Урок русского языка по теме: Повторение и закрепление знаний о правописании слов с безударной гласной, парной согласной, непроизносимой согл


Исправь ошибки в стихотворении

Осень.
Осинь на опужке краски развадила,
По лестве техонько кистью проводила:
Пожилтел орежник и зарделись клёны,
В пурпуре асеннем только дуп зилёный.
Утишает осинь:
-Не желейте лето!
Посматрите – роща золатом одета
(З. Федоровская)



Исправь ошибки в стихотворении

Осень

Осинь на опужке краски развадила,
По лестве техонько кистью проводила:
Пожилтел орежник и зарделись клёны,
В пурпуре асеннем только дуп зилёный.
Утишает осинь:
-Не желейте лето!
Посматрите – роща золатом одета
(З. Федоровская)



Исправь ошибки в стихотворении

Осень

Осинь на опужке краски развадила,
По лестве техонько кистью проводила:
Пожилтел орежник и зарделись клёны,
В пурпуре асеннем только дуп зилёный.
Утишает осинь:
-Не желейте лето!
Посматрите – роща золатом одета
(З. Федоровская)



Вставь пропущенные буквы

Осень.
Ос…нь на опу…ке краски разв…дила,
По л…стве т…хонько кистью пров…дила:
Пож…лтел оре…ник и зарделись клёны,
В пурпуре …сеннем только ду… з…лёный.
Ут…шает ос…нь:
-Не ж…лейте лето!
Посм…трите – роща зол…том одета
(З. Федоровская)



Вставь пропущенные буквы

Осень.
Ос…нь на опу…ке краски разв…дила,
По л…стве т…хонько кистью пров…дила:
Пож…лтел оре…ник и зарделись клёны,
В пурпуре …сеннем только ду… з…лёный.
Ут…шает ос…нь:
-Не ж…лейте лето!
Посм…трите – роща зол…том одета
(З. Федоровская)

Вставь пропущенные буквы

Осень.
Ос…нь на опу…ке краски разв…дила,
По л…стве т…хонько кистью пров…дила:
Пож…лтел оре…ник и зарделись клёны,
В пурпуре …сеннем только ду… з…лёный.
Ут…шает ос…нь:
-Не ж…лейте лето!
Посм…трите – роща зол…том одета
(З. Федоровская)





Государственное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранных языков № 1295 Северо- Западного окружного управления образования города Москвы















Конспект отрытого урока



Класс 3



Тема урока: «Повторение и закрепление знаний о правописании безударных гласных, парных согласных , непроизносимых согласных в корнях слов»



Учитель Саракаева Фатима Ильинична













Москва

2011











Тип урока: урок – путешествие

Цели:

  • Обобщать и закреплять навык правильного написания слов с безударными гласными, парными согласными и непроизносимыми согласными в корнях слова;

  • развивать орфографическую зоркость;

  • развивать связную устную и письменную речь учащихся;

  • развивать умение аргументировать свой ответ;

  • развитие навыка работать самостоятельно;

  • развитие аналитических умений (умение обобщать, делать выводы)

  • способствовать развитию мышления, памяти, внимания учащихся;

  • формирование умения работать самостоятельно;

  • формирование умения самостоятельно делать выводы;

  • способствовать развитию интеллектуальных способностей учащихся;

  • воспитывать любовь и интерес к русскому языку.



Оборудование:

  • компьютер

  • проектор

  • музыкальное оформление ( музыка П.И. Чайковского «Времена года. Осень»)

  • карточки с заданием

  • призы



















Ход урока

I Организационный момент

Слайд 1 (русский язык)

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас, рада видеть ваши глазки. Сегодня урок русского языка у вас я. Меня зовут Фатима Ильинична. Очень приятно, что мне выпал шанс поработать с вами. Я уверена, что вы будете активными на уроке, покажете себя любознательными и самое главное любящими свой родной язык.

Слайд 2 (Картина «Осень». Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года Осень»)

Учитель:

Вот художник, так художник –

Все леса позолотил.

Даже самый сильный дождик

Эту краску не отмыл.

Красит рыжим, алым, синим,

Разбавляет краски ливнем,

Чтобы вышло разноцветным,

Но совсем не так как летом.

Отгадать загадку просим:

Кто художник этот? (Осень)



Молодцы! Вы правильно отгадали. Сегодня по осенним улицам и аллеям мы совершим увлекательно – познавательное путешествие в необычную страну с не менее интересным названием «Орфогафия». ( Слайд 3) Для успешного путешествия необходимы такие качества как: знания, понимание, интерес (Слайд 4 ). Девизом нашего урока сегодня будут такие сточки: « Никто не знает так много, как все мы вместе» (Слайд 5)

Чтобы путешествие было интересным и увлекательным вам надо быть очень внимательными, не бояться проявлять свои знания, быть активными. А мы вам поможем в случае неудачи. Итак, в добрый путь!

В путешествии мы с вами сделаем несколько остановок, а какие это будут станции вы должны угадать сами. А для этого вы должны выполнить задания.

  • Ой, ребята, тише, тише,

Что – то странное я слышу –

Гость какой – то к нам спешит

И как будто бы - шуршит.

Кто б ты ни был – заходи,

Ну, смелей! Мы ждём гостей!



Учитель показывает куклу и слайд 6

  • Здравствуете ! Меня к вам направила Осень.

  • А как же зовут тебя?

  • Ш – ш - Шур – ш – ш – шик!

  • Какое странное имя. Впервые слышу я.

На самой крепкой ветке дуба

Я в тесном желуде сидел,

Пришла пора, и я оттуда

На кучу листьев полетел.

Я по листве осенней мчался,

И каждый листик мне шуршал.

И старый дуб до слез смеялся,

И Шуршиком меня назвал



- Вот теперь понятно, почему тебя так зовут.

2. Чистописание.

Ребята, какой звук часто слышится в словах Шуршик, шуршит, шорох, шёпот?

Задание: Пропишите все строчку заглавную буквы Ш в тетрадях .Для тех, кто забыл, как правильно пишется буква Ш, поможет Шуршик. ( слайд 7)



Мы приближаемся к первой станции. И вот задание:

  1. Отгадать загадки, отгадки записать в тетради и обозначить орфограмму


а) Растет на грядке зеленая ветка,

А на ней красные детки.( помидор)

Слайд 8 (рисунок помидора)



б) Расселась барышня на грядке.

Одета в шумные шелка

Мы для нее готовим кадки

И крупной соли полмешка. (капуста)

Слайд9 (рисунок капусты)



в ) Раскололся тесный домик

На две половинки,

И посыпались в ладони

Бусинки- дробинки. (горох)

Слайд 10 (рисунок гороха)



г) Орехи в земле,

Листья на земле. (картофель)

Слайд11 (рисунок картофеля)



д) Лежит меж грядок

Зелен им сладок. (огурец)

Слайд12 (рисунок огурца)



е) Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный хвост.( морковь)

Слайд13 (рисунок моркови)



Учитель Что общего у этих слов? (Они все существительные, неодушевленные, нарицательные) Какая орфограмма в этих словах? (непроверяемая безударная гласная в корне). Значит мы с вами прибыли на остров «Безударные гласные в корне ». (Слайд14)

Замените данные слова одним словом и запишите это слово в тетрадях. Каким словом заменили слова? (овощи). (слайд 15)

Можно ли утверждать, что данное слово относится к этой группе слов? Если да, то обоснуйте свой ответ (В слове урожай непроверяемая безударная гласная в корне, значит, оно относится к данной группе слов)

Задание: Составьте устно 2 предложения с однородными членами предложения, использую словарные слова: а) главные члены предложения

б) второстепенные члены предложения.

Телефонный звонок

Учитель берет телефон, слушает и сообщает: «Ребята, мне сообщили, наш остров окружен пиратами». Вы, пожалуйста, соберитесь с мыслями, необходимо освободить остров от пиратов. Вам предстоит выполнить следующее (слайд 16)

Задание: Составить предложения из слов каждой группы ( слайд 17).

Проверка.

Желтели, краснели листочки в саду. Стаи журавлей летели через поля, леса, города.

- Какая орфограмма встретилась в словах каждого предложения? (проверяемая безударная гласная в корне )

- Какое правило использовали при написании слов с безударной гласной в предложениях? ( подбирали родственные слова)

В какой части слова находится проверяемая безударная гласная? (в корне)

- Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с безударной гласной в корне? (подобрать проверочные слова) (слайд 18)

Задание. Устно подберите проверочные слова к словам с безударной гласной.

Желтели – жёлтый

краснели –красный,

саду – сад,

летели – лет,

полет, поля – поле,

леса – лес,

города – город

Какие способы проверки безударных гласных вы использовали? (изменили форму слова или подобрали родственное слово)



Задание: Разберите предложения по членам предложения и обозначьте части речи. (1 вариант 1 предложение, 2 вариант- 2 предложение)

Какие эти предложения по составу? ( простые, осложненные однородными членами предложения).

Проверка задания.



Вы успешно справились с заданиями на этой станции, а значит, мы можем продолжить свой путь. Название следующей станции, на которой мы остановимся, вы узнаете, выполнив задание: ( слайд 19)

Задание: Из слов каждой строчки составьте новое слово, используя первые слоги, запишите их и обозначьте орфограмму

Забор, гадкий, калитка

Кролик, ватрушка, каша

Поле, годный, какаду

- Какие слова получились?(загадка, кроватка, погодка)

- Какая орфограмма в словах (парная согласная в корне )

- В какой части слова находится парная согласная? ( в корне)

Правильно, значит мы на станции «Парные согласные в корне слова»

( слайд 20)

Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании парных согласных в корне (подобрать проверочные слова) ( слайд21)

Задание: Составьте словосочетания и запишите их в тетради, определите в них часть речи, род и число. В проверяемых словах выделите орфограмму.

Проверка.

Молодцы! Встретили вы трудности на этой станции? Значит можно отправляться далее.

Физ. минутка

К нам на наш урок письма

Вдруг усталость заползла.

Чтобы нам ее прогнать

Нужно всем нам дружно встать.

Звучит музыка. Дети танцуют ( Слайд 22)



Ребята, вы готовы продолжить наше путешествие? Название следующей станции вы узнаете, если будете внимательными. А для этого вы должны прочитать рифмовку, запомнить и записать как можно больше слов

Слайд 23 Рифмовка: Солнце, чувство, праздник,

Сердце и проказник,

Лестница и звездный,

Здравствуйте и поздний,

Злостный, неизвестный

Местный, устный, честный.

Грустный и ненастный,

Радостный, несчастный.



Слайд 24 Удачи



Проверка.

-Что общего в этих словах? ( в словах непроизносимые согласные)

Мы достигли станции «Непроизносимые согласные в корне слова»

Слайд 25 (название станции)

- Как проверить непроизносимые согласные в корне?

Слайд 26 (правило проверки непроизносимых согласных)



Задание: Обозначьте орфограмму в записанных вами словах.

Наше путешествие подходит к концу, но чтобы попасть в страну орфографию, вам надо преодолеть еще одну станцию с названием «Грамотеи» (Слайд 27). На этой станции вы должны выполнить самостоятельную работу. Каждому дан один и тот же текст, но разные задания. Одни из вас будут исправлять ошибки текста, а другие вставлять пропущенные буквы. Для успешной работы вам нужно быть очень и очень внимательными, чтобы не пропустить ни одной ошибки или правильно написанное слово не исправить на неправильное. Я желаю вам успеха в достижении цели.

Слайд 21 « Грамотеи» (дифференцированное задание на карточках )



Текст стихотворения

Осень

Осень на опушке краски разводила

По листве тихонько кистью проводила:

Пожелтел орешник и зарделись клены,

В пурпуре осеннем только дуб зеленый

Утешает осень:

- Не жалейте лето!

Посмотрите – роща золотом одета

(З.Федоровская)

Проверка ( слайд 28)

Итого урока

Слайд 29

Молодцы! Вы успешно достигли маленького пути в страну Орфографию. По этой дороге вам предстоит идти еще не один год. Я желаю вам успехов в достижении любых целей и маленьких и больших. А сегодня я бы хотела узнать, что вам было интересно и с какими трудностями вы встретились в пути?







Литературные источники



О.Е. Жиренко «Учим русский язык с увлечением»

Н.М. Бетенькова , Д.С. Фонин «Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка»

http://images.yandex.ru/



Слайд 1
Русский язык Тема урока: «Повторение и закрепление знаний о правописании безударных гласных, парных согласных , непроизносимых согласных в корнях слов» Саракаева Фатима Ильинична учитель начальных классов ГБОУ СОШ с углубленным изучением иностранных языков № 1295 г. Москвы
Слайд 2
Русский язык Подготовила: учитель начальных классов ГОУ СОШ с углубленным изучением иностранных языков № 1295 Саракаева Фатима
Слайд 3
Двадцать восьмое октября. Классная работа.
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Знание, понимание, интерес
Слайд 7
«Никто не знает так много, как все мы вместе»
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Помидор Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, e-mail: lazareva@pdps.lv
Слайд 11
Капуста Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, e-mail: lazareva@pdps.lv
Слайд 12
Горох
Слайд 13
Картофель
Слайд 14
Огурец Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, e-mail: lazareva@pdps.lv
Слайд 15
Морковь Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, e-mail: lazareva@pdps.lv
Слайд 16
Безударные гласные 01.10.20 http://aida.ucoz.ru 16
Слайд 17
Овощи
Слайд 18
Слайд 19
Из слов каждой группы составьте предложения Л…сточки, в, з…л… тились, с..ду, ж… лтели. Через, л…тели, п…ля, журавли, л…са, г… рода. 01.10.20 http://aida.ucoz.ru 19
Слайд 20
Чтобы проверить безударный гласный в корне слова , надо изменить слово так, чтобы безударный гласный стал ударный.
Слайд 21
Забор, гадкий, калитка. Кролик, ватрушка, каша. Поле, год, какаду
Слайд 22
Парные согласные 01.10.20 http://aida.ucoz.ru 22
Слайд 23
Чтобы проверить парный согласный в корне, надо изменить слово так, чтобы после парной согласной стоял гласный или «н».
Слайд 24
Слайд 25
Солнце, чувство, праздник, Сердце и проказник, Лестница и звёздный, Здравствуйте и поздний, Злостный, неизвестный, Местный, устный, честный. Грустный и ненастный, Радостный, несчастный. 01.10.20 http://aida.ucoz.ru 25
Слайд 26
Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, e-mail: lazareva@pdps.lv
Слайд 27
Слайд 28
Чтобы проверить непроизносимый согласный в корне, нужно подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный звук произносится четко
Слайд 29
Слайд 30
разводила, По листве тихонько кистью проводила: Пожелтел орешник и зарделись клёны, В пурпуре осеннем только дуб зелёный. Утешает осень: -Не жалейте лето! Посмотрите – роща золотом одета 01.10.20 http://aida.ucoz.ru 30
Слайд 31
МОЛОДЦЫ! Спасибо за урок!
Слайд 32
Литература О.Е. Жиренко «Учим русский язык с увлечением» Н.М. Бетенькова , Д.С. Фонин «Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка» http://images.yandex.ru/

Полный текст материала Урок русского языка по теме: Повторение и закрепление знаний о правописании слов с безударной гласной, парной согласной, непроизносимой согл смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Саракаева Фатима Ильинична  fatik63
11.01.2012 0 16945 5813

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК