Урок по теме "Общие мотивы и черты отличия в сказках разных народов. Арабская народная сказка "Аладдин и волшебная лампа"; 3 класс

Урок по теме "Общие мотивы и черты отличия в сказках разных народов. Арабская народная сказка "Аладдин и волшебная лампа"; 3 класс

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

3 класс

Тема урока: «Общие мотивы и черты отличия в сказках разных народов.

Арабская народная сказка «Аладдин и волшебная лампа».


Цель урока: 1. Выявить общие мотивы и черты отличия в сказках разных народов на примере арабской народной сказки «Аладдин и волшебная лампа» и русской народной сказки «Сивка-бурка». Учить детей анализировать текст.

  1. Развивать творческие способности учащихся, умение работать в группах, умение строить свои взаимоотношения на основе диалога.

  2. Прививать интерес к чтению произведений мировой художественной литературы.


Этап урока

Содержание урока

Примечание

I



II



























































































































III


Организационный момент. Приветствие - Рада вас видеть, слышать и чувствовать.


  1. Беседа.

- Сегодня мы начнем наш урок с музыкального произведения. Послушайте фрагмент этой мелодии и скажите, что она вам напоминает.

(Восточные сказки)

- Действительно, сегодня мы продолжим разговор о сказке «Аладдин и волшебная лампа»

- Кто автор этой сказки?

- Вспомните виды сказок.

Бытовые

Сказки о животных

Волшебные

- Выберите вид, подходящий для этой сказки. - Почему вы сделали такой выбор?


2. – Сегодня мы проведем небольшую исследовательскую работу и для этого давайте вспомним сказку. Найдите и прочитайте начало (завязку), кульминацию, концовку.

- Послушайте отрывок, где говорится о том, как магрибинец под деревом угощал Аладдина.

- Может ли этот отрывок подтвердить наше предположение, что сказка волшебная? Почему?

3. - В сказке встретились новые слова, вспомним, что они означают:

чалма – головной убор в восточных странах

магрибинец – человек с запада, чужестранец

султан – правитель страны

глашатай – человек, который объявлял народу известия, приказы

диван – собрание советников султана, помещение, где проходит это собрание

визирь – министр, советник султана


- А это слова из сказок какого народа:

Лукошко, лошаденка, вещий каурка, царь, вещунья?

- А в повседневной жизни мы их употребляем?

- А ещё какие русские народные сказки вы знаете?

- Есть ли среди этих сказок лишняя?

ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ

ТЕРЕМОК

СИВКА-БУРКА Почему?

Сказка волшебная как и Аладдин.

- Как вы думаете, почему мы вспомнили русские народные сказки?

Будем сравнивать…

- Верно, наша исследовательская работа будет заключаться в сравнении сказок разных народов на примере русской народной сказки «Сивка-бурка» и арабской народной сказки «Аладдин и волшебная лампа». - Что значит сравнить сказки?

- Что общего и в чем отличие сказок разных народов?

Ф И З М И Н У Т К А

(круговые движения головой, туловищем как будто джинн выбирается из бутылки)

  1. Для проведения исследования я предлагаю вам разделиться на группы:

      1. группа - создает образ главного героя в обеих сказках

(словесный портрет или можно нарисовать, отметить характер главного героя);

      1. группа - сравнивает сюжетную линию (как начинается, какова концовка, что происходит с главным героем в обеих сказках);

      2. группам - находит особенности волшебных сказок (волшебные предметы, числа, помощники, слова);

      3. группам - находит национальные особенности (слова, присущие только сказкам этого народа).

(Детям, не пожелавшим работать ни в одной группе, задание – выразительно прочитать понравившиеся отрывки из сказок).


- Давайте вспомним правила работы в группах:

1. Высказывайте свою точку зрения по очереди, не перебивая говорящего;

2. Смотрите на говорящего;

3. Возражая или соглашаясь, обращайтесь к говорящему лично.

4. Помните, что от вашей работы зависит работа всей группы.


4. Работа в группах.





5. Проверка задания.

Сивка-бурка

Аладдин

1. Одинаковый статус главного героя.

крестьянский сын сын бедного портного


2. Счастливая концовка.

счастливая концовка счастливая концовка

испытания испытания


3. Наличие волшебных слов, помощников, предметов.

заклинание потирание лампы

конь – Сивка-бурка джинн

перстень мешок, лампа


4. Употребляются слова различные по национальной окраске, разные характеры героев.

царь султан

простак хитрец


1. Итак, поведем итог нашему исследованию:

- Какой вывод можно сделать, сравнив арабскую и русскую народные сказки?

Сказки разных народов мира имеют одни корни, строятся по одному сюжету, но имеют разные национальные особенности.

- А вам какая сказка больше понравилась? Чем именно?

- Говорят «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок». А какой урок мы можем извлечь из этих сказок?

2. Домашнее задание.

  • Прочитать сказку с.122 – 147;

- Сделать иллюстрацию к сказке, прочитать понравившийся отрывок выразительно.

Индивидуальное задание – сочинить свою волшебную сказку.


  1. Определите настроение, с которым вы работали на уроке.

- Урок окончен, удачного дня.










Слайд 1 (Тема)




















Словарная работа.

Слайд 2 (Слова восточной сказки).








Слайд 2 (Слова русской народной сказки)



Слайд 3. (Название сказки + иллюстрация)








Слайд 4 (Цель урока)

Постановка учебной задачи.











Слайд 5 (Задания группам)










Для детей, которым «все равно какую работу выполнять, лишь бы помочь».



Слайд 6 (Правила работы в группах)









Дать задания-памятки на листках – дозированная помощь учителя.


Слайд 7



Слова дети пишут на карточках во время работы в группах, затем произносят их и слова появляются на экране.























Слайд 8 (Вывод)








Слайд 9 (Д.з)


.





Слайд 10 (Рефлексия)


Гращенко Инна Валерьевна

учитель начальных классов

высшей категории

НМОУ «Гимназия № 59»

г. Новокузнецк























Задания-памятки.


1 группа

Как выглядит главный герой?

Из какой семьи родом?

Каков характер главного героя?

Иллюстраторы: образ главных героев.




2 группа

Как начинаются сказки?

Какие испытания проходят главные герои?

Как заканчиваются сказки?



3 группа

Наличие волшебных предметов,

волшебных помощников,

волшебных слов,

волшебных чисел.




4 группа

Национальная окраска:

Как называются правители страны, их советники, имена людей.








7



Полный текст материала Урок по теме "Общие мотивы и черты отличия в сказках разных народов. Арабская народная сказка "Аладдин и волшебная лампа"; 3 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гращенко Инна Валерьевна  Minuta
16.08.2011 1 5191 783

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК