Конспект урока-викторины по сказкам К.И. ЧУКОВСКОГО
Конспект урока-викторины по сказкам К.И. ЧУКОВСКОГО
учителя начальных классов Трубициной Анны Владимировны
ГОУ СОШ №341 г. Москвы
(книги – юбиляры -2011 года «Федорино горе», «Чудо-дерево», «Путаница», «Телефон» 85 лет)
Тема: ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ К.И. ЧУКОВСКОГО
Цели:
1. Познакомить учащихся с жизнью
и творчеством К.И.Чуковского, выявить
читательский интерес.
2.
Показать детям удивительный мир сказок,
их мудрость и красоту.
2. Развивать
мышление, речь, воображение, память.
3.
Способствовать воспитанию устойчивого
интереса к книге и желанию читать.
4.
Воспитывать веру в добро, дружбу и
любовь, в торжество над злом.
Оформление:
1)
детские рисунки по произведениям
К.И.Чуковского;
2) презентация;
3)
выставка детских книг.
Подготовительная
работа к проведению:
а)
чтение произведений К.И.Чуковского
«Краденое солнце», «Мойдодыр», «Айболит»,
«Муха-Цокотуха», «Тараканище», «Путаница»,
«Федорино горе», «Телефон» и др.
б)
Отборочный тур в классе для проведения
конкурса чтецов (конкурс чтецов по
произведениям К.И.Чуковского для всех
учащихся).
в) Выставка книг в классе.
Ход
урока
1. Организационный момент.
Участие в викторине принимают 2 команды. Каждая команда за правильный ответ получает жетон. Команде собравшей большее количество жетонов вручается медали «знаток сказок». Всем участникам викторины сладкий приз.
2.
Вступительное слово
- Недалеко
от Москвы, в посёлке Переделкино, в
небольшом доме много лет жил высокий
седой человек, которого знали все дети
страны. Это он придумал множество
сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея,
Мойдодыра. Звали этого замечательного
человека Корней Чуковский.
Корней
Чуковский – это литературный псевдоним
писателя. Настоящее его имя - Николай
Васильевич Корнейчуков.
– Высокий
рост, длинные руки с большими кистями,
крупные черты лица, большой любопытный
нос, щёточка усов, непослушная прядь
волос, свисающая на лоб, смеющиеся
светлые глаза и удивительно лёгкая
походка. Такова внешность Корнея
Ивановича Чуковского.
- Вставал он
очень рано, как только вставало солнце,
и сразу же принимался за работу. Весной
и летом копался в огороде или в цветнике
перед домом, зимой расчищал дорожки от
выпавшего за ночь снега. Проработав
несколько часов, он отправлялся гулять.
Ходил он удивительно легко и быстро,
иногда он даже пускался наперегонки с
малышами, которых встречал во время
прогулки. Именно таким малышам он
посвятил свои книги .
Учёный, писатель,
переводчик, литературовед, К.Чуковский
написал для детей много стихов и сказок.
Сегодня мы встретимся с героями сказок
Корнея Чуковского.
(слайды 2,3,4)
3. Закрепление.
А)
Соревновательная часть
I тур «Вспомни
сказку».
- Вспомни, какими словами
оканчивается строчка, назови
сказку.
Веселится народ -
Муха
замуж идёт
За лихого,
удалого
Молодого…
(комара).
«Муха –
Цокотуха»
Нет
– нет! Соловей
Не поёт для
свиней
Позовите-ка лучше…
(ворону).
«Телефон»
И
мне не надо
Ни мармелада, ни
шоколада
А только маленьких,
Ну очень маленьких…
(детей).
«Бармалей»
Лечит
маленьких детей,
Лечит птичек
и зверей,
Сквозь очки свои
глядит
Добрый доктор…
(Айболит)
«Айболит»
Только
вдруг из – за кусточка
Из-за
синего лесочка,
Из далёких
из полей
Прилетает…
(воробей)
«Тараканище»
А
посуда вперёд и вперёд
По
полям, по болотам идёт.
И
чайник сказал утюгу
- Я больше
идти… (не могу).
«Федорино
горе»
А
за ним – то народ
И поёт, и
орёт:
- Вот урод, так урод!
Что
за нос, что за рот!
И откуда
такое… (чудовище).
«Крокодил»
Солнце
по небу гуляло
И за тучку
забежало.
Глянул заинька в
окно,
Стало заиньке…
(темно).
«Краденое
солнце».
Свинки
замяукали – мяу – мяу,
Кошечки…
(захрюкали, хрю- хрю)
(«Путаниц)
(слайды 5,6,7)
– С ранних лет стихи К.И.Чуковского приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без “Айболита”, “Федорина горя”,“Телефона”…
Стихи
Корнея Ивановича воспитывают драгоценную
способность сопереживать, сострадать.
Без этой способности человек – не
человек. Стихи Чуковского великолепно
звучат, развивают нашу речь, обогащают
нас новыми словами, формируют чувство
юмора, делают нас сильнее и умнее.
II тур «Кто
есть кто».
- Каким персонажам
принадлежат эти сказочные имена?
Айболит
- (доктор)
Бармалей - (разбойник)
Федора
- (бабушка)
Каракула - (акула)
Мойдодыр
- (умывальник)
Тотошка, Кокошка -
(крокодильчики)
Цокотуха -
(муха)
Барабек - (обжора)
Рыжий,
усатый великан - (таракан)
(слайд 8)
-
Корней Иванович Чуковский отличался
большим трудолюбием: “Всегда, – писал
он, – где бы я ни был: в трамвае, в очереди
за хлебом, в приёмной зубного врача, –
я, чтобы не тратилось попусту время,
сочинял загадки для детей. Это спасало
меня от умственной праздности!”
Аукцион.
1.
В каком произведении посуда перевоспитала
свою хозяйку? («Федорино горе»)
2.
Какой герой был страшным злодеем,
а потом перевоспитался? («Бармалей»)
3.
В какой сказке прославляют воробья?
(«Тараканище»)
4. Назовите
сказку, главную мысль которой можно
выразить словами: «Чистота – залог
здоровья!» («Мойдодыр», «Федорино
горе»)
5. Назовите сказку,
в которой происходит страшное преступление
– попытка убийства? («Муха –
Цокотуха»).
6. Что просили
животные в стихотворении – сказке
«Телефон»: (Слон – шоколад, Газели –
карусели, Мартышки – книжки, Крокодил
– калоши)
7. На ком совершали
путешествие в Африку Айболит и его
друзья? (Волки, кит, орлы)
8.
Какого «рогатого зверя» испугались
портные из стихотворения «Храбрецы»?
(Улитку)
9. В каких сказках
героем является крокодил? («Путаница»,
«Тараканище», «Мойдодыр», «Телефон»,
«Бармалей», «Краденое солнце»,
«Крокодил»)
10. Как звали
мальчика, который победил Крокодила?
(Ваня Васильчиков)
- Детским поэтом
и сказочником Чуковский стал случайно.
А вышло это так.
Заболел его маленький
сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном
поезде. Мальчик капризничал, стонал,
плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь
его, отец стал рассказывать ему сказку:
"Жил да был крокодил, он по улицам
ходил". Мальчик неожиданно затих и
стал слушать. Наутро, проснувшись, он
попросил, чтобы отец снова рассказал
ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он
запомнил её всю, слово в слово.
(слайда
9,10)
IV тур
«Корзинка с потерянными вещами».
-
В корзинке находятся разные вещи. Их
кто-то потерял. Помогите найти их
владельца, вспомните сказку и строчки,
в которых говорится об этом предмете.
Телефон
(У меня зазвонил телефон)
Воздушный
шарик (Ехали медведи на велосипеде,…а
за ним комарики на воздушном шарике)
Мыло
(Вот и мыло подскочило)
Блюдце (А за
ними блюдца)
Калоша (Пришли мне дюжину
новых калош)
Термометр (И ставит им
градусник)
Сито (Скачет сито по
полям)
Перчатки (А потом позвонили
зайчатки: «Нельзя ли прислать
перчатки?»)
Монета (Муха по полю пошла,
муха денежку нашла)
Шоколадка (И всем
по порядку даёт шоколадку)
Ошейник
(Оглянулся крокодил и Барбоса проглотил,
проглотил его вместе с ошейником)
Мочалка
(И мочалку словно галку, словно галку
проглотил)
(слайд
11)
V
тур «Музыкальная страничка».
Дети
слушаю музыкальный фрагмент, и называют
сказку.
Музыкальная пауза «
Веселый танец».
(слайд 12)
- К.И.Чуковский рассказывал: "У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идёшь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным. Один такой день К.И.Чуковский особенно запомнил – 29 августа 1923 г. Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру. Схватив какой-то запылённый бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую поэму о Мухиной свадьбе, причём чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба".
Загадки К.И.Чуковского.
( слайды с 13 по 21)
Угадай героев произведений К.И.Чуковского.
(слайды с 22 по 27)
VI тур «Расшифруйте
имена сказочных героев».
-
Вставьте в зашифрованные слова гласные
буквы, получатся имена сказочных
героев.
БРМЛЙ ЦКТХ
МЙДДР ФДР
ЙБЛТ
ТРКНЩ
КРКДЛ КРКЛ
(Бармалей, Мойдодыр,
Айболит, Каракула, Цокотуха, Федора,
Тараканище, Крокодил,)
(слайд
28)
- Однажды Корней Иванович
часа три лепил с детьми из глины разные
фигурки. Дети вытирали руки об его брюки.
Домой идти было далеко. Брюки от глины
были тяжёлыми, и их приходилось
придерживать. Прохожие с удивлением
поглядывали на него. Но Корней Иванович
был весел, у него было вдохновение, стихи
слагались свободно. Так появилось на
свет “Федорино горе”.
VII тур «Героический
поступок».
- Соедини героя сказки
с поступком, который он совершил.(Листки
на столах)
Айболит
Зажгли море.
Воробей
Проглотил солнце.
Крокодил
Помыла свою посуду.
Комар
Вернул солнце в
небо.
Федора Потушила
море.
Медведь Спас
Муху – Цокотуху.
Бабочка
Съел таракана.
Лисички
Вылечил зверей.
(слайд 29)
VIII
тур «Конкурс чтецов».
Дети читают
выбранные отрывки из сказок.
- Сказки
К. Чуковского помогают всем детям
ориентироваться в окружающем мире,
заставляют чувствовать себя бесстрашным
участником воображаемых битв за
справедливость, за добро и свободу.
Стихи К. Чуковского воспитывают
способность сопереживать, сострадать,
сорадоваться. Подведение итогов и
награждение победителей.
Нам жалко
дедушку Корнея:
В сравненье
с нами он отстал,
Поскольку
в детстве “Бармалея”
И “
Крокодила” не читал,
Не
восхищался “Телефоном”
И
в “Тараканище” не вник.
Как
вырос он таким учёным,
Не
зная самых главных книг?
(слайд
30)
- Вот такое шутливое
стихотворение посвятил Корнею Ивановичу
Чуковскому поэт Валентин Берестов.
Сложи мозаику.
Дети выкладывают из деталей мозаики картинку к сказке К.И.Чуковского
IX Подведение итогов викторины
4. Итог урока. Выставление оценок.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Трубицина Анна Владимировна
→ Анютик2010 12.12.2010 15 66024 5730 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.