Урок литературного чтения в 3 классе на тему: «Жизнь дана на добрые дела» ( по сказке А.П.Гайдара «Горячий камень)




Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Сорокинская средняя общеобразовательная школа №2»










Урок литературного чтения в 3 классе на тему:


«Жизнь дана на добрые дела»


( по сказке А.П.Гайдара «Горячий камень)








Учитель:

Новосельцева Т.А.














с.Большое Сорокино


2009год



Тема: «Жизнь дана на добрые дела»

( по сказке А.П.Гайдара «Горячий камень»)

Цели:

1.познакомить учащихся с биографией А.П.Гайдара;

2. совершенствовать умения определять жанр и тему произведения;

3. учить анализировать текст;

4.учить работать с дополнительной литературой, Интернет – ресурсами;

5. учить высказывать свои суждения по предложенным вопросам;

6.воспитывать уважение к людям старшего поколения.

  1. Организационный момент.

( У нас сегодня на уроке присутствуют гости. Повернитесь, улыбнитесь гостям, друг другу. И с таким прекрасным настроением позвольте мне начать урок)

  1. Вступительное слово.

1. К сегодняшнему уроку мы готовились заранее. Самостоятельно прочитали произведение А.П.Гайдара.

- А вам хотелось бы сегодня на уроке узнать биографию этого замечательного человека?

(это будет наша первая задача)

познакомиться с биографией А.П.Гайдара ( сл. №1)

Как вы думаете, мы сегодня на уроке будем продолжать совершенствовать умения работать с текстом?

(это будет наша вторая задача)

продолжить умение работать с текстом

III. Прежде, чем мы преступим к работе над произведением, давайте послушаем некоторые факты из жизни А.П. Гайдара.( рассказывают подготовленные дети)


Родился Аркадий Петрович Гайдар (настоящее фамилия – Голиков) 22 января 1904 года, в небольшом городке Курской области. В 1912 году семья переезжает в Арзамас. Именно Арзамас Аркадий Петрович считал своей Родиной потому, что здесь прошло его детство. ( сл. №2)


В декабре 1918-го года Гайдар уходит в Красную Армию. Так заканчивается детство и начинается военная деятельность. В декабре 1919 года на Польском фронте он уже командовал взводом, получает ранение в ногу и поэтому приезжает на побывку домой. В марте 1920 года приезжает в Москву за новым назначением. И он вновь в Красной Армии - командир полка. Но по состоянию здоровья ему дали шестимесячный отпуск. Это было начало прощания с Красной Армией. Вышел из армии 1924 году, потому что заболел. (сл № 3)


Когда в 1941 году на страну напала фашистская Германия. Гайдар не мог остаться в стороне. Он уезжает на фронт в качестве корреспондента газеты «Комсомольской правды».

Гайдар погиб 26 октября 1941 года в результате стычки с немецкой засадой. (сл.№4)


Вот оказывается, каким замечательным человеком был А.П.Гайдар.

IV.Работа с выставкой рисунков.

У нас в классе есть ребята, которые уже прочитали некоторые произведения А.П.Гайдара.

«Чук и Гек»

«Совесть»

« Сказка о военной тайне»

« Тимур и его команда»

V. Работа над произведением

  1. Как называется произведение, которое вы прочитали дома?

- Определите жанр этого произведения.

Почему сказка?

Какова её тема?

Выберите, пожалуйста, модель обложки и обоснуйте свой выбор.

  1. Тема: «Жизнь дана на добрые дела»

( по сказке А.П.Гайдара «Горячий камень») (сл.№5)

- Я бы вот так обозначила тему урока. Как вы понимаете смысл пословицы.

  1. Словарная работа

  2. Работа по частям (1 часть)

- Назовите действующих лиц сказки. Кто из них вам понравился и почему?

Что вы можете сказать об Ивашке?

( 2 часть)

- Что вы узнали об Ивашке из 2 –ой части?

(Ивашка полез в колхозный сад, чтобы «тайно насытиться» яблоками до отвала.)

- Чем закончилась попытка незадачливого Ивашки поживиться колхозными яблоками? – зачитать

(Зацепился штаниной за гвоздь ограды, свалился в колючий крыжовник, оцарапался, взвыл и был схвачен сторожем)

- Прочитайте и сравните слова:

свалился – упал;

взвыл – закричал, заплакал, завопил;

схватил – поймал, задержал (сл. №6)

- Есть ли разница в их значении? Какое отношение рассказчика к Ивашке

( сочувствие или осуждение) передаётся этими словами?

Лёгкая насмешка автора над мальчиком, он ещё очень маленький и не может обдумать свои поступки и их последствия.

- Каким же увидел сторож Ивашку? - зачитать

(перепуганный, руки в ссадинах, клок от штанов висит, как овечий хвост, по щекам текут слёзы)

- Какое впечатление произвёл его вид на старика? Какое наказание ожидал получить Ивашка? Какое из них было бы для него хуже? Почему? Как поступил старик? Какие человеческие качества проявились в его отношении к Ивашке? -

( 3 часть)

- Переживал ли Ивашка, совершив такой поступок? Из каких слов это видно?

( обратить внимание на глаголы: забрёл – шёл бесцельно, тихо, видимо думая над тем, что случилось), попал – случайно оказался) (сл. № 7)

- Почему Ивашка решил, что обнаруженный им камень волшебный?

- О чём размышлял и чем был огорчён?

( 4 часть)

Читают «цепочкой»

- Расскажите, каким увидел Ивашка старика. С какими мыслями он к нему подошёл? – зачитать. Почему Ивашка решил помочь? Найдите слова в тексте, которые передают отношение рассказчика к Ивашке( добрый, благородный, хорошие мысли у него)

- Как характеризуют Ивашку такие слова: «Но рассердить старика отказом он не решился»? (Сл.№8)

(5часть )«Устное рисование»

Расскажите, как Ивашка тянул камень из болота.

- Какие мысли заставили Ивашку поднимать камень? - зачитать.

Почему он сам не разбил камень, а предложил это сделать старику? Почему он считал старика несчастным человеком? Какую « счастливую жизнь» видел Ивашка три раза? А когда вы были счастливы? (помогали кому-то…..)

Физминутка (сл.№ 9)

(6 часть ) – чтение по ролям

Каким вы видите Ивашку здесь? (Измученный, продрогший, съёжившись, сушил промокшую одежду.) Что удивило Ивашку, когда он увидел старика? Почему старик отказался разбить камень? Подумайте, в каких важных событиях в жизни нашей страны он участвовал.

(1918 год – гражданская война)

Как он сам оценил свою жизнь? ( «Прошла трудно, но ясно и честно») - зачитать

Люди по-разному понимают, что такое счастье. Но самое большое счастье выпадает на долю тех людей, которые живут вместе с народом, трудом стараются умножить красоту, богатство своей страны.

- Хотелось бы вам иметь такого друга, как Ивашка?

( 7 часть)

- Как вели себя люди, оказавшись около камня? Почему рассказчик не захотел воспользоваться волшебным камнем?

Предположить? – разобьёт кто- нибудь или нет

VI.Заключение

1. Задачи – вернуться ( сл. №10)

2. Подведение итога работы.


«Горячий камень» - воспринимается как подлинная, мудрая повесть, и что особенно дорого, как сказка Гайдара о себе самом, как образное завещание Гайдара, оставленное перед смертью своим читателям детям. ( сл. №11)

Прожил он всего 37 лет.

Первоначальная памятная доска на могиле А.П.Гайдара, установленная жителями Лепляева после освобождения в 1943 году. (сл. №12)

Почему писатель назвал себя Гайдаром – точно никто не знает. Слово «Гайдар» есть в монгольском языке, оно значит: всадник, скачущий впереди войска.

3. Песня «Гайдар шагает впереди» прослушивают в грамзаписи

Автор- Добронравов и гребенников

Композитор – Пахмутова )

3.Рефлексия

К кому из героев сказки можно отнести эту пословицу? (сл. №13)

Какими чертами характера должен обладать человек, чтобы так достойно прожить жизнь?

( выбрать: добрый, храбрый, внимательный, заботливый, настойчивый, честный, скромный, порядочный, смелый, отважный или злой, трусливый, жадный, лживый,грубый)- составить цветок

VI. Д/З

Взять интервью у родителей, соседей «Хотели ли вы начать жизнь сначала?»




















Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Сорокинская средняя общеобразовательная школа №2»










Урок литературного чтения в 3 классе на тему:


«Жизнь дана на добрые дела»


( по сказке А.П.Гайдара «Горячий камень)








Учитель:

Новосельцева Т.А.














с.Большое Сорокино


2009год


Полный текст материала Урок литературного чтения в 3 классе на тему: «Жизнь дана на добрые дела» ( по сказке А.П.Гайдара «Горячий камень) смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Новосельцева Татьяна Афанасьевна  Екатерина_Пашкова
16.03.2011 3 15624 2545

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК