Сочинение на тему "Февральская лазурь", 3 класс

Сочинение на тему "Февральская лазурь", 3 класс

I. Вступление.

Игорь Эммануилович Грабарь – певец русской природы.

портретист

пейзажист

II. Основная часть.

Описание картины:

а) на переднем плане

б) на заднем плане

День – морозный, солнечный, ясный.
Небо – голубое, бирюзовое, лазурное, чистое, высокое, прозрачное, безоблачное.
Воздух – чистый, морозный, прозрачный, бодрящий, жжёт, колется.
Снег – белый, голубой, пушистый, чистый, блестит, сверкает, переливается огнями, шёлковым ковром, великолепным ковром.
Берёза – красавица, большая, красивая, нарядная, огромная, могучая, гордая.

III. Заключение.

Впечатление, произведённое картиной.

Словарь настроений.

волшебное таинственное

восторженное торжественное

грустное тоскливое

загадочное хвалебное

ликующее хмурое

мечтательное тревожное

спокойное печальное





Абдрахманова Айгуль Маратовна

учитель начальных классов

МАОУ СОШ «Земля родная»

г. Новый Уренгой

Урок русского языка в 3 классе по программе «Школа России».

Сочинение по картине Игоря Эммануиловича Грабаря

«Февральская лазурь».

Цели урока:

1. Познакомить с творчеством Игоря Эммануиловича Грабаря.

2. Формировать умения “читать, исследовать” картину, понимать идейный замысел художника.

3. Способствовать развитию творческого воображения и литературной речи учащихся.

4. Обогащать словарный запас учащихся, развивать представления о холодных и тёплых тонах картины.

5. Воспитывать в детях чувство любви к отчизне, природе.


Оборудование: мультимедийный проектор, слайды с репродукциями картин художника И.Грабаря “Неприбранный стол”, “Февральская лазурь”, музыка П.И.Чайковского “Времена года” (“Февраль.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель читает стихотворение А. Прокофьева «Люблю березу русскую».
Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В беленом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее нарядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березу русскую.


II. Сообщение темы урока

- Сегодня нам предстоит написать сочинение.

- Кто из вас догадался, о чём оно будет?

- О берёзе.

- Верно. Сегодня мы напишем сочинение по картине Игоря Эммануиловича Грабаря.

Портрет художника. (Слайд)


III. Подготовительная беседа

- Игорь Эммануилович Грабарь увлекался рисованием с раннего детства. После окончания лицея он поступил учиться в Петербургский университет на юридический факультет. Позже он закончил Петербургскую академию художеств. Он был архитектором (специалист по проектированию и строению зданий), замечательным реставратором (специалист по восстановлению обветшалых или разрушенных памятников старины).

В начале ХХ века он был директором Третьяковской галереи в Москве, а затем в Русском музее города Санкт - Петербурга.

Наиболее известные его работы “Неприбранный стол”, “Февральская лазурь”. (Слайды)

- Он был выдающимся портретистом и пейзажистом.

- Что означает слово “портретист”?

- Художник, создающий портреты.

- Что означает слово пейзаж?

- Пейзаж – рисунок, картина, на которой изображена природа.

- Пейзажист – художник, рисующий пейзажи.

- Игорь Эммануилович Грабарь всегда искренне и правдиво изображал русскую природу.

IV. Знакомство с картиной

-Отгадайте загадку.

Ветви белой краской разукрашу,
Брошу серебро на крышу вашу.
Тёплые весной придут ветра,
И меня прогонят со двора.

- Какое это время года?

(Зима).

- А какой месяц зимы нас интересует, вы узнаете, отгадав ещё одну загадку.

Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели,
На деревню налетели.
По ночам мороз силён,
Днём метели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это?
(Февраль).

- А какой сейчас идёт месяц?

- Каким мы увидели этот месяц?

- Cнежным, морозным, ветряным.

- В старину этот месяц называли ветродуй.

- Как вы думаете, почему его так называли?

- В этом месяце очень часто дуют сильные ветра.

- В старину февраль называли лютый, Вьюговой и Снежень из-за частых метелей и морозов. Иногда называли его Бокогреем. А за то, что он между зимой и весной, называли его Меженем. Днём в феврале часто бывает ярко, солнечно, но холодно, потому что солнце светит, но не греет.

- Именно февральские краски природы стали для Игоря Грабаря волнующими и привлекательными.


V. История создания картины

- Рассмотрите картину под музыку Петра Ильича Чайковского “Времена года” (“Февраль”).

- Игорь Грабарь говорил: “Что может быть прекраснее березы, единственного в природе дерева, ствол которого ослепительно бел, тогда как все остальные деревья на свете имеют темные стволы. Фантастическое, сверхъестественное дерево, дерево-сказка. Я страстно полюбил русскую березу и долго почти одну только ее и писал”.

- Писал свою “Февральскую лазурь” Игорь Эммануилович Грабарь в конце зимы – начале весны 1904 года, когда гостил у друзей в Подмосковье. Во время одной из своих обычных утренних прогулок он был поражен праздником пробуждающейся весны, очень живо рассказывал историю создания этого полотна.

(Слайд)

- “Я стоял около дивного экземпляра березы. Заглядевшись на нее, я уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба». Неудивительно, что художнику страстно захотелось передать «хоть десятую долю этой красоты».

- Художник быстро вернулся домой за холстом, а потом в один сеанс с натуры набросал эскиз будущей картины. На следующий день, взяв другой холст, он стал писать с того же места картину “Февральская лазурь”.

- Над этой картиной Игорь Эммануилович Грабарь работал на открытом воздухе, в глубокой траншее, которую он специально вырыл в снегу. Художник писал “Февральскую лазурь” с зонтиком, окрашенным в голубой цвет, и холст поставил лицевой стороной к синеве неба, чтобы передать всю силу цвета».

- Игорь Эммануилович Грабарь писал этот пейзаж, не смешивая красок, нанося мазки плотным слоем. Именно такие мазки показали величину стволов деревьев, и узоры ветвей, и бугорки снега.


VI. Беседа по содержанию картины.

-Объясните значение слова лазурь.

- Это светло-синий цвет, голубая или светло-зелёная краска с сиреневатым оттенком.

- Посмотрите внимательно на небо на картине Грабаря.

- Когда такое небо бывает в природе?

- В феврале или марте в ясный, морозный, солнечный день.

- Что помогает нам понять, что день изображён солнечный?

- Сверкают стволы берёз. На них видны отблески солнца. Снег блестит.

Падают тени от берёз.

- Какие строки из стихотворения А.Пушкина вам вспоминаются?

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.

- Рассмотрите берёзы, как они расположены?

- На переднем плане старая берёза, вдали расположены её подружки, молодые берёзки.

- Какой день изобразил художник – тёплый или холодный?

- День тёплый, уже пригревает солнышко.

- Какими бы тонами изобразил художник стужу?

- Белыми, серыми, синими тонами.

- Такие тона называют холодными.

- А на картине преобладают тёплые тона - солнечные.

- Игорь Эммануилович Грабарь вот такими словами описывал своё любимое время года (на доске): “Настали чудесные солнечные февральские дни. В природе творилось нечто необычное. Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу”.

- Какие слова помогают увидеть февральский день?

Лазоревый – голубой, или светло-зелёный.

Жемчужный – чисто-белый с блеском.

Коралловый – светло-красный.

Сапфировый – синий, голубой.

- Изображено ли всё это на картине?

- А как выглядит берёза на переднем плане?

- Она уже старая, потому что искривлённая, огромная, у неё толстый ствол, много веток.

- Впереди красуется старшая берёза, она наряднее всех остальных деревьев. Её ствол розово-сиреневый, а верхушка желтоватая.

- А на заднем плане, какие берёзы?

- Там одна старая берёза и много молодых.

- Молоденькие берёзки стоят по кругу, как прекрасные девушки, которые водят хоровод.

- Что вам напоминают сплетённые ветви молодых и старой берёз, усыпанных снегом?

- Красивый, морозный узор на окне, кружево.

- А почему именно берёзу выбрал художник?

- Символ русской зимы.

Чтение стихотворения С.Есенина “Белая берёза под моим окном...” (Читает ученик)

С.Есенин увиденное описал словами, а И. Грабарь – красками.

VII. Словарная работа. Подбор опорных слов для написания сочинения. Орфографическая работа.

- Давайте подумаем, какие слова и словосочетания будем использовать при написании сочинения.

- Какие существительные, прилагательные, глаголы подойдут к слову:

День – морозный, солнечный, ясный.
Небо – голубое, бирюзовое, лазурное, чистое, высокое, прозрачное, безоблачное.
Воздух – чистый, морозный, прозрачный, бодрящий, жжёт, колется.
Снег – белый, голубой, пушистый, чистый, блестит, сверкает, переливается огнями, шёлковым ковром, великолепным ковром.
Берёза – красавица, большая, красивая, нарядная, огромная, могучая, гордая.

VIII. Составление плана.

- Из каких частей состоит сочинение?

I. Вступление.

И.Э.Грабарь – певец русской природы.

II. Основная часть.

Описание картины:

а) на переднем плане

б) на заднем плане

III. Заключение.

Впечатление, произведённое картиной.


IX. Написание сочинения. Редактирование. Анализ сочинений.



X .Итог урока.

- Сегодня вы писали сочинение по картине И.Грабаря “Февральская лазурь”. С этой картиной вы встретитесь и в старших классах.

XI. Домашнее задание

- Творчески оформить сочинение (с рисунками берёз, в компьютерном варианте).




Полный текст материала Сочинение на тему "Февральская лазурь", 3 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Абдрахманова Айгуль Маратовна  Оленёнок5855
05.01.2012 0 13550 1530

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК