Статья "Смысловое чтение и работа с текстом как одно из направлений по формированию читательской компетенции младших школьников"


- Добрый день, уважаемые коллеги! Представляем вашему вниманию мастер – класс на тему «Смысловое чтение и работа с текстом как одно из направлений по формированию читательской компетенции младших школьников». Слова Сухомлинского будут эпиграфом нашего мастер-класса.

ПИСЬМО С ДЫРКАМИ

Итак, цель смыслового чтения – это получение письменной информации и дальнейшая ее переработка.

А это значит, что процесс смыслового чтения состоит из переплетения технической и смысловой сторон, т.е чтобы прочитать что-либо, нужно знать буквы, уметь их распознавать и соотносить со звуками, далее складывать слоги в слова, слова в предложения. И на этом процесс не заканчивается , потому что прочтённое должно быть осмысленно и использовано для достижения поставленной цели.

Выделяют следующие виды смыслового чтения:

Просмотровое чтение – вид смыслового чтения, при котором происходит поиск конкретной информации или факта.

Например, чтение текста с числовыми данными и последующее заполнение таблицы исходя из этих данных.

Ознакомительное чтение- вид, с помощью которого в тексте определяется главный смысл, ключевая информация.

Например, ребенок читает рекламный плакат, после чего ему становится известно где, когда пройдет мероприятие и т.д.

Изучающее чтение - вид смыслового чтения, при котором, в зависимости от цели, происходит поиск полной и точной информации. Из всего написанного выделяется главное, а второстепенное опускается.

Например, в данном задании приведены минимальные температуры прорастания семян разных овощных культур и прогноз на неделю – это полная информация. Ребенок ,изучив данную информацию, должен ответить на вопросы, а для этого он выделяет главное, а второстепенное опускает.

И наконец, рефлексивное чтение - самое вдумчивое чтение. Во время такого процесса читающий предвосхищает будущие события, прочитав заголовок или по ходу чтения.

Принято выделять 3 этапа смыслового чтения:

Работа с материалом до его прочтения. Дети изучают заголовок, иллюстрации, фамилию автора. Предполагают, почему произведение названо именно так, а не иначе, о чем будет вестись в нем речь, что изображено на рисунке.

Непосредственно процесс чтения. Сначала дети читают написанное только технически (не вдумываясь в смысл), далее комментируют прочитанное.

Работа после прочтения. Учителем проводится совместное обсуждение с детьми прочитанного, делается вывод. Педагог возвращает детей к 1 этапу и делается анализ правильности их предположения относительно заголовка, автора и т.д.

ПРИЕМЫ ТРКМ

Сейчас мы расскажем, как можно использовать прием «Кубик Блума» для формирования читательской компетенции, на примере сказки Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Итак, блок вопросов …

Назови. Это самые простые вопросы. Они предполагают воспроизведение знаний. Ученику предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д.

Назовите главных героев произведения А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке".

Почему. Этот блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.  

Почему старик отпустил рыбку в синее море?

Объясни. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы. Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока: Ты действительно думаешь, что… Ты уверен, что

Ты уверен, что старик был добрым?

Предложи. Ученик должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. То есть, ученик должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.

Предложи, свой вариант просьбы к рыбке?

Придумай — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.

Придумай, что было бы, если б рыбка исполнила последнее желание?

Поделись — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности учащихся, учат анализу, выделять факты и следствия. Также они затрагивают эмоциональную сторону личности.

Поделись, что ты чувствовал, когда в руках старика оказалась золотая рыбка?


 

СКАЗКА

-Сейчас мы с вами продемонстрируем прием Кубика Блума на сказке «Колобок». Учитель бросает кубик. Ученику необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу ( в данном случае по сказке «Колобок») по той грани, на которую выпадет кубик.

НАЗОВИ

ПОЧЕМУ

ОБЪЯСНИ

ПРЕДЛОЖИ

ПРИДУМАЙ

ПОДЕЛИСЬ


 

Итак, Связующим звеном всех учебных предметов является работа с текстом.

  Залог успеха учащихся - в умении извлекать необходимую информацию из различных источников и эффективно использовать эту информацию. Перед нами сегодня стоит задача подготовить учеников, способных к быстрому восприятию текста и обработке больших объемов информации.

Поэтому, Владение навыками смыслового чтения позволят учащимся продуктивно учиться по книгам всегда.


 


 


Полный текст материала Статья "Смысловое чтение и работа с текстом как одно из направлений по формированию читательской компетенции младших школьников" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сидорова Альбина Сергеевна  Публикатор
19.05.2017 0 556 164

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК