Конспект урока ИЗО "Русская изба"; 1 класс




















Максимова Маргарита Вячеславовна



Учитель начальных классов



МАОУ «Гимназия № 3» г. Великий Новгород



E-mail: margareth71@mail.ru





















Предмет: Изобразительное искусство

1 класс

Тема урока: «Русская изба»

Цель: активизация познавательного процесса младших школьников через интерактивные формы и методы обучения.

Задачи:: 1) обобщить знания о русской избе, учить наблюдать красоту вещей, созданных русским человеком, создать многофигурный коллективный проект, самостоятельно его реализовать.

2) развивать умение строить диалог, умение рассуждать, применять эти умения в групповой работе.

3) воспитывать умение выслушивать мнение товарищей, работать в парах и группах, любовь к родному краю.

Тип урока: урок-презентация

Методы обучения: интерактивные групповые формы и методы обучения, деятельностный метод обучения, метод стимулирования и поощрения.

Ход урока:

  1. Организационный момент, приветствие детей и гостей.

Игра: «Займи своё место»

Подготовка: расставить парты для групповой работы таким образом, чтобы в центре кабинета получилось свободное пространство.

Проведение: дети встают в круг. Им даются задания: поменяйтесь местами

  • те дети, у кого сегодня заплетены косички,

  • у кого сегодня белая блузка

  • у кого сегодня на обуви шнурки и т.п

После нескольких замен детей просят рассчитаться на первый, второй, третий. Все первые номера - это группа №1, все вторые номера №2, все третьи №3. Дети рассаживаются по группам.

Эмоциональный настрой учащихся (Слайд 2)


  1. Сообщение темы урока:

- Сегодняшний урок я хочу начать со стихотворения новгородского поэта Василия Соколова, который написал его о маленьком уголке нашей родины – новгородском музее деревянного зодчества под открытым небом Витославлицы.

http://www.novgorod.ru/city/history/zodchestvo/part2/vitoslavlicy

(дети читают наизусть стихи).

  1. Который раз иду сюда -

На приозёрный полуостров,

Где обитает красота,

Где всё и просто, и непросто…


  1. Стою, прижав щеку к стене,

Ладонью заслоняясь от солнца,

И смотрят прямо в душу мне

Четыре маленьких оконца.


  1. Спят уж в могилах мастера,

Оставив нам на удивленье

Часовню, домик в два окна –

Искусство с жизнью единенье….


-(слайд №3). Рассмотрите слайд. Как вы думаете, где здесь часовня?

- Что такое часовня? ( Часовня это небольшая церковь.)


- Последнее четверостишье я хочу сделать эпиграфом сегодняшнего урока (слайд №4)

3.Объяснение нового материала:

Закройте глаза, и представьте, что мы с вами в Витославлицах.

- Стоит в музее деревянного зодчества изба крестьянина Шкипарёва из деревни Частова (ХIХ в). Нет уж в живых ни хозяина – умельца, ни его детей. А мы приезжаем, смотрим на избу и восхищаемся красотой. (Слайд №5).

- Как вы думаете, для кого крестьянин украшал избу?

- Какое слово в последней строчке эпиграфа урока будет главным? (Дети называют ключевое слово НАМ)

- Как вы считаете, если мы не будем интересоваться тем, как жили раньше русские люди, что произойдёт?


4.Путешествие с мальчиком Онфимом.

Для справки: Онфим  — новгородский мальчик XIII века, автор берестяных грамот и рисунков. Рисунки Онфима – одни из древнейших  детских рисунков. Онфим стал символом Великого Новгорода – одного из самых просвещенных городов Древней Руси.

- Рассмотрите, как называются украшения на избе крестьянина. (Слайд №6)

- Подумайте в парах, почему они так называются

  • полотенце – похоже по форме на вышитое полотенце,

  • оплечнина – на плечах дома,

  • наличник – на лице дома.

  • Вывод учеников: дом как человек.


Интерактивная экскурсия с мальчиком Онфимом (слайды 7 – 16)

- Задайте друг другу вопросы по теме «Русская изба».

/Возможные вопросы учащихся

- Как называется угол с иконами в доме? (красный угол)

- Может ли быть конь на крыше? (да, это конёк)

- Почему в избах новгородцев так высоко располагаются окна? (частые наводнения заливали низкие окна)./


5. «Творческая мастерская»

- Вспомните, как строили дома в деревне? (всем миром).

- Объясните значение этого выражения (не ругались, уважали друг друга, помогали друг другу).

- А хотите сделать новую улицу для мальчика Онфима?

  • В какой форме будем работать? (всем миром, вместе)

  • Какие шаги нам необходимо сделать, чтобы сделать эту работу? (распределить обязанности)

- Пусть каждый подумает и скажет, как надо работать в группе.

Проведение: на столах учащихся заранее приготовить клей, ножницы, альбомный лист, кисточки, акварель. Дети используют приготовленный материал: свои работы, пословицы о родине. Они приклеивают их на альбомный лист, дорисовывают недостающие детали, дают название своей улице, работают над дополнительным заданием на листке.

1 этап. Распределение обязанностей в группе (кто вырезает, кто приклеивает, кто рисует общий фон, кто отвечает на вопросы и т.п.)

2 этап. Обсуждение проекта, выбор лучших идей для реализации.

3 этап. Выполнение работы.

4 этап. Презентация каждой группы.


6. Подведение итогов урока - круг "От сердца к сердцу"

- Давайте подведем итог нашего занятия. Сегодня мы учились работать вместе. Я вас попрошу похвалить членов своей группы за хорошую работу и сказать им добрые слова. Молодцы! (Слайд №19).

Список литературы:

  1. Анцибор М.М. «Активные формы и методы обучения» - Тула, 2002

  2. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е.«Деятельностный подход к обучению в начальной школе» – М., 2003.

  3. Лисицына Т.В. «Активные формы и методы обучения 1 – 4 классы» – М., 2011

  4. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения, М., 2004.

  5. Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. М., 2004.

  6. http://www.novgorod.ru/city/history/zodchestvo/part2/vitoslavlicy

  7. «Город- сказка, Новгород Великий».  Поэтический путеводитель

  8.  http://culture.natm.ru





























Список учебной и дополнительной литературы

Дмитрий Медведев. Текст Послания Президента Российской Федерации (извлечение), 12.11. 2009г.

Выготский Л.С. Педагогическая психология.

Анцибор М.М. «Активные формы и методы обучения» - Тула, 2002

МатвееваЕ.И.,Патрикеева И.Е.«Деятельностный подход к обучению в начальной школе» – М., 2003.

Лисицына Т.В. «Активные формы и методы обучения 1 – 4 классы» – М., 2011

Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения, М., 2004.

Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. М., 2004.



Эмоциональный настрой учащихся



Мобилизующий этап


Подробное описание всех этапов урока (мероприятия, занятия).




IV.АМ «Ковёр дружбы»

Цель: выработать определенные рецепты эффективной учебной деятельности; развить способности к самообучению, повысить учебную мотивацию.

Проведение:

Время: 5 минут

Сегодня мы будем делать новую улицу в деревне Витославлицы.

  • В какой форме будем работать? (всем миром, вместе)

  • Какие шаги нам необходимо сделать, чтобы сделать эту работу? (распределить обязанности)

  • Пусть каждый подумает и скажет, как надо работать в группе и у нас получится ковёр дружбы.


V. Реализация построенного проекта.

АМ «Творческая мастерская»

Цель: научится дружно работать в группе, создавать и презентовать свой проект, прислушиваться к мнению товарищей, коллектива, создать уникальную работу из собранных вместе материалов (создать свою улицу).

Проведение: на столах учащихся заранее приготовить клей, ножницы, альбомный лист, кисточки, акварель. Дети используют приготовленный материал: свои работы, сделанные на уроке ИЗО, пословицы о родине. Они приклеивают их на альбомный лист, дорисовывают недостающие детали, дают название своей улице, работают над дополнительным заданием на листке.

Время: 15 минут

- Повторим знания о перспективе, используя работы, выполненные вами на компьютере в программе Pаint (большие предметы, стоящие далеко, кажутся маленькими) (слайд №8).

- Попробуйте дать название своей новой улице.

Презентация своей улицы.


Рефлексия деятельности на уроке (мероприятии, занятии)

VIII. Рефлексия учебной деятельности.


Цель: оценить результаты своей деятельности

Проведение:

  • Время: 3 минуты

  • Какую работу мы сегодня сделали? (новую улицу новгородского музея Витославлицы)


  • Кто хочет похвалить своего товарища за помощь? (дети хвалят не просто человека, а конкретные дела)



  • А я хочу похвалить вас всех. Молодцы.


Решение заданий творческого уровня

IX. Выполнение теста на компьютере.

Цель: применение изученных знаний при решении заданий творческого уровня

Проведение: на ноутбуках дети выполняют тест.

Время: 5 минут

Домашнее задание (если это необходимо на уроке)


Дополнительная необходимая информация


Ссылки на использованные интернет-ресурсы

«Активные методы обучения». Электронный курс. Международный Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал «Мой университет», http://www.moi-universitet.ru/

http://www.novgorod.ru/city/history/zodchestvo/part2/vitoslavlicy.htm

В помощь учителю

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

Урок проводится с использованием мультимедиа (презентации). На слайдах изображены фотографии изб, позволяют сделать урок наглядным и интересным.

Советы по логическому переходу от данного урока к последующим


Другое





Слайд 1
Автор: Максимова Маргарита Вячеславовна Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №3» город Великий Новгород Учитель начальных классов
Слайд 2
Мне ВСЁ интересно!
Слайд 3
Слайд 4
Эпиграф урока Спят уж в могилах мастера Оставив нам на удивленье Часовню, домик в два окна – Искусство с жизнью единенье Новгородский поэт В. Соколов
Слайд 5
Изба Шкипарёва из деревни Частова
Слайд 6
 Полотен це  Оплечни на  Налични к
Слайд 7
Онфим – новгородский мальчик, учившийся 800 лет назад. Археологи нашли в Новгороде целую пачку его упражнений. Вот образцы его письма.
Слайд 8
Это музей деревянного зодчества "Витославлицы. Он стоит в четырех километрах от Новгорода в живописной местности у озера Мячино и реки Волхов.
Слайд 9
Свое название музей получил по имени древнего села Витославлицы, существовавшего на месте музея в 12-18 вв. На территории музея 22 памятника: церкви, часовни, избы, мельница, кузница, амбар, житницы
Слайд 10
Витославлицы – красивое место и зимой и летом.
Слайд 11
 В «Витославлицы» перевезены пять жилых изб. Это небольшие, но высокие, как бы двухэтажные постройки. Первый этаж - подклет хозяйственное помещение. В нем хранили съестные припасы, иногда хозяин устраивал мастерскую. Второй этаж - жилой - находится довольно высоко, чтоб сохранить тепло и было сухо.
Слайд 12
Интересной деталью некоторых изб является галерея прикролек. Она и украшает избу и защищает нижние бревна от дождя.
Слайд 13
А верх избы оберегает вынесенная вперед крыша – конёкхарактерная особенность северного жилища. Крыши, сделанные «по старине», очень живописны, а главное, прочны - они выдерживали любые снега и ураганы.
Слайд 14
Это место – самое почетное в избе. Здесь сажали хозяина и называлось оно «Красный угол». В этом углу ставили иконы.
Слайд 15
А это – мастерская.
Слайд 16
Так выглядит «Бабий кут» – место, где женщина варила, ухаживала за ребенком.
Слайд 17
Подумай, какая песня подойдёт к вашей работе Кликни на правильный ответ. Русская народная Колыбельная Задание № 1 Марш
Слайд 18
Задание № 2 Как называли место, где женщина могла варить, ухаживать за ребенком ? Кликни на правильный ответ  Бабий кут Конёк Красный угол
Слайд 19
Спасибо за отличную работу!
Слайд 20
Ресурсы  www.novgorod.ru  «Город- сказка, Новгород Великий». Поэтический путеводитель  http://culture.natm.ru

Полный текст материала Конспект урока ИЗО "Русская изба"; 1 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Максимова Маргарита Вячеславовна  ЛедиУчитель
29.03.2012 0 10260 2208

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК