Разработка мероприятия по профилактике алкоголизма среди учащихся


Муниципальное образовательное учреждение средняя образовательная школа № 62















Разработка мероприятия по профилактике алкоголизма среди учащихся







Выполнино: социальным педагогом
школы № 62
Сныровой Г.К.








Нижний Новгород, 2012 года



План



1.Ритуал приветствия
1.1 Разминка
2. Актуализация цели проводимого мероприятия
3.Принятие правил группы
4.Тренинг
5. Продвинутая лекция с использованием информационных технологий
6. Мозговой штурм
7. Ролевая Игра
8 Итоговый тест
9 Ритуал прощания





























Профилактика алкоголизма среди учащихся

Цель: снижение риска приобщения учащихся к употреблению спиртных напитков.
Задачи:
1. создать атмосферу доверия, взаимного уважения и взаимопонимания группы;
2.дать правдивую информацию о спиртных напитках, последствия их употребления и влияния на все сферы жизни человека;
3. Отработка навыка умения сказать «нет» в ситуациях, когда подростку предлагают спиртное.

Используемые формы работы:

Дискуссия, ролевая игра, мозговой штурм, тренинг по тренировке технологии «отказа».
Ход занятия
1. Приветствие

Ребята сидят в круге.
Ведущий предлагает ученикам разделиться на две группы «европейцев», «японцев».
Инструкция:
Каждый из участников идет по кругу и здоровается со всеми «своим способом»: «европейцы» пожимают руку, «японцы» кланяются.
Это упражнение способствует положительному эмоциональному настрою, заряжает группу положительной энергией.
1.2. Разминка.
Упражнение на сплочённость группы.
Ведущий предлагает ребятам разминку на тему: «В чём мне повезло в этой жизни?»
Инструкция:
Ведущий предлагает участникам группы разбиться по парам. В течение двух минут рассказать своему партнеру о том, в чем вам повезло в этой жизни. Через две минуты поменяться ролями.
После упражнения проводится короткий обмен впечатлениями, обсуждение.
это упражнение помимо собственной ценности, повышает уровень жизненного оптимизма, создаёт хороший настрой на работу.


2. Актуализация цели проводимого мероприятия.
Ведущий: «Ребята, мы встретились для того, чтобы вместе с Вами поразмыслить над теми проблемами, которые есть в нашей жизни, вместе с Вами найти пути их разрешения. За время занятия Вы лучше узнаете самих себя, сможете принять правильное решение и противостоять предложению о принятии алкоголя.

3. Принятие правил работы группы в группе.

Правила группы.
(правила написаны на плакате).
1. Давать возможность высказаться.
2. Каждый говорит от своего имени.
3. Безоценочность и уважение.
4. Активность.
5. Правило «Стоп».
6. Правило обратной связи.
7. Здесь и сейчас.
8. Слова не переходят в действие.

Основные правила работы ведущего в группе:
-поддерживать самооценку участников;
- создавать благоприятную групповую атмосферу на основе доверия и принятия друг друга;
- обеспечить безопасность самораскрытия детей.
4. Тренинг

Ведущий: «Ребята, Вы наверное не раз сталкивались с людьми, которые употребляют алкоголь. Вспомните и назовите те чувства, которые Вы испытываете, сталкиваясь с такими людьми».

Задание: Выбираем секретаря, выписываем на доску утверждение детей.
На доске: жалость, страх, злость, бессилие, ненависть, и так далее (предлагаемые ответы учащихся).

Чувства, перечисленные Вами противоречивы. Одни относятся к пьющим людям, как к больным, другие как к преступникам. Давайте вместе с вами обсудим, что знаете о последствиях употребления алкоголя.



5. Продвинутая лекция с использованием информационных технологий.

Ведущий: Рассмотрите этот набор фотографий, изображающих людей находящихся в состоянии алкогольного опьянения.
Ведущий дополняет и обобщает информацию.

Последствия употребления алкоголя:
1.Социальные:
ДТП, потеря работы, распад семьи, преступления

2. Органические последствия:
Дети, рожденные от алкоголиков, имеют следующие патологии:
умственное недоразвитие, отставание в массе тела, болезни сердца, анемия костей и суставов.

Цирроз печени – это омертвление клеток печеночной ткани, в 70% Алкогольного происхождения.

Воздействие на головной мозг.
Снижение мыслительной способности.

3.Психические последствия.

Суициды – каждое пятое самоубийство на почве пьянства.

Деградация личности – раздражительность, злость, агрессивность, безответственность.

4.Псевдоположительные эффекты:
успокоение, расслабление, подъём настроения.

5.Псевдолечебный эффект
в результате расширения сосудов возникает кратковременное согревания организма, при этом идет избыточная отдача тепла в окружающую среду с последующим переохлаждением.

Признаки формирования болезни:

1.расширения круга поводов для выпивки;
2.нарастание частоты выпивок;
3.ослабление ситуационного контроля;
4. Рост личной переносимости дозы алкоголя от 50-100 мл. водки до 300-400 мл. т.е. минимум в 5 раз;
5. утрата защитного рефлекса на возросшую дозу спиртного;
6. утренняя забывчивость;
7. усилия симптомов плохого самочувствия на следующее утро после выпивки;
8. Смертельная доза для взрослых 6-8 грамм на 1 килограмм веса, для ребёнка 1-2 грамма на 1 килограмм веса.

Болезнь – зависимость – возникает в связи с систематическим потреблением алкоголя, проявляется запоями, обязательным опохмелением. При отмене вина появляется дискомфорт, депрессия с потребностью вновь выпить, самостоятельно без алкоголя человек не может успокоиться.

Инструкция.
Ведущий предлагает учащимся выявить причины употребления спиртных напитков сверстниками.

6.Мозговой штурм.

Ребята свободно высказываются по поводу причин, побуждающих человека употреблять алкоголь.
Секретарь фиксирует на доске ответы.
ведущий поощряет активность всех учащихся.
Примерные ответы:
- человек употребляет алкоголь потому, что это помогает ему: снимать барьеры в общении, удовлетворять свое любопытство, снимать напряжение и тревожность, стимулировать активность, следовать принятой традиции и так далее.

Ведущий подводит итог и делает обобщение. Вопросы ведущего: Что было трудно? Были сделаны какие-то открытия? В ходе обсуждения главное внимание обращается на то, какие человеческие потребности якобы удовлетворяются с помощью алкоголя? Если другие способы достичь того же эффекта? Например, человек употребляет алкоголь, чтобы снять психическое напряжение. Это же можно достичь при помощи физических упражнений, прогулок, посещение дискотеки, разговора с другом и так далее.

6. Ролевая игра.

Ролевая игра направлена на отработку навыка сказать «нет».



Ход игры.

Двое желающих принимают на себя роли, юноша и девушка встретились на квартире у молодого человека, пока родителей нет дома. Уговаривающей стороной может быть парень, а отказывается девушка; предполагается, что между ними имеется симпатия. Продолжительность такого взаимодействия 10-15 минут. По окончанию игры остальные участники дают «обратную связь» девушке, которая отказывалась, с целью выявить моменты, наиболее удачные в плане отстаивания своей позиции, и то, что было неубедительно. Обсуждение вопроса: «Что из полученного во время игры опыта Вы перенесли бы в свою жизнь и как?»
Игры служат развитию самостоятельности, подкрепляют уверенность в собственных силах. Игры предполагают апробирование нового для себя в данной ситуации.

8. Итоговый тест.

Ребята заполняют тест «Миф и реальность об алкоголе».

Ведущий: Ребята жизнь достаточно сложна, в ней возникают ситуации, в которых Вы должны сказать «нет» алкоголю. Я надеюсь, что Вы выберете здоровье, а значит жизнь.

9. Ритуал прощания.

В заключение тренинга Участники в общем круге тесно держаться за плечи друг друга. Смотрят друг на друга и воспринимают своё сплочение. Далее круг с минуту раскачивается вправо-влево. В конце все хором произносят по команде ведущего «Молодцы!» «До свидания».















Список литературы.

1.Моисеев А.П., Добролюбов А.В., Куковенко Е.П., Левицкая Е.А. Профилактика потребления ПАВ среди детей и подростков.
Методическое пособие для социальных педагогов. Н. Новгород, 2004.

2.Нелидов А.Л., Попова Т.А., Леднева Л.В. Программа семинара- тренинга подготовки учащихся-волонтёров «Миссия доброй воли!» по областной программе « Профилактика асоциального поведения среди детей и молодежи». Н. Новгород, 2007.

3. Шпаков А.О. Алкоголизм, Наркомания. Токсикомания, Курение. Природные и бытовые яды. Справочник для родителей и детей. СПб.: Зенит, Энергия,2000.














Слайд 1
Правда и ложь об алкоголе. Музыкант, поддерживающий пьяного кутилу. (изображение на античной вазе)
Слайд 2
Что такое АЛКОГОЛЬ? Начнём с простого и общеизвестного. В состав пива, вина и водки входит алкоголь - этиловый спирт (этанол). Его химическая формула C2H5OH. Это проходят в средней школе, но к сожалению в средней школе детям не всегда сообщают, что алкоголь является наркотическим смертельным ядом. Также не принято и в среде молодёжи и взрослого населения считать покупаемую бутылку водки, вина или пива смертельно действующим наркотиком (!!!).
Слайд 3
Алкоголь – наркотик, вызывающий привыкание. • • • • • Свойства этилового спирта, ставящие его в один ряд с наркотическими веществами: Способность при употреблении вызывать болезненное влечение При длительном употреблении нарастание устойчивости к алкоголю Возникновение и становление алкогольного абстинентного (похмельного) синдрома – физической зависимости Способность вызывать острые, затяжные и хронические алкогольные психозы Выраженное обще-токсическое действие. Алкоголь обладает практически всеми свойствами наркотических веществ, в достаточной степени выраженными и опасными. Все напитки, которые содержат алкоголь - это наркотические вещества.
Слайд 4
Влияние алкоголя на пищеварительный аппарат • ЛОЖЬ – надо выпить с «устатку», для аппетита, при болях в желудке, при язве • ПРАВДА Алкоголь оказывает негативное воздействие на голодный желудок, ведя себя агрессивно по отношению к слизистой. Усиливается выработка соляной кислоты, от которой страдает желудок, что в результате может вызвать развитие гастрита
Слайд 5
Болезни сердца • ЛОЖЬ – Алкоголь понижает давление – При болях в сердце – лучшее средство • ПРАВДА С приемом алкоголя увеличивается частота сердцебиения, а от объема крови, "выталкиваемой" в кровяное русло, напрямую зависит артериальное давление - с увеличением объема крови повышается давление Токсическое влияние, спирта на миокард ведет к развитию очаговой и диффузной дистрофии миокарда, проявляющейся нарушением ритма сердца и сердечной
Слайд 6
Слайд 7
Алкоголь и мозг • Ложь – если пить «культурно», то в этом нет ничего плохого – вредное влияние алкоголя относится только к алкоголикам • ПРАВДА Изменения, происходящие в мозгу под влиянием алкоголя, возникают при употреблении алкоголя в любых дозах.
Слайд 8
Алкоголь и секс Без комментариев
Слайд 9
Алкоголь и потомство • Только ПРАВДА – Алкоголь разрушает не только мозг. Столь же губительно он действует на репродуктивные ткани, на зародышевые клетки и на потомство. А это значит, что он губит будущее. – Изменения же в зародышевых клетках, как и само отравление организма спиртом, часто приводит к появлению дегенеративного потомства. Алкоголь – самый заклятый враг будущности человеческого рода О.Форель
Слайд 10
Алкоголь – поставщик людей для тюрем А. Бодрираллор
Слайд 11
Вино и общество! • ЛОЖЬ - вино снимает напряжение, поэтому в праздник и в день отдыха необходимо выпить. • ПРАВДА наиболее опасным и далеко идущим последствием употребления спиртных напитков является то, что они расслабляют и расстраивают привычку к труду и очень рано нарушается нормальная потребность трудиться.
Слайд 12
Картинки из жизни Алкоголизм – это визитная карточка безволия
Слайд 13
Картинки из жизни Спирт так же консервирует душу и ум пьяницы, как он консервирует анатомические препараты.
Слайд 14
МИФЫ и РЕАЛЬНОСТЬ • Миф - Алкоголь согревает – В действительности согревающий эффект алкоголя обманчив и даже опасен. Согревают организм лишь первые 50 г водки или коньяка. Расширяя сосуды, они нормализуют кровоснабжение внутренних органов. • Миф - Алкоголь возбуждает аппетит – Убеждение в том, что алкоголь возбуждает аппетит, породило традицию выпивать "для аппетиту". Но лишь крепкие спиртные напитки в малых дозах (20-25 г водки) вызывают легкое чувство голода, активируя центр насыщения. Однако аппетит просыпается не мгновенно, а лишь через 15-20 минут после принятия алкоголя. • Миф - Алкоголь снимает стресс – Принятие весомых доз алкоголя в стрессовом состоянии неизбежно развивается по одному из двух сценариев. При первом усталость усугубляется и настроение падает. Развивается своеобразная депрессия, лишь усиливающая чувство утомления. При втором возникает алкогольная эйфория, тоже заканчивающаяся депрессией. Ни один из сценариев снятия стресса не предусматривает.
Слайд 15
МИФЫ и РЕАЛЬНОСТЬ • Миф - Алкоголь повышает работоспособность – Легкая степень опьянения действительно активизирует мыслительные процессы, но ощущение это ошибочно. При этом всегда снижается концентрация внимания, возникает неадекватная реакция и ухудшается качество умозаключений. • Миф - Алкоголь помогает лечить простуду – Мало того, что горячительные напитки ослабляют иммунитет, спирт еще и далеко не лучшим образом влияет на воспаленное горло, которое после подобных мероприятий начинает болеть еще больше. – Миф о целебной силе водки всего лишь миф. • Миф - В алкоголе нет калорий – Типичная ошибка многих женщин - строго подсчитывать все съеденные калории и не обращать никакого внимания на выпитые. Любой алкоголь очень калориен, а непризнание этого факта сказывается не только на здоровье, но и на фигуре.
Слайд 16
МИФЫ и РЕАЛЬНОСТЬ • Миф - Пиво не алкоголь – Широко распространенное заблуждение - считать пиво неалкогольным напитком, не наносящим никакого вреда здоровью. Но слабоалкогольный не значит безалкогольный. Небольшое содержание спирта не делает пиво безвредным. Это все-таки не лимонад. – Чрезмерное употребление пива вызывает привыкание, как и любой алкогольный напиток. Недаром в последнее время медики заговорили о таком распространенном явлении, как пивной алкоголизм. – От воздействия пива страдают печень и сердце, претерпевая перерождение, эти органы начинают плохо функционировать. Соответственно, считать пиво безвредным напитком ошибочно. Такое опасное заблуждение быстро сказывается на здоровье.
Слайд 17
Влияние пива на организм • Пиво по-разному влияет на мужской и женский организмы. В мужском организме при регулярном потреблении начинает выделяться (в частности, в печени) патологическое вещество, которое подавляет выработку метилтестостерона - основного мужского полового гормона. Как итог, начинают продуцироваться женские половые гормоны: расширяется таз, разрастаются грудные железы. • У женщин вероятность заболевания раком грудной железы растет пропорционально количеству выпитого пива. Особенно опасно пить пиво женщинам, вкармливающим ребенка грудным молоком. У ребенка вероятно возникновение эпилептических судорог, а со временем может возникнуть и эпилепсия
Слайд 18
Картинки из жизни Бутылочки да рюмочки доведут до сумочки Народная пословица
Слайд 19
Картинки из жизни
Слайд 20
Народ об АЛКОГОЛЕ народные пословицы и поговорки • • • • • • • Было ремесло, да хмелем унесло Где винцо, там и горюшко. Вино полюбил – семью разорил. Вино с разумом не ладит. Горя вином не зальешь, а радость пропьешь. Иван пьян гуляет, а Марья с голоду умирает. Муж пьет – полдома горит; Жена пьет – весь дом горит. • От опьянения два шага до преступления. • Река начинается с ручейка, а пьянство с рюмочки. • Упился медами, опохмелился слезами.
Слайд 21
Алкоголь – АЙС?

Полный текст материала Разработка мероприятия по профилактике алкоголизма среди учащихся смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Снырова Галина Константиновна  Мешалкина
15.03.2013 1 24377 1547

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
Всего: 1
avatar
1 Ira15 • 15:20, 11.01.2015
Материал очень интересный, современный, уверена, очень понравится старшеклассникам. Я классный руководитель 10 класса, ребята серьёзные, взрослые, обязательно проведу классный час с использованием данных материалов.