Конспект урока+презентация.4 класс.Тема: «Обобщение по теме «Имя прилагательное». Виртуальная экскурсия по Волжско – Камскому заповеднику».


МБОУ «СОШ № 11 с углублённым изучением отдельных предметов ЗМР РТ» г.Зеленодольск

Учитель начальных классов Титова Любовь Ефимовна

Урок русского языка в 4 классе (программа «Школа России»)


Тема: «Обобщение по теме «Имя прилагательное».

Виртуальная экскурсия по Волжско – Камскому заповеднику».

Цели: 1. Закрепить знания учащихся по теме «Имя прилагательное» (правильно писать окончания, определять падеж, род). Закрепить знания о связи имён существительных и прилагательных.

2.Развивать орфографическую зоркость.

3. Способствовать воспитанию любви, уважения и бережного отношения к природе.


Оборудование: карточки двух цветов (разноуровневые), слайды (демонстрируются в течение всего урока), компьютер.


Ход урока.

1. Орг. момент.

-Сегодня у нас урок необычный. А чем он необычен, мы узнаем, выполнив первое задание.

Начнём урок с минутки чистописания.

2. Чистописание.

Э, р, с, у, к, к, я, и, с

- Посмотрите внимательно на наши буквы и составьте из них слово. (Экскурсия).

-Правильно, ребята. Но чтобы узнать, куда мы отправимся на экскурсию, нужно выполнить следующее задание. На доске написан отрывок из стихотворения. Вам нужно вставить пропущенные орфограммы.

Учитель читает стихотворение.

Изо всех з.мных ч.дес, Всех м.лей мне ру..кий лес.

И в.сёлый, м.л.дой,

И задумчивый, с.дой.


Дети списывают текст. Учитель читает стихотворение полностью.

(1 слайд)

Изо всех земных чудес, всех милей мне русский лес.

И весёлый, молодой,

И задумчивый, седой.

Хоть в какое время года,

Хоть какою будь погода.

Но особенно зимой,

Когда весь он кружевной.

Вырезной, как будто терем,

И сверкает белизной:

Снежной – снежной,

Нежной – нежной…


- Каким вы представили себе лес? Какие слова помогли увидеть нам красоту леса? (имена прилагательные). Сегодня на уроке мы с вами повторим изученный материал по теме «Имя прилагательное».


- Что такое имя прилагательное?

- Как изменяются?

- Как определить род, число, падеж прилагательного?

- Как правильно написать окончание?


- Какие чувства вызвало у вас стихотворение?


-Но с тех пор, как человек стал вмешиваться в природу, уничтожать леса и животных, в природе стали происходить различные катаклизмы, стали исчезать некоторые виды растений и животных. Тогда люди задумались над тем, что природу нужно охранять.

- Что предпринимает наше правительство для охраны природы? (организуются экологические организации, редкие и исчезающие виды растений и животных занесены в Красную книгу, созданы заповедники).


3. Знакомство с заповедником.

-А как вы понимаете слово заповедник?

- В толковом словаре Ожегова даётся такое понятие:


Заповедник – заповедное место, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения, животные, уникальные участки природы, культурные ценности.

(2 слайд)

- Да, ребята, на территории нашей страны создано не менее 30 заповедников. Первый заповедник был создан в 1919 году в Астрахани. Один заповедник находится в нашем Зеленодольском районе.

- Кто знает, как называется этот заповедник?

- На нашем уроке мы отправимся с вами на экскурсию в Волжско – Камский заповедник. (Появляется запись). (3 слайд)

- Первая попытка организации заповедника была предпринята в 1917году, но воплотилась в жизнь только в 1960году. Площадь современного заповедника составляет 8 тысяч га. Состоит он из двух участков – Раифского и Сараловского.

- Само слово «заповедник» уходит корнями в древнюю историю. Это слово как бы само по себе ассоциирует с чем-то диким, нетронутым, неприкосновенным. И именно такими и были в начале 17 века те места на берегу чудесного озера, где монах Филарет построил первую хижину. Сначала в соседстве с отшельником не было никого. Первый историк Раифского монастыря Е.А.Малов писал:


«Прекрасное и величественное, но вместе с тем несколько мрачное местоположение пленило монаха.»

(запись на доске)

-Выписать из высказывания историка имена прилагательные, определить род.

- Как вы определили род имён прилагательных?


4. Беседа о животном мире.(4-15 слайды)

- Богат и разнообразен животный мир Волжско – Камского заповедника. Там насчитывается 55 видов млекопитающих, около 200 видов птиц, значительное количество земноводных, пресмыкающихся и насекомых, отмечено 30 видов рыб. Некоторые виды занесены в Красную книгу. Особый интерес вызывает бобр. Вот уже 35лет фиксируются изменения в покрове, населении, гидрорежиме заповедника. Это может привести к гибели некоторых особей. Тогда было решено завести в заповедник бобров и поручить строительство плотин этим неутомимым труженикам. В 1996 году бобры были выпущены в Раифское озеро, и они начали выполнять свою миссию.

-На карточках написан текст о бобре. Выберите для себя карточку, в зависимости от сложности.


Работа по карточкам.

Красная карточка. Задание: вписать в текст подходящие по смыслу прилагательные, выделить окончание, определить падеж.


Бобры – … пловцы. …, довольно … лапы бобра лишены перепонок, зато вооружены … … когтями для копания. От холода бобра спасает … слой жира и … … шерсть.

Слова для справок: передние, отличные, длинными, густая, маленькие, густой , сильными, прекрасная.

Синяя карточка: вставить в имена прилагательные окончания, определить падеж.


Бобры – отличн… пловцы. Передн…, довольно маленьк… лапы бобра лишены перепонок, зато вооружены длин… сильн… когтями для копания. От холода бобра спасает густ… слой жира и густ… прекрасн… шерсть.


Проверка: ученик читает предложение, называет окончание, определяет падеж прилагательных.

- Как вы определили падеж? (по падежу существительного).

-Давайте разберём последнее предложение по членам предложения и по частям речи.


5. Физ. минутка (под музыку)


6. Беседа о дендрарии.

- Не менее интересен и дендрологический сад.

(16 слайд)

Дендрарий – ботанический сад, в котором с научно – опытными целями выращивают различные деревья и кустарники.

(17-18 слайды)

Основной достопримечательностью дендрария является его коллекционный участок, где произрастает 400 видов растительности из Северной Америки, Азии и Западной Европы, в том числе 51 вид деревьев и кустарников. В дендрарии возраст некоторых видов деревьев достигает 300 лет.

- Сейчас я вам предлагаю составить синквейн . Давайте вспомним, что такое синквейн и правила его составления: (19 слайд)

1 строка. Тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным.

2 строка. Описание темы в двух словах, как правило именами прилагательными.

3 строка. Описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами.

4 строка. Фраза из 4 слов, выражающая отношение автора к данной теме.

5 строка. Одно слово – синоним к первому.

Тема синквейна должна быть посвящена лесу, растительности.( « Лес», «Растения», «Деревья», «Насаждения»).

Чтение синквейнов, составленных детьми.

- Я тоже составила синквейн. Послушайте, пожалуйста.

Деревья

Стройные, могучие

Шепчутся, качаются, шумят

В них красота величества сокрыта

Жизньнесущих.

-Как вы понимаете, почему я назвала деревья жизньнесущими? (деревья – «зелёныё лёгкие планеты, дом для птиц, животных, выделяют кислород для людей и т.д.)


7. Беседа об озёрах.(20-21 слайды)

- А кто из вас был в Раифе? Где?

- На территории заповедника находится много озёр и болот. Самое большое, глубоководное и полноводное – Раифское озеро, на берегу которого расположен Раифский Богородицкий мужской монастырь. И очень живописное – Линёво озеро. Кто ещё ни разу не был в Раифе, я советую съездить со своими родителями, чтобы увидеть всю красоту своими глазами.


8. Итог.

- Вот и подошла к концу наша экскурсия. Понравился ли вам урок? У кого возникло желание посетить Раифу?.

- Что вы запомнили об имени прилагательном?

- А закончить урок мне хочется словами Е.Евтушенко:

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.






Слайд 1
Виртуальная экскурсия по Волжско-Камскому заповеднику МБОУ «СОШ № 11 с углублённым изучением отдельных предметов ЗМР РТ» г.Зеленодольск Учитель начальных классов Титова Любовь Ефимовна Урок русского языка в 4 классе (программа «Школа России»)
Слайд 2
Слайд 3
Заповедник – заповедное место, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения, животные, уникальные участки природы, культурные ценности.
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Дендрарий – ботанический сад, в котором с научно – опытными целями выращивают различные деревья и кустарники.
Слайд 18
Слайд 19
Слайд 20
Синквейн • 1 строка. Тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным. • 2 строка. Описание темы в двух словах, как правило именами прилагательными. • 3 строка. Описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами. • 4 строка. Фраза из 4 слов, выражающая отношение автора к данной теме. • 5 строка. Одно слово – синоним к первому.
Слайд 21
Слайд 22
Слайд 23
Использованные материалы • Сайты • http:// www.floranimal.ru/national/park. • http:// www.krasnayakniga.ru/ • http://mirpriroda.ru • http://www.plantarium.ru • http://www.sopkgu.narod.ru

Полный текст материала Конспект урока+презентация.4 класс.Тема: «Обобщение по теме «Имя прилагательное». Виртуальная экскурсия по Волжско – Камскому заповеднику». смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Титова Любовь Ефимовна  Любашечка
25.04.2011 1 22252 2730

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК