План-конспект урока литературного чтения по теме: «Жизнь и творчество С.В.Михалкова» 3 класс


МОУ лицей №2

Павлово-Посадского муниципального района Московской области







План-конспект

урока литературного чтения

в 3-м классе по теме

«Жизнь и творчество С.В.Михалкова»



+

Автор: Скородумова Светлана Леонидовна,

Учитель начальных классов,

Высшая квалификационная категория











2011- 2012 г

Цель: познакомить детей с жизнью и творчеством писателя С.В. Михалкова; продолжить знакомить детей с произведениями С. Михалкова; отрабатывать навыки беглого, осознанного чтения; развивать внимание, память, речь учащихся; воспитывать любовь к природе и бережному отношению к ней.

Оборудование: портрет писателя С.В. Михалкова, выставка книг С.В. Михалкова, карта путешествий, фонограмма песни «Путешественники», автобус с фотографиями детей и учителя, листочки для дерева разного цвета, дополнительная литература в виде сборника стихов С.В. Михалкова.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

(под фонограмму песни «Путешественники»)

Итак, друзья внимание –

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –

Начнем скорей урок.



- Посмотрите на доску. Здесь вы видите «дерево настроений», но у этого дерева нет листочков. Листочки лежат у вас на парте. Давайте определим с каким настроением вы начинаете урок. Оранжевый – отличное настроение, коричневый - так себе, синий – плохое настроение (дети вешают листочки).

Сегодня у нас необычный урок, это будет урок – путешествие. Путешествовать мы будем на автобусе. Что интересного вы увидели? Правильно, мы все уже на этом автобусе. Правда замечательно, вы сидите за партами, а ваши фотографии путешествуют?

  1. Сообщение темы и цели урока.

-Прочитайте тему урока на доске (Сергей Владимирович Михалков).

  1. Работа над развитием речевого аппарата.

Дыхательная гимнастика:

  1. «Приподнялись, опустились» - учащиеся вдыхают воздух, произносят счет от 1 до 10 не дыша, потом увеличиваем до 20.

  2. «Неслышка» - через нос тихо делаем глубокий вдох, а также тихо постепенно выдыхаем через рот, потом тихий короткий вдох и тихий короткий выдох через рот.

  3. «дышит носик» - указательным пальчиком нажимаем на левую половинку носа, а через другую – делаем вдох, выдох; потом на правую половинку.

  4. Упражнения для артикуляции.

А) ЛИ-ЛИ-ЛИ – птицы прилетели.

Б) ЖИ-ЖИ-ЖИ – палки и стрижи.

В)КИ-КИ-КИ – лебеди и утки.

  1. Проверка домашнего задания. Станция «Школа».

Первая станция «Школа» и чтобы выехать с нее нам нужно проверить д/з. Вам было задано прочитать отрывок из произведения С.Я. Маршака «Терем-теремок» (стр. 163-165 чтение по ролям).

  1. Изучение нового материала.

  1. Знакомство с биографией С.В. Михалкова.

Вторая остановка нашего путешествия носит название «Встреча с поэтом».

Сергей Владимирович Михалков родился 13 марта 1913 года в городе Москве. Волхонка дом №6. Отец Владимир Александрович по образованию юрист. Умер, когда Сергею Владимировичу было 19 лет. Мать Ольга Михайловна учительница. Умерла, когда писателю исполнилось тридцать лет. Кроме Сергея в семье было еще 2 сына Александр и Михаил.

С.В. Михалков учился дома до пятого класса, потому что жили далеко от школы. С детства он много читал. Первое свое стихотворение сложил в девятилетнем возрасте, т.е. будучи немного старше вас. В 11 лет его стихи напечатали в журнале.

«У-у-у-у-у-у, Михалков», - скажете Вы! О нем с детства каждый знает. Сначала его произведения читают нам, потом мы читаем своим детям, потом внукам и так далее. Но перед тем, как ребята прочитают нам несколько стихотворений, давайте их вспомним. Сейчас ребята нам помогут.

Ученики читают стихотворения:

«Тридцать шесть и пять»

«Умник Атанас»

«Сашина каша»

«Лапуся»

  1. Презентация (слайд – портрет С. Михалкова)

-Ребята, какими литературными жанрами владеет этот прекрасный писатель?

(слайд – жанры)

-Сергей Михалков работает во всех литературных жанрах, кроме романа. Сегодня хочу предложить вам литературную игру по произведениям С.Михалкова.

Два часа я горевала,
Книжек в руки не брала,
Ничего не рисовала,
Всё сидела и ждала… («Мой щенок»)

«Писать красиво не легко:

Да-ёт ко-ро-ва мо-ло-ко.» («Чистописание»)

«Что случилось?

Что за крик?

-Это тонет ученик!

Он упал с обрыва в реку –

Помогите человеку!» («Дядя Степа»)

«-На привку! Первый класс!

-Вы слыхали? Это нас!...

Я прививки не боюсь:

Если надо – уколюсь! («Прививка»)

-Кто автор всех этих строк? (С.В. Михалков)

  1. Прибываем на станцию под названием «Школьная»

-Что же за ученики собрались здесь? Тихо дети, делают привки. А как это происходит нам сейчас прочитают. Стихотворение «Прививка» читает ученик.



- На прививку! Первый класс!

- Вы слыхали? Это нас!.. -

Я прививки не боюсь:

Если надо - уколюсь!

Ну, подумаешь, укол!

Укололи и - пошел...

Это только трус боится

На укол идти к врачу.

Лично я при виде шприца

Улыбаюсь и шучу.

Я вхожу одним из первых

В медицинский кабинет.

У меня стальные нервы

Или вовсе нервов нет!

Если только кто бы знал бы,

Что билеты на футбол

Я охотно променял бы

На добавочный укол!..

- На прививку! Первый класс!

- Вы слыхали? Это нас!.. -

Почему я встал у стенки?

У меня... дрожат коленки...



-Ребята, скажите, что случилось с мальчиком, ведь он говорил, что не боится прививок?

-Еще одно стихотворение прочитаю вам я. Оно про мальчика, который очень сильно хотел заболеть. Стихотворение называется «Тридцать шесть и пять»



У меня опять:

Тридцать шесть и пять!



Озабоченно и хмуро

Я на градусник смотрю:

Где моя температура?

Почему я не горю?

Почему я не больной?

Я здоровый! Что со мной?



У меня опять:

Тридцать шесть и пять!



Живот потрогал - не болит!

Чихаю - не чихается!



И кашля нет! И общий вид

Такой, как полагается!

И завтра ровно к девяти

Придётся в школу мне идти

И до обеда там сидеть -

Читать, писать и даже петь!

И у доски стоять, молчать,

Не зная, что же отвечать...



У меня опять:

Тридцать шесть и пять!



Я быстро градусник беру

И меж ладоней долго тру,

Я на него дышу, дышу

И про себя прошу, прошу:

"Родная, миленькая ртуть!

Ну, поднимись ещё чуть-чуть!

Ну, поднимись хоть не совсем -

Остановись на "тридцать семь"!"



Прекрасно! Тридцать семь и два!

Уже кружится голова!

Пылают щёки (от стыда!)...

- Ты нездоров, мой мальчик?

- Да...



Я опять лежу в постели -

Не велели мне вставать.

А у меня на самом деле -

Тридцать шесть и пять!



Что вы можете сказать о таком ученике, который не хочет идти в школу? А среди вас таких нет?



  1. Нам пора в путь. Я верю, что мальчики из прочитанных нами стихотворений исправятся. И пока мы говорили, автобус пришел на следующую остановку под названием «Фронтовая».

-В годы Великой Отечественной войны С.В. Михалков был военным корреспондентом. Ему приходилось писать очерки и заметки, тексты и листовки для различных газет, которые писали о войне. В годы войны Михалков писал не для детей, а о детях взрослым. Как, например в его стихотворении «Быль для детей». Давайте прочитаем это стихотворение по цепочке. Я начну, а вы продолжайте.

Спать легли однажды дети -

Окна все затемнены,

А проснулись на рассвете -

В окнах свет и нет войны!

Можно больше не прощаться,

И на фронт не провожать,

И налетов не бояться,

И ночных тревог не ждать.

Отменили затемненье,

И теперь на много лет

Людям только для леченья

Будет нужен синий свет.

Люди празднуют Победу!

Весть летит во все концы:

С фронта едут, едут, едут

Наши братья и отцы!

На груди у всех медали,

А у многих - ордена.

Где они не побывали

И в какие только дали

Не бросала их война!

-В первые годы войны у С.В. Михалкова родились такие строчки:

«Но никогда такой народ

Как русский наш народ

Не упадет и не умрет

И в рабство не пойдет»

-С.В. Михалков оказался прав, потому что мы выиграли эту войну и принесли мир всем людям. Михалков прошел всю войну. Награжден орденами и медалями. Встретил победу в Берлине.

За особые заслуги в развитии детской литературы он был удостоен многочисленных наград, знаний и премий, но больше всего он ценил один орден. Какой? (ОРДЕН УЛЫБКИ). Вот как говорил Михалков об этом ордене: «Орден улыбки. Я им очень горжусь. Его вручали мне в Центральном детском театре – на подносе с розой и кубком, а в нем лимонный сок. Президент Ордена сказал: «пейте, Михалков, посмотрим, как будет вести себя кавалер Ордена Улыбки». Я выпил кубок залпом. Рот до ушей и тут же экспромтом продекламировал:

Нет, вы не сделали ошибки,

Что присудили Орден мне.

Я буду с Орденом Улыбки

Трудиться для детей вдвойне».

  1. Снова пора в путь. Автобус привез нас на следующую остановку под названием «Физкультминутка»

-Мы много сделали. Путешествие трудное и я предлагаю выйти из автобуса и отдохнуть.

  1. Отдохнули? Пора в путь. Следующая остановка «Театральная».

На стихи С.В. Михалкова поставлено много детских спектаклей и снято много мультфильмов. Предлагаю вам послушать запись стихотворения «Как старик корову продавал» (прослушивание кассеты с записью стихотворения).

На рынке корову старик продавал,

Никто за корову цены не давал.

Хоть многим была коровёнка нужна,

Но, видно, не нравилась людям она.



- Хозяин, продашь нам корову свою?

- Продам. Я с утра с ней на рынке стою!



- Не много ли просишь, старик, за неё?

- Да где наживаться! Вернуть бы своё!



- Уж больно твоя коровёнка худа!

- Болеет, проклятая. Прямо беда!



- А много ль корова даёт молока?

- Да мы молока не видали пока...



Весь день на базаре старик торговал,

Никто за корову цены не давал.



Один паренёк пожалел старика:

- Папаша, рука у тебя нелегка!

Я возле коровы твоей постою,

Авось продадим мы скотину твою.



Идёт покупатель с тугим кошельком,

И вот уж торгуется он с пареньком;

- Корову продашь?

- Покупай, коль богат.

Корова, гляди, не корова, а клад!



- Да так ли! Уж выглядит больно худой!

- Не очень жирна, но хороший удой.

- А много ль корова даёт молока?

- Не выдоишь за день - устанет рука.



Старик посмотрел на корову свою:

- Зачем я, Бурёнка, тебя продаю?

Корову свою не продам никому -

Такая скотина нужна самому!

-Понравилась сказка? Удалось ли старику продать корову? Почему?

-Имя С.В. Михалкова 25 лет не сходило с театральных афиш. Во многих театрах страны шли его сказки и пьесы.



  1. А теперь опять в дорогу. Следующая остановка «Музыкальная». На этой остановке я предлагаю вам спеть. Эта песня тоже родилась благодаря творчеству С.В. Михалкову. Музыку этой песни вы слышали в самом начале нашего урока. А теперь слушаем песню «Путешественники» (Мы едем, едем, едем в далекие края…).

  2. Пора снова в путь. Следующая остановка «Прощальная».

-Итак, ребята, наше путешествие подошло к концу. С произведениями, какого автора мы сегодня начали знакомство на уроке? Что вы узнали о С.В. Михалкове? Какое из прочитанных на уроке стихотворений вам понравилось больше всего?



В заключении я хочу сказать, что за крупнейший вклад, который внес С.В. Михалков в нашу литературу, он был удостоен многих наград. А также дружил с такими детскими писателями, как С.Я. Маршак, К.И. Чуковский.

  1. Оценивание детей.

  2. Итоги урока.

  3. Домашнее задание.

Вы прочитаете вместе с родителями статью о С.В. Михалкове и расскажите на следующем уроке все, что запомните (стр. 174-175)

  1. Этап рефлексии.

Путешествие закончилось. Давайте посмотрим, изменилось ли ваше настроение по окончании урока или осталось прежним. Кто хочет поменять листочки на «дереве настроений» может это сделать прямо сейчас.

На этом урок окончен. Всем спасибо. До свидания.


Полный текст материала План-конспект урока литературного чтения по теме: «Жизнь и творчество С.В.Михалкова» 3 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Скородумова Светлана Леонидовна  Svetlana7480
06.04.2012 0 12210 1505

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК