Программа воспитательной работы "Первые страница Азбуки жизни" для 3-4 классов






Выполнила:

учитель начальных классов

ГОУ ЦО № 1477

Головачева Г. Е.

Москва 2010 г.


Структура программы:

Введение.

Пояснительная записка.

Цели и задачи воспитательного процесса.

Ожидаемые результаты.

Учебно-тематический план работы с учащимися.

Содержание разделов программы.

Список используемой литературы.

Приложение



Введение

Все чаще и чаще можно услышать мнение педагогов о дефиците доброты у школьников. К сожалению, забывается и главная миссия человека на земле – быть человеком. Неслучайно все отчетливее проявляет себя тенденция повышения внимания к издержкам воспитания и необходимости его существенной корректировки в сторону развития высших человеческих качеств. Поэтому задача учителя – воспитание: питать, готовить пищу для ума, сердца, души ребенка.

Невольно вспоминаются слова В. А. Сухомлинского: «В детские года закладывается человеческий корень». Моральное лицо подростка, а в последствии и взрослого человека зависит от того, что было заложено в его душу от рождения до 11-12 лет. Всегда ли своевременно закладываем мы человеческий корень? Когда мы обучаем не забываем ли мы о том, что труд ума недостаточен без души для формирования полноценной личности. Ведь человеческий корень – это готовность уже в детстве отдавать все богатство своего сердца людям, узнавать самые тонкие движения чувств другого человека: горе, радость, тревогу, печаль…

Тончайшими способами влияния на нашу душу являются, слово и красота. Воспитание любовью - самое слабое и наиболее уязвимое место нашей современной школы. Это проблема – одна из самых жизненных и острейших проблем, над которой надо работать и теоретически и, в практическом плане. Тонкость внутреннего мира человека, благородство, морально - эмоциональных отношений не сформируются без культуры словесного воспитания. Воспитание души должно пронизывать собой весь учебно-воспитательный процесс.

В современной теории и практике школьного обучения постоянно ведется поиск наиболее эффективных форм и методов нравственного воспитания. Мною был разработан нравственно - философический курс «Первые страницы Азбуки жизни», который ставит своей целью воспитание нравственно активной личности ребенка, обладающей стремлением к духовному развитию.









Пояснительная записка

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственного составляет главную задачу воспитания».

В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.



Цель воспитательного процесса

-Целью является гармоничное развитие личности школьника и привитие ему основополагающих принципов нравственности.


Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

рассказать о смысле жизни, ее ценностях;

учить разбираться в жизненных ситуациях и оценивать свое поведение;

воспитать положительные качества личности;

открыть истинные ценности жизни человека (любовь, совесть, добро, вера, милосердие, скромность);

- научить детей анализировать свое поведение, сроить доверительные теплые отношения с окружающими людьми.



Ожидаемые результаты

Знание и понимание учащимися истоков отечественной культуры, осознание основ русской культуры, способность к творчеству в пространстве русской культуры, умение жить по законам гармонии и красоты.

Нравственный потенциал подрастающего поколения. Высокий уровень самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор. Гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей.

Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности, экологической культуре.

Взаимодействие семьи и школы в процессе нравственного воспитания, школа – центр социокультурной среды.

Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле. Воспитание экологической культуры.


Распределение количества часов

I год обучения – 34 часа (1 час × 34 недели)

II год обучения – 34 часа (1 час × 34 недели)

Данная программа рассчитана для детей и в возрасте от 9 до11 лет.

Форма проведения: мини-занятия. Занятия предполагают различные виды деятельности (этическая беседа, игра, слушание сказок, работа с пословицами, фразеологизмами, диалоги-размышления, обсуждение жизненных ситуаций, театральные миниатюры-импровизации), погружающих учащихся в сферу нравственных основ жизни человека.

Общение педагога строиться на принципах сотрудничества, не только с учащимися, и с родителями.

Для достижения максимальной пользы занятий можно выделить следующие правила совместной работы: слушать и слышать своего товарища; не критиковать, а размышлять над предлагаемыми ситуациями; выражать свое мнение, свою точку зрения, ставить вопросы перед собой и своими товарищами. Во время беседы ученики могут сидеть на стульях расставленных полукругом.

Курс «Первые страницы Азбуки жизни» состоит из шести блоков:

  • «Всяк молодец на свой образец»;

  • «Верность Родине»;

  • «Семейные ценности»;

  • «Законы дружбы»;

  • «Секрет трудолюбия»;

  • «Уроки вежливости».











Блок «Всяк молодец на свой образец» предполагает создание образа человека, уважающего себя и утверждать свое духовное достоинство; осознание недопустимости проявления отрицательных качеств: зависти, черствости, бездушия, бессердечности, лености, скупости, трусости, жестокости.



Тематическое планирование уроков:



1-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ

2-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ

1.

Познай себя

Беседа о сострадании и жестокости

2.

Упрямство и настойчивость

Гордость и скромность

3.

Милосердие, воровство

Добро и зло

4.

Правда и ложь

Ложь

5.

Стыд. Соблазн. Зависть

Осуждение, клевете, сплетни, зависть

6.

Твой внешний вид

Обаяние и аккуратность










Блок «Верность Родине» направлен на рассмотрение проблем патриотического воспитания в начальной школе, на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества


Тематическое планирование уроков:


1-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ

2-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ

1.

«С чего начинается Родина?»

Россия- родина моя

2.

Любимый сердцу уголок

Москва – столица нашей родины

3.

Государственные символы

Конституция Российской Федерации

4.

Память наша

Великие даты

5.

Что? Где? Когда?

Брейн-ринг







Блок «Семейные ценности» предполагает возрождение нравственно-этических традиций семьи; построение модели осмысленных отношений с родными с позиции нравственности; формирование позитивной самооценки, развитие доверительных отношений в семье.




Тематическое планирование уроков:



1-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ

2-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ

1.

Малая родина. Родословная

Кто ближний твой?

2.

Родители дали нам жизнь

Как родители любят вас

3.

Как нужно относиться к родным и близким

Сочинение: «Как вы относитесь к родным»

4.

Все домашние дела делает вместе вся семья

Семейные праздники

5.

Тепло родного очага

Беседа о поведении в семье

6.

Творческие работы детей (рисунки, стихи)

Папа, мама, я – спортивная семья





Блок «Законы дружбы» позволяют раскрыть идею бескорыстия в товарищеских и дружеских отношениях; сформировать собственные представления о поступках и действиях, способствующих укреплению товарищеских и дружеских отношений в коллективе; создать правила «Законы дружбы».




Тематическое планирование уроков:


1-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ

2-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ

1.

О дружбе.

Дружба

2.

О дружбе в классе

Насмешки

3.

С кем поведешься, от того и наберешься

Прощение обид

4.

Как постоять за себя

Что сильнее - сила или слово?

5.

Золотое правило дружбы.

Игра «Сломай веник»

6.

«Дружба крепкая очень нам нужна…»

«Один за всех и все за одного»







Блок «Секреты трудолюбия» дает возможность каждому ученику осмыслить понятие «труд» как основу жизни современного человека, воспитывать уважение к труду и людям труда на примерах трудовой жизни старшего поколения.




Тематическое планирование уроков:



1-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ

2-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ

1.

Труд человека кормит, а лень портит

Чтобы жить хорошо, нужно работать

2.

Тема трудолюбия и лености в художественно литературе

О труде гласит мудрость

3.

О лени и лентяях

Чистота и порядок

4.

Кем я хочу быть

Кто из вас уже выбрал профессию

5.

Напишите советы для человека, который

хочет стать трудолюбивым.

Древосемейных профессий













Блок «Уроки вежливости» занятия этого блока показывают преимущества поведения, основой которого является позиции уважения, доброжелательного отношения к другому человеку.




Тематическое планирование уроков:


1-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ

2-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ

1.

Как жить? Правила вежливости

Я живу на свете не один

2.

«Что такое хорошо и что такое плохо»

Как быть вежливым?

3.

Часто не хочется все делать правильно

Как вы хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними

4.

Слова вежливости

Культура спора

5.

«Вежливый слушатель»

Этикет подарка

6.

Как не прослыть неприятным человеком

Написание стихов и рассказов о вежливости








Реализовать цели и задачи курса невозможно без участия родителей, так как в формировании нравственных качеств личности семья обладает несомненными преимуществами перед общественными институтами воспитания. Ведь именно в семье дети учатся разделять радости и горести других людей, что представляет собой одну из величайших ценностей жизни. Курс предусматривает выполнение совместно с родителями творческих заданий, чтение и обсуждение художественных произведений.

Родители могут принимать активное участие и в проведении итоговых тематических занятий.






















Этот курс не просто подбор взаимосвязанных тематических занятий или внеклассных мероприятий, это система постижений каждым из учеников себя, своего места и предназначения в мире.

Данный курс апробируется в ГОУ ЦО № 1477 в 3 - 4 классах.

Особенность данного курса в разнообразии материла и подходов к темам, умелое использование разных источников, постоянный диалог с учениками, постоянная поддержка в них духовного горения, любви к семье, ближнему – взрослому и сверстнику, малой родине и большому Отечеству.

Данный курс поможет «маленькому человеку» увидеть в большом мире добро и зло, уметь их распознавать. Не оставаться равнодушными в разных жизненных ситуаций.

В заключении отметим то, что педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему, продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.





























Список используемой литературы:


  1. Мельникова Т. А.

Уроки нравственности – М.: Школьная пресса, 2009

  1. Группа продленного дня 3-4 классы/Авт.-сост. Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2009

  2. Дереклеева Н. И.

Справочник классного руководителя: 1-4 классы/Под редакцией И. С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007

  1. Власова Е. В. Воспитание словом//НШ2010. №1

  2. Веселые уроки кота Этикета/М. А. Хаткина. Ростов н/Д: Феникс: Кредо, 2007

  3. Праздник – ожидаемое чудо! Лучшие внеклассные мероприятия. 1-4 классы. М.: ВАКО, 2006

  4. Рожков М. И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе. М.: Владос, 2001

  5. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика - 2005 - №2 - С. 67-68

  6. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей/Л.И.Божович// Вопросы психологии. - М.:Просвещение, 1975.- 254с.

  7. Бондаревская Е. В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы: Учеб. пособие./Е.В.Бондаревская - Ростов-на-Дону: РГПИ, 1986- 361с.

  8. Дробницкий О.Г Проблемы нравственности./О.Г.Дробницкий - М.: Просвещение,1977.- 376с.

  9. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании - 2003 - №3 - С. 9-12

  10. Зазнобина Л. С: Как же выжить в мире СМИ./ Л.С.Зазнобина Медиаобразование в школе - 1999-№3 - С.23- 26.

  11. Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека / В.С. Леднев // Стандарты и мониторинг в образовании - 2002 - №6 - С. 3-6

  12. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания: Соч. - Т.5. - М.: Просвещение, 1976. - 231c.

  13. Матвеева Л. И Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения./Л.И.Матвеева -Ленинград, 1989 -265с.

  14. Ожегов С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, -М:Просвещение, 1995.- 478с.

  15. Педагогика школы/ Под ред.Г. И. Щукиной. - М.: Просвещение, 1977-387с.

  16. . Педагогика/ Под ред. Ю.К. Бабанского - М.: Просвещение, 1983 - 384с.

  17. Артюхова И. С. Ценности и воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика, 1999- №4.- С.78-80




Приложение 1

В работе с родителями большое внимание классный руководитель должен уделить вопросу понимания ими нравственных категорий. С этой целью он может предложить родителям дать определение основных нравственных категорий, формирование которых он считает наиболее важными в работе с учащимися. Предлагая родителям дать определение нравственных категорий, он должен предложить им вариант вопроса, который помогает определить понимание родителями той или иной нравственной категории как практически, так и теоретически.


Доброта – это…

Быть добрым – это значит…

В характере моего ребенка это качество проявляется в том, что…

Милосердие – это…

Быть милосердным – это значит…

В характере моего ребенка это качество проявляется в том, что…

Терпимость – это…

Быть терпимым – это значит…

В характере моего ребенка это качество проявляется в том, что…

Отзывчивость – это…

Быть отзывчивым – это значит…

В характере моего ребенка это качество проявляется в том, что…

Послушание – это…

Быть послушным – это значит…

В характере моего ребенка это качество проявляется в том, что…

Справедливость – это…

Быть справедливым – это значит…

В характере моего ребенка это качество проявляется в том, что…




















Перечень общечеловеческих, гражданских ценностей


Определить свое отношение к данным ценностям по следующей шкале: очень значимы – «3», значимы «2», не очень значимы – «1», неприемлемы – «-», непонятны – «0».

Ценности

Балл

Ценности

Балл

1. Верность поставленной цели


17. Великодушие


2. Способность к состраданию


18. Готовность прийти на помощь


3. Участливость


19. Святость


4. Чувство надежности, безопасности


20. Честность


5. Убежденность


21. Смирение


6. Стремление сотрудничать с другими


22. Инициативность и находчивость


7. Мужество


23. Оптимизм


8. Упорство в достижении цели


24. Доброта


9. Энтузиазм, активное отношение к жизни


25. Любовь


10. Справедливость


26. Преданность в дружбе


11. Вера


27. Послушание


12. Верность


28. Терпение


13. Чувство товарищества


29. Миролюбие


14. Способность прощать


30. Настойчивость


15. Дружелюбие


31. Радостное восприятие жизни


16. Вежливость


32. Готовность уповать на Бога



Учащимся, родителям было предложено определить свое отношение к данным ценностям.


















Полный текст материала Программа воспитательной работы "Первые страница Азбуки жизни" для 3-4 классов смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Головачева Галина Евгеньевна  пуся4289
31.07.2012 1 3334 685

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК