Урок+презентация по русскому языку по теме "Имена прилагательные близкие и противоположные по значению" для 2 класса


Муниципальное общеобразовательное учреждение
Подбельская средняя общеобразовательная школа
Похвистневского района Самарской области
Класс: 2

Тема урока: «Имена прилагательные близкие и противоположные по значению»
Тип урока: Урок сообщения новых знаний
Педагогические технологии:
• информационные
• здоровьесберегающие
• игровые
Цели
Обучения:
- Познакомить с понятиями «антонимы», «синонимы».
- Продолжить формирование умения распознавать имена прилагательные в устной и письменной речи.
Развития:
- Развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление.
Воспитания:
- Воспитывать внимательное отношение друг к другу, речевую культуру.
Оснащение урока:
• Компьютер
• Мультимедиапроектор
• Экран
• Интерактивная доска
• Учебник «Русский язык» для 2 класса, 2 часть Л.М.Зеленина, Т.Е. Хохлова Просвещение, 2006, презентация к уроку
• Карточки с заданием.

Ход урока:
I. Организационный момент.
- Дорогие, ребята! Сегодня в нашей школе необычный день. У нас в гостях учителя из различных школ. И я надеюсь, что им в нашей школе понравится, а вы сумеете показать свои знания и умения. На уроке вы будете выполнять задания, отвечать полными ответами на вопросы, писать грамотно и красиво, внимательно слушать вопросы учителя и ответы своих друзей, помогать друг другу в сложных ситуациях.

II. Актуализация знаний.
- Посмотрите на нашу ромашку. Сколько лепестков с частями речи открыто?
- Назовите части речи, которые мы с вами изучили.
- Какую часть речи мы изучили последней? (имя прилагательное)
- Что вы о ней узнали? (Ответы детей)
- Как вы думаете, всё ли вы знаете об имени прилагательном? (Нет)
- Готовы продолжить работу?

III. Постановка учебной задачи
- Мы с вами вспомнили, что такое имя прилагательное. Сегодня мы с вами побываем в сказке и откроем для себя новое об этой части речи.
За горами, за лесами,
За широкими морями,
В чудном домике своём,
Живут гномы всемером.
- В какую сказку мы с вами попали? (Белоснежка и семь гномов)
В гости к гномикам пришли Незнайка и Знайка.
- Что вы можете сказать о них?
- А вам кто больше нравится, Знайка или Незнайка?
- На кого вы хотите быть похожими?
- О них ещё говорят: Знайка трудолюбивый, а Незнайка ленивый.
- Почему о них так отзываются?
- Можно ли сказать, что эти качества их сближают? (нет)
- Прилагательные, которые указывают различные качества, называют противоположными по смыслу. Добрый, а наоборот? (злой)
- Какое противоположное по смыслу слово можно подобрать к слову весёлый? (грустный)
- А вот гномики были добрые, заботливые, уважительные. Это слова близкие по смыслу или противоположные? (близкие по смыслу)
- Кто может сказать: какая тема нашего урока? (прилагательные близкие и противоположные по значению)
- А кто знает, как эти слова называются? (у учащихся возникают затруднения)
- Нам поможет ответить на вопрос материал учебника. Откройте учебники на странице 51. Прочитайте рубрику сведения о языке.

IV. Первичное закрепление.
- Дополните предложения.
- Ребята, откройте тетради, запишите число.
Белоснежка попросила гномиков приготовить для вас задания, но для того, Чтобы хорошо выполнить их задания нужно подготовить пальчики.
Пальчиковая игра «Пчёлки»
Домик маленький на ёлке,
(Одна рука согнута в локте, стоит на столе. Все пальцы растопырены, большой пальчик отведен в сторону. Это "ёлка".
Пальцы второй руки показывают круг ("улей"), при этом располагаясь на "ветке елки" - большом пальце первой руки.)

Дом для пчёл, а где же пчёлки?
Надо в дом постучать,
(Обе руки сжаты в кулачки и присоединены друг к другу.)
Раз, два, три, четыре, пять! (На каждый счет разводим в сотроны кулачки и соединяем вместе.)
Я стучу, стучу по ёлке,
(Постучать кулачком одной руки по столу, или по другой поверхности.)
Где же, где же эти пчёлки?
(Обе руки разведены в стороны.)
Стали вдруг вылетать:
(Пальцы одной руки соединены в круг - показываем "улей", вторая рука рядом, имитирует "вылетающую пчелку". На ней все пальцы растопырены и шевелятся.)
Раз, два, три, четыре, пять!
(Пальцы обеих рук растопырены, шевелятся - показываем двух "пчёлок".)

1. Первый гномик приготовил для вас следующее задание: отгадайте загадки, напишите отгадки в тетрадь и припишите к ним по два прилагательных, близкие по смыслу.
1. Не умеет он играть,
А заставит танцевать,
Нарумянит всех людей,
Кто же этот чародей?
Ответ: Мороз - сильный, крепкий.
2. Вперевалку зверь идет.
По малину и по мед.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны.
Ответ: Медведь – неуклюжий, неловкий, неповоротливый, нерасторопный.
3. Он большой, как мяч футбольный!
Если спелый — все довольны!
Так приятен он на вкус!
Что это за шар?
Ответ: Арбуз – сладкий, сахарный, медовый, сладостный.
4. В серой шубке перьевой.
И в морозы он герой.
Скачет, на лету резвится -
Не орел, а все же птица.
Ответ: Воробей – быстрый, беглый, проворный, прыткий, резвый, бойкий.

V. Закрепление изученного материала.
- Достаточно ли одного упражнения для усвоения нового материала? (Нет)
- Что ещё надо сделать, чтобы хорошо понять новый материал? (Потренироваться)
- Итак, посмотрим, какие задания нам приготовили остальные гномики.
2. Второй гномик предлагает вам выполнить задание на карточках: соотнесите слова из левого столбика с их синонимами из правого.

Неразговорчивый горячий
невнимательный мужественный
храбрый рассеянный
жаркий быстрый
скорый молчаливый
- Проверим как выполнили задание.
Вывод: Напомним гномикам, что такое синонимы?
3. Третий гномик предлагает вам отдохнуть. (Физминутка)
- Четвертый гномик хочет узнать, запомнили ли вы как называются слова, противоположные по смыслу? (Антонимы)
4. Он (четвертый) предлагает вам подобрать антонимы к словам:
Тихий - ... светлый - …
холодный - … прямой - …
дальний - … глубокий - …
шумный, горячий, кривой, тёмный, мелкий, ближний
5. Пятый гномик приготовил для вас физминутку для глаз.
6. Шестой гномик предлагает вам игру «Найди пару»
горячий низкое
тёмная маленькие
высокое холодный
прозрачный светлая
большие мутный
А теперь Белоснежка хочет проверить, сумели ли гномики объяснить вам, что такое антонимы и что такое синонимы, и предлагает такую игру.
Добрыня Никитич Змей Горыныч

Добрый, великодушный, коварный, подлый, справедливый, злой, честный, лживый.
- Прочитаем слова.
- Значение всех ли слов вам понятно?
- Кто сможет объяснить значение данных слов?
Великодушный – человек способный простить.
Справедливый – правильный, истинный.
Подлый – бесчестный, низкий в нравственном отношении.
Коварный – делает из–под тешка.
Вывод: Что называется антонимами? (Слова, противоположные по смыслу)
- Что называется синонимами? (Слова, близкие по смыслу)
7. Последний гномик приготовил задание на дом: страница 52, упражнение 80

VI. Рефлексия
Пока вы выполняли задания, в саду у гномов выросло удивительное дерево. Благодаря нему каждый из вас может показать пользу или бесполезность сегодняшнего урока.
• Если урок для вас прошел интересно, и вы остались довольны, вы прикрепите к дереву - яблоки.
• Если урок не отличался от прежних и ничего нового он вам не принес – вишенки.
• А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то – красный мухомор

Автор: Пижамова Наталия Васильевна  Пижамова
МОУ Подбельская СОШ
14.03.2010 2 18524 3319

Скачать материал с сайта



Читайте новые статьи
Популярные статьи
Другие новости
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 2
avatar
2 Поляша • 10:46, 06.02.2011
Спасибо за замечательную работу!
avatar
1 Людмила Пижамова • 23:23, 27.03.2010
Очень хороший материал, грамотно построенный конспект, интересная презентация, успехов автору в нелёгком деле!

Новости образования и науки: