Открытый урок по литературному чтению "Баба-Яга" (русская народная сказка)


Баба Яга

Баба Яга ( Яга (-я) Баба, Ягабиха, Ягабова, Ягая, Ягинишна, Ягиха, Егебица; Jedza, Jedzi-baba - польское; Jenzi, Jezi-baba - словацкое, Jezinka - чешское; Гвоздензуба - сербское; Ежи баба - словенское; Яга баба - болгарское.) - загадочная лесная старуха, большуха над ведьмами.

Внешне Баба Яга - это безобразная сгорбленная старуха c длинными лохмами нечесаных волос, с длинным, синим, сопливым носом крючком, с одной костяной или золотой ногой. Ее огромные железные груди болтаются до пояса и ниже. Одета Баба в одну рубаху без опояски. Глаза Яги горят красными сполохами. Кости у нее местами выходят наружу из-под тела. У Бабы Яги костлявые руки и острые железные зубы.

Она живет в дремучем лесу или на болоте, в "избушке на курьих ножках". Окружает избушку забор из человеческих костей с черепами на столбах. На воротах вереями служат - ноги, вместо запора - руки. Вместо замка - челюсть с острыми зубами. Избушка Бабы Яги может поворачиваться вокруг оси, но в основном она обращена к лесу передом. Чтобы попасть в избушку, герою необходимо произнести заклинание: "Встань по старому, как мать поставила! К лесу задом, ко мне передом".

Баба Яга ездит или летает по воздуху в железной, каменной или огненной ступе, погоняет пестом или клюкою, помелом след заметает. Во время поезда Бабы Яги воют ветры, стонет земля, скот ревет, трещат и гнутся вековые деревья. Она похищает и поедает детей, которых она забрасывает в печь лопатой и зажаривает. Грубая старуха проводит большую часть времени сидя на печи, прядет кудель, ткет холсты. Баба Яга любит загадывать загадки и разрешать их. Она чует присутствие человека и при встрече восклицает: "фу-фу! доселева русского духа видом не видано, слыхом не слыхано, а ныне русской дух в очью проявляется!" или: "что это русским духом пахнет". Бабе Яге служат черные коты, вороны, змеи. Она знает язык животных и растений. Живет Баба Яга со своими дочерьми.

Иногда Баба бывает предрасположена к герою и хлебосольно встречает, а потом задает задание или службу. Часто задание состоит в охране кобылиц Бабы Яги, в которых превращаются ее дочери. В награду Яга одаривает волшебными вещами: огнедышащий, быстроногий конь; меч - самосек; гусли - самогуды; сапоги - скороходы; ковер - самолет; клубок, указывающий дорогу.


Баба Яга - И.Я. Билибин



Драка Бабы Яги с Крокодилом – Лубок

Баба-Яга (Яга-Ягинишна, Ягибиха, Ягишна) - древнейший персонаж славянской мифологии. Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души почивших в царство мертвых. Этим она несколько напоминает древнегреческую деву-змею Ехидну. Согласно античным мифам, от брака с Гераклом Ехидна родила скифов, а скифы считаются древнейшими предками славян. Не зря во всех сказках Баба-Яга играет очень важную роль, к ней порою прибегают герои как к последней надежде, последней помощнице - это бесспорные следы матриархата.
По другому поверью, Смерть передает усопших Бабе-Яге, вместе с которой она разъезжает по белу свету. При этом Баба-Яга и подвластные ей ведьмы питаются душами покойников и оттого делаются легкими, как сами души.
Раньше верили, что Баба-Яга может жить в любой деревне, маскируясь под обычную женщину: ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать детей. В этом представления о ней сближаются с представлениями об обычных ведьмах.
Но все-таки Баба-Яга - существо более опасное, обладающее куда большей силою, чем какая-то ведьма. Чаще всего она обитает в дремучем лесу, который издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался как граница между миром мертвых и живых. Не зря же ее избушка обнесена частоколом из человеческих костей и черепов, и во многих сказках Баба-Яга питается человечиной, да и сама зовется «костяная нога».
Так же, как и Кощей Бессмертный (кощь - кость), она принадлежит сразу двум мирам: миру живых и миру мертвых. Отсюда ее почти безграничные возможности.
В волшебных сказках она действует в трех воплощениях. Яга-богатырша обладает мечом- кладенцом и на равных бьется с богатырями. Яга-похитительница крадет детей, иногда бросая их, уже мертвых, на крышу родного дома, но чаще всего унося в свою избушку на курьих ножках, или в чистое поле, или под землю. Из этой диковинной избы дети, да и взрослые, спасаются, перехитрив Ягибишну. И, наконец, Яга-дарительница приветливо встречает героя или героиню, вкусно угощает, парит в баньке, дает полезные советы, вручает коня или богатые дары, например, волшебный клубок, ведущий к чудесной цели, и т.д.

Эта старая колдунья не ходит пешком, а разъезжает по белу свету в железной ступе (то есть самокатной колеснице), и когда прогуливается, то понуждает ступу бежать скорее, ударяя железной же палицей или пестом. А чтобы, для известных ей причин, не видно было следов, заметаются они за нею особенными, к ступе приделанными метлою и помелом. Служат ей лягушки, черные коты, в их числе Кот Баюн, вороны и змеи: все существа, в которых уживается и угроза, и мудрость.

Даже когда Баба-Яга предстает в самом неприглядном виде и отличается лютостью натуры, она ведает будущее, обладает несметными сокровищами, тайными знаниями.
Почитание всех ее свойств отразилось не только в сказках, но и в загадках. В одной из них говорится так: «Баба-Яга, вилами нога, весь мир кормит, себя голодом морит». Речь идет о сохе-кормилице, самом важном в крестьянском обиходе орудии труда.
Такую же огромную роль в жизни сказочного героя играет и загадочная, мудрая, страшная Баба-Яга.

Иногда меня Костяной ногой кличут. Можно подумать, что у вас у самих ноги без костей. А языки-то и подавно, поэтому и мелют про меня всякую чушь. А я вовсе не злыдня. Ну, хотела я однажды Алёнушкиного братца-козлёночка скушать. Так ведь это не со зла: просто у меня друзья  такие что Леший, что Кащей Бессмертный, разве у них чему хорошему научишься? А так что за жизнь у меня; сижу себе в избушке, тоскую, разве что иногда на метле пролечу или в ступе покатаюсь

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6 им. К. Минина г. Балахны»




Открытый урок по литературному чтению

на тему

«Баба-Яга»

(русская народная сказка) Работа с детскими книгами.

(УМК «Гармония»)

с использованием компьютерной презентации



Класс: третий

Автор: Радаева Елена Александровна

Учитель начальных классов

высшей категории




Цель: выяснить, положительным или отрицательным персонажем волшебных сказок является Баба Яга.


  1. Организационный момент

  2. Подготовка к восприятию

- Ребята, сегодня я получила престранное письмо, не подписанное. Давайте попробуем догадаться все вместе от кого оно может быть

«Иногда меня Костяной ногой кличут. Можно подумать, что у вас у самих ноги без костей. А языки-то и подавно, поэтому и мелют про меня всякую чушь. А я вовсе не злыдня. Ну, хотела я однажды Алёнушкиного братца-козлёночка скушать. Так ведь это не со зла: просто у меня друзья  такие что Леший, что Кащей Бессмертный, разве у них чему хорошему научишься? А так что за жизнь у меня; сижу себе в избушке, тоскую, разве что иногда на метле пролечу или в ступе покатаюсь»

- Как вы догадались о ком идет речь?

- А что вы еще знаете о Баба-Яге?

- Обратимся к справочным материалам.


  • Баба Яга – это образ хозяйки иного мира. Ее избушка на курьих ножках изображается стоящей то в чаще леса (центр иного мира), то на опушке, но со входом со стороны леса.

  • Баба Яга является как бы живым мертвецом – она не видит человека, пришедшего из мира живых. Отсюда ее слова: «Русский дух чую». Подтверждением того, что Яга – живой мертвец, является ее имя – Баба Яга, костяная нога)

  • Свое имя получила от старинного слова «ягать», значит кричать, ругаться, шуметь, бушевать

  • Одни ученые считают Ягу обычной злой ведьмой, вторые величают её древнеславянской богиней, хозяйкой леса и зверей, охраняющей подземный вход в потусторонний мир.


- А теперь вы что нового узнали об этом герое?

- Сегодня мы будем знакомиться с русской народной сказкой «Баба-Яга». Давайте предположим с вами, какой будет Баба-Яга в этой сказке. Составим словесный портрет Бабы Яги и охарактеризуйте ее.

(записывается на доске)


  1. Подготовительные упражнения

    • Читай внимательно (упражнения на формирование правильности чтения)

НАПУТАЛ – НАПУГАЛ

ТЕРКА – ТЕТКА

  • Читай целым словом

КЛОНИТ – ПРИКЛОНИТ –ПРИКЛОНИЛА

ХЛОП – ЗАХЛОПНУТ – ЗАХЛОПНУТСЯ

  • Читай слитно

ШИРОКАЯ – ШИРОКАЯ

ДРЕМУЧИЙ – ДРЕМУЧИЙ

МЕД - ПИВО

  • Правильно делай ударение

ПОСЛАЛА

ДОЧИСТА

    • Упражнения на антиципацию

ДЕВОЧКА ВЗЯЛА ПОЛОТЕНЦЕ И ГРЕБЕШОК И ПОБЕЖАЛА; СОБАКИ ХОТЕЛИ ЕЁ РВАТЬ ОНА БРОСИЛА ИМ ХЛЕБЦА, И ОНИ ЕЁ ПРОПУСТИЛИ; ВОРОТА ХОТЕЛИ ЗАХЛОПНУТЬСЯ , ОНА ПОДЛИЛА ИМ ПОД ПЯТОЧКИ МАСЛИЦА И ОНИ ЕЁ ПРОПУСТИЛИ, БЕРЁЗКА ХОТЕЛА ЕЙ ГЛАЗА ВЫСТЯГАТЬ – ОНА ЕЁ ЛЕТТОЧКОЙ ПЕРЕВЯЗАЛА И ТА ЕЁ ПРОПУСТИЛА.


  1. Знакомство с текстом с лексической работой одновременно

организуется в форме чтения детьми вслухпо цепочке или по вызову учителя – отдельных фрагментов. Попутно проводится лексическая работа.


Справочный материал.

Кросна – старинное приспособление для ткачества (плетения ткани).

Пест – короткий тяжелый стержень с округлым концом для того, чтобы толочь что-нибудь в ступе.

Ступа – металлический или тяжелый деревянный сосуд, в котором толкут что-нибудь пестом.


  1. Обсуждение прочитанного, перечитывание, работа с текстом

- Сколько персонажей в сказке? Кто главный?


- Составление картинного плана. Расставьте цифры по порядку.


- Кто помогал девочке? Почему они её выручали?

- Какие волшебные предметы дал кот девочке?

- Какая это сказка: бытовая, волшебная или о животных?

- Подтвердилась ли характеристика, которую мы дали Бабе-Яге? Найдите в тексте и прочитайте эти подтверждения.

- Есть ли в сказке троекратный повтор? Какой?

- Традиционна ли концовка этой сказки?

- Для чего необходима концовка в сказке? (Чтобы вывести читателя в реальное время.)


- Найдите и прочитайте, то место, которое подходит к иллюстрации 2,6. Прочитайте по ролям. (Можно провести работу по рядам)


  1. Физкультминутка

В тёмном лесу есть избушка. (шагаем)

Стоит задом наперёд, (поворот)

В той избушке есть старушка, (наклоны)

Бабушка Яга живёт. (поворот обратно )

Нос крючком, (показать нос)

Глаза большие, (показать глаза)

Словно угольки горят.

Ух, сердитая какая! (грозим пальцем)

Дыбом волосы стоят, (руки вверх)


  1. Знакомство с текстом стихотворения Ладонщикова. Перечитывание и работа с текстом.

Стихотворение читает либо учитель, либо заранее подготовленный ученик.

- Перечитайте стихотворение и найдите строки, в которых говорится, почему Яга «плачет, печалится».

- Какой выход для Яги видит автор стихотворения?


  1. Работа с прочитанными книгами

- К этому уроку вы читали произведения, где одной из персонажей была Баба-Яга. В каких произведениях характер этого персонажа был таким же как в сказке с которой мы знакомились сегодня?

- А в каких произведениях Баба-Яга была другой?


  1. Составление характеристики Бабы-Яги

- Значит, можем ли мы однозначно говорить, что Баба-Яга – это отрицательный персонаж? Почему?


  1. Подведение итогов

- Продолжите фразу

«Сегодня на уроке я…»


  1. Оценивание работы

- На какую ступеньку вы себя поставите и почему?


  1. Домашнее задание

    • Выполнить задания в рабочей тетради

    • Подготовить ответ на 3 вопрос

    • Познакомиться с текстом следующего произведения с. 35-38

Слайд 1
Автор: Радаева Елена Александровна Учитель начальных классов Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №6 им. К. Минина г. Балахны» ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ НА ТЕМУ «БАБА-ЯГА»
Слайд 2
Справочное бюро  Баба Яга – это образ хозяйки иного мира. Ее избушка на курьих ножках изображается стоящей то в чаще леса (центр иного мира), то на опушке, но со входом со стороны леса.
Слайд 3
Справочное бюро  Баба Яга является как бы живым мертвецом – она не видит человека, пришедшего из мира живых. Отсюда ее слова: «Русский дух чую». Подтверждением того, что Яга – живой мертвец, является ее имя – Баба Яга, костяная нога)
Слайд 4
Справочное бюро  Свое имя получила от старинного слова «ягать», значит кричать, ругаться, шуметь, бушевать  Одни ученые считают Ягу обычной злой ведьмой, вторые величают её древнеславянской богиней, хозяйкой леса и зверей, охраняющей подземный вход в потусторонний мир
Слайд 5
Подготовительные упражнения Читай внимательно НАПУТАЛ – НАПУГАЛ ТЕРКА – ТЕТКА Читай целым словом КЛОНИТ – ПРИКЛОНИТ –ПРИКЛОНИЛА ХЛОП – ЗАХЛОПНУТ – ЗАХЛОПНУТСЯ Читай слитно ШИРОКАЯ – ШИРОКАЯ ДРЕМУЧИЙ – ДРЕМУЧИЙ МЕД - ПИВО Правильно делай ударение ПОСЛАЛА ` ДОЧИСТА `
Слайд 6
ПОБЕЖАЛА; СОБАКИ ХОТЕЛИ ЕЁ РВАТЬ ОНА БРОСИЛА ИМ ХЛЕБЦА, И ОНИ ЕЁ ПРОПУСТИЛИ; ВОРОТА ХОТЕЛИ ЗАХЛОПНУТЬСЯ, ОНА ПОДЛИЛА ИМ ПОД ПЯТОЧКИ МАСЛИЦА И ОНИ ЕЁ ПРОПУСТИЛИ, БЕРЁЗКА ХОТЕЛА ЕЙ ГЛАЗА
Слайд 7
Справочное бюро  Кросна – старинное приспособление для ткачества (плетения ткани).  Пест – короткий тяжелый стержень с округлым концом для того, чтобы толочь чтонибудь в ступе.  Ступа – металлический или тяжелый деревянный сосуд, в котором толкут что-нибудь пестом
Слайд 8
2 1 6 4 5 3
Слайд 9
Сегодня на уроке я…
Слайд 10
5 4 3 2 1 ОТЛИЧНО ХОРОШО, НО МОГУ ЛУЧШЕ НЕ СОВСЕМ ХОРОШО, ОТВЛЕКАЛСЯ, МАЛО ОТВЕЧАЛ СЛАБО; ВЫПОЛНИЛ ЧАСТЬ ЗАДАНИЙ, ЕСТЬ ОШИБКИ ПЛОХО РАБОТАЛ, НИЧЕГО НЕ ПОНЯЛ
Слайд 11
Слайд 12
       Ресурсы интернета: http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B1%D0%B0%D0%B1%D0%B0-%D1%8F% D0%B3%D0%B0&img_url=s013.radikal.ru%2Fi323%2F1011%2Fc6%2F56a187cc47ae.jp g&pos=1&rpt=simage http://images.yandex.ru/yandsearch?p=3&text=%D0%B1%D0%B0%D0%B1%D0%B0-%D1 %8F%D0%B3%D0%B0&img_url=savepic.net%2F2061459.jpg&pos=97&rpt=simage http://images.yandex.ru/yandsearch?p=12&text=%D0%B1%D0%B0%D0%B1%D0%B0-%D 1%8F%D0%B3%D0%B0&img_url=img-fotki.yandex.ru%2Fget%2F5812%2F118098652.29 %2F0_7b2d3_6318f791_L&pos=363&rpt=simage http://images.yandex.ru/yandsearch?p=5&text=%D0%B1%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D1%8F%D0%B3%D0%B0&img_url=rollings.narod.ru%2Fimages %2Fyaga1.jpg&pos=171&rpt=simage http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B1%D0%B0%D0%B1%D0%B0-%D1%8F %D0%B3%D0%B0%20%D0%BA%D0%BB%D0%B8%D0%BF %D0%B0%D1%80%D1%82&img_url=www.sweetcottage.ru%2Fuserfiles %2F1265162654_baba_yaga.jpg&pos=3&rpt=simage http://images.yandex.ru/yandsearch?p=6&text=%D1%81%D1%82%D1%83%D0%BF %D0%B0%20%D0%B1%D0%B0%D0%B1%D1%8B%20%D1%8F %D0%B3%D0%B8&img_url=www.kipz.ru%2Fmuseum%2Fimages%2Ffoto%2F %D0%A1%D1%82%D1%83%D0%BF%D0%B0.jpg&pos=206&rpt=simage http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BA%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BD %D0%B0&img_url=edon.ucoz.ru%2Fstanok.jpg&pos=5&rpt=simage

Полный текст материала Открытый урок по литературному чтению "Баба-Яга" (русская народная сказка) смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Радаева Елена Александровна  radaeva_elena
13.12.2012 0 19464 2651

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК