Интегрированный урок русского языка и литературы по теме "Имена собственные" для 2 класса












Интегрированный урок

русского языка и литературного чтения



2 класс











Патмаева Аниса Севастьяновна,

учитель начальных классов

МБОУ «Старотимошкинская средняя школа»

Аксубаевского района Республики Татарстан









2012 г.

Тема: Имена собственные

Цели:

Обучающая: развивать умения писать большую букву в именах людей

Развивающая: развивать орфографическую зоркость, творческую способность, речь учащихся

Воспитывающая: прививать любовь к русскому языку, прививать любовь к своей Родине и гордость за неё, ввести школьников в мир культуры.

Оборудование: компьютер с видеопроектором, карточки, рисунки.

Ход урока:

  1. Психологический настрой на урок.

- Закройте глаза, вытяните руки вперед тыльной стороной ладони вверх. Вот единственный луч солнца пробил тучу и попал вам в ладошку. Руки согрелись, тепло передалось всему телу, вам стало приятно на душе. Откройте глаза. Передайте это хорошее настроение друг другу.

  1. Вступительное слово учителя. Сообщение темы и цели урока.

- Обратите внимание на доску. Какое выражение вы прочитали?

Что в имени тебе в моём ...

А.С. Пушкин.

- О чём мы сегодня поговорим на уроке? ( Об именах. Раскроем их значения.)

3. Минутка чистописания.

1) Установите закономерность и продолжите буквенный ряд.

АЕЁИ…

2) Запишите эти предложения в тетрадях.

Стёпка, Стёпка не ходи растрёпкой.

Не ходи неряхой. Попусту не ахай. (Появляется на экране.)

- К чему призывает эти строчки?

- На что похожи эти строчки? (Скороговорка).

Постарайтесь запомнить её. (Читают 2-3 ученика).

4. Орфографическая минутка.

-Запишите слова: мороз, погода, ветер, синица, ворона.

Поставьте ударения, подчеркните опасные места.

-Запишите новое слово – корова.

- Дайте определение.

1. Самка крупных жвачных парнокопытных животных семейства полорогих (быков), а также некоторых других парнокопытных (напр., лося, оленя).

2. Домашнее молочное животное, самка домашнего быка. Стадо коров.

- Послушайте пословицы. Как вы их понимаете?

У коровы молоко на языке (хороший удой зависит от хорошего корма).

Чья бы корова мычала, а чья бы молчала (пословица о том, кому лучше бы помолчать о других, так как сам небезгрешен).

-Образуйте от этих слов фамилии.

- Запишите в тетрадях.

- Как пишутся фамилии людей? Подчеркните большую букву.

- Как образуются фамилии? (Они образуются от имён, от рода занятий, от названий животных, растений, от природных явлений, от характерных особенностей людей…)

- Послушайте басню С. Михалкова «Смешная фамилия». (Рассказывает ученица). Каких фамилий только нет:

Пятёркин, Двойкин, Супов,

Слюнтяев, Тряпкин - Самоед.

Пупков и Перепутов.

Но может некий Комаров

Иметь характер львиный,

А некий Барсов или Львов

Умишко комариный.

Плевков фамилию сменил,

Алмазовым назвался,

Но в основном - ослом он был

Ослом он и остался.

А Грибоедов, Пирогов

Прославились навеки!

И вывод, стало быть, таков:

Всё дело не в фамилии, а в человеке!

5. Значение своего имени.

- Как вы думаете, что есть у каждого человека, живущего на Земле? Как
обращаются люди друг к другу? (По имени).

- Откуда пришли ваши имена?

В русском языке есть русские имена и имена, пришедшие из других языков. Владимир, Светлана, Людмила, Вера, Надежда, Любовь и многие другие - это русские имена.

Очень легко понять, что они значат. Владимир - владеет миром. Светлана? Надежда?

А ещё в русском языке есть имена, пришедшие к нам из греческого, древнееврейского, латинского языков. В этих языках у имён тоже есть значения. Кто знает значение своего имени, и откуда оно пришло?

Артём (греч.) - невредимый

Алексей (греч.) - защита, помощь

Олег (скандинавок.) - святой

Диана (римск.) — богиня охоты

Ксения (греческ.) - гостеприимная

Мария (древнееврейск.) - горькая, госпожа.

- Как пишутся имена людей?

Вывод: имена людей - это имена собственные, они пишутся с большой буквы.

6. Чтение рассказа Льва Кассиля «Сестра».

- Послушайте рассказ. Первичное чтение рассказа учителем, а затем детьми.

Сестра

Пошёл в бой солдат Иван Котлов. Ударила Ивана фашистская пуля. Руку пробила и в грудь попала. Упал Иван. А товарищи вперёд ушли, врага гнать. Лежит Иван один на снегу. Рука болит, дышать трудно — пуля в груди мешает. Лежит и думает: «Конец мой приходит. Умру сейчас». И глаза закрыл. И думать перестал.

Вдруг слышит: кто-то тихонько его трогает. Стал Иван глаза открывать, да не так-то легко это. Смерзлись ресницы. Вот один глаз открыл, потом — другой. Видит: подползла к нему девушка, на сумке красный крест,— медицинская сестра из отряда. Вынимает из сумки бинт и начинает перевязывать рану — осторожно, так, чтобы не больно.

«Кругом бой, а она приползла»,— подумал Иван и спросил:

- Умру?

- Будете жить, товарищ. Я вас сейчас перевяжу.

- Спасибо, сестрица! — говорит Иван Котлов.— Дозвольте узнать, как вас зовут.

- Надя зовут,— отвечает.— Надя Балашова.

Перевязала она раненого, взяла его винтовку, обхватила Ивана Котлова рукой и потащила в безопасное место. Фашисты по ней стреляют, а она знай себе ползёт и раненого тащит. Маленькая, а сильная. И ничего не боится. Так и спасла она Ивана Котлова. Славная подружка, храбрая девушка Надя Балашова!

Л. Кассиль

- Какие новые имена героев мы узнали?

- Как вы их охарактеризуете? За что они боролись?

- Давайте напишем имена и фамилии в свою тетрадь. Запомним имена героев, кто сражался за мир, за Родину.

7. Физкультминутка.

- Ребята, я вам прочитаю словосочетания, а вы на каждое слово сделаете упражнения. Если встретится слово с большой буквы, вы поднимаетесь на носочки, руки вверх и тянетесь как можно выше к солнцу. Если слово с маленькой буквы пишется, то приседаете на корточки.

Алексей Петрович, девочка Мила, Наташа с Костей, дед Мирон, Екатерина Петровна, наша дочь Юлия.

7. Загадки русского языка.

1) Имена бывают полные и сокращённые.

- Когда мы пишем полные имена?
(
При оформлении документов.)

- Запишите слова парами: полное и сокращенное имя. Анастасия - Настя, Саша - …, Алёша -…, Нина - …, Дмитрий -….

  • Какое имя осталось без пары? У какого имени два сокращённых имени.

  • Как вы написали имена?
    2)
    Напишите имена, имеющие двойную согласную (Анна, Алла, Инна, Жанна, Геннадий)

  1. Напишите имена, принадлежащие и девочкам и мальчикам (Саша, Женя, Юля, Валя)

  2. Напишите имена, образовавшиеся от названия цветов (Лилия, Роза, Резеда)

  3. Кто такие тёзки? (Люди, которые носят одинаковые имена). Есть ли тёзка у тебя в классе?

8. Тест «Правописание фамилий, имён, отчеств»

__________________________________________________

Фамилия, имя


(У,у)___читель (И,и)___ван (П,п)___етрович


(М,м)___альчик (П,п)___аша


(П,п)____олководец (А,а)____лександр (С,с)___уворов


(П,п)___оэт (В,в)___асилий (Ж,ж)___уковский


8. Итог урока.

- Как пишутся имена людей?

- Какие имена больше всего прозвучали при ответах на вопросы?

Домашнее задание.

Составить список ребят своего ряда в алфавитном порядке.

- Как вы будете составлять список - по фамилиям или по именам?
-
Какие слова напишете с мягким знаком?

- Назовите слова, где есть буквосочетания ча, жи.




















Источники материалов:


Полный текст материала Интегрированный урок русского языка и литературы по теме "Имена собственные" для 2 класса смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Патмаева Аниса Севастьяновна  патма
21.01.2012 0 5434 1035

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК