Конспект урока литературного чтения "К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"; 4 класс


ЛИНЬКОВА ОЛЬГА ЕВГЕНЬЕВНА

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

4 КЛАСС. ТЕМА: К. ПАУСТОВСКИЙ «КОРЗИНА С ЕЛОВЫМИ ШИШКАМИ»

Цель:

1. Продолжить знакомство учащихся с произведениями К.Паустовского;  познакомить с художественным и смысловым своеобразием рассказа «Корзина с еловыми шишками»; представить учащимся творчество композитора Э.Грига.

2. Развивать воображение, мышление, речь учащихся и умение формулировать идею произведения;

3. Воспитывать любовь к людям, чувство благодарности и почтения к великим людям искусства.

Задачи:

  1. Подготовить учащихся к полноценному восприятию рассказа.

  2. Формировать навык выразительного чтения.

  3. Развивать умение работать над содержанием глав произведения.

Оборудование: Портрет К. Паустовского, иллюстрации его произведений, портрет Э. Грига, музыкальные фрагменты творчества Э. Грига.

ХОД УРОКА

I.Организационный момент.

II.Подготовка к восприятию и знакомству с текстом.

1. Вступительное слово учителя:

- На уроке мы продолжим знакомство с творчеством Константина Георгиевича Паустовского.

К.Г.Паустовский родился в Москве в 1892 году, а вырос на Украине. С детских лет мечтал о прекрасных далеких странах. Константин Георгиевич начал писать рано. «Моя писательская жизнь,- вспоминает он,- началась с желания все знать, все видеть и путешествовать. За свою жизнь Константин Паустовский много поменял профессий: был вожатым, кондуктором, матросом, учителем. Писатель участвовал в сражениях Гражданской войны. Во время Великой Отечественной войны был военным корреспондентом. Многие произведения Паустовского вощли в круг детского чтения.

2. Доклады учащихся.

- Краткий обзор произведений, написанных Паустовским, представят наши ученики.

3. Сообщение целей и задач.

- Сегодня на уроке мы начнем работу над произведением К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками». В этом рассказе автор повествует об эпизоде из жизни композитора Эдварда Грига.

- Григ родился в городе Беренге. С шести лет начались серьезные занятия музыкой. В 14 лет Эдвард стал студентом консерватории. Григ трудился без устали, часто забывал о сне и еде. Его творчество, его деятельность, вся его жизнь- отданы норвежскому искусству. Величественна и сурова Норвегия – страна диких скал, густых лесов, узких извилистых морских заливов. Шум волн, пение птиц, таинственные шорохи леса вдохновляли композитора, оживая затем в звуках его музыки.

- А сейчас, ребята, мы прослушаем одно из произведений Грига. В нем композитор изображает восход солнца.

4. Прослушивание музыкального отрывка.

- Каким вам представляется восход солнца?

- Какая эта музыка по характеру? Она веселая? (Нет)

- А какая? (Тревожная, нежная, лиричная).

- Да, действительно, это музыка лиричная, нежная, но и грустная, тревожная. Ведь неизвестно, что принесет новый день.

Последние годы жизни Григ провел в местечке Тролльхауген (что озачает «холм троллей»). В Тролльхаугене ничто не отвлекало его от работы. Об этом периоде жизни композитора Паустовский написал рассказ «Корзина с еловыми шишками».

III.Изучение нового материала.

1. Первичное чтение. Словарная работа.

- Откройте учебники на с. 33.

- Но прежде, чем мы начнем читать, давайте разберем непонятные слова, которые встретятся в тексте:

- парча - плотная узорчатая шелковая материя, вытканная золотыми или серебряными нитями;

- фетровые шляпы – фетр - тонкий, плотный материал из валяной шерсти;

- ботфорты – в старину высокие кавалерийские сапоги.

2. Беседа

- На дом вам было дано задание прочитать текст полностью.

- Предлагаю провести блиц-опрос, чтобы выяснить, насколько внимательно вы читали рассказ.

1. Как звали главную героиню? (Дагни Педерсен)

2. Возле какого города отдыхал осенью Эдвард Григ? (Берген)

3. С кем сравнивает автор птицу-пересмешника? (С эхом)

4. Что говорят взрослые, когда попадают в неловкое положение перед детьми? (Ты еще маленькая и многого не понимаешь)

5. Какие шишки тяжелее еловые или сосновые? (Еловые)

6. На что был похож дом великого композитора? (На дом дровосека)

7. Как долго писал музыку Э.Григ для Дагни? (Больше месяца)

8. К кому поехала Дагни после окончания школы? (К тете Магде)

9. Что происходило с Дагни после спектакля? (Плакала)

10. Какой подарок ожидал Дагни на концерте? ( Э.Григ написал музыкальную пьесу, посвятив ее Дагни Педерсен, дочери лесника Хагерупа)

3. Работа над тестом.

А) Чтение первой части рассказа:

- А теперь откроем первую часть нашего рассказа.

- Найдите в тексте и прочитайте описание горных лесов.

Б) Чтение наизусть отрывка учащейся:

- Картину осеннего леса, изображенного в данном тексте словесно нарисует, цитируя текст, Елизавета Калинкина.

- Ребята, обратите внимание на то, что автор подчеркивает этими строками красоту, совершенство, непревзойденность всего созданного природой, все, что человек творит искусственно, даже из драгоценных металлов (золота, серебра) кажется грубым в сравнении с настоящим.

В) Чтение по ролям (со слов «Как тебя зовут девочка?)

- С кем встретился Григ в лесу? (С дочерью лесника)

- Как ее звали?

- Далее будем читать по ролям.

- Какой подарок решил сделать Григ?(Написать музыку)

- Но Григ не сказал Дагни, какой подарок сделает ей: «Такие вещи не дарят маленьким детям. Я делаю подарки для взрослых».

- Что сказала Дагни ему в ответ? Прочитайте.( «Ой, как долго…»)

- Что спросил Григ у Дагни перед уходом? (Как зовут твоего отца?)

Г) Работа над второй частью рассказа

- Ребята, что самым главным, важным было для Грига в жизни? Какие строки в нашем произведении указывают на это?

- Почему из квартиры композитор убрал все вещи? (Они не давали ощутить всю красоту звуков)

- Прочитайте, что автор говорит о рояле? Каким качеством он его наделяет? (Присущим человеку)

- Как называется этот прием в художественной литературе? (Олицетворение)

- О чем думал композитор, какие картины виделись ему? Прочитайте.

- Что говорил Григ о жизни? ( Она удивительна и прекрасна)

- Почему он чувствовал себя счастливым человеком? (Работал для людей, дарил прекрасное)

- Зачем необходимо искусство?

- Есть слушатели, которые специально ходят в театры, концерты, подкованы профессионально, являются ценителями музыки. Но первые слушатели часто бывают случайными, как и в нашем произведении. Музыку Грига услышали матросы, Золушка, прачка. Именно их внимание , оценка были важными для композитора. Потому что своей музыкой увлек, оторвал от привычных дел, сумел созвучием нот передать вихрь чувств, образов, картин, понятных каждой душе.

( Учитель зачитывает сам, как слушали музыку.)

- Паустовский вводит наряду с реальными героями, слушающими музыку, и образ сказочный: Золушку, тем самым подчеркивая волшебство музыки, таинственность создания любого произведения искусства.

Д) Работа над третьей частью.

- Следующую часть прочитаете молча. И подготовьтесь к пересказу.

- Почему отец отправил Дагни погостить к своей сестре?

- Кем работали Магда и ее муж?

- Где работали Магда и ее муж?

- Где они жили?

Е) Работа над четвертой частью

- Дагни часто ходила в театр. Какое впечатление оказывал театр на Дагни?

- Тетушка Магда настояла на том, чтобы пойти для разнообразия в концерт. Где проходили концерты? С чего начинались концерты?

- Дагни впервые слушала симфоническую музыку, как это понять?

- Отчего вздрогнула Дагни?

- Как слушала Дагни музыку Грига, которую он посвятил ей? Давайте прочитаем (со слов «Аплодисменты..»)

- Какие мысли и чувства вдруг охватили ее? (Звуки музыки напомнили Дагни о детстве, родном крае, песне, которую пели в горах на ее родине)

- Почему она сразу вспомнила того седого человека, который встретился ей когда-то в лесу и помог донести корзину с еловыми шишками.

- Поняла ли Дагни, что это подарок великого музыканта? Прочитайте.

-Какие слова благодарности хотела сказать Дагни и за что?

- Как Паустовский показывает, что музыка, передавая чувства композитора, вызывает ответные переживания слушателя?( Сравнение двух отрывков из 2(«Григ писал…благодарит его»)и 4 («Он умер!...чем должен жить человек»)глав рассказа.

- Чем отличаются эти фрагменты? (В представлении Грига Дагни говорит «спасибо», не зная за что. Сама Дагни во время мысленного разговора с Григом благодарит его за «щедрость», за то, что он открыл ей то «прекрасное», чем должен жить человек». Значит, она поняла все, что хотел сказать ей своей музыкой великий композитор)

- Как вы понимаете значение слова « щедрость» в данном контексте? (Щедрость души, композитор вложил душу в свою музыку)

- В чем смысл такого близкого родства двух фрагментов рассказа? (Музыка звучит, когда композитора уже нет в живых, утверждая бессмертие души и победу того «прекрасного, чем должен жить человек». Эта волшебная сила маленького, хрупкого человека преодолела не только время, но и саму смерть.)


IV. Обобщающая беседа.

- Какой подарок подарил Григ Дагни? И всегда ли подарок представляет из себя нечто материальное, может быть, не менее важен дар, обогащающий нас духовно, внутренне, «облагораживающий душу и нравы», как писал Григ?

- В жизни Паустовский и Григ не встречались, почему же тогда Константин Григорьевич решил написать рассказ об Э.Григе?

- Какую главную истину открыла для себя Дагни, слушая музыку Грига?

- Правильно ли сделал композитор, что подарил музыку уже взрослой Дагни? (Больше жизненного опыта, умеет ценить прекрасное, выразить в чувствах, эмоциях)

- Как понимать заключительные слова рассказа? « Нильс, стоявший поодаль, услышал ее смех и пошел домой. Теперь он был спокоен за Дагни. Теперь он знал, что ее жизнь не пройдет даром».( Нильс понял, что жизнь Дагни будет полна добра и света, в ней будет любовь, а сама Дагни станет таким же щедрым человеком, как и Григ.)

- «Все хорошие книги сходны в одном – когда вы дочитываете до конца, вам кажется, что все это случилось с вами, и так оно навсегда при вас и останется: хорошее или плохое, восторги, печали и сожаления, люди и места…» А что осталось у вас на душе после того, как мы прочитали и обсудили рассказ Паустовского?

V. Итог урока.

- Какой урок дает нам писатель?

- Что его вдохновило написать музыку?

- Какова же главная мысль рассказа?

- Главная мысль - уметь видеть прекрасное.

VI. Домашнее задание.

- Подготовить выразительное чтение понравившейся части рассказа.



Полный текст материала Конспект урока литературного чтения "К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"; 4 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Линькова Ольга Евгеньевна  olink
27.12.2023 0 990 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК