Урок литературного чтения "Сопоставление басни Эзопа "Лисица и Лев" и басни И.А.Крылова "Лев и Лисица" для 3 класса


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 249 им. М. В. Маневича














Конспект урока литературного чтения в 3 классе


Сопоставление басни Эзопа «Лисица и Лев»

и басни И.А.Крылова «Лев и Лисица».














Учитель начальных классов

Егорова Ольга Леонидовна,

ГБОУСОШ № 249 Санкт-Петербурга


















Тема урока: Сопоставление басни Эзопа «Лисица и Лев» и басни И.А.Крылова «Лев и Лисица».


Класс: 3 класс


Программа: Система развивающего обучения Л.В.Занкова.

Цель: Познакомить с художественной идеей басни, выявить черты сходства и различия в античной и поэтической басне.

Задачи:

  1. Осмыслить и сопоставить авторские позиции в произведении;

  2. Оценить собственный эмоциональный отклик на произведения;

  3. Развивать речь ребенка через высказывание собственного отношения к изображаемому в произведениях;

  4. Продолжать изучение построения басни;

  5. Учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся.

Оборудование: иллюстрации к басням.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Работа детей

1. Подготовка к первичному восприятию.






















2. Первичное восприятие текста.


3. Проверка первичного восприятия.



4. Постановка учебной задачи.













5. Вторичное восприятие произведения.























































6. Постановка новой учебной задачи, восприятие нового произведения, проверка первичного восприятия.



































7. Обобщение.












8. Домашнее задание.

На доске иллюстрация льва и иллюстрация лисицы.

-Кто это?

-Героями произведений каких литературных жанров они могут быть?

-Что могли бы изображать в сказке?


- Вы, я знаю, читали сказки о животных, и сейчас наделяете их чертами, присущими как животным, так и человеку, проявляющих себя в определенных обстоятельствах, на стороне добра или зла.

- А в басне что хочет показать автор, используя образы героев-животных?





Прочитывание басни Эзопа «Лисица и лев» детьми.








- Согласны ли вы с тем, что в басне 2 героя?

- Давайте посмотрим, какую роль отвел Эзоп каждому? Что он хотел показать?


- Испытание какой особенности характера проходит герой?

- Почему именно льва выбрал баснописец для изображения этой ситуации испытания?

- Как интересно, мы встретились с вами не с сопоставлением, столкновением друг с другом двух разных образов, а с проявлением одного в необычной обстановке.



- Прочитайте отрывок о том, как действует лиса.


- На что обратили внимание при чтении?



- Но что руководит действиями лисы?


- Прочитаем не спеша, по частям, понаблюдаем, как Эзоп говорит об этом.













- Попробуйте найти вывод.

- Попробуйте его сами предложить.











- Кентавр Хирон предлагает нам оценить выводы к этой басне:

а) Басня показывает, что и к страшному можно привыкнуть.

б) Басня показывает, что и трусливый зверь может стать храбрым.

в) Басня показывает, что «не так страшен черт, как его малюют».

- С каким выводом вы бы согласились?

- Тем не менее, один из выводов является моралью этой басни.



- Мне очень нравится, что вы обратили на показанную в этой басне важную сторону жизни: в общении - доброжелательное отношение друг к другу. Но ведь лев мог изображать, как вы сказали вначале, ситуацию испытания характера человека. О такой ситуации и говорил Эзоп, изображая льва. Тогда терпение и стойкость необходимы в страшной, тяжелой ситуации.


- И.А.Крылов написал басню «Лев и Лисица», с которой мы тоже познакомимся, и посмотрим, только ли названиями похожи эти басни.


Чтение басни Крылова «Лев и Лисица» учителем и знакомство с первыми впечатлениями детей.




Перечитывание басни.



- Как выразительно вы прочитали эту басню. Как вам это удалось?


- Думаю, вы ощутили еще что-то. Понаблюдайте, как автор создает образ лисицы.




Лексическая работа: «не видя сроду», «со страстей чуть жива», «в разговор пустилася».

Сравниваем с языком Эзопа, вернувшись к басне «Лисица и лев».

- Кроме того, язык Басен Крылова лаконичен и точен.



- Какое настроение создает басня Крылова?




-Есть ли в басне Крылова мораль? В какой части басни вы ее нашли?

- Перечитайте ее и выскажите к ней свое отношение.



- Басни с одинаковым сюжетом имеют разные выводы. Поему же?


- Верно. Подумайте, что является ценным в жизни по мнению авторов.








- Перечитайте обе басни дома вслух, а в классе – ту, чтение которой получилось более выразительным и ярким.




-Лев и лисица.


- Сказки, басни.

- Силу и хитрость, сила и ловкость; мудрость и хитрость.





- С помощью иносказания хочет передать через образы животных какую-то жизненную ситуацию.



Дети читают по предложениям.



Дети свободно высказываются в передаче своего отношения к прочитанному.


- …?

- Лисица – действующее лицо, а Лев словно ситуация испытания для лисицы.

- (Смелости, храбрости,…).


- Лев мощный, большой, грозный – производит впечатления силы и угрозы.







Чтение второго предложения.


- Длинное предложение, автор словно сравнивает три разных действия лисицы.

- Ее чувства, меняется отношение.

Дети перечитывают, обращают внимание на речевые обороты, отражающие степень убывающего страха лисицы:

1) «так перепугалась, что еле осталась жива»;

2) «Не так сильно испугалась»;

3) «Расхрабрилась до того, что подошла и заговорила с ним», отмечают доброжелательный характер общения.

- Его нет.

- Не надо бояться неизвестного.

- Сначала нужно узнать кого-то, познакомиться, и думать, как вести себя дальше.

- Не нужно делать выводы о человеке, не подумав и не узнав его получше, первое мнение может быть ошибочным.









Дети спорят с каждым выводом.

Дети смотрят на страничку, где Хирон говорит правильный ответ.











Услышав название, дети радуются возможности снова встретиться с интересной ситуацией, вызвавшей столько чувств, споров и рассуждений.



Дети сразу начинают сравнивать 2 басни, подмечают одинаковый сюжет, наличие морали.

Перечитывание басни по 2 строчки, объединенных парной рифмой.


- Эта басня в поэтической форме.

Перечитывание отдельных строк детьми.

- Язык Крылова простой и вместе с тем яркий, он очень выразительно рисует образ лисицы.




Только сейчас дети замечают витиеватый, несколько трудный для прочтения, но очень правильный, красноречивый язык Эзопа.

Басня имеет лукавый, насмешливый характер, настроение более оживленное.

- Мораль в конце басни.


- Мораль в басне Крылова другая.

Дети высказывают свое согласие с таким выводом.


- Авторы думают по-разному.


Выясняем, что в разные времена существовали разные взгляды на жизненные проблемы. Эзоп говорит о терпении, привыкании к сложностям жизни. А И.А.Крылов – об активной роли человека.





















Использованная литература:


1. Чуракова Н.А. Литературное чтение: Учеб. для 3 кл. – Самара: Корпорация «Федоров», 2009.

2. Чуракова Н.А. Методический комментарий к учебнику «Литературное чтение. 3 класс (1-4). Первая часть», ФНМЦ им. Л.В.Занкова, М., 2002.








Полный текст материала Урок литературного чтения "Сопоставление басни Эзопа "Лисица и Лев" и басни И.А.Крылова "Лев и Лисица" для 3 класса смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Егорова Ольга Леонидовна  egorovaolga
20.06.2012 0 5445 783

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК