Проектно-исследовательская деятельность Академия "Начало"


Министерство образованна Украина Учебно-воспитательный комплекс №122, Самарского района




ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ



Составила:

учитель начальних классов

Дробот Надежда Фроловна УВК № 122















г.Днепропетровск 2011 г.





Академия «Начало»

1.Мотивационный этап:



-Главная цель исследовательского обучения — формирование у обучающегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

- Цель организации научно-исследовательской работы учащихся — воспитание образованной,

гармонически развитой, творческой личности; выявление и поддержка одаренных учащихся




основные задачи проектно-исследовательской работы:

-Одна из приоритетных задач образовательной инициативы МАИ формулируется как создание системы выявления и поддержки одарённых детей .

- развитие самостоятельности при работе со специальной и научной литературой при выполнении наблюдений и опытов;

- развитие абстрактного мышления, необходимого учащемуся;

  • - развитие способности формировать свое мнение и умение его отстаивать;

  • развитие умения общаться с аудиторией, выступая на конференциях, в кружках;

  • сформировать чувство ответственности за порученное дело;

  • воспитать уверенность в себе, сознание значимости выполненной работы;

привить желание в дальнейшем заниматься научно-исследовательской работой. Научно-исследовательская работа помогает учащемуся научиться:


» работать с литературой;

  • обобщать выводы различных авторов;

  • выступать перед аудиторией, вести дискуссию с оппонентом; - выражать результаты наблюдений и коротко их описывать;


2.Планируемый - подготовительный

-




Академия наук «Начало» является самостоятельным формированием, которое объединяет учащихся начальных классов, способных к научному поиску и проектированию, заинтересованных в повышении своего интеллектуального, творческого и культурного уровня, стремящихся к углублению и расширению знаний, овладению умениями как по отдельным школьным предметам, так и в области современных научных знаний и технологий .Это добровольное объединение учащихся, склонных к научно-исследовательской деятельности и заинтересованных родителей. Ответственный за данное направление учитель - Дробот Н.Ф.Работа малой академии «Начало» многогранна:


Проектро-исследовательская деятельность учащихся

- организация и проведение предметных недель, Ведется работа с методической литературой по проектной деятельности. Изучается опыт работы научных обществ других школ города, страны .Создают системы работы с одаренными детьми .Создана консультативная группа из числа преподавателей-предметников. Огромную помощь и поддержку в работ е М АН оказывают заинтересованные родители.

Актуальная одаренность — это ггсихологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами. В данном случае речь идет не только об учебной, но и о широком спектре различных видов деятельности

Исследовательская и проектная деятельность учащихся является результативным способом достижения одной из важнейших целей образования в нашем центре образования: научить детей самостоятельно мыслить, ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей; уметь прогнозировать вариативность результатов.

Организация и дальнейшее развитие научно-исследовательской работы школьников — одна из основных форм творческой работы. Она требует применения современных информационных технологий, обеспечивающих доступ к необходимым профильным базам, банкам данных, источникам информации по теме исследования.

Исследовательская работа обучающихся как самостоятельный вид учебной деятельности осуществляется на всех уровнях образовательной системы в разном объёме. В нашем центре образования создаются все условия для успешной исследовательской деятельности учащихся. Это не отдельный элемент образовательной среды, а система, отражающая ориентированность центра на творческий поиск.

В современную эпоху быстрого обновления знаний важное место в формировании творческих способностей учащихся занимает исследовательский метод обучения.


Этот метод дает возможность:

  • обеспечить овладением методами научного познания в процессе поиска;

Одним из основных составляющих программы работы с одарёнными детьми является"малая академия наук «Начало».

МАН «Начало» - это добровольное объединение учащихся, склонных к научно-исследовательской деятельности и заинтересованных родителей.

МАН «Начало» является уникальной формой выявления и развития-в широчайшем диапазоне интересов и способностей младших школьников, способствующей раскрытию детской одаренности и таланта. Главным методом работы академии является проектно-исследовательская деятельность (ЛИД).

ПИД младших школьников имеет свои особенности и предполагает активное участие в рамках исследовательского проекта не только обучаемого и педагога, но и родителей обучаемого. Ребенок, являясь центральным связующим звеном проекта, сам называет интересующую его

проблему и формулирует цели собственной деятельности. Взрослые участники проекта на начальном этапе, а при необходимости - в ходе проекта, совместно с ребёнком оценивают способы и методы познавательско-исследовательской деятельности автора проекта, согласуют предполагаемый объём работ и ресурсов, необходимых для решения интересующей ребенка проблемы, определяют конечные цели ПИД в рамках конкретного проекта.

ПИД имеет личностно значимую для ребенка цель, и это делает ее эффективной формой работы не только с актуально одаренными детьми, но и формой раскрытия потенциальной одаренности у всех младших школьников, их позитивных личностных и творческих характеристик. Именно личностная окраска проблемы, над которой работает ребёнок, оказывает непосредственное воздействие на его убеждение в необходимости проведения такой работы и опосредованное - на его поведение. Самостоятельный поиск информации развивает навыки критического мышления, имеющего особое значение для развития личностных характеристик младшего школьника.

Интеграция в рамках одной секции учащихся с различными склонностями и интересами, а-также с разными творческими потенциалами позволяет избежать ранней специализации, сохраняет интерес детей к общечеловеческим и гуманитарным ценностям.

ПИД можно рассматривать как один из немногих видов школьной работы, которая позволяет преобразовать академические знания в реальный жизненный опыт учащихся.


В текущем учебном году академики готовятся к защите проекта»Закаливание»

Выступления спроектно-исследовательской деятельностью»1\/1икромир и что это такое? Провести предметрую неделю по экологии.

»Успех МАИ «Начало», ее популярность у ребят и их родителей - результат верного выбора общественно и личностно значимой для каждого цели и путей ее реализации, когда ребенок, его потребности, интересы и активность оказываются в центре конкретного востребованного им и другими дела.

Неоценима значимость выявления и развития в раннем возрасте таланта у потенциально одаренных детей. Именно этой идеей руководствуется в своей деятельности МАН «Начало». Интеллектуально и творчески развитые личности способны принимать осмысленные, компетентные и одновременно смелые решения. Именно такие люди способны решать многоплановые задачи, стоящие перед обществом в XXI в

Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познаеателы+ая, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным

условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной

Главная цель исследовательского обучения — формирование у обучающегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Исследовательская и проектная деятельность учащихся является результативным способом достижения одной из важнейших целей образования в нашем центре образования: научить детей самостоятельно мыслить, ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей; уметь прогнозировать вариативность результатов.

Организация и дальнейшее развитие научно-исследовательской работы школьников — одна из основных форм творческой работы. Она требует применения современных информационных технологий, обеспечивающих доступ к необходимым профильным базам, банкам данных, источникам информации по теме исследования.

Исследовательская работа обучающихся как самостоятельный вид учебной деятельности осуществляется на всех уровнях образовательной системы в разном объёме. В нашем центре образования создаются все условия для успешной исследовательской деятельности учащихся. Это не отдельный элемент образовательной среды, а система, отражающая ориентированность центра на творческий поиск.

В современную эпоху быстрого обновления знаний важное место в формировании творческих способностей учащихся занимает исследовательский метод обучения.

Этот метод дает возможность:

» обеспечить овладением методами научного познания в процессе поиска;

  • сформировать мотивацию, потребность в такого рода деятельности;

  • дать полноценные, хорошо осознанные, оперативно гибко используемые знания;

  • помочь развитию творческого мышления.

Цель организации научно-исследовательской работы учащихся — воспитание образованной, гармонически развитой, творческой личности; выявление и поддержка одаренных учащихся.


Основные задачи проектно-исследовательской работы:

развитие самостоятельности при работе со специальной и научной литературой при выполнении наблюдений и опытов;


  • развитие абстрактного мышления, необходимого учащемуся;

  • развитие способности формировать свое мнение и умение его отстаивать;

  • развитие умения общаться с аудиторией, выступая на конференциях, в кружках;

  • сформировать чувство ответственности за порученное дело;

  • воспитать уверенность в себе, сознание значимости выполненной работы;

» привить желание в дальней шем заниматься научно-исследовательской работой. Научно-исследовательская работа помогает учащемуся научиться:

  • работать с литературой;

  • обобщать выводы различных авторов;

  • выступать перед аудиторией, вести дискуссию с оппонентом; - выражать результаты наблюдений и коротко их описывать;






3.Оценочно – рефлексивный этап:




Проектно-исследовательская деятельность - совместная (обучаемый - учитель, в начальной школе и родитель или родители) деятельность, имеющая конкретную цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение запланированного результата, на решение интересной для ребёнка проблемы, сформулированной им самим в виде цели собственной деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность имеет личностно значимую для ребёнка цель, что делает её эффективной формой осуществления программы психологии здоровья в школе. Именно личностная окраска проблемы, над которой обучаемый работает, оказывает серьёзное воздействие на его убеждения и, опосредованно, на поведение. Самостоятельный поиск информации развивает навыки критического подхода к её источникам, приучает к проверке достоверности, отсеиванию второстепенных или сомнительных сведений, способствует развитию критического мышления, что имеет особое значение в плане профилактики социально обусловленных заболеваний. Проектную деятельность можно рассматривать как один из немногих видов школьной работы, позволяющих преобразовать академические знания в реальный жизненный опыт учащихся, формировать у них эффективные стратегии поведения. Те ограничения, использования проектной деятельности в сфере профилактики (необходимость больших затрат времени и необходимость использования многочисленных информационных и других ресурсов) при правильном использовании идёт только на пользу профилактике. Можно скорректировать программу воздействия, источник информации может содержать ненужную для работы над проектом, но важную для профилактики информацию. Эта информация не навязанная, на неё ученик выходит сам неформально, работая надтем списком источников

информации, который был составлен заранее...Нет чувства специальной направленности воздействия профилактических мер. Это очень для ребёнка, особенно для подростка, важно. Младший школьник оглядывается на присутствие взрослого, многие вопросы задаёт лично значимому для него взрослому-учителю, родителю, а подросток старается делать выводы сам и при их демонстрации учиться отстаивать своё мнение, линию поведения, обоснованно менять их. (Надо отметить, что так называемый период подросткового взросления начинается очень неровно во временных рамках, -носит индивидуальный характер и наблюдается уже у школьников начальной школы).

Такая ситуация (продолжительность времени, работа с источниками информации и другими ресурсами) имеет много плюсов. Их можно по необходимости корректировать, изменять. Самый большой минус проектной деятельности, это недостаточная освоенность этого метода в нашей педагогике. В современной школе, к сожалению, метод проектной деятельности используется традиционно для поддержания или поднятия статуса тех обучаемых, которые не представляют собой опасности неправильного социального поведения. Практика показывает, что проектная деятельность имеет огромные возможности не только в области работы с одарёнными детьми, но и в профилактической работе с обучаемыми.

  • Благодаря использованию инновационных технологий, предоставить обучающимся возможность развиваться и обучаться по-новому;

  • Помочь всем обучающимся раскрыть свои таланты, сформировать компетентности, которые позволят им быть успешными в жизни;

  • Модернизировать процесс внеурочного обучения, превратив его в увлекательную игру;

  • Предоставить обучающимся возможность общаться с разными людьми - специалистами в заинтересовавшей их сфере деятельности.
























Список использованных источников

1. Горностаева З.Я “Проблема самостоятельной познавательной

деятельности” // Открыт. школа. – 1998. - №2

2. Ёсипов Б.П. “Самостоятельная работа учащихся на уроках”. – М.:

Учпедгиз, 1961.

3. Жарова Л.В. “Управление самостоятельной деятельностью учащихся”

- Л., - 1982.

4. Зимняя И.А. “Основы педагогической психологии” - М, 1980.

5. Кралевич И.Н. “Педагогические аспекты овладения обобщёнными

способами самостоятельной учебной деятельности.” / Мн. – 1989.

6. Нильсон О.А. “Теория и практика самостоятельной работы

учащихся” - Тал., 1976.

7. Новик Н.Б. “Кибернетика. Философия и социологические науки.” –

М., 1963.

8. Орлов В.Н. “Активность и самостоятельность учащихся” - 1998.

9. Пидкасистый П.И., Горячев Б.В. “Процесс обучения в условиях

демократизации и гуманизации школы.” — М, 1991.

10. Пидкасистый П.И. “Самостоятельная познавательная деятельность

школьников в обучении.” — М, 1980.

11. Подласый И.П. “Педагогика” - М., 1996.

12. Столяренко Л.Д. “Педагогика” - Ростов, 2000.

13. Сухомлинский В.А. “О воспитании.” — М.: Политиздат, 1973.

14. Харламов И.Ф. “Педагогика” - Мн., 2002.


5



Полный текст материала Проектно-исследовательская деятельность Академия "Начало" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Дробот Надежда Фроловна  DrobotNadia
12.07.2012 0 2375 507

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК