Обобщающий урок литературного чтения в 3 классе «Великие русские писатели»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Мамонтовская СОШ» Мамонтовского района Алтайского края













Конспект обобщающего урока литературного чтения в 3 классе

по учебнику Л.Ф.Климановой


«Великие русские писатели»

















выполнила

Вастьянова Лариса Леонидовна -

учитель начальных классов







с. Мамонтово

2011

Цели урока: обобщить сведения учащихся о писателях, изученных в разделе;

совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворений, басен;

приобщать учащихся к познанию литературного наследия;

поддерживать интерес к чтению на основе межпредметной

связи с уроками изобразительного искусства, музыки,

окружающего мира.


Продолжительность урока: 40 минут


Оборудование: мультимедийный проектор


Ход урока

Учитель: Всем, всем, всем - добрый день!

Все умеем мы читать,

Говорить и рассуждать.

И сегодня мы все вместе

Великих русских писателей

Будем изучать!


Начнем наш урок с речевой разминки (дети читают текст стихотворения, выделяя голосом обозначенные слова) – слайд 2


«Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно!»


Каких великих русских писателей вспомним на уроке. Кто это? (по мере ответов учитель открывает фамилии писателей по щелчку или после всех ответов для проверки: всех ли писателей нам удалось назвать?) Слайд 3

Этих писателей знают в России и мире. Мы постараемся их «узнать в лицо» по портрету - слайд 4.


Знакомясь с произведениями великих русских писателей, нам удалось узнать некоторые факты их жизни, детства, творчества. По воспоминаниям биографов давайте постараемся определить, о каком писателе идёт речь?

Учащиеся на слайде читают текст, определяют указанного писателя, появляется его портрет и фамилия) - слайд 5 - 8


Узнавая о творчестве великих русских писателей, мы встретились с названиями интересных мест, фамилиями, именами, отчествами близких им людей, без которых их жизнь невозможно представить. Определите, для какого писателя подходят слова, которые могут быть размещены рядом с его портретом - слайд 9 -12 - анимацией исчезновения убираются ненужные слова.


Учитель: Кто сказал (но без подсказки):

«Что за прелесть эти сказки!» - слайд 13.


Какую сказку этого писателя в разделе «Великие русские писатели» мы изучили? Постарайтесь дать её полное название.

«Эти предметы, героев из сказки -

Ты знаешь!

Если вспомнишь - отгадаешь!

А не вспомнишь - ну так что ж…

Сказку заново прочтёшь!» - слайд 14


Прочитайте по памяти подходящие строчки к иллюстрациям (три девицы, белка, бочка) - слайды 15 – 17. В случае затруднений учитель убирает иллюстрацию анимацией исчезновения за край листа или открывает для уточнения.



Учитель: Как называется небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей? Кто из великих русских писателей баснописец? - слайд 18.


Вспомните названия изученных басен по «рассыпавшимся» картинкам. Какие это басни? Для проверки появляются стрелки, соединяющие картинки. (Басни «Ворона и Лисица», «Зеркало и Обезьяна», «Мартышка и Очки») - слайд 19


Определите, из какой басни такая мораль. Слайд 20 – 21

Эту басню мы послушаем в исполнении наших ребят.

( При инсценировке басни использовать звуковой файл, включить при словах автора: «Ворона каркнула во всё воронье горло».

Роль Вороны особо никому не хотелось озвучивать, звуковой файл помог решить проблему).

Аналогично - инсценировка басен детьми «Зеркало и Обезьяна», «Мартышка и Очки» после прочтения морали - слайды 22 - 25

Кого из писателей помогут нам вспомнить репродукции картин русских художников И. Шишкина и А.Куинджи? - слайд 26

Какие стихи М.Ю. Лермонтова мы можем прочесть наизусть, глядя на картину И.Шишкина? Чтение учащимися наизусть стихотворения «На севере диком …» - слайд 27

Какие стихи М.Ю. Лермонтова мы можем прочесть наизусть, глядя на картину А.И. Куинджи? Чтение учащимися наизусть стихотворения «Горные вершины» - слайд 28. Текст стихотворения Лермонтова использовал композитор Александр Варламов для своего романса с таким же названием. Послушайте и отдохните. Как вы считаете, какую музыку можно услышать: печальную, торжественную, грустную?

Перед вами раскрытая книга одного из великих писателей. По отдельным словам назовите его. Кто это? - слайд 29.

Из каких произведений эти слова? Слайд 30

А теперь каждое слово определим для рассказа «Акула» или «Прыжок». Пользуйтесь карточкой - сигналом: выбираете синий цвет - для рассказа «Акула», серый цвет - для рассказа «Прыжок».

У детей сигналы в виде двухстороннего круга, проверка по каждому слову на слайде, анимации с передвижением слов вправо – влево, слово «капитан» является общим - слайд 31


Учитель: Книг заветные страницы

Мы успели повторить.

И теперь настало время

Итоги подводить! Слайд 32


Слайд 33 - для творческого домашнего задания: написать письмо в прошлое «За что хотим поблагодарить великих писателей?»

Список использованных источников


http://affinity4you.dreamwidth.org/2010/01/11/

http://biblioteka-g10.ucoz.ru/index/krylov_i_a/0-38

http://900igr.net/fotografii/literatura/Romantizm/006-V.A.-ZHukovskij.html

http://tolstoy.lit-info.ru/review/tolstoy/007/619.htm

http://shop.armada.ru/genres/2038/?order=price&way=

forward&page=24

http://www.prodigest.ru/?big_pict=1&pict_id=102143

http://www.shuba-opt.ru/mail/

http://www.akulizm.ru/akula-v-literature/akula-tolstogo.html

http://www.baku.ru/frmpst-view.php?frmpst_

id=15067781&id=8388607

rusklarom.narod.rulermontov.htm

http://www.tanais.info/art/taxonomy/term/228?page=6

http://www.padabum.com/download.php?url=data/Художественная литература/Русская классическая проза/ТолстойНиколаевич Лев/Прыжок (ТолстойНиколаевич Лев).fb2


Слайд 1
МБОУ «Мамонтовская СОШ» Мамонтовского района Алтайского края Великие русские писатели Выполнила: Вастьянова Лариса Леонидовнаучитель начальных классов
Слайд 2
Речевая разминка Кто хочет разговаривать, Тот должен выговаривать Всё правильно и внятно, Чтоб было всем понятно!
Слайд 3
Великие русские писатели Александр Сергеевич Пушкин Иван Андреевич Крылов Михаил Юрьевич Лермонтов Лев Николаевич Толстой
Слайд 4
Узнай портрет! А.С. Пушкин И.А.Крылов М.Ю. Лермонтов Л.Н.Толстой
Слайд 5
О ком говорится? Переводил стихи и прозу, великолепно знал литературу, интересовался театром. Более тридцати лет проработал в Петербургской публичной библиотеке. И.А.Крылов
Слайд 6
О ком говорится? Стихи он начал сочинять, когда был совсем маленьким. Его первое стихотворение написано по-французски. А.С. Пушкин
Слайд 7
О ком говорится? «Мы даже устроили игру в муравейные братья ... Я, помню, испытывал особенное чувство любви и умиления и очень любил эту игру». Л.Н.Толстой
Слайд 8
О ком говорится? «Что же мама не идёт? Ведь Мишель всё ждёт и ждёт». М.Ю. Лермонтов
Слайд 9
Выбери подходящее • • • • • • Арина Родионовна Тарханы «Евгений Онегин» «Азбука» Ясная Поляна Лицей
Слайд 10
Выбери подходящее • • • • • • Петербургская публичная библиотека Тарханы Летний сад Ясная Поляна «Азбука» «Евгений Онегин»
Слайд 11
Выбери подходящее • • • • • • «Евгений Онегин» Ясная Поляна Тарханы «Азбука» Арина Родионовна «Война и мир»
Слайд 12
Выбери подходящее • • • • • Ясная Поляна «Горные вершины» Санкт – Петербургская офицерская школа Арина Родионовна Тарханы
Слайд 13
Кто сказал (но без подсказки): «Что за прелесть эти сказки!»
Слайд 14
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» Эти предметы, героев из сказки Ты знаешь! Если вспомнишь отгадаешь! А не вспомнишь - ну так что ж… Сказку заново прочтёшь!
Слайд 15
Вспомни подходящие строки из сказки А.С.Пушкина «Три девицы под окном Пряли поздно вечерком. «Кабы я была царица, — Говорит одна девица, — То на весь крещёный мир Приготовила б я пир». «Кабы я была царица, — Говорит её сестрица, — То на весь бы мир одна Наткала я полотна». «Кабы я была царица, — Третья молвила сестрица, — Я б для батюшки-царя Родила богатыря».
Слайд 16
Вспомни подходящие строки из сказки А.С.Пушкина «Ель растёт перед дворцом, А под ней хрустальный дом; Белка там живёт ручная, Да затейница какая! Белка песенки поёт, Да орешки всё грызёт, А орешки не простые, Всё скорлупки золотые, Ядра — чистый изумруд; Слуги белку стерегут».
Слайд 17
Вспомни подходящие строки из сказки А.С.Пушкина «В синем небе звёзды блещут, В синем море волны хлещут; Туча по небу идёт, Бочка по морю плывёт. Словно горькая вдовица, Плачет, бьётся в ней царица; И растёт ребёнок там Не по дням, а по часам».
Слайд 18
Великий баснописец Кто не слыхал его живого слова, Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения Крылова Мы с каждым годом любим все сильней.
Слайд 19
Иван Андреевич Крылов
Слайд 20
Из какой басни эта мораль? «Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок».
Слайд 21
И.А.Крылов «Ворона и Лисица»
Слайд 22
Из какой басни эта мораль? «Чем кумушек считать трудиться, Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»
Слайд 23
И.А.Крылов «Зеркало и Обезьяна»
Слайд 24
Из какой басни эта мораль? «К несчастью, то ж бывает у людей: Как ни полезна вещь, - цены не зная ей, Невежда про неё свой толк всё к худу клонит;»
Слайд 25
И.А. Крылов «Мартышка и Очки»
Слайд 26
Кого из великих русских писателей вы вспомнили?
Слайд 27
М.Ю. Лермонтов «На севере диком …» И.И. Шишкин
Слайд 28
М.Ю. Лермонтов «Горные вершины» А. И. Куинджи
Слайд 29
Лев Николаевич Толстой ОБЕЗЬЯНА ПУШКА АКУЛА ШЛЯПА АРТИЛЛЕРИСТ
Слайд 30
Слайд 31
К какому рассказу относятся эти слова? АКУЛА ПУШКА МАЛЬЧИК КАПИТАН МАЛЬЧИКИ РУЖЬЁ ОБЕЗЬЯНА ШЛЯПА
Слайд 32
Оцениваем свою работу!
Слайд 33
Дома: написать письмо в прошлое «За что я бы поблагодарил великих русских писателей?»
Слайд 34
Список использованных источников http://affinity4you.dreamwidth.org/2010/01/11/ http://biblioteka-g10.ucoz.ru/index/krylov_i_a/0-38 http://tolstoy.lit-info.ru/review/tolstoy/007/619.htm http://900igr.net/fotografii/literatura/Romantizm/006-V.A.-ZHuko ij.html http://shop.armada.ru/genres/2038/?order=price&way= forward&page=24
Слайд 35
Список использованных источников http://www.prodigest.ru /?big_pict=1&pict_id=102143 http://turtleland.livejournal.com/ teremok.in›Pisateli…pis/Zerkalo_obezjana.htm http://www.shuba-opt.ru/mail/ http://www.shuba-opt.ru/mail/ http://www.baku.ru/frmpst-view.php?frmpst_ id=15067781&id=8388607 http://www.akulizm.ru/akula-v-literature/akulatolstogo.html
Слайд 36
Список использованных источников rusklarom.narod.ru›lermontov.htm http://www.tanais.info/art/taxonomy/term/228?page=6 http://www.padabum.com/download.php?url=data/ Художественная литература/Русская классическая проза/ТолстойНиколаевич Лев/Прыжок ( ТолстойНиколаевич Лев).fb2

Полный текст материала Обобщающий урок литературного чтения в 3 классе «Великие русские писатели» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Вастьянова Лариса Леонидовна  ЛАРИСА9285
25.01.2012 0 25291 5927

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК