Статья "Организация педагогической поддержки младших школьников" (1-4 класс)


Федорова Татььяна Николаевна,

Детский дом №3 г. Таганрога

воспитатель высшей категории




Организация педагогической поддержки младших школьников.



Реализация концепции модернизации российского образования неразрывно связана с поиском и освоением возможностей практического воплощения положений личностно-ориентированного обучения и воспитания. Отсюда повышенный интерес ученых, практических работников к феномену педагогической поддержки – приемлемому для современных условий средству, способствующему развитию личности. Инициатором, пропагандистом и разработчиком основ педагогической поддержки еще в 70-е годы был Олег Семенович Газман – известный педагог, автор концепции педагогики свободы и педагогической поддержки.

Газман считал, что главное значение в образовании имеет не социализация как его основная часть, а индивидуализация как система средств и условий, способствующих осознанию растущим человеком своего отличия от других. Помогать растущему человеку в этом, создавая благоприятные условия для его общения и деятельности – главное предназначение педагога.

Индивидуализация – это система средств, способствующая осознанию растущим человеком своего отличия от других; своей слабости и своей силы для духовного прозрения, для самостоятельного выбора собственного смысла жизни, это помощь ученику в личностном самоопределении.

Педагогический смысл поддержки отражается в двух подходах к ее определению – широком и узком. Широкая интерпретация связывается с созданием благоприятных условий, безопасной среды, необходимых для развития и саморазвития детей, раскрытия и реализации их внутренних сил, с формированием способности к самостоятельным действиям и свободному выбору. Узкий смысл – помощь педагога, его содействие в разрешении проблем, связанных с учением, общением, здоровьем, самоопределением.

Педагогическая поддержка дополняет воспитание и обучение, усиливает их эффективность, поскольку служит «мостиком» для возникновения мотивированного обучения и самовоспитания личности и группы. Последнее очень актуально для воспитанников детского дома, т.к. (согласно мнению специалистов, и на основании психолого-педагогических исследований, проведенных в нашем детском доме, из опыта воспитательной работы) в ситуации проживания в закрытом интернатном учреждении они становятся исполнителями «чужой воли». Практически вся деятельность детей направляется и регулируется взрослыми. Большинству наших детей неведом механизм самостоятельного решения проблем как личностного, так и межличностного характера.

Педагогическая поддержка не может заменить воспитание, так как сам из себя человек не может вырастить культуру, создаваемую веками.

В организационном (технологическом) смысле педагогическая поддержка может быть представлена этапами деятельности педагога в целях помощи воспитанникам (ученикам) при решении проблем.

В результате воспитательный процесс в группе строится таким образом, чтобы воспитанник научился владеть собой, становился хозяином собственной жизни (не потребителем, а распорядителем, т.е. умеющим заботиться, устраивать, применять и использовать собственную жизнь по своему усмотрению).

Концептуально педагогическая поддержка рассматривает ученика, воспитанника, как субъекта жизнедеятельности.

Цель педагогической поддержки: устранение препятствий в самостоятельном продвижении воспитанника.

Предметом деятельности – процесс совместного с ребенком преодоления препятствий, мешающих растущему человеку самостоятельно преодолеть препятствия (личностные, средовые, материальные), личностному выбору, обретению себя.

Препятствие – это то, что отделяет личность от достижения желаемого результата.

Классификация препятствий:

  1. Личностные (субъективные) – «Я – препятствия» (отсутствие ориентации, препятствие трудность, препятствие проблема):

Отсутствие ориентации – это недостаточная информированность субъекта в выборе того или иного действия или пути достижения результата.

В системе педагогической поддержки ориентировать – означает: отвечать на вопросы, давать необходимую информацию и, тем самым, помогать в дальнейшем самодвижении. «Я» - препятствия обычно расположены в познавательной, эмоционально-волевой и поведенческой структурах личности.

Препятствие трудность – это некоторая сложность в деятельности, отношениях, самосознании, с которой ребенок может справиться сам, т.к. имеет необходимые задатки, способности, качества, но при условии дополнительного напряжения волевых, интеллектуальных и моральных сил. Трудность требует дополнительного труда от личности.

Поддержка в преодолении трудностей основывается на оказании помощи в мотивации и самоорганизации.

Проблема – переживаемая личностью недостаточность (физического, психического, коммуникативного развития, знаний, опыта, способов деятельности) для достижения необходимого результата. Её невозможно устранить имеющимися у школьника средствами, либо средства выбраны не верно. Для решения проблемы используются новые для индивида средства, способы, подходы к их выбору, привлечение других или отказ от принципиально нерешаемых проблем.

  1. Средовые (объективные) «Они» – препятствия, связанные с социальной ситуацией, условиями, в которой находится или действует субъект (препятствия извне). Социальная среда – учителя, администрация – как носители существующих программ, методов обучения и воспитания, стиля отношений к ученикам; друзья, группы сверстников; семья; социокультурная атмосфера региона и др.


  1. Материальные - ограниченные возможности субъекта в осуществлении желаемого (нехватка учебных помещений; финансовое положение семьи и др.).

Перечисленные группы препятствий, прямо или косвенно расположены на пути развития процессов самореализации, самоорганизации и самоопределения.

Технология педагогической поддержки, её реализация на практике (из опыта работы в нашей группе).

Выделяется 5 этапов педподдержки: диагностический, поисковый, договорной, деятельностный и рефлексивный.

Этапы педагогической поддержки:

1 этапдиагностический:

Цель диагностического этапа – создание условий для осознания учеником сути проблемы («прояснение сущности», вынесение за скобки несущественного), проявление ценностных противоречий и собственных смыслов.

Задача педагогов на данном этапе: помочь школьнику сформулировать самому проблему, т.е. проговорить её.


  • фиксация факта препятствия (препятствие есть, в такой-то сфере например, успеваемость);

  • классификация препятствия (личностное: препятствие ориентировка, трудность, проблема; средовое; материальное);

В соответствии с видом препятствия, осуществляется соответствующая педагогическая поддержка. Например:

Андрей С.– препятствия в обучении мы квалифицируем как личностные, как трудность, т.к. Андрей со своими сложностями в обучении может справиться сам, связанная с рассеянностью, несобранностью мальчика. Помощь направляющая.

Иван Д.– его препятствия в обучении мы квалифицируем тоже как личностные, но уже как проблема, связанная с задержкой психического развития, т.к. ребенок не обладает достаточными ресурсами, чтобы справиться с препятствием в обучение сам. Педподдержка – коррекционно-развивающая.

  • вербализация препятствия самим воспитанником («Да у меня есть это препятствие», «да, мне это мешает в учебе», т.е. в случае с Андреем это будет звучать как «У меня есть некоторые трудности в учебе», а в случае с Иваном «У меня есть проблема с письмом и чтением» Вербализация препятствия необходима для полного осознания ребенка своей сложности, т.к. зачастую наши дети поверхностно подходят к решению своих проблем, либо вообще считают, что никакой проблемы не существует (осознание своей проблемы – это 50 % её решения);

2 этаппоисковый:

Целью поискового этапа является оказание поддержки и принятие учеником на себя ответственности за возникновение и решение проблемы с использованием данных диагностического этапа (определение локуса самоконтроля); помощь в выявлении связанных с проблемой фактов и обстоятельств, причин, которые привели к затруднению. Поисковый этап предполагает и поддержку в определении цели предстоящего выбора – по ходу выявления фактов и причин появляются предварительные «рабочие» выводы и способы достижения цели, как выхода из проблемы.

В качестве педагогических средств поддержки могут использоваться: проявление внимания к любым способам, которые называет сам ученик; отказ от высказывания оценочных и критических суждений; обсуждение преимуществ того или иного способа достижения цели как поддержка выбора. Задача педагога – поддержать ученика в любом выборе и выразить готовность помочь в любом случае.

  • организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблемы, трудности, возможных последствий её сохранения (или преодоления); взгляд на ситуацию со стороны, как «глазами ребенка», так и при помощи синергетического принципа «выхода в стороннюю позицию». Если на 1 этапе мы гипотетически определяем для себя, причину препятствий ребенка в обучении, то на втором этапе в процессе беседы с ребенком мы подтверждаем либо корректируем, а может быть, и меняем свою гипотезу. Пример, в случае с Андреем мы предположили, что препятствия связаны с плохой личностной организацией мальчика (несобранность, рассеянность, недисциплинированность). В процессе обсуждения с ним ситуации в школе, мы подтвердили свою гипотезу (рассмотрев тетради (рисунки), дневник (замечания), и выяснили дополнительные мешающие факторы (средовые – записки);

3 этапдоговорной:

  • проектирование действий педагога совместно с ребенком. На данном этапе мы совместно с ребенком намечаем путь действий по преодолению его сложностей . В случае с Андреем, акцент был сделан на мероприятия, действия, связанные с самоорганизацией мальчика (не отвлекаться, слушать учителя и т.д.);

  • разделение функций педагога и ребенка и ответственности за решение проблемы; Мы (воспитатели) берем на себя функцию активных наблюдателей (направляющая помощь), а воспитанник, в нашем случае Андрей, выступает как исполнитель. Ответственность: воспитатель – 1) организация самоподготовки, создание эффективных условий работы (следит за дисциплиной, исключает внешнее вмешательство в процесс самоподготовки), (проекция ситуации урока)); 2) помощь в случаях затруднения; 3) контроль (самоподготовка, связь со школой).

Развивает позиции поискового этапа в направлении решения проблемы выбора, в распределении действий на добровольной основе. Ориентация на способность ученика самостоятельно преодолевать трудности открывает путь к проектированию своих действий. Желание ученика самостоятельно предпринимать усилия для решения своей проблемы самоопределения является важным результатом педагогической поддержки.

4 этапдеятельностный: - для обеспечения успеха педагог должен поддерживать ученика и морально-психологически, и, если надо, прямо защищать его интересы и права перед сверстниками, родителями, учителями, если это связано с обеспечением безопасности на пути самостоятельного действия. Разрешение проблемы выбора требует привлечения специалистов, выступающих в двух качествах поддержки или «расшатывания» избранной позиции (психолога, врача, учителя-предметника). Педагог не только обращается к специалистам за консультацией, но и координирует их действия по оказанию помощи ученику.

  • действия самого ребенка. Педагог – наблюдатель, с его стороны идет одобрение, поощрение действий, инициативы и самостоятельности ребенка;

  • действия самого педагога (осуществление выше перечисленных действий). Также на данном этапе воспитатель может активизировать деятельность другого взрослого (узкого специалиста, родителя, родственника) для того, чтобы устранить препятствия мешающие саморазвитию воспитанника (в случае с Андреем, активизация действий сестры, в случае с Иваном – бабушки, логопеда, психолога);

5 этапрефлексивный:

  • совместное обсуждение с ребенком успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация фактов разрешимости или неразрешимости проблемы для ее переформулирования, осмысления учеником и педагогом новых вариантов самоопределения при решении проблем. Форма: устная, письменная (Мои успехи, мои неудачи). Так же можно предложить ребенку, на договорном этапе, ведение дневника успехов, с последующим его обсуждением на заключительном этапе.


Дневник успехов


День недели


Умения

Баллы

Что улучшить



Воспитание младшего школьника – очень ответственный этап общего воспитательного процесса. Что необходимо знать педагогу об особенностях младшего школьника? Воспитательная работа строится на учете возрастной психологической особенности детей этого периода, а именно: 1) Подражательность как природная склонность в этот период способствует принятию социально заданного условия. Здесь важно не навредить, не сломать тонкую душу малыша. (Ваня – в начале ориентировка на поведение Дениса, в результате проведенных воспитательных мероприятий с мальчиком направленных на смену ориентировки, изменения мотивации, в настоящее время Ваня не на кого не ориентируется, проявляет себя как самобытная личность и даже порой высказывает неодобрение, осуждения действий Дениса.

2) Изменение социального статуса – превращения дошкольника в школьника, ребенка в воспитанника. При этом происходит противоречивое соединение определенной свободы выбора с четко организуемыми рамками поведения школьника, воспитанника. Не все дети к этому подготовлены, поэтому переход к школьному режиму, к режиму д/д у многих происходит болезненно, конфликтно (педподдержка, связанная с помощью в процессе адаптации к новой социальной ситуации).

3) Физическое развитие. В 7-11 лет ребенок развивается физически относительно спокойно и равномерно. Костная система младшего школьника находится в стадии формирования. Поэтому мелкие и точные движения пальцев и кисти руки затруднительны и утомительны, особенно для первоклассников. Это необходимо принимать во внимание и заботиться о правильной осанке, походке ребенка, развитии мелкой моторики (лепка, вышивание, манипуляции с песком, крупой …).

Происходит функциональное совершенствование мозга, процесс торможения становится более сильным, но по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и поэтому младшие школьники остаются еще достаточно возбудимыми. Психические процессы неустойчивы, имеют яркую эмоциональную окраску.

4) Психологическая перестройка в деятельности: если раньше главенствующая роль принадлежала игре, то теперь главенство переходит к учению, изменяющему мотивы поведения, дающему толчок к развитию познавательных интересов и нравственных представлений ребенка.

Инструментами педподдержки здесь выступают развивающие упражнения, игры, тренинги (занятия по программе, дополнительные занятия, беседы).

5) Задача-доминанта обучения младшего школьника – формировать будущее уважительное отношение к жизни и всему живому как к проявлению жизни. Воспитывая бережное отношение к природе, педагог закладывает основы будущего, осознанного ценностного отношения к жизни в целом.

Используемая и рекомендуемая литература:

  1. Анохина Т. Педагогическая поддержка как реальность современного образования.

  2. Газман О. Педагогика свободы.

  3. ж-л «Новые ценности образования» № 6, 1996г.





Полный текст материала Статья "Организация педагогической поддержки младших школьников" (1-4 класс) смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Федорова Татьяна Николаевна  Татьяна-воспитатель
23.10.2011 1 7315 395

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК