Урок русского языка по теме "Глагол. Обобщение"; 4 класс (.odt)



Каряжкина Марина Юрьевна

ГБОУ ЦО №1948 «Лингвист-М»

учитель начальных классов

Урок по русскому языку «Глагол. Обобщение».

4 класс.

Программа «Гармония»



Цель урока:

  • Повторить и закрепить освоенный способ решения орфографических задач в личных окончаниях глаголов.

Задачи урока:

· Повторить знания о неопределённой форме глагола

· Уметь определять спряжение глагола по неопределённой форме и по личному окончанию

· Распознавать спряжение глаголов по ударному окончанию

· Обосновывать написание безударных личных окончаний глаголов

· Распознавать в тексте глаголы-исключения и правильно писать безударные личные окончания

· Выполнить письменный анализ глагола как части речи

· Развивать умения исправлять ошибки в содержании текста предложений





1.Словарная работа. Выделить правила. Назвать части речи.


Обидеть товарища

Аккуратный ученик

Поедет направо

Одиннадцатое января


2. Введение темы.


Что делать, что сделать

Учащимся школ?

На эти вопросы ответит глагол.


Глаголу нравится читать,

Шуметь, бурлить, кипеть,

Играть, работать и мечтать,

Шить, жить, свистеть и петь.


- Найдите глаголы в данных пословицах.

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость.

-Что вы можете сказать об этих глаголах?

-Как вы определили, что это начальная, неопределённая форма глагола?


3. Морфологический разбор глагола


Работа выполняется по вариантам.

В пословице надо найти глагол и выполнить данный разбор.

1 в.

Книгу читаешь, как на крыльях летаешь.

(разобрать первый глагол)

2в.

Прочёл книгу - встретился с другом.

(разобрать второй глагол)

-Какие виды окончания имеет глагол?

- Как можно проверить родовые окончания глагола?

- Как можно проверить личные окончания?


4. Выписать глаголы, поставить в начальную форму и определить спряжение.


Береги книгу - она поможет тебе жить.

Книги не говорят, а правду сказывают.

За хвост не удержишь, коль гриву отпустишь.

Спишь, спишь, а отдохнуть некогда.

И видишь, да не вырвешь.


(Если окончание ударное, то спряжение определяется по окончанию.

В нашем примере - это глагол спать (спишь).

Если окончание безударное, то спряжение определяется по инфинитиву.)

-Вспомните глаголы-исключения I и II спряжения.


5. В русском языке есть и разноспрягаемые глаголы.

Запомнить их нам помогла сказка «Английский крольчонок» (Г.Александрова «Занимательный русский язык» )

Дети вспоминают сказку и называют разноспрягаемые глаголы.


Надо проспрягать глаголы.

1 в. - хотеть 2 в.- бежать

(Хочу, хочешь, хочет, хотим, хотите, хотят;

Бегу, бежишь, бежит, бежим, бежите, бегут.)


6. Работа с индивидуальными карточками.

Надо вставить буквы в окончания и определить спряжение. Далее дети меняются карточками, а в классе проходит коллективная проверка работы. Дети проверяют работу товарища, исправляют ошибки и выставляют отметку. Нормы отметки определены учителем.


7. Работа с тетрадью на печатной основе (Т.В.Корешкова «Потренируйся» 4 класс с.3141)

Надо выполнить действия по таблице.


Глагол с .

Неопределённая форма

На -ить?

Исключение?

Спряжение

Окончание

Обид.м

обидеть

-

+

II

-им

Обижа.м

обижать

-

-

I

-ем

Гоня.м






Пригон.м






Дыш.м






Вдыха.м










Глаголы-исключения поставить в указанные формы и записать.


2-е лицо множественное число

3-е лицо множественное число











8. Работа с тетрадью на печатной основе (Т.В.Корешкова «Потренируйся»

4 класс с.3647)

Надо найти и исправить 4 ошибки, которые допустил ученик при записи под диктовку.


У крыльца дома ходют куропатки. Посмотрешь в окно - совсем как домашние куры. Собаки заними гоняются, но они неотлетают высоко. Настойчивые!


9. Письмо под диктовку. Надо выделить окончания глаголов и определить спряжение.


Без ножа хлеба не отрежешь.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Лес видит, а поле слышит.

Люди грибов ищут - по лесу рыщут.

Как постелешь, так и выспишься.


10. Викторина.

  • Какой глагол лишний?

    Брить, жить, пилить, стелить.?

  • Найдите глагол-исключение.

    Любоваться, глядеть, смотреть.

  • Определите спряжение глагола бежать.

  • Найдите общее у глаголов лить, стелить, расти.


11. В конце урока проводится тест №13 “Глагол. Правописание безударных личных окончаний глаголов»


1.Найди глагол II спряжения.

1) ночу.шь 3) полож.шь

2) раста.шь 4) хвата.шь

2. Где нужно вставить букву Е?

1) вер.те 3) ответ.те

2) люб.те 4) тян.те

3. Окончание какого глагола отличается от окончаний остальных?

1) они скле.т 3) они прос.т

2) они укол.т 4) они посад.т

4. Найди глаголы-исключения.

А) держать

Б) увидать

В) присмотреть

Г) обижать

1) а, б 3)б, в

2) а, в 4) а, г

5. Где нужно вставить букву И?

1)скуча.м

2) дремл.м

3) обид.м

4) бормоч.м

6. Где нужно вставить букву Е?

1 2 3 4

Дятел охраня.т птенцов в гнезде. Увид.т кукушку и гон.т. А та забира.тся в чащу.

12. Подведение итогов.


Литература:

1.Г.Александрова «Занимательный русский язык» Тритон Санкт-Петербург 1997 с.455, с.476

2. Т.В.Корешкова «Потренируйся» 4 класс часть вторая Смоленск «Ассоциация XXI век» 2010

3. Т.В.Корешкова «Тестовые задания» 4 класс часть вторая Смоленск «Ассоциация XXI век» 2010 с.33

4. Развёрнутое тематическое планирование по УМК «Гармония» 4 класс автор-составитель Г.Н.Решетникова Волгоград




Полный текст материала Урок русского языка по теме "Глагол. Обобщение"; 4 класс (.odt) смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Каряжкина Марина Юрьевна  Marousia
24.03.2012 0 6153 1709

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК