутри которого лежат 3 предмета – отгадки: шляпа, плащ, брюки







(чтобы не отвлекать внимание детей)


8.



8.1.

Работа над новой темой (продолжение)


Обогащение словаря учащихся. Развитие зрительного и слухового внимания.




У: -Первое, что вы отгадали, была шляпа.

Вот такая широкополая шляпа получила название боливар.

А произошло это из-за того, что некий генерал Боливар,

прославленный руководитель борьбы за независимость, по приезду в Париж был жителями встречен с восторгом. Он приехал вот в такой живописной широкополой шляпе. Мода на неё быстро распространилась и дошла даже до России, а шляпа получила, как вы уже догадались название Боливар.


3 мин:



30 с

Слайд 12




(Щелчок)

(Щелчок)


(Щелчок)

8.2.

Обогащение словаря учащихся. Развитие зрительного и слухового внимания.

У: - Далее вы отгадали плащ. Посмотрите внимательно на вот такой плащ

со странным названием Макинтош


- Так звали некого шотландского химика: Чарлз Макинтош.

Он изобрёл способ прорезинивать ткань, и тем самым делать одежду непромокаемой. С тех пор непромокаемые плащи и пальто особого покроя называют Макинтошами.


30 с

Слайд 13



(Щелчок)

(Щелчок)



(Щелчок)

8.3.

Обогащение словаря учащихся. Развитие зрительного и слухового внимания.

У: - Перед вами брюки необычного покроя – широкие вверху и сильно зауженные книзу.


Такие брюки называются Галифе.

Названы они по имени генерала Галифе который изначально ввёл такие брюки во французской кавалерии. Позже это новшество переняли многие армии мира.



30 с

Слайд 14




(Щелчок)



(Щелчок)

(Щелчок)


8.4.

Обогащение словаря учащихся. Развитие зрительного и слухового внимания.

У: - А это всем известный.….

(дети: жилет).

Правильно, именно жилет. Неужто и он, спросите вы, был назван в честь кого-то. Да, да, и он тоже. В честь ярмарочных балаганных клоунов-фокусников, акробатов и шутов,

которых во Франции звали как Жиль. Они потешали толпы людей в своих разряженных одеждах, а сверху обязательно была надета куртка-безрукавка. Так и закрепилось за жилетом такое название.


30 с

Слайд 15


(Щелчок)






(Щелчок)






(Щелчок)

8.5.

Обогащение словаря учащихся. Развитие зрительного и слухового внимания, памяти.

У: - Перед вами удобная военная куртка с карманами,

придуманная в английской армии в начале прошлого века главнокомандующим фельдмаршалом Джон Дентон Френч.


Позже эта куртка с названием френч,

как и брюки Галифе, распространились вместе с названием во многих армиях мира.

-Кто может повторить название той одежды, с которой мы сегодня с вами познакомились? (дети повторяют, учитель вывешивает карточки на доске).



30 с










30 с

Слайд 16










Слайд 17 - белый












Карточки со словами: «Макинтош», «Френч», «Жилет», «Галифе», «Боливар».


(Щелчок)




(Щелчок)


(Щелчок)



(чтобы не отвлекать внимание детей)



9.





9.1.

Повторение и закрепление пройденного материала.


Развитие зрительного внимания, памяти.







У: -Посмотрите внимательно на представленные перед вами изображения. Здесь 4 варианта одежды, среди которых надо найти жилет. - Под каким номером спрятался жилет? – Посмотрите внимательно на Сашу, правильно ли вы отгадали? Молодцы!




2, 5 мин




30 с






Слайд 18








(После указания детьми верного номера одежды – Щелчок, и появляется изображение мальчика Саши в этом жилете)


9.2 – 9.5.

Развитие зрительного внимания, памяти.


Аналогично (п.9.1) проводится работа со всеми остальными видами одежды.

2 мин

Слайды 19 - 22



10.

Работа над лексическим и грамматическим строем языка (продолжение)



Развивать умение составлять словосочетания, подбирая к существительным подходящие по смыслу прилагательные.



Развитие логического мышления, памяти и речи учащихся.


У: - Составьте, пожалуйста, словосочетания со словами, которые вы видите на доске.

(Далее дети зачитывают получившиеся словосочетания, идёт коллективное обсуждение записанного, обсуждается на сколько точно подобраны прилагательные).





5 мин

Слайд 23 - белый


(чтобы не отвлекать внимание детей)



11.



11.1.

Работа над новой темой (продолжение)


Развитие слухового и зрительного внимания, обогащение словаря учащихся.





У: - Перед вами ткань с названием Батист. По имени её создателя Батиста де Шамбре.


1 мин:



10 с




Слайд 24



11.2.

Развитие слухового и зрительного внимания, обогащение словаря учащихся.


У: -Дрезина — самоходная тележка – детище изобретателя фон Дрезе.

10 с

Слайд 25



11.3.

Развитие слухового и зрительного внимания, обогащение словаря учащихся.


У: - А вот всем известная игра Домино скоро справит свой 300 – летний юбилей. Её изобретатель – итальянский аббат Домино служил в монастыре и любил в минуты отдыха поиграть в вот такую, придуманную им, игру.


20 с

Слайд 26



11.4.

Развитие слухового и зрительного внимания, обогащение словаря учащихся.


У: - В названии музыкального инструмента Саксофон звучит имя его создателя - бельгийского музыкального мастера Адольфа Сакса. Вторая составная часть названий — фон — греческое слово «звук».


20 с

Слайд 27



12.

Закрепление пройденного на уроке. Самостоятельная работа учащихся.


Развитие памяти.

У: - Попробуйте вспомнить и запишите на новом листе (1 – ый лист дети предварительно сдают учителю). Все слова, с которыми мы сегодня с вами познакомились. Я вам немножечко помогу: их должно получиться 14.

5 мин

Презентация закончилась


С доски убираются все, присутствующие на ней карточки.

13.

Закрепление пройденного на уроке.


Развитие зрительного и слухового внимания, памяти учащихся.

У: - Саша составил рассказ. Он будет начинать предложение, а вы его заканчивайте, только будьте очень внимательны! Там, где нужно будет вставить подходящее по смыслу слово, вы услышите писк. А помогут вам ваши листочки, на которых вы записали все слова. Отвечать будем устно с поднятой рукой.


Мы долго ехали на самоходной тележке (Звук) по железнодорожным путям. Наконец-то остановились около очень яркого и разноцветного дома и вошли внутрь. Нас встретили слуги Королевства Слов. На одном из них был надет (Звук) – одежда без рукавов; другой, вероятно куда-то собравшийся, выглядел очень смешно: на нём были надеты сверху широкие, а книзу зауженные брюки (Звук), сшитые из (Звук); военная куртка с карманами (Звук); расстегнутый непромокаемый плащ (Звук) был наброшен на плечи, а на голове его была надета огромная шляпа с большими полями (Звук). Он с нами поздоровался и сразу ушёл. Зато второй провожатый долго играл нам на (Звук), угощал нас сначала салатом (Звук), потом – блюдом из мелконарезанных кусочков мяса (Звук) с соусом (Звук); а на десерт нас ждали вкуснейшие блюда: треугольные пирожные (Звук) и поджаренный обсахаренный миндаль (Звук). Наевшись, мы ещё долго играли в (Звук).





5 мин



В качестве «звука» я обычно использую резиновую игрушку, издающую пищащий звук.

14.

Работа над грамматическим строем языка. Самостоятельное составление предложений учащимися.


Развитие устной и письменной речи учащихся, логического мышления, памяти.

У: - Составьте и запишите 5 предложений с любыми 5 из пройденных слов.

(Проверка)

5 мин




15.

Итог урока. Домашнее задание. Рефлексия.


Развитие памяти, речи, слухового внимания учащихся. Учить учащихся анализировать своё настроение.

У: - Чем мы занимались сегодня на уроке?

- С какими новыми словами познакомились?

- Что особенно запомнилось из того, что было на уроке?

- Что понравилось?

- Что не понравилось?


- Дома, если у вас есть желание, нарисуйте, пожалуйста, Страну слов так, как вы её представляете, а также расскажите своим родителям о том, что было на уроке: им тоже будет интересно!


- Если вам урок понравился, то поставьте, пожалуйста, в вазу красный цветок, если было скучно – жёлтый, если совсем не понравился – синий!


Спасибо за урок!



















Ваза, нарисованная, без цветов (только со стебельками).











15


Слайд 1
ГОУСОШ № 509 г. Санкт-Петербург Учитель начальных классов Смирнова Наталья Андреевна Презентация к уроку развития речи по теме «История образования слов от имён создателей тех предметов, которые они обозначают» 2 кл. часть 2.
Слайд 2
Слайд 3
2 1 ? Жилет 3 4
Слайд 4
2 1 ? Френч 3 4
Слайд 5
2 1 ? 3 Макинтош 4
Слайд 6
2 1 ? Галифе 3 4
Слайд 7
2 1 ? Боливар 3 4
Слайд 8
Слайд 9
Батист де Шамбре
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Источники • • • • • • • • • • • • • http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/f0/1903_ball_-_Alexey_Alexandr._Bobrinskiy.jpg/220px-1903_ball_-_Alexey_A lexandr._Bobrinskiy.jpg http://lh5.ggpht.com/seawave60/SMPKFRh4PoI/AAAAAAAAJy8/tVyrivigfTk/s400/napoleon.jpg http://mirboltushek.ucoz.ru/Boltushka/napoleon.jpg http://1den.ru/uploads/images/f/f/1/9/3/ad5ed5d627.jpg http://www.bbqmag.ru/img/n11/25_1_big.jpg http://blogs.guardian.co.uk/food/pralines440.jpg http://vantagegourmet.ru/catalog_img/_big/12/11268.jpg http://www.yaplakal.com/uploads/post-2-12307227089019.jpg http://www.vkusitsvet.ru/wp-content/uploads/2010/04/% D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82-%D0%9F.%D0%90.%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0 %B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B01.jpg http://img.laub.ru/product/o10/4406/440699.jpg • • • • http://www.gommeux.ru/wp-content/uploads/2009/04/6d0bcd0b0d0ba1.jpg http://www.2-999-999.ru/files/file/Makintosh.JPG http://fashiony.ru/pic/history/pic/26143/17.jpg http://www.modernlib.ru/books/drobyazko_sergey/vostochnie_dobrovolci_v_vermahte_policii_i_ss/any2fbimgloader25.jpe g http://www.culture21.ru/home/394/news/%E5%EC%E5%EB%FF/dsc05222.jpg http://www.mainlesson.com/books/mackenzie/heroes/zpage048.gif http://www.sudar.su/images/photos/history/frenchb.gif http://www.vitrinaburg.ru/upload/img/bcoll/817/27745_500.jpg • • • • http://www.vashdomovoy.ru/moda/products_pictures/n173624.jpg http://www.eurokatalog.com/images/conleys/141009.jpg http://nastart.com.ua/customers/companies/25359/201002212034400.zel1.gif http://images03.olx.ru/ui/8/79/31/1281426491_113097831_4-----1281426491.jpg • http://images02.olx.ru/ui/9/33/29/1289990928_138512429_2----Abercombie-Fitch-42-44-1289990928.jpg • • http://freelance.ru/img/portfolio/pics/00/07/88/493750.jpg http://dobrochan.ru/src/png/1011/110_1106_zoom.png • http://www.playtoday.ru/collection/fw2010-11/images/302082_1.jpg • http://babies.kruts.net/images/3.jpg • http://images.yandex.ru/yandsearch?rpt=simage&img_url=www.vsleather.com%2Fimages%2Fget_i mg.php%3Fid%3D11777&ed=1&text=%D0%B6%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D1%82%20%D0%BC
Слайд 14
• • • • • • • • • • • • • • http://pic.krukro.com/public_html/supermarket/products/Superbig/3178L40_a.jpg http://www.x-zone.com.ua/img/item/1146/imgdescr.jpg http://www.goldensphere.ru/img/beisbolki/futbolki-siln.jpg http://www.dynamiclife.ru/published/publicdata/DVDRESTSTORE/attachments/SC/products_pictures/CISAS-Cata-9-2-10s_ enl_enl.jpg http://photofile.ru/photo/badground/115136063/122270076.jpg http://www.marbi2003.ru/pix/cat/big/1074-14.jpg http://ikar62.ru/upload/images/6e/6ea350ecf9315c02a8676e06b4bc15d4thumb640x480.jpg http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/a4/KarlDrais.jpg/487px-KarlDrais.jpg http://emosqueira.files.wordpress.com/2009/12/scriptorium.jpg?w=200&h=300 http://lifecity.com.ua/knowledge/1212274543_i-549.jpg http://davidnessle.files.wordpress.com/2010/02/adolphe-sax.jpg http://img.metro.co.uk/i/pix/2010/07/01/article-1278015984700-05BE8F7A000005DC-12460_223x432.jpg http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1/51/133/51133212_c1ad888d0d92.jpg http://mebel-dom.ucoz.ru/_ph/30/2/18539450.jpg

Полный текст материала Развитие речи. История образования слов от имён создателей тех предметов, которые они обозначают. 2 класс (часть 2, продолжение) смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Смирнова Наталья Андреевна  Наталив
11.04.2011 1 2324 624

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК