Конспект и презентация к уроку литературного чтения по произведению И.Тургенева "Воробей"


Конспект урока литературного чтения

/ 3 класс/

Учитель: Шевыркова Лариса Николаевна

ГБОУ СОШ№253 Приморского района

Санкт - Петербурга

Тема урока: И.Тургенев «Воробей».

Тип урока: урок введение новых знаний.

Педагогические технологии: педагогическая мастерская, технология сотрудничества, РТВ, здоровьесберегающие.

ИКТ: презентация для иллюстрации и поддержки изучения материала.

Главная дидактическая цель: через мысли, чувства, ассоциации, вести учащихся к пониманию идеи рассказа.

Задачи:

Образовательные: формировать умение понимать содержание текста; формировать умение понимать авторский замысел; продолжать работу над выразительным чтением.

Воспитательные: воспитывать вдумчивого читателя; положительное отношение к природе и человеку, воспитание чувства любви и нежности к матери.

Развивающие: развивать воображение, речь, мышление, внимание; развивать навыки самостоятельной работы, работы в группе, коммуникативные умения.

Здоровьесберегающие: создание положительного эмоционального настроя учащихся на уроке; создание условий для совместной деятельности.

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, толковые словари, бумажные сердечки.

Ход урока

Индукция

  • Сегодня у нас необычный урок литературного чтения, а мастерская,

  • Как вы понимаете, что такое мастерская?

  • Кто в ней работает?

  • Сегодня мы тоже будем мастерами, будем самостоятельно добывать знания.

  • Мастера-художники, используя семь основных цветов, создают удивительные композиции, мастера - композиторы, основываясь на семи нотах - прекрасные музыкальные произведения. Мы же будем мастерить из слов.

/звучит музыка/

«Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти.

Только ею, только любовью держится и движется жизнь!»

И. Тургенев (слайд 2)

  • Я думаю, что эти слова станут эпиграфом нашего урока, потому, что столь глубокого смысла и значения этого слова, просто трудно подобрать.

  • Ребята вслушайтесь в эти 5 звуков - любовь, как вы понимаете значение этого слова?

  • А где мы можем узнать лексическое значение этого слова?

/ толковый словарь / (слайд 3)

  • А сейчас послушайте его значение, /читает учитель/

Самоконструкция. Афиширование.

  • Запишите слово любовь на ваших листочках, а рядом слова - ассоциации, какая бывает любовь? /сыновья, материнская, горячая, взаимная, безответная…/

  • Зачитываются слова по группам.

  • Обменяйтесь листочками и запишите те слова, которые вы упустили.

  • А сейчас, из слов, записанных на листочке, выберите то, которое вам близко по состоянию души и подчеркните его /зачитать выборочно/

Почему вы выбрали это слово?

- Вы когда- нибудь испытывали страх? А что это такое?

/уточним по словарю/ (слайд 4)

А как вы думаете, что сильнее страх или любовь?

На этот вопрос мы ответим сегодня на уроке.

Мы очень часто призываем любить друг друга, природу, призываем к доброте.

Но давно уже известно, что любить и беречь человек может только то, что знает.

  • Вот идём мы холодным зимним днём по улице; кроме людей, машин, кого ещё видим? /Стайки птиц - воробьи, голуби, вороны, сороки./

  • Могли б улететь, как большинство. А вот остались с нами, не покинули нас, родных мест. Мало кто остановиться около такой стайки птичек, задумается, полюбуется или покормит. А ведь это живые существа, как мы с вами.

  • Каждому из вас приходилось встречать на улице стайки воробышек, а много ли мы о них знаем?

Прочитайте текст на карточке.

  • Что это был за текст? /научно - популярное описание воробья/

  • Что дал вам этот текст? /расширил знания о воробьях/

  • Ведь для вас воробьи - это обычное явление на улицах. Не очень яркие внешностью, пронырливые, забияки - это, в основном, всё, что люди предпочитают знать о воробьях. Наверное, это не совсем точное у людей представление об этих птицах, если о них писали такие замечательные поэты и писатели, как Н. Рубцов, С. Есенин, В. Бианки, И. Тургенев, М. Горький и другие.

  • Сегодня мы познакомимся с рассказом Ивана Сергеевича Тургенева «Воробей», чтобы ответить на главный вопрос: Зачем писатель рассказал нам эту историю о воробье? (слайд 3)



  • Чтение текста хорошо подготовленным учеником./стр.97/



  • Поделитесь своим мыслями о прочитанном. Что вас особенно поразило?

  • Понравился ли вам этот рассказ?

  • Слушая рассказ, менялось ли у вас настроение?

  • В какой момент вы были напряжены?

Физкультминутка

Социоконструкция. Афиширование.

Работа в группах

А сейчас приступим к работе. У вас на партах в каждой группе лежит задание. Прочитайте его внимательно и приступайте к выполнению. (слайд 5)

1 группа – дать свое название тексту, используя изученные фразеологизмы;

2 группа – составить план к тексту;

3 группа – выписать эпитеты, олицетворения, гиперболу;

4 группа – лексическое значение слов: жертвовать,

смущение, благоговел.

Подведение итога по данному этапу:

- Каким мы видим воробья?

- Он жертвовал ради кого?

- Каким мы видим Трезора?

- Почему он был смущен?

- С каким чувством удалился писатель?

- Какая сила столкнула воробья с ветки? А какая сила остановила Трезора?

- Значит, что же сильнее, страх или любовь?

Работа в группах.(слайд 6)

Составить синквейн.

1 группа о молодом воробье,

2 группа о старом воробье

3 группа о Трезоре.

4 группа отредактировать текст, т.е. заменить слово «я» на слова «писатель», «Тургенев», «Иван Сергеевич»


Подведение итогов по данному этапу

Разрыв /понимание творческого процесса/

  • Кому обязан маленький воробей своей жизнью?

  • Запишите слово мама.

  • А рядом слова - ассоциации, которые просятся быть рядом.

  • Прочитайте эти слова. Обменяйтесь листочками и запишите те слова, которые вы упустили.

  • А сейчас из слов, записанных на листочке, выберите то, которое наиболее точно характеризует маму.

  • Почему выбрали это слово?

  • Что побудило мать - воробьиху броситься на собаку? /любовь к своему сыну сделала её сильной. Она жертвует собой ради спасения своего сына/

  • Вот на что способна родительская любовь! Мы видим, как воробьи защищают своих детёнышей. Но ведь в жизни вы наблюдаете и других животных. Курица защищает цыплят, гусь - гусят, индюшка - индюшат…

ВЫВОД: материнское сердце многое может: может радоваться и страдать, может принимать обиды своих детей, и не помнить о них оно всегда способно согреть, помочь, защитить, потому что есть в нём великая любовь, а любовь /учитель читает слайд№1/ сильнее смерти и страха смерти. Только её, только любовью движется жизнь. Давайте помнить об этом.

Рефлексия (слайд 7)

  • У вас на партах лежат сердечки, как вы думаете почему?

Любовь – это чувство, идущее из самой глубины сердца.




  • Это чувство, присуще и птицам и животным, но в высшей степени - человеку. Сердце ликует от радости любви, оттого что может дарить эту любовь людям. Сердце болит от горя, от скорби, от тревог.

  • Пусть эти сердечки послужат символами любви ко всему, что вас окружает, а вы наполните их словами, которые вы бы хотели сказать своим мамам.





Слайд 1
Литературное чтение 3 класс И. Тургенев «Воробей» Шевыркова Лариса Николаевна учитель начальных классов ГБОУ СОШ№253
Слайд 2
Эпиграф Любовь, думал я, сильнее смерти и сильнее страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется мир!
Слайд 3
ЛЮБОВЬ: склонность, пристрастие к чемунибудь Л. к музыке. Л. к музыке искус искусству к
Слайд 4
Страх • СТРАХ: очень сильный испуг. сильная боязнь Задрожать от страха ”со страху”. Навести страх на кого-нибудь. Нагнать страху.
Слайд 5
Иван Сергеевич Тургенев
Слайд 6
Зачем писатель рассказал нам эту историю о воробье?
Слайд 7
• 1 группа – дать свое название тексту, используя изученные фразеологизмы; • 2 группа – составить план к тексту; • 3 группа – выписать эпитеты, олицетворения, гиперболу; • 4 группа – лексическое значение слов: жертвовать, • смущение, благоговел.
Слайд 8
• • • • • Составить синквейн. 1 группа о молодом воробье, 2 группа о старом воробье 3 группа о Трезоре. 4 группа отредактировать текст, т.е. заменить слово «я» на слова «писатель», «Тургенев», «Иван Сергеевич» •  
Слайд 9
Рефлексия Любовь – это чувство, идущее из самой глубины сердца
Слайд 10
ИСТОЧНИК ИЛЛЮСТРАЦИИ: • • • • http://whynotra.moy.su/_nw/5/33098.jpg http://books-scan.ru/2012/02/2… http://dompolnajachasa.at.ua/p… http://ufuhycud.ucoz.ru/news/2012-08-1 6 • http://обои.картинки-мира.рф/aston-ma rtin-dbs • http://www.google.ru/search? q=тургенев+воробей&newwindow

Полный текст материала Конспект и презентация к уроку литературного чтения по произведению И.Тургенева "Воробей" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шевыркова Лариса Николаевна  Larisa11
04.06.2013 0 16166 2553

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК