Конспект по теме: "Словообразование. Разбор слова по составу"; 3 класс



Конспект

урока русского языка в 3 классе

по теме: «Словообразование. Разбор слова по составу».

Учитель начальных классов

ГОУ СОШ № 1945 г.Москвы

Калинина Наталья Викторовна.


Образовательные:

-уточнить понятия «корень», «основа», «приставка»,

«суффикс», «окончание»;

-создать с учащимися алгоритм разбора слова по составу;

Развивающие:

-развивать умения планировать, контролировать, регулировать

и анализировать собственную учебную деятельность;

-развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;

-развивать умение работать с источниками информации;

-развивать сообразительность, мышление, память.

Воспитательные:

-создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку

русского языка путём вовлечения каждого в активную

деятельность;

-воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;

-воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.




1.Организацион-ный момент.






«Мозговая разминка»


2. Актуализация знаний.












3. Чистописание.










4. Сообщение темы урока.



5. Включение в тему.






















Орфографическая гимнастика.



6. Работа над алгоритмом.



















7. Практическое применение.








8.Творческое применение знаний.











9. Подведение итогов урока.






10. Информация о домашнем задании.

На доске зашифровано высказывание немецкого философа Фихте

Иоганна Готлиба. Давайте попробуем его расшифровать.

«!ьтавовтсйеД !ьтавовтсйеД !меувтсещус ым огеч идар, от отЭ»

(«Действовать! Действовать! Это то, ради чего мы существуем!»)

-Если мы будем действовать сегодня дружно, сообща, то достигнем цели

нашего урока.

-Включиться в работу нам поможет «мозговая разминка».


«Ленивые восьмёрки»


-Чтобы собрать наше внимание проведём «Разминку для ума».

Отвечаем хором, быстро.

  • Часть слова, которая служит для связи слов в предложении

называется

  • Общая часть родственных слов называется …

- Как называется второй зимний месяц?

  • Что находится между городом и селом?

  • Разделительный твёрдый знак пишется после ….

  • Часть слова без окончания называется …

  • Назовите слово, противоположное слову враг.

  • Чем кончается лето и начинается осень?

- Сколько гласных букв в русском алфавите?

-Определим букву, которую мы будем писать на минутке чистописания.

Она находится в слове, которое является лишним в данной группе и

обозначает мягкий согласный, который находится в суффиксе этого слова:


пейзаж январь рисовать мороз

(Лишнее слово рисовать, т.к. обозначает действие; мягкий согласный в суффиксе т,)

Определим порядок следования элементов в ряду: т/тт//ттт///


-Напишем эту цепочку букв в указанной последовательности до

конца строки.

На доске ряд букв:

-Отыщем тему урока в ребусе.

ПСРЛИОСВТОАОВБКРААСЗУОФВФАИНКИСЕ

(СЛОВООБРАЗОВАНИЕ)


-Какие слова остались?

-Для чего нужны приставка и суффикс?


-Поверим домашнее задание.

Словарь «Учусь правильно образовывать слова» (И.В.Курочкина)

Проверка работы со словообразовательным гнездом стр.91.

-С словообразовательным гнездом какого слова работали? (чистый)

-Прочитаем слова, образованные приставочным способом.

-Прочитаем слова, образованные суффиксальным способом.


Словарная работа.

рисовать пейзаж

мороз январь

-Прочитаем слова. Что общего у этих слов? Какое слово лишнее?

-Какое задание можно придумать с этими словами?

-Образуем новые слова, выделим ту часть слова, с помощью которой

образовалось новое слово:

Один учащийся выполняет работу на карточке.

Проверка с помощью кодоскопа.

-Каким способом образованы слова?

-Кто образовал другие слова?

-Зачем нужно уметь образовывать слова разными способами, определять

состав слова? (Чтобы расширять свой словарный запас, уметь правильно определять место

орфограммы в слове.)


-Определим место орфограммы в словах. Покажем место безударной гласной

в корне жестами.

Побег, денёк, кисточка, рассвет, в клетке, водить, пишет, ключик. Отлично!


-А что нам может помочь действовать организованно и научиться быстро

и грамотно разбирать слова по составу? (План действия, алгоритм).

-Следовательно, какова же цель нашего урока? (Составить алгоритм разбора слова

по составу).

У детей на партах пошаговый план алгоритма. Учащиеся работают в парах.

-Составим алгоритм разбора слова по составу.


-Запиши слово.

-Измени слово и выдели окончание.

-Отдели окончание от основы и выдели основу.

-Подбери однокоренные слова и выдели корень.

-Найди и обозначь приставку и суффикс.


Проверка:

-Какой первый шаг?

-Что нужно сделать потом?

-Мы составили свой алгоритм. Давайте убедимся в правильности его

построения. Откройте учебник на стр.136.

-Чем отличается наш алгоритм от предоставленного в учебнике?

(Для устного разбора, а наш для письменного).


Эстафета.

На доске записаны слова в 3 столбика. Учащиеся по цепочке выходят к доске

и выделяют части слова, используя алгоритм.

перегородка выговор ореховый

побег подорожник предвестник

желтизна соседка просмотр

Проверка с помощью светофоров.

-Вы научились разбирать слова по составу. Молодцы!



Работа с текстом.

-Посмотрите на экран. Подумайте, что же мы сейчас будем делать?

(Подбирать слова к схемам, чтобы из них получилось предложение.)

Работа по вариантам. Каждый вариант получает по два предложения, в которых

некоторые слова заменены схемами.

Два человека работают на карточках.

Проверка с кодоскопом.


Метель спрятала (укрыла) лесные дорожки (тропинки).

Мягко похрустывает (поскрипывает) под ногами снег.

Деревья замерли (застыли) в зимнем сне.

Пушистая (ледяная) изморозь покрыла ветви.


-Прочтём полученные предложения? Кто подобрал другие слова?

-Что у нас получились? Как можно его озаглавить?


Сделаем вывод:

-Могут ли существовать приставки и суффиксы в речи самостоятельно,

отдельно от слова? (Нет). Мы собрали части и получили слово.

Действовали вместе и получили текст.

-Сегодня на уроке: Мы составили…

Мы научились…


Продолжите наш рассказ. Придумайте 2 предложения и зашифруйте их

с помощью схем.



САМОАНАЛИЗ

урока русского языка в 3 классе.

Форма обучения - урок.

Тип урока – закрепление и коррекция знаний знаний.

Тема данного урока: «Словообразование. Разбор слова по составу».

Задачи урока:

Образовательные:

-уточнить понятия «корень», «основа», «приставка», «суффикс», «окончание»;

-создать с учащимися алгоритм разбора слова по составу;

Развивающие:

-развивать умения планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную учебную деятельность;

-развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;

-развивать умение работать с источниками информации;

-развивать сообразительность, мышление, память;

Воспитательные:

-создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;

-воспитание культуры речи, любви к слову, родному языку;

-воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.


Анализ основных этапов урока:

  1. Организационный момент.

Цель данного этапа – обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке, психологически и эмоционально подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию. Этап был кратковременным. Класс и оборудование подготовлены к уроку. С самого начала создана доброжелательная, располагающая обстановка.

2. Следующим был этап актуализации и коррекции знаний.

Цель этапа – актуализировать знания учащихся по теме.

Формой проведения была выбрана «Разминка для ума» по методике

Н. Винокуровой, задания которой рассчитаны на проверку сообразительности, быстроту реакции, готовность памяти.

«Разминке» предшествовала здоровьесберегающая «Мозговая гимнастика». Упражнение «Ленивые восьмёрки» активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания.

3. Подготовка к активному и сознательному усвоению учебного материала.

Цель этапа – подготовить учащихся к основному виду деятельности, доминирующему на уроке - формированию познавательных интересов.

На этом этапе использовался метод постановки проблемной ситуации. Таким образом, детьми, при незначительной помощи учителя, была названа тема урока.

При проверке домашнего задания формировалось умение работать с источниками информации (ориентироваться в информационном пространстве).

В работе со словарными словами наряду с расширением словарного запаса учащихся, развивались такие учебно-логические умения, как анализ, синтез, обобщение. На этом этапе была проведена орфографическая физкультурная минутка, направленная на развитие культуры общения (общение с помощью жестов).




4. Изучение нового материала.

Цель этапа – создание учащимися образовательного продукта – алгоритма разбора слов по составу. Использование индуктивного метода, от частного к общему, позволило учащимся собрать «шаги» и получить план действий.

5. Практическое применение знаний.

Цель этапа – закрепить полученные знания, повысить уровень осмысления материала.

Практическое применение осуществляется в виде групповой работы с использованием игровой ситуации - «эстафеты». Следующей ступенью усвоения материала было творческое применение знаний на создании текста.

6. Подведение итогов.

Цель этапа – дать анализ успешности усвоения знаний. На этом этапе был подведён итог урока.


В ходе работы на уроке мною были использованы следующие методы работы:

репродуктивный – формирование умений и навыков через систему упражнений;

стимулирование интереса к обучению – создание эмоциональных ситуаций;

эвристический – «открытие»;

метод организации учебно-познавательной деятельности (словесный, частично-поисковый, проблемный, беседа);

Выбор данных методов способствует вооружению школьников прочными знаниями, умениям и навыками, а также умению переносить их в новые ситуации, обеспечивает связь с жизненным опытом учащихся, создаёт условия для активной мыслительной деятельности.

На уроке мною использовались такие формы организации учащихся как:

-коллективная (фронтальная)

-работа в парах

-групповая

-индивидуальная

Кабинет был подготовлен к уроку. Доска оформлена: написана тема, слова-карточки, алгоритм разбора по составу, плёнки для кодоскопа. На уроке использовались технические средства обучения, виды обратной связи (светофоры, кодоскоп).

На мой взгляд, высокая работоспособность обучающихся поддерживалась благодаря разнообразию видов деятельности, доброжелательной обстановке на уроке, общей заинтересованности, эмоциональному настрою.

На протяжении всего урока мы не только учились, но и формировали общеучебные умения и навыки, готовились к способности заниматься самообразованием. Велась работа по

1) формированию специальных или общеучебных умений и навыков учащихся:

-учебно-управленческих - умение планировать деятельность;

- контролировать;

- рефлексировать;

- работать в темпе, общаться.

-учебно-логических - умение анализировать, сравнивать, обобщать;

- приводить доказательства, обосновывать свой ответ, комментировать ответ товарища;

-учебно-информационных – умение работать с источниками информации

  • умение работать письменными текстами;

2) а также над развитием личностных качеств учащихся:

-когнитивных качеств - умение выделять главное, существенное;

-креативных качеств – умение создавать образовательный продукт в ходе индивидуальной самореализации;

-методологических качеств - умение планировать деятельность;

- умение рефлексировать.

Поставленные задачи решены.



Полный текст материала Конспект по теме: "Словообразование. Разбор слова по составу"; 3 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Калинина Наталья Викторовна  kalinina61
15.01.2011 4 17932 3625

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК